(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...         
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 22 (1.6.2015)
Суть дела :: Практика

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Документы проверены, но еще необходимы

Если на предприятии прошла плановая проверка ГНИ за 3 года, то может ли предприятие сдать документы, охваченные проверкой, в архив?

Обеспечение хранения документов, связанных с исполнением налоговой обязанности, в течение сроков, установленных НКУ, — одна из основных обязанностей налогоплательщика, определенная в пп. 16.1.12 НКУ.

Для первичных документов, регистров бухучета, финотчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством, а также документов, связанных с исполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, п. 44.3 НКУ предусматривает срок хранения 1095 дней (т. е. фактически 3 года).

Но момент начала исчисления этого срока определяется не с даты составления документа, а специальным способом:

— по общему правилу: со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются соответствующие документы;

— с предусмотренного НКУ предельного срока представления налоговой отчетности — если таковая отчетность не была подана;

— с момента представления уточняющего расчета (закон прямо этого не устанавливает, однако срок давности доначисления налогов и финансовых санкций, установленный в п. 102.1 НКУ, предусматривает фактически прерывание этого срока давности в момент представления уточняющего расчета, а это, в свою очередь, обусловливает необходимость более длительного хранения документов).

Сам этот срок не зависит от того, была ли проведена проверка, и в случае проведения проверки не сокращается. Напротив, — если проверка еще длится, сроки хранения продлеваются до окончания сроков админобжалования принятых по ее результатам решений и/или решения дела судом (п. 44.4 НКУ).

Согласно п. 2.10 Перечня №578/5, установленные им сроки хранения документов исчисляются с 1 января года, следующего за годом завершения их делопроизводством (по мнению Госархивслужбы, изложенному в письме от 13.09.2012 г. №01.2/2855, это правило распространяется и на бухгалтерские документы). А по нашему мнению, в этом случае следует руководствоваться нормами НКУ, которые не только специальные, но и выше по юридической силе. Именно по окончании сроков, определенных НКУ, к плательщику не могут быть применены санкции за необеспечение хранения документов, а также не могут быть доначислены налоги с санкциями.

Итак, если, к примеру, в 2014 году были проверены 2011 — 2013 годы, то это не означает, что документы за 2013 год можно уничтожать: срок их хранения остается тот же — 1095 дней с момента представления соответствующей отчетности.

Что касается передачи документов в архив, то НКУ в п. 44.3 предусматривает обязательность передачи туда документов налогоплательщика на хранение, если сроки их хранения не истекли, а плательщик ликвидируется. О других случаях передачи налоговых документов в архив НКУ умалчивает.

Кстати, налоговое законодательство не устанавливает требований к месту и порядку хранения документов хоздеятельности. Поэтому предприятие может хранить данные документы в архиве и до истечения сроков их хранения, при условии обеспечения предоставления их для проверки в установленном порядке.

Архивное учреждение (или архив), согласно Закону №3814, — это «учреждение или структурное подразделение, обеспечивающее учет и хранение архивных документов, использование содержащихся в них сведений...». Поэтому архив может быть создан на самом предприятии. Также предприятие может пользоваться услугами государственного или частного архивного учреждения на договорных началах.

Более того, Положение №88 предусматривает в разделе 6, что первичные документы и учетные регистры, прошедшие обработку, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив предприятия, где и хранятся в течение установленных сроков.

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона о бухучете, ответственность за хранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока несет руководитель предприятия.

Смоделируем ситуацию: что может вынудить обратиться к документам за период, охваченный плановой проверкой? Обычно это запрос контролирующего органа (при наличии определенных законом оснований) или внеплановая проверка.

Согласно п. 78.2 НКУ, контролирующим органам запрещается проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные пп. 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11, в случае если вопросы, являющиеся предметом такой проверки, были охвачены в ходе предыдущих проверок налогоплательщика.

