(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 12 (24.3.2014)
Суть дела :: Точка зрения

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Проверки контролируемых операций

Миндоходов приказом от 24.12.2013 г. №843 (см. «ДК» №12/2014) утвердило форму акта (справки) о результатах проведения проверки налогоплательщика по вопросам полноты начисления и уплаты налогов и сборов при осуществлении контролируемых операций, а также Требования к составлению акта (справки). Практика проверок контролируемых операций еще не сложилась, подразделение контроля в структуре налогового регулятора уже создано, однако первые проверки начнутся уже после предельной даты представления Отчета о контролируемых операциях — с мая 2014 г. Попробуем проанализировать, каким образом по замыслу законодателя должны проводиться проверки контролируемых операций.

Отчетность

Как известно, субъекты хозяйствования, осуществляющие контролируемые операции, обязаны подавать в территориальный налоговый орган отчет о таких операциях (пп. 39.4.2 НКУ). Приказом №6691 Миндоходов утвердило форму отчета о контролируемых операциях и порядок его составления. Эта отчетность является основным источником информации, находящейся под контролем налогового органа. Но, помимо отчетности, источником анализа выступает первичная бухгалтерская документация, подаваемая субъектом хозяйствования в ответ на запрос налогового органа или в ходе налоговой проверки.

1 Приказ Миндоходов от 11.11.2013 г. №669 «Об утверждении формы и Порядка составления Отчета о контролируемых операциях».

Первым отчетным периодом Отчета о контролируемых операциях будет 2013 год. Так что вопросов без ответа тут предостаточно. В письме от 07.03.2014 г. №5699/7/99-99-19-03-01-17 (см. «ДК» №12/2014) главный налоговый регулятор разъяснил ряд практических моментов заполнения Отчета о контролируемых операциях:

— с 01.01.2014 г. при заполнении раздела «Відомості про особу, яка бере участь у контрольованих операціях» приложения к Отчету и кода для заполнения названия страны, в которой зарегистрировано лицо, следует руководствоваться Классификацией стран мира, утвержденной приказом Государственной службы статистики Украины от 30.12.2013 г. №426;

— в графе 10, показатель «Код сторони операції» раздела «Відомості про контрольовані операції» приложения к Отчету о контролируемых операциях, указывается код стороны операции согласно приложению 5 к Порядку составления Отчета о контролируемых операциях. В случае отсутствия нужного наименования стороны операции проставляется код 045 — «Інше найменування сторони»;

— одна порция Отчета содержит не более 20000 записей. Если количество строк превышает 20000, формируется несколько порций данных приложения (количество кратное 20000).

Суть проверок

Мониторинг цен в контролируемых операциях проводится центральным налоговым органом путем наблюдения за ценами, применяемыми сторонами таких операций, и путем анализа документации о контролируемых операциях.

В чем заключается такой мониторинг? Что является ориентиром в ценовом вопросе?

В соответствии с пп. 39.5.3.1 НКУ при осуществлении налогового контроля за трансфертным ценообразованием центральный налоговый орган использует официально признанные источники информации о рыночных ценах, перечень которых устанавливается Кабмином. Такой перечень утвержден распоряжением КМУ от 22.10.2013 г. №865-р (см. «ДК» №12/2014): официально признанными источниками информации названы пять специализированных изданий в качестве основных специализированных коммерческих изданий и официальный сайт Минагрополитики в качестве вспомогательного специализированного коммерческого издания (используется в случае, когда информация о рыночных ценах в основных источниках отсутствует или ее объем недостаточен).

В то же время нормы пп. 39.5.3.2 НКУ в случае отсутствия или недостаточности соответствующей информации в указанных источниках дают широкое поле для маневра: ориентиром становятся цены, определенные в ходе публичных торгов (аукционов), тендеров по торговле отдельными видами продукции, биржевые котировки, справочные цены специализированных коммерческих изданий (в т. ч. интернет-изданий) и публикаций (в т. ч. электронных) и других банков данных, сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности налогоплательщиков, обнародованые в средствах массовой информации, в т. ч. на официальных веб-сайтах в Интернете. Фактически при определенных обстоятельствах ценовым ориентиром может быть любой источник информации, к которому законодательством не ограничен доступ.

Приоритет в использовании тех или иных официальных источников не установлен. Но если субъект хозяйствования использовал один из официальных источников информации, проверяющим запрещено в процессе мониторинга применять другой источник информации (если не доказано, что налогоплательщик должен был использовать другие официальные источники информации).

В соответствии с нормами пп. 39.5.2.1 НКУ, основаниями для проверки контролируемых операций являются:

а) направление уведомления об обнаруженных контролируемых операциях;

б) выявление по результатам мониторинга отклонения цен контролируемой операции от уровня обычных (рыночных) цен;

в) непредставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях;

г) непредставление налогоплательщиком или представление с нарушением требований п. 39.4 НКУ документации о контролируемых операциях.

Ограничение такой категории проверок

В ходе проверки контролируемых операций проверяются исключительно контролируемые операции: не допускается проверка соблюдения других требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. В то же время проведение такой категории проверок никоим образом не мешает проводить в отношении данного налогоплательщика камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

Продолжительность проверки контролируемых операций не должна превышать шесть месяцев (пп. 39.5.2.9 НКУ) плюс до шести месяцев возможного продления проверки. Обратите внимание: исчерпывающий перечень оснований для продления проверки включает в себя следующие моменты:

— необходимость получения информации от иностранных государственных органов;

— проведение экспертизы и/или перевода на украинский язык документов, поданных налогоплательщиком на иностранном языке.

