ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...

Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 22 (1.6.2015)
Суть дела :: Практика

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Обращение наличности: нарушения и наказания

Лица, виновные в нарушении порядка ведения операций с наличностью, привлекаются к ответственности согласно требованиям Положения №637. Размеры и порядок применения штрафных санкций за нарушения в сфере наличного обращения в национальной валюте Украины установлены Указом №436. Кроме того, нарушения, связанные с наличным обращением, влекут за собой административную ответственность. Рассмотрим ситуации, которые могут привести к возникновению штрафных санкций.

Лимит остатка наличности в кассе

Лимит остатка наличных денег в кассе (далее — лимит кассы) — это предельный размер наличности, которая может оставаться в кассе предприятия во внерабочее время (п. 1.2 Положения №637). Он устанавливается предприятием самостоятельно с учетом режима и специфики его работы, удаленности от банка, объема кассовых оборотов (поступлений и выдачи), установленных сроков сдачи наличности, продолжительности операционного времени банка, наличия договоренности предприятия с банком на инкассацию наличных средств и т. д. (п. 5.4 Положения №637). Если по какой-либо причине лимит кассы на предприятии не установлен, то он считается нулевым1, а любой остаток наличности в кассе на конец рабочего дня будет сверхлимитной суммой (п. 5.8 Положения №637). Если же лимит кассы установлен с превышением предельных размеров, то он считается установленным на уровне предельных размеров. В этом случае сумма превышения считается сверхлимитной. За достоверность показателей для расчета и установления лимита кассы ответственность несут руководители предприятия.

Для кого лимит не обязателен

Физические лица — предприниматели и банки имеют право не устанавливать лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки (наличности). При этом, согласно п. 4.2 Положения №637, ФЛП имеет право не вести кассовую книгу*.

Предприятия, только начинающие свою деятельность, а также предприятия, деятельность которых была связана исключительно с безналичными расчетами и которые начинают деятельность, связанную с наличными расчетами, имеют право на прогнозный расчет для установления лимита (п. 5.2 Положения №637). По такому лимиту можно работать в течение трех месяцев — санкций за это время не будет.

Установленный с учетом прогнозных расчетов лимит кассы в двухнедельный срок по окончании первых трех месяцев их работы пересматривается по фактическим показателям деятельности (п. 5.2 Положения №637). При этом упомянутые первые три месяца своей работы предприятия должны отсчитывать со дня осуществления ими первого расчета наличностью.

* Ответ на вопрос на общедоступном информационно-справочном ресурсе (подкатегория 109.15): «Необходимо ли банку или ФЛП вести кассовую книгу и устанавливать лимит кассы?».

1 Всеми юрлицами независимо от оборотов может быть установлен минимальный лимит в 170 грн (абз. 5 п. 5.4 Положения №637).

Финансовая санкция. Если лимит кассы установлен с превышением предельных размеров, предусмотрен штраф в двукратном размере суммы выявленной сверхлимитной наличности за каждый день (абз. 2 п. 1 Указа №436).

Пример 1 12.05 в кассу предприятия поступила выручка 1200 грн. 14.05 средства выданы на хознужды. В результате налоговой проверки было выявлено нарушение — остаток наличности, в т. ч. сверхлимитной, в кассе предприятия на 13.05 в сумме 1200 грн, при этом данные средства поступили в качестве выручки 12.05, а израсходованы 14.05. Лимит кассы на предприятии установлен в размере 100 грн. Согласно п. 5.9 Положения №637, наличные средства не считаются сверхлимитными в день их поступления, если они были сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки не позднее следующего рабочего дня, а также если они были выданы для использования предприятием в соответствии с законодательством (для хознужд). Таким образом, согласно вышеупомянутым нормам Указа №436 предприятию будет выставлена финансовая санкция только за один день, которая составит 2200 грн ((1200 грн - 100 грн) х 2).

Неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах денежной наличности

Порядок оприходования наличности в кассах, в т. ч. при расчетах с применением РРО, определен в пункте 2.6 Положения №637. В нем, в частности, установлено, что у предприятий, осуществляющих наличные расчеты посредством оформления кассовых ордеров, оприходованными считаются средства, оформленные приходными кассовыми ордерами и отраженные в кассовой книге предприятия. А в случае проведения наличных расчетов с применением регистратора расчетных операций (далее — РРО) или использования расчетных квитанций (далее — РК) оприходованием наличных средств является учет таких средств в полной сумме их фактических поступлений в книге учета расчетных операций (далее — КУРО) на основании фискальных отчетных чеков РРО.

Финансовая санкция. За неоприходование, неполное и/или несвоевременное оприходование в кассах денежной наличности предусмотрен штраф в пятикратном размере неоприходованной суммы (абз. 3 п. 1 Указа №436).

Обратите внимание! Если в книге учета доходов и расходов1 ФЛП отсутствует запись о полученной частным предпринимателем наличности, — это нарушение норм по обращению наличности и ее неоприходование, что влечет за собой применение соответствующих финансовых санкций в пятикратном размере неоприходованной суммы (см. письмо НБУ от 09.03.2011 г. №11-117/982-3354, «ДК» №24/2011).

Кстати, налоговики считают, что если наличность проведена через РРО и отражена в КУРО на основании фискальных отчетных чеков, но в день получения наличных средств не был оформлен приходный кассовый ордер для учета такой суммы в кассовой книге, то такая наличность оприходована в кассе предприятия несвоевременно. В то же время судебная практика по данному вопросу отрицает правомерность такого фискального толкования норм законодательства и свидетельствует о благосклонности судов к налогоплательщикам.2 Так, например, в постановлении Львовского окружного административного суда от 02.03.2015 г. по делу №813/7840/14 говорится следующее: «Пунктом 2.6 Положения предусмотрены два механизма оприходования наличности в зависимости от способа фиксации ее поступления в кассу: приходные кассовые ордера или фискальные отчетные чеки (РК). В случае проведения наличных расчетов с применением РРО оприходованием наличности является отражение полной суммы фактических поступлений наличности в фискальных отчетных чеках РРО (данных РК) и осуществление учета указанных наличных средств в КУРО».

1По форме, утвержденной приказом Минфина Украины от 15.12.2011 г. №1637 (плательщики ЕН) и приказом Миндоходов от 16.09.2013 г. №481 (предприниматели на общей системе налогообложения).

2 Решения ВАСУ от 29.04.2010 г. №К-14790/08, от 03.04.2012 г. №К-9449/09, от 09.02.2012 г. №К/9991/33873/11, от 30.05.2012 г. №К-9490/09-С, от 22.03.2012 г. №К-11524/10, от 29.02.2012 г. №К/9991/13836/12.

Пример 2 В результате налоговой проверки было выявлено неоприходование наличности в кассе предприятия на конец дня в сумме 5000 грн (не была отражена выручка от продажи основного средства). Согласно вышеуказанным нормам предприятию будет выставлена финансовая санкция, которая составит 25000 грн (5000 грн х 5).

Превышение сроков, выдача наличных под отчет без отчета по ранее выданным суммам

Пункт 2.11 Положения №637 регламентирует порядок и сроки предоставления отчетности по выданным наличным средствам в разных случаях.

В частности, о закупке сельскохозяйственной продукции и заготовке вторсырья (кроме металлолома) отчитаться необходимо не позднее 10-го рабочего дня со даты выдачи наличных. О расходах на другие производственные (хозяйственные) нужды — отчитаться необходимо в срок не более 2 рабочих дней, включая день получения наличных под отчет (т. е. на следующий день после получения наличных средств под отчет).1

Обратите внимание!

Подпункт 170.9.2 НКУ позволяет расширить границы сроков представления отчета по полученным наличным средствам под отчет на производственные (хозяйственные) нужды до 5-ти банковских дней или 3-х банковских дней (при использовании корпоративной или личной платежной карты).* Например, если работник получил средства под отчет 30 апреля 2015 г., то отчитаться ему следует согласно пп. 170.9.2 НКУ — не позднее 12 мая (так как 1 — 4 мая и 9 — 11 мая праздничные или выходные). В то же время, согласно п. 2.11 Положения №637, отчитаться следует 5 мая (в первый рабочий день после выдачи средств). Для минимизации риска применения финансовых санкций согласно Указу №436 рекомендуем ориентироваться на более короткие сроки — установленные Положением №637.

* Ответ на вопрос на общедоступном информационно-справочном ресурсе (подкатегория 109.14): «В какие сроки подотчетное лицо представляет Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет?».

Что касается выдачи наличных средств работнику в качестве аванса на командировку, то отчитаться необходимо до окончания 3-го2 или 5-го рабочего дня, следующего за днем, в котором работник завершает такую командировку или завершает выполнение отдельного гражданско-правового действия по поручению и за счет налогового агента такого работника, предоставившего ему средства под отчет. При этом такие сроки регламентируются исключительно подпунктами 170.9.2, 170.9.3 НКУ.

Обратите внимание!

Если работник вместе со средствами на командировку получил средства на хозяйственные нужды (например, на приобретение материалов во время командировки), то сроки представления отчетности по данным суммам и с точки зрения НКУ, и с точки зрения Положения №637 совпадают, так как последний нормативный акт устанавливает, что срок, на который выдана наличность под отчет на эти цели, может быть продлен до окончания срока командировки.

Финансовая санкция. В случае если подотчетное лицо не отчитается по выданным средствам в указанные сроки или не вