(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 27 (7.7.2014)
Суть дела :: Бухгалтерский учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Ликвидация незавершенного строительства

Наше предприятие несколько лет назад приобрело незавершенное строительство (отдельно был приобретен и земельный участок, на котором находится здание) на начальном этапе. Предполагалось, что в будущем мы его достроим, поэтому провели некоторые работы по достройке, а затем законсервировали. Однако теперь оказалось, что нам выгоднее построить на этом месте совсем другое здание, и руководство решило ликвидировать объект незавершенного строительства. Как показать такую операцию в учете?

Первое, что стоит отметить, — по нашему мнению, стоимость незавершенного строительства никак не следует включать в первоначальную стоимость будущего здания. Конечно, в рассматриваемой ситуации предприятие ликвидирует такой объект для того, чтобы в будущем на его месте можно было построить новое сооружение. Но все же с самого начала мы предполагали достроить объект и, соответственно, создать ОС. Кроме того, если бы мы ликвидировали здание, которое бы отражалось на балансе в качестве ОС, его первоначальная стоимость и расходы на ликвидацию не попали бы в первоначальную стоимость будущего сооружения, которое будет построено на таком месте. Поэтому стоит действовать по аналогии.

Правда, некоторые специалисты придерживаются другого мнения: ведь без предварительной ликвидации мы не сможем начать строительство. Это действительно так, однако мы уверены, что стоимость ликвидируемого незавершенного строительства и расходы на такую ликвидацию не стоит относить к первоначальной стоимости будущего здания: ведь, скорее всего, с этим не согласятся проверяющие. Включив такие суммы (расходы) в первоначальную стоимость будущего здания, вы можете значительно завысить первоначальную стоимость будущего объекта ОС. Ведь расходы, понесенные на незавершенное строительство, и расходы на его ликвидацию не могут формировать первоначальную стоимость другого объекта ОС (см. п. 144.1 и ст. 146 НКУ).

Тем, кто все же хочет рискнуть и отнести стоимость незавершенного строительства и расходы на его ликвидацию к первоначальной стоимости будущего здания, советуем перед этим обратиться в свою налоговую за дополнительными разъяснениями, как это предусмотрено статьями 52 и 53 НКУ.

Далее мы рассмотрим ситуацию, когда ликвидация незавершенного строительства никак не влияет на первоначальную стоимость будущего нового здания.

Документирование ликвидации

К сожалению, специальные документы, которые следует оформить при ликвидации незавершенного строительства, нормативно не установлены. Поэтому считаем, что здесь стоит воспользоваться предписаниями Методрекомендаций №561, регулирующими вопросы учета ОС, и действовать по подобной схеме.

Советуем руководителю для установления факта нецелесообразности дальнейшей достройки здания и принятия обоснованного решения о его ликвидации и строительстве на этом месте нового объекта создать на предприятии временную комиссию (см. п. 41 Методрекомендаций №561). Именно на эту комиссию возлагается обязанность составить и подписать акты на ликвидацию незавершенного строительства. Форма такого документа также не утверждена, так что можно разработать собственную. В качестве основы рекомендуем использовать типовую форму, утвержденную приказом Минстата Украины от 29.12.95 г. №352, — форма №ОЗ-3 «Акт списання основних засобів».

При разработке собственной формы акта ликвидации незавершенного строительства нужно позаботиться о том, чтобы там были все необходимые для первичных документов обязательные реквизиты (п. 2.7 Положения №88). И не забудьте, что в любом первичном документе должны быть реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения №88.

Составленный акт отражается в бухучете после утверждения (согласования) его у руководителя предприятия (см. п. 43 Методрекомендаций №561).

Бухгалтерский учет

В учете незавершенное строительство учитывается по Д-т 151 «Капитальное строительство». Поэтому после утверждения руководителем акта о ликвидации незавершенного строительства с этого счета следует списать все накопленные капитальные инвестиции. По нашему мнению, корреспонденция будет Д-т 977 «Прочие расходы деятельности» К-т 151.

На Д-т 977 попадут также расходы на ликвидацию незавершенного строительства.

