(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 15-16 (14.4.2014)
Суть дела :: Точка зрения

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Ценнобумажные проверки

Ценнобумажные проверки — едва ли не самые дорогие проверки по размеру возможных штрафных санкций. Реалии бизнеса свидетельствуют, что не всегда финсанкций можно избежать, даже если действовать максимально в законодательно установленных рамках. А порой результат нарушения несопоставимо превышает размер возможных санкций.

Фондовый рынок довольно объемный по своим размерам даже в Украине, где большинство ЦБ находятся в обращении не в свободных рыночных условиях, а «в ручном управлении». В первую очередь из-за цены таких ценных бумаг. А поскольку цена вопроса и возможного правонарушения зачастую довольно высока, фондовый рынок даже по своей правовой сути должен быть оперативно регулируемым со стороны государства механизмом с четко определенными алгоритмами проверок проводимых операций и наложением существенных по размерам штрафных санкций.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляет Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (далее — НКЦБФР). Основной нормативный акт, определяющий полномочия НКЦБФР, — Закон №448. Единый механизм осуществления НКЦБФР проверок соблюдения требований законодательства о ценных бумагах относительно профессиональной деятельности на фондовом рынке путем проведения плановых и внеплановых проверок определен Порядком №161.

Субъектами проверок могут быть:

— профессиональные участники фондового рынка (лицензиаты);

— юридические лица, срок действия лицензии которых истек или лицензии которых на осуществление определенных видов профессиональной деятельности на фондовом рынке аннулированы;

— саморегулирующиеся организации профессиональных участников фондового рынка.

Плановые проверки могут быть выездными, комплексными, тематическими (периодичность плановых проверок — не чаще 1 раза в год). Внеплановые проверки могут быть выездными, безвыездными, комплексными и тематическими.

Внеплановые проверки могут проводиться при наличии хотя бы одного из оснований, перечень которых приведен в п. 2 разд. II Порядка №161.

НКЦБФР может проводить проверки за любой период, но с учетом ее полномочий, определенных Законом №448 и Порядком №1611.

1 Дополнительно см. письмо НКЦБФР от 25.10.2013 г. №16/22083/НК.

Статьей 11 Закона №448 определен исчерпывающий перечень правонарушений, за которые НКЦБФР может применять санкции. Перечень насчитывает 16 правонарушений, для каждого из которых указан конкретный размер штрафных санкций. Кроме применения финансовых санкций за упомянутые правонарушения, НКЦБФР может приостанавливать или аннулировать лицензию на право осуществления профдеятельности на фондовом рынке и аннулировать свидетельство о регистрации объединения в качестве саморегулирующейся организации фондового рынка.

Кроме того, в случае нарушения законодательства о ценных бумагах, нормативных актов НКЦБФР, Комиссия вправе (ч. 5 ст. 8 Закона №448):

— выносить предупреждение;

— приостанавливать на срок до одного года размещение (продажу) и обращение ценных бумаг того или иного эмитента;

— приостанавливать действие лицензий;

— аннулировать действие таких лицензий.

В вопросе ценнобумажных проверок, кроме Закона №448, ключевую роль играют и Правила №1470. Это основной нормативный документ, определяющий порядок и сроки рассмотрения НКЦБФР дел о нарушении гражданами, должностными лицами и юридическими лицами требований законодательства на рынке ценных бумаг.

Возбуждение дела

Дело о правонарушении может быть возбуждено только в том случае, если существуют достаточные данные, указывающие на наличие правонарушения.

Возбужденное дело подлежит закрытию:

— при отсутствии факта совершения правонарушения;

— при отсутствии состава правонарушения;

— если дело не подлежит рассмотрению Комиссией;

— в случае окончания на дату рассмотрения дела о правонарушении сроков, предусмотренных законом;

— при наличии по одному и тому же факту не отмененного постановления уполномоченного лица, решения суда;

— в случае внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей записи о государственной регистрации прекращения юридического лица, в отношении которого возбуждено дело о правонарушении, или признании его банкротом, или внесения записи о судебном решении о прекращении юридического лица;

— в случае отмены законодательного акта, устанавливающего ответственность за правонарушение;

— при наличии по данному факту возбужденного дела о правонарушении относительно лица, привлекающегося к ответственности.

Пункт 2 раздела ІІІ Правил №1470

Если в ходе производства по делу о правонарушении, которое было приостановлено до подписания акта о правонарушении на рынке ценных бумаг, установлены вышеупомянутые основания, уполномоченное лицо выносит постановление о закрытии производства по делу одновременно с постановлением о возобновлении производства по делу о правонарушении на рынке ценных бумаг, которые направляются лицу, по которому они вынесены.

Субъектный состав проверяющих

Дела о правонарушении могут рассматриваться:

— председателем Комиссии;

— членами Комиссии;

— уполномоченными Комиссией должностными лицами.

Но обратите внимание: применять к участникам рынка ценных бумаг санкции, предусмотренные в разделе XVII Правил №1470, могут только председатель и члены комиссии.

Если будет установлено, что постановление вынесено уполномоченным лицом, не правомочным решать это дело, такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение другому уполномоченному лицу.

Рассмотрение дела

Дело о правонарушении относительно юридического лица рассматривается в присутствии руководителя и/или представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности. В случае отсутствия руководителя или представителя предприятия дело о правонарушении рассматривается исключительно при условии своевременного уведомления юридического лица о месте и времени рассмотрения дела (не менее чем за 5 рабочих дней до даты рассмотрения дела). У уполномоченного лица есть 30 р. д. после получения документов, подтверждающих факт правонарушения, для принятия решения о применении санкции.

