Дебет-Кредит № 22 (1.6.2015) Суть дела :: Практика
Внимание! Архивная публикация | |
|
|
Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua. | Лекарства и НДС: анализ налогообложения Не секрет, что налоги, которые уплачивают с реализации лекарств их производители, импортеры, а также розничные продавцы, формируют цену таких лекарств, а значит — ложатся на плечи физлиц, которые эти лекарства покупают. Поэтому восстановление льготы по НДС для ряда лекарств в Украине — это хорошая новость для конечных потребителей. А вот то, как отразится такая льгота на продавцах и импортерах, проанализируем в данной статье. Напомним, что по состоянию на 01.01.2015 г. в Украине фактически не существовало освобожденных от уплаты НДС лекарств — все операции по их поставке либо импорту в Украину облагались по ставкам 7% (согласно пп. «в» п. 193.1 НКУ) или 20%. Исключением были, разумеется, операции по экспорту таких лекарств (где применялась ставка 0%) и временные льготы, установленные подразделом 2 р. ХХ НКУ. Так, на период проведения АТО освобождены от уплаты НДС операции по поставке лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые предназначены для использования учреждениями охраны здоровья и предполагается использовать для лечения физлиц, получивших ранения, контузии и другие повреждения здоровья, по перечню, установленному КМУ, а также лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с пп «в» п. 193.1 НКУ в объемах, определенных КМУ (п. 32 подр. 2 р. ХХ НКУ). Заметим, что такой перечень и объемы КМУ должен был утвердить еще в 2014 году, но так и не сделал этого. Как объясняют налоговики (ОИР, код консультации 210.08), поскольку упомянутые объемы и перечень КМУ на сегодня не определены, указанные товары не освобождаются от обложения ввозной пошлиной и НДС. С 07.05.2015 г. вступили в силу изменения к НКУ, грозящие, несмотря на их позитивность для конечных потребителей, внести новую сумятицу в умы продавцов лекарств. Закон Украины от 09.04.2015 г. №332-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно освобождения от налогообложения некоторых лекарственных средств и медицинских изделий» добавил в подраздел 2 р. ХХ НКУ новый п. 38, а с ним и новую льготу по НДС. Рассмотрим ее внимательно. Временно, до 31 марта 2019 года, освобождаются от обложения НДС следующие операции с лекарственными средствами, внесенными в Государственный реестр лекарственных средств, и с медицинскими изделиями, внесенными в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения и/или введенными в обращение в соответствии с законодательством в сфере технического регулирования и оценки соответствия: — операции по ввозу на таможенную территорию Украины и по первой поставке на таможенной территории Украины; — операции по первой поставке производителем на таможенной территории Украины; — операции по поставке (передаче) в системе здравоохранения от центрального органа исполнительной власти Украины, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику в сфере здравоохранения, и/или от государственных предприятий, созданных по приказу этого центрального органа исполнительной власти, конечному потребителю (пациенту) в рамках выполнения бюджетных программ по обеспечению медицинских мероприятий государственных программ и/или комплексных мероприятий программного характера в сфере охраны здоровья. Разумеется, речь идет только о тех операциях, которые будут осуществлены с даты вступления в силу указанного Закона, и только тех из них, которые осуществляются в соответствии с внесенными им изменениями в НКУ. Кроме того, если в дальнейшем принцип целевого использования таких лекарственных средств и медицинских изделий будет нарушен плательщиком налога, то последний обязан будет увеличить налоговые обязательства по итогам налогового периода, в который такое нарушение произошло. В этом случае ему придется доначислить сумму НДС, которая должна была быть уплачена в момент ввоза или начислена в момент поставки (абз. 6 п. 38 подраздела 2 р. ХХ НКУ). Вначале кажется, что указанные операции — это три разных случая, которые ничто не связывает, кроме льготы, и что они могут возникнуть у любого поставщика/импортера лекарств. Однако такое впечатление быстро пропадает, когда читаешь продолжение п. 38 подраздела 2 р. ХХ НКУ. Во-первых, освобождение от обложения НДС, предусмотренное этим пунктом, применяется только в том случае, если ввоз и/или поставка осуществляется на основании договоров со специализированными организациями, проводящими государственные закупки1, заключенных во исполнение соглашений между Минздравом Украины и соответствующей специализированной организацией, осуществляющей закупки, в рамках выполнения бюджетных программ по обеспечению медицинских мероприятий государственных программ и/или комплексных мероприятий программного характера в сфере здравоохранения (абз. 5 п. 38 подраздела 2 р. ХХ НКУ). Во-вторых, согласно Заключительным положениям указанного выше закона, КМУ до 07.07.2015 г. должен утвердить (а утвердит или нет — жизнь покажет) Перечень лекарственных средств и медицинских изделий, закупаемых на основании соглашений о закупке со специализированными организациями, осуществляющими закупки, и Порядок ввоза, поставки и целевого использования лекарственных средств, медицинских изделий, которые освобождаются от обложения НДС в соответствии с указанным пунктом НКУ. Сейчас такие документы отсутствуют, а потому и применение льготы для таких товаров на текущий момент невозможно. Таким образом, уважаемые продавцы и импортеры лекарств, не заблуждайтесь — эта льгота коснется только тех организаций, которые осуществляют производство, импорт и перепродажу лекарств за счет бюджетных средств, и только тех хозяйственных операций, которые осуществляются на основании договоров со специализированными организациями, проводящими государственные закупки в рамках выполнения бюджетных программ. Те же, кто не осуществляет продажу лекарств государству, данной льготой пользоваться не будут. С другой стороны, в Украине до сих пор существует система бесплатного отпуска аптеками лекарств некоторым категориям населения (см. постановление КМУ от 17.08.98 г. №1303). Разумеется, на самом деле аптеки отдают лекарства по рецептам, но бюджет им возмещает понесенные расходы на приобретение/изготовление таких лекарств. Таким образом, по сути, происходит приобретение лекарств за счет бюджетных средств, а потому ждем разъяснений от налоговиков и/или КМУ, освобождает ли указанная льгота данные бесплатные поставки от уплаты НДС. В случае положительного ответа аптекам, воспользовавшимся при приобретении таких бесплатно выданных впоследствии лекарств правом на налоговый кредит по НДС, придется признать налоговое обязательство в соответствии с п. 198.5 НКУ (исходя из цены их приобретения/изготовления, п. 189.1 НКУ). А пока же ГФСУ говорит: ввиду отсутствия утвержденного КМУ перечня, к чему новую льготу по НДС применять, ею не будет никто пользоваться2. 1 В соответствии с Законом Украины от 10.04.2014 г. №1197-VII «Об осуществлении государственных закупок». 2http://sfs.gov.ua/nove-pro-podatki--novini-/print-197945.html. Анна БЫКОВА, «Дебет-Кредит»
Страхование имущества предприятия  Суть дела :: Практика Может ли предприятие застраховать свое имущество? Как такие операции отражаются в учете в 2015 году? ...
Страхование имущества предприятия  № 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика Может ли предприятие застраховать свое имущество? Как такие операции отражаются в учете в 2015 году? ...
Ответственность за неподачу формы №4  № 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика В практике отечественного бизнеса периодически возникают определенные «дедлайны», в которых при отсутствии надлежащей организации должны принять участие все или подавляющая часть субъектов хозяйствования, под угрозой крупного штрафа. В этом го...
|