При ликвидации незавершенного строительства, скорее всего, будут получены ТМЦ. Такие ТМЦ могут признаваться запасами — активом, если в соответствии с п. 5 П(С)БУ 9 существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с их использованием, и их стоимость может быть достоверно определена.

Здесь отметим, что согласно п. 44 Методрекомендаций №561: «Детали, узлы, агрегаты и другие материалы, полученные при разборке и демонтаже ликвидируемых основных средств приходуются с признанием прочего дохода и зачислением на счета учета материальных запасов, включая материальные ценности и детали с содержанием материалов, которые принимаются (собираются) специализированными заготовительными (перерабатывающими) предприятиями». В случае ликвидации незавершенного строительства стоит действовать по таким же правилам, что и для ОС.

К определению стоимости активов, полученных от ликвидации незавершенного строительства, привлекается комиссия. По логике для этого стоит использовать ту же комиссию, которая проводила ликвидацию здания.

При оприходовании полученных от ликвидации незавершенного здания активов следует оформить проводку Д-т 20 «Производственные запасы» — К-т 746 «Прочие доходы».

ТМЦ, полученные в процессе ликвидации незавершенного строительства, приходуются по чистой стоимости реализации или в оценке возможного их использования, которая может быть определена исходя из стоимости подобных запасов при наличии их на балансе предприятия, с учетом степени их пригодности к эксплуатации (п. 2.12 Методрекомендаций №2).

Налоговый учет

Налог на прибыль

Вопрос ликвидации незавершенного строительства в НКУ не урегулирован вообще. Нормы, регулирующие порядок учета ликвидации ОС, в частности п. 146.16 НКУ, здесь, к сожалению, не действуют.

Однако возникает вопрос: можно ли стоимость ликвидированного незавершенного строительства и расходы на ликвидацию отнести к налоговым расходам?

Как сказано в пп. 139.1.1 НКУ, в налоговые расходы не включаются расходы, не связанные с осуществлением хозяйственной деятельности. А хозяйственная деятельность — это деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, направленная на получение дохода (пп. 14.1.36 НКУ).

На первый взгляд, ликвидация незавершенного строительства никоим образом не связана с хоздеятельностью предприятия. А значит, стоимость ликвидируемого объекта и, соответственно, расходы на ликвидацию не попадут в налоговые расходы — и точка.

Но можно пойти и другим путем. Так, можно говорить, что, в принципе, будущий объект ОС, который будет построен на этом месте, будет использоваться в хоздеятельности предприятия. А значит, нынешние расходы, связанные с освобождением земельного участка от незавершенного строительства, тоже связаны с хоздеятельностью! Более того, в НКУ прямо не запрещено такие расходы относить к налоговым.

А согласно пп. 138.12.2 НКУ, к налоговым расходам можно относить «прочие расходы хозяйственной деятельности, к которым разделом ІІІ НКУ прямо не установлены ограничения по отнесению к составу расходов». Так что поскольку в разделе ІІІ НКУ нет прямого запрета относить к налоговым расходам стоимость ликвидированного здания и расходы на его ликвидацию, то, считаем, их можно отнести к прочим расходам отчетного периода (пп. 138.12.2 НКУ). Отражаются такие прочие расходы в периоде, в котором они осуществлены, согласно правилам ведения бухучета (п. 138.5 НКУ). А значит, их следует показать в периоде проведения ликвидации.

В декларации по налогу на прибыль1 вышеупомянутые расходы нужно отразить в строке 06.4, с заполнением строки 06.4.43 приложения ІВ.

1 Налоговая декларация по налогу на прибыль предприятия, форма которой утверждена приказом Миндоходов Украины от 30.12.2013 г. №872.

Конечно, это довольно либеральный подход к проблеме, поэтому для большей уверенности в таком порядке учета стоит обратиться за разъяснением к своей налоговой (см. статьи 52 и 53 НКУ).

Как было указано выше, после проведения ликвидации у вас, вероятно, останутся какие-то ТМЦ. На наш взгляд, при оприходовании таких постликвидационных активов на сумму проведенной спецкомиссией их оценки в налоговом учете согласно норме пп. 135.5.4 НКУ следует признать доход (как прочий доход).