Поскольку плановая проверка является комплексной (проводится одновременно по всем налогам), то внеплановые проверки по большинству возможных вопросов будут незаконны (см. нашу статью в «ДК» №11/2015). В то же время существуют и другие подпункты пункта 78.1 НКУ, устанавливающие основания для внеплановой проверки. Это, в частности, представление уточняющего расчета за уже проверенный период (пп. 78.1.3 НКУ), а также решение суда, постановление следователя, прокурора (пп. 78.1.11 НКУ) и пр. Поэтому документы вполне могут понадобиться и по завершении плановой проверки.

Напомним также, что за необеспечение хранения документов и/или непредоставление налогоплательщиком контролирующим органам оригиналов документов либо их копий при осуществлении налогового контроля п. 121.1 НКУ предусмотрена ответственность налогоплательщика в виде штрафа в сумме 510 грн (1020 грн в случае повторного совершения на протяжении года после наложения штрафа). Если же документы переданы в архив, откуда могут быть изъяты и предоставлены при проверке, то ни о каком штрафе не может быть и речи.

По окончании сроков хранения соответствующие документы налоговиков уже не интересуют, за их нехранение штраф не может быть применен. В то же время существует ряд документов с более длительными сроками хранения (см. Перечень №578/5).

В соответствии со ст. 32 Закона №3814, предприятия, учреждения и организации, основанные на частной форме собственности, объединения граждан и религиозные организации обязаны обеспечить сохранность документов, накопившихся за время их деятельности, до проведения экспертизы их ценности в порядке, установленном данным Законом. Порядок №1004 декларирует в п. 6 запрет на уничтожение документов без такой предварительной экспертизы. Так что документы, по которым истек срок хранения, определенный Перечнем №578/5, предприятие вправе уничтожать только после экспертизы ценности.

В соответствии с п. 9 Порядка №1004, экспертизу ценности документов проводят экспертные и экспертно-проверочные комиссии при участии владельца документов или уполномоченного им лица.

Состав комиссии по проведению экспертизы предприятия, основанного на частной форме собственности, и положение о ней утверждают руководитель предприятия с учетом рекомендаций Укргосархива. В состав такой комиссии привлекают представителей госархивов, в зоне комплектования которых находятся соответствующие юридические лица.

Пунктом 23 Порядка №1004 предусмотрено, что экспертная комиссия юрлица принимает решение о принятии и представлении в экспертно-проверочную комиссию госархива (экспертную комиссию архивного отдела райгосадминистрации, городского совета), в частности, проектов таких документов, как акты об изъятии для уничтожения документов, не внесенных в НАФ.

Нормативная база

  • Закон №3814 — Закон Украины от 24.12.93 г. №3814-XII «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях».
  • Перечень №578/5 — Перечень типовых документов, создаваемых в ходе деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Минюста от 12.04.2012 г. №578/5.
  • Положение №88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. №88.
  • Порядок №1004 — Порядок образования и деятельности комиссий по проведению экспертизы ценности документов, утвержденный постановлением КМУ от 08.08.2007 г. №1004.

Алексей КРАВЧУК, к. ю. н., доцент, аудитор



Следующая статья:  В начало статьи 



Доначисляем индексацию Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Практика
Если с января по апрель 2015 года работнику не начислялась индексация
зарплаты, можно ли в мае 2015 г. начислить ее сразу за все месяцы 2015 г.?
Последнее повышение зарплаты было в августе 2014 г. до 4000 грн, т. е. этот
месяц является базовым...

В рубрике: 


НДФЛ по справедливости Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
ВРУ продолжает менять налогообложение физлиц, ставя целью «отбеливание»
доходов населения и одновременно снижение налоговой нагрузки. Очередной
Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно
справедливого налогообл...

Ответственность за неподачу формы №4 Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
В практике отечественного бизнеса периодически возникают определенные
«дедлайны», в которых при отсутствии надлежащей организации должны принять
участие все или подавляющая часть субъектов хозяйствования, под угрозой
крупного штрафа. В этом го...

0.020018