Принятие решения по делу

Рассмотрев дело о правонарушении, уполномоченное лицо принимает решение по делу в виде постановления. По делу о правонарушении уполномоченное лицо принимает одно из следующих решений:

1) о наложении санкции за правонарушение на рынке ценных бумаг;

2) о закрытии дела.

Экземпляр постановления предоставляется лицу, по которому оно вынесено (о чем делается соответствующая надпись на экземпляре постановления, остающемся в деле), или направляется по почте в течение 5 р. д. с даты его вынесения (за исключением ситуации, когда госрегистрация юридического лица, в отношении которого возбуждено дело о правонарушении, отменяется). Штраф по итогам принятого решения юридическое лицо должно уплатить не позже 15-ти дней с даты получения постановления. Кроме того, в течение 5 р. д. уполномоченному подразделению Комиссии должен быть направлен документ, подтверждающий уплату штрафа. Если срок уплаты штрафа нарушен, штраф взыскивается в судебном порядке.

Обжалование действий, бездействия и/или решений уполномоченного лица НКЦБФР

Постановление о наложении санкции за правонарушение на рынке ценных бумаг относительно юридического лица может быть обжаловано в центральный аппарат Комиссии лицом, по которому оно вынесено. На это ему отводится 15 р. д. с даты вынесения постановления. Если эти 15 р. д. пропущены по уважительным причинам, данный срок по ходатайству лица, по которому вынесено постановление о наложении санкции, может быть продлен председателем Комиссии. Ходатайство о продлении срока на обжалование постановления о наложении санкции, поданное повторно, к рассмотрению не принимается, о чем жалобщику сообщается в письменном виде за подписью председателя Комиссии.

Обязательные реквизиты жалобы на постановление о наложении санкции за правонарушение на рынке ЦБ:

— исходящий номер жалобы и дата ее отправки;

— фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного лица, на постановление которого подается жалоба;

— дата и номер обжалуемого постановления;

— наименование лица, подающего жалобу;

— основания, по которым обжалуется постановление, со ссылкой на нормативно-правовой акт и материалы дела;

— перечень документов, прилагаемых к жалобе;

— подпись руководителя и печать юридического лица.

За рассмотрение жалобы отвечает Комиссия. На это ей отводится довольно продолжительный срок — целых 3 месяца с даты поступления жалобы.

При рассмотрении жалобы принимается одно из следующих решений:

— оставить постановление без изменений, а жалобу — без удовлетворения;

— отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение;

— отменить постановление и закрыть дело;

— изменить постановление полностью или частично, но таким образом, чтобы санкция не была усилена.

Копия решения по жалобе в течение 10 р. д. направляется лицу, по которому решение принято, и уполномоченному лицу, которым вынесено обжалуемое постановление.

Обратите внимание: подача в установленный срок жалобы не приостанавливает выполнения постановления о наложении санкции за правонарушение на рынке ценных бумаг.

Административные правонарушения

Производство по делам об административных правонарушениях на рынке ценных бумаг, рассмотрение дел о таких административных правонарушениях, порядок наложения админвзысканий и исполнение постановлений осуществляются в общем порядке в соответствии с требованиями КоАПУ.

Инструкция по оформлению материалов об административных правонарушениях НКЦБФР утверждена ее решением от 26.03.2013 г. №432.

Напомним, что административное взыскание на гражданина или должностное лицо может быть наложено не позже 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позже 2-х месяцев со дня его выявления.

Дела о правонарушении относительно граждан или должностных лиц рассматриваются на основании протоколов об административном правонарушении в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. Срок на направление протокола вместе с объяснениями и документами, касающимися дела, — 3 рабочих дня. Если правонарушение совершено несколькими лицами, то протокол об административном правонарушении составляется на каждое лицо в отдельности. При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений составляется отдельный протокол о каждом правонарушении.

По итогам рассмотрения принимается одно из следующих решений:

— о наложении административного взыскания;

— о закрытии дела об административном правонарушении.

Копия постановления вручается под расписку или в течение 3 р. д. направляется по почте лицу, по которому оно вынесено.

Нормативная база

  • Закон №448 — Закон Украины от 30.10.96 г. N448/96-ВР «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине».
  • Порядок №161 — Порядок проведения проверок соблюдения требований законодательства о ценных бумагах относительно профессиональной деятельности на фондовом рынке и деятельности саморегулирующихся организаций профессиональных участников фондового рынка, утвержденный решением НКЦБФР от 12.02.2013 г. №161.
  • Правила №1470 — Правила рассмотрения дел о нарушении требований законодательства на рынке ценных бумаг и применении санкций, утвержденные решением НКЦБФР от 16.10.2012 г. №1470.

Юлия КЛОВСКАЯ, главный редактор «Дебета-Кредита»



Следующая статья:  В начало статьи 



НДФЛ с реализации векселя Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Точка зрения
Физлицо-резидент продало вексель юрлицу. Какова база для НДФЛ и является ли юрлицо налоговым агентом относительно стоимости такого векселя, оплачиваемой физлицу? ...

В рубрике: 


Жизнь, поделенная надвое Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (2.6.2014) :: Суть дела :: Точка зрения
События последних месяцев, можно уверенно сказать, изменили мир. И в первую очередь — нас самих. Наработанные годами бизнес-отношения, пока еще есть возможность поддерживать их, функционируют в более-менее дееспособном режиме. Но, учитывая неоднозначность...

Выписка банка: правила оформления Фрагмент статьи (только начало)
№ 14 (7.4.2014) :: Суть дела :: Точка зрения
Юрлицо проводит платежи через систему «Клиент-Банк». Обязан ли банк выдавать выписки по требованию клиента и проставлять на них штамп? Сотрудники банка отказываются печатать выписки и говорят, что если нам они нужны, то мы можем их напечатать сами и завер...

0.014999