В дальнейшем, если такие ТМЦ будут использованы в хоздеятельности предприятия или реализованы, существует возможность отнести к расходам сумму, которая равна признанному доходу при их оприходовании после ликвидации.

Налог на добавленную стоимость

Опять же, как и в случае с учетом налога на прибыль, спецнормы, которые бы регулировали ситуацию с ликвидацией незавершенного производства по НДС, в НКУ остутствуют (п. 189.9 НКУ касается лишь ликвидации ОС).

Здесь можно рассматривать два варианта.

Вариант 1. По нашему мнению, суммы уплаченного (начисленного) НДС, связанные со стоимостью незавершенного строительства, не следует корректировать, а точнее — признавать НО по НДС согласно норме п. 198.5 НКУ. Наши аргументы приведены выше в части о налоге на прибыль.

Кроме того, суммы уплаченного (начисленного) НДС по расходам на ликвидацию такого объекта можно отнести к НК по НДС. Ведь будущее здание, которое построят на этом участке, будет использоваться в хоздеятельности и в налогооблагаемых операциях, поэтому понесенные расходы на ликвидацию связаны с хоздеятельностью.

Вариант 2. Поскольку мы ликвидируем незавершенное строительство, то следует откорректировать НК по НДС, начисленный по такому объекту. Ведь, в принципе, такой объект мы так и не начали использовать в хоздеятельности и в налогооблагаемых операциях. Для этого начисляем НО по НДС по правилам п. 198.5 НКУ: плательщик НДС обязан начислить НО исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с пунктом 189.1 НКУ, по товарам/услугам, необоротным активам, при приобретении или изготовлении которых суммы уплаченного (начисленного) НДС были включены в состав НК, если такие товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться, в частности, в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью плательщика налога.

А вот в п. 189.1 НКУ сказано, что база для начисления НО по НДС определяется исходя из балансовой (остаточной) стоимости необоротного актива, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого проводятся операции согласно п. 198.5 НКУ (в случае отсутствия учета необоротных активов — исходя из обычной цены), а по товарам/услугам — исходя из стоимости их приобретения.

В упомянутой ситуации, считаем, в качестве базы для начисления НО по НДС следует взять стоимость незавершенного строительства (но только в той части, по которой был когда-то поставлен себе НК по НДС).

НО по НДС определяется на дату начала фактического использования товаров/услуг, необоротных активов, определенную в первичных документах (у нас это будет дата составления акта ликвидации незавершенного строительства). При начислении НО, во исполнение требований п. 198.5 НКУ, следует выписать НН.

Входной НДС, уплаченный (начисленный) по расходам на ликвидацию незавершенного производства, не попадет в НК по НДС — см. приведенные выше объяснения.

Нормативная база

  • Закон о бухучете — Закон Украины от 16.07.99 г. №996-XII «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».
  • Положение №88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. №88.
  • П(С)БУ 9 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина Украины от 20.10.99 г. №246.
  • Методрекомендации №2 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Минфина Украины от 10.01.2007 г. №2.
  • Методрекомендации №561 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина Украины от 30.09.2003 г. №561.

Василий РОРАТ, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Не пользуетесь водой — сообщите налоговой Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Бухгалтерский учет
Специальное водопользование предприятие с 2013 года не осуществляет, следовательно, соответствующий сбор не уплачивает и декларации в ГНИ не подавало. Но в 2012 году специальное водопользование было, о чем подавались соответствующие налоговые декларации. ...

В рубрике: 


Вопросы учета запасов Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
С начала 2015 г. сумма налога на прибыль определяется на основании данных
бухгалтерского учета. В связи с этим налоговики получили право проверять
правильность ведения бухучета, правильность и полноту определения доходов,
расходов и финансовог...

Продажа автомобиля физлицу Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
Обычная хозяйственная операция: юрлицо продает легковой автомобиль —
основное средство — физлицу. Но в связи с ней у бухгалтеров возникает
множество вопросов, особенно в свете постоянно меняющегося законодательства.
Ответы на многие из таких в...

0.02386