Кроме того, территориальный налоговый орган не имеет права проводить две и более проверки контролируемой операции в течение одного календарного года.

А вот еще особая черта проверок контролируемых операций, которой лишены все другие виды проверок. Если у налогоплательщика, являющегося стороной контролируемой операции, по данной операции за календарный год проведена проверка контролируемых операций и по ее результатам установлено соответствие цен контролируемой операции обычным ценам, по данной операции не могут быть проведены проверки налогоплательщиков, являющихся другими сторонами данной операции (пп. 39.5.2.5 НКУ). То есть если проверка проводится у продавца, то покупатель в этой сделке от проверок данной операции уже освобождается. Но внимание: только в случае, если по итогам проверки установлено соответствие цен контролируемой операции обычным ценам.

Тем не менее, проверяющие имеют право направить запрос налогоплательщикам, выступающим сторонами контролируемых проверяемых операций, о предоставлении документов (информации) по операциям и/или провести встречную сверку: материалы и сведения, полученные при проверке субъекта проверки, могут быть использованы при проверке других лиц, являющихся сторонами таких операций.

Оформление результатов проверки

Как и в случае любой другой проверки, результаты проверки контролируемых операций оформляются в виде акта (справки). Если по результатам проверки обнаружены факты отклонения цены, примененной в контролируемой операции, от обычной цены, что привело к занижению суммы налога, составляется акт проверки. При отсутствии таких нарушений составляется справка.

Обратите внимание: акт о результатах проверки контролируемой операции должен содержать документально подтвержденные факты отклонения цены, примененной при проведении операций, от обычной (рыночной) цены; обоснование того, что такое отклонение привело к занижению суммы налога; расчет суммы такого занижения. Возражения к акту могут быть поданы в течение 30 календарных дней со дня его получения. Как и в случае любой другой налоговой проверки, срок на обжалование налоговых уведомлений-решений, принятых по результатам проверки контролируемой операции, составляет 3 года. Как видим, процедурных отличий данного вида проверок от любых других проверок нет.

Отражение результатов проверки

Согласно пп. 39.1.1 НКУ, налогоплательщик должен откорректировать свои налоговые обязательства до уровня, определенного при условии соответствия условий контролируемой операции таким же условиям сопоставимых операций, стороны которых не являются связанными лицами. Для корректировок доходов и расходов по ст. 39 НКУ утверждено отдельное приложение ТЦ и введены новые строки в приложениях ІД, ІВ и ЦП. Кроме того, корректировки должны быть отражены и в Отчете о контролируемых операциях со всеми необходимыми приложениями путем проставления отметки в ячейке «Уточнюючий».

Корректирующая декларация подается в случае проведения самостоятельной, пропорциональной или обратной корректировки. Корректирующую декларацию при самостоятельной и пропорциональной корректировке налогоплательщик подает при необходимости (в любой момент, в т. ч. и в общие сроки, установленные для представления декларации), а в случае обратной корректировки предусмотрен отдельный срок — 20 рабочих дней с даты получения уведомления налогового органа.

Определяющим нюансом такого вида проверок является следующее. По итогам проверок контролируемых операций корректировку может проводить не только проверявшийся субъект, но и вторая сторона контролируемой операции. Это так называемая пропорциональная корректировка. Но она возможна не сразу по итогам проверки контрагента, а исключительно после уплаты налоговых обязательств, доначисленных территориальным налоговым органом.

В течение 30 р. д. со дня возникновения права на пропорциональную корректировку центральный налоговый орган направляет уведомление о необходимости корректировки. Если налогоплательщик владеет информацией, что его контрагент проверялся налоговым органом и ему были доначислены НО, а соответствующее уведомление он не получил в установленный срок, он вправе обратиться в центральный налоговый орган с заявлением о направлении ему уведомления о проведении пропорциональной корректировки. К этому заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих выполнение решения о доначислении налоговых обязательств (полученные от контрагента документы об уплате доначисленных НО). Может получиться так, что решение о доначислении НО, согласно которому была проведена пропорциональная корректировка, в дальнейшем будет отменена. В этом случае будет иметь место обратная корректировка (пп. 39.5.5.6 НКУ). Обратная корректировка также проводится на основании уведомления центрального налогового органа на протяжении 20 р. д. с даты получения такого уведомления. К нему прилагаются уже готовый расчет обратной корректировка и копия соответствующего судебного решения об отмене решения о начислении НО (пп. 39.5.5.7 НКУ).

Юлия КЛОВСКАЯ, главный редактор «Дебета-Кредита»



Следующая статья:  В начало статьи 



Перечисление НДФЛ в бюджет Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Точка зрения
Миндоходов в письме от 08.11.2013 г. №14933/6/99-99-17-02-01-15 (см. «ДК» №12/2014) разъясняет особенности перечисления НДФЛ при отсутствии у предприятия зарегистрированных обособленных подразделений, но при выплате доходов физлицам вне местонахождения та...

В рубрике: 


Жизнь, поделенная надвое Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (2.6.2014) :: Суть дела :: Точка зрения
События последних месяцев, можно уверенно сказать, изменили мир. И в первую очередь — нас самих. Наработанные годами бизнес-отношения, пока еще есть возможность поддерживать их, функционируют в более-менее дееспособном режиме. Но, учитывая неоднозначность...

Ценнобумажные проверки Фрагмент статьи (только начало)
№ 15-16 (14.4.2014) :: Суть дела :: Точка зрения
Ценнобумажные проверки — едва ли не самые дорогие проверки по размеру возможных штрафных санкций. Реалии бизнеса свидетельствуют, что не всегда финсанкций можно избежать, даже если действовать максимально в законодательно установленных рамках. А порой рез...

0.018463