ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...
Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 17-18 (27.4.2015)
Суть дела :: Налоговый учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Отчетность по трансфертному ценообразованию за 2014 год

Нормами п. 2 р. ІІ Закона №721 установлена обязанность формирования отчетности по трансфертному ценообразованию за 2014 год с учетом норм ст. 39 НКУ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года. Какие еще нюансы необходимо учесть при подготовке отчетности по ТЦ за 2014 год и какой редакцией тех или иных законодательных норм следует руководствоваться, рассмотрим далее.

Представление отчетности

Нормы пп. 39.4.2 НКУ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, вменяют в обязанность всем налогоплательщикам, осуществлявшим в течение 2014 года контролируемые операции, до 1 мая 2015 года подать отчет о контролируемых операциях в электронной форме. Сейчас еще не следует принимать во внимание обновленную редакцию этой нормы в той части, где требуется представление всеми налогоплательщиками информации о контролируемых операциях в форме приложения к декларации по налогу на прибыль, а плательщикам, объем контролируемых операций которых с одним контрагентом превышает 5 млн гривень (без учета НДС), — в той части, где требуется представление отдельной отчетности до 1 мая 2015, так как эти требования заработают только в 2016 году с отчетности за 2015 год.

1Закон от 28.12.2014 г. №72-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию налогового контроля за трансфертным ценообразованием».

Форма отчета о контролируемых операциях и порядка его заполнения утверждена приказом Миндоходов от 11.11.2013 г. №669 (далее — Порядок №669). При подготовке отчетности за 2014 год следует учитывать абсолютно все нормы ст. 39 НКУ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года. В том числе и в части определения операций контролируемыми. В течение 2014 года контролируемыми признавались, в частности, операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемые налогоплательщиками со связанными лицами — нерезидентами и связанными лицами — резидентами, которые (пп. 39.2.1 НКУ):

— задекларировали отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год;

— применяют специальные режимы налогообложения по состоянию на начало налогового (отчетного) года;

— уплачивают налог на прибыль предприятий и/или налог на добавленную стоимость по другой ставке, чем базовая (основная), которая установлена в соответствии с НКУ, по состоянию на начало налогового (отчетного) года;

— не были плательщиками налога на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость по состоянию на начало налогового (отчетного) года, —

а также хозяйственные операции, одной из сторон которых выступает нерезидент, зарегистрированный в государстве (на территории), в котором ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, или который уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог) по ставке на 5 и больше процентных пунктов ниже, чем в Украине1.

1 Дополнительно см. распоряжение КМУ от 25.12.2013 г. №1042-р «Об утверждении перечня государств (территорий), в которых ставки налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и больше процентных пунктов ниже, чем в Украине».

Кроме того, в течение 2014 года согласно нормам пп. 39.2.1.4 НКУ для отнесения операции к контролируемым требовалось одновременное выполнение еще одного критерия — так называемого правила об объеме в 50 млн грн. То есть общая сумма любых операций с каждым контрагентом за календарный год должна была бы равняться или превышать 50 млн грн без НДС.

Как видим, нормы пп. 14.1.159 НКУ с 1 января 2015 года также подверглись изменениям, и никакие переходные положения для упомянутой нормы Законом №72 не предусмотрены. Какой нормой пп. 14.1.159 НКУ следует руководствоваться при идентификации лиц в качестве связанных по операциям 2014 года? Несмотря на отсутствие прямых норм, по нашему мнению, использовать новые критерии определения связанных лиц (пп. 14.1.159 НКУ) в увязке со старыми критериями контролируемых операций (пп. 39.2.1 НКУ) нелогично, ведь предусматривалось, что они будут действовать в увязке между собой. Поэтому считаем, что при подготовке отчетности по контролируемым операциям за 2014 год следует руководствоваться определением связанных лиц, действовавшим в 2014 году.

Нормы пп. 14.1.159 НКУ в редакции, действовавшей в 2014 году, определяли десять признаков связанности лиц. Все они соответствовали кодам связанности (501 — 510) из приложения 2 к Порядку №669. Обновленная редакция этой нормы частично сохранила предыдущие признаки связанности (через владение корпоративными правами на основании имущественных отношений; на основании организационно-управленческих и договорных отношений; через связь между юридическим лицом и его руководителем; на основании семейных отношений), но приобрела и ряд новых признаков. В частности, появился новый признак связанности лиц: сумма кредитов (займов), возвратной финансовой помощи от одного лица и/или кредитов (займов), возвратной финансовой помощи, гарантированных одним лицом, относительно другого лица, если такая сумма превышает размер собственного капитала юридического лица — налогоплательщика более чем в 3,5 раза (для финансовых учреждений и компаний, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, — более чем в 10 раз). Изменения касаются и методики расчета доли владения корпоративными правами юридического лица. Все эти нововведения в вопросах подготовки отчетности по трансфертному ценообразованию за 2014 год не актуальны, руководствуемся старыми правилами и алгоритмами.

Структура отчета

Отчет состоит из заглавной, основной части, приложения и информации к приложению.

В основной части Отчета в таблице «Загальні відомості про контрольовані операції» должны быть отражены в произвольном порядке данные об общих суммах проведенных в 2014 году операций в разрезе всех контрагентов и контролируемых суммах. На каждого контрагента — одна отдельная строка, даже если операций было множество и все они были разноплановыми. Ведь, как мы знаем, для определения стоимостного критерия в 50 млн грн в анализ включаются как операции приобретения, так и продажи (суммарное значение). Суммы полученных/предоставленных кредитов, депозитов, возвратной финпомощи, дивидендов, инвестиций сюда не попадают. Обратите внимание: формируя отчетность, важно внимательно анализировать дату перехода прав собственности на товары или дату составления акта либо другого документа, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, который подтверждает выполнение работ или оказание услуг в каждом конкретном случае.

Количество приложений в Отчете также определяется количеством контрагентов — сторон контролируемых операций, общая сумма осуществленных в 2014 году операций с каждым из которых должна соответствовать стоимостному критерию контролируемых операций. Порядковый номер приложения должен совпадать с тем порядковым номером, под которым конкретный контрагент отражен в гр. 1 таблицы «Загальні відомості про контрольовані операції» в основной части отчетности.

Приложения состоят из двух разделов: «Відомості про особу, яка бере участь у контрольованих операціях» и «Інформація про пов’язаність осіб». Они должны раскрывать информацию о лице, с которым конкретный налогоплательщик провел в отчетном периоде контролируемую операцию. «Інформація про пов’язаність осіб» содержит информацию, по каким критериям происходит идентификация связанности сторон с каждым конкретным контрагентом. На каждого контрагента — отдельная информация.

Документация

Представленные отчетность и документация по трансфертному ценообразованию являются основными источниками информации для мониторинга этих операций налоговиками. На все запросы, которые налогоплательщики получат по итогам операций за 2014 год, нужно будет подать документацию согласно нормам пп. 39.4.4 — 39.4.9 НКУ в редакции, действующей уже после 01.01.2015 г., то есть применяются нормы, действующие на момент направления запроса. Но обратите внимание: в 2015 году (по операциям, осуществленным в 2014 году) уже будет действовать 3% штраф от суммы контролируемых операций, по которым не была подана документация, определенная пп. 39.4.8 НКУ, но не более 200 размеров минимальной заработной платы за все незадекларированные контролируемые операции. А ранее непредставление плательщиками налогов документации в отведенные законодательством сроки или же представление ее с нарушением требований п. 39.4 НКУ служили основанием для проведения проверки контролируемых операций в соответствии с п. 39.5 НКУ (пп. 39.4.11 НКУ).

Штрафные санкции

С 01.01.2015 г. редакция п. 120.3 НКУ подверглась изменениям. Штрафные санкции теперь дифференцированы в зависимости от конкретного правонарушения:

— 100 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, — в случае непредставления (несвоевременного представления) отчета о контролируемых операциях;

— 5% суммы контролируемых операций, которые не задекларированы в отчете.

Если в 2015 году налоговики обнаружат, что в 2014 году конкретный налогоплательщик провел контролируемые операции, но отчетность не подал, такого налогоплательщика ожидает штрафная санкция в размере 100 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 01.01.2014 г. (ведь эта штрафная санкция с 1 января в 2015 г. не изменилась). Пятипроцентный штраф за неполное включение информации об отдельных контролируемых операциях в отчетность за 2014 год также может быть применен, ведь это правонарушение (подготовка отчетности с нарушениями) будет иметь место в 2015 году уже при подготовке отчетности за 2014 год — в период действия новых штрафов.

В то же время не следует забывать и о нормах п. 20 подраздела 10 раздела ХХ НКУ, ведь он без изменений действует и в 2015 году:

— штрафные санкции за ошибки, допущенные при расчете денежных обязательств в соответствии с нормами ст. 39 НКУ за период 01.09.2013 — 31.12.2014 гг., применяются в размере 1 гривня за каждое нарушение;

Когда штраф — 1 гривня

Штраф в размере 1 гривня применяется за занижение налогового обязательства за период с 1 сентября 2013 года по 31 декабря 2014 года в результате применения плательщиком в контролируемых операциях цен, не соответствующих уровню обычных цен, обнаруженного по результатам проверки контролирующим органом.

Ответ на вопрос 16 ОНК от 22.11.2013 г. №699

— самостоятельная корректировка НО для целей трансфертного ценообразования по результатам применения ст. 39 НКУ за период 01.09.2013 — 31.12.2014 гг. выведено из-под действия штрафных санкций по нормам ст. 50 НКУ.

Никаких переходных положений для норм п. 120.3 НКУ законодатель не предусмотрел. А налоговики в письме от 23.03.2015 г. №9853/7/99-99-22-01-02-17 (см. «ДК» №17-18/2015) уже разъясняют, что к отчетности за 2014 год будут применяться именно штрафы, определенные обновленной редакцией п. 120.3 НКУ.

Юлия КЛОВСКАЯ, главный редактор



Следующая статья:  В начало статьи 



ТЦ и налоговый контроль Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Налоговый учет
Законодательные нормы в части трансфертного ценообразования с 01.01.2015 г.
существенно изменились. Какая редакция той или иной нормы будет действовать
в 2015 г. в том или ином аспекте трансфертного ценообразования? Главный
налоговый орган в п...

В рубрике: 


НДС с минусом: дальнейшая судьба Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
Февраль 2015 года был тяжелым отчетным периодом для тех плательщиков НДС,
которые имели по состоянию на 01.02.2015 г. отрицательное значение по
данному налогу. Но даже после сдачи отчетности по НДС за февраль у многих
плательщиков налога остае...

Как использовать переплату по НДС Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
На 1 мая 2015 г. у предприятия не было налогооблагаемых операций по НДС в
течение последних 11 месяцев. При этом в карточке лицевого счета по НДС
числится переплата, возникшая за счет излишне уплаченных денежных
обязательств, оставшихся непога...

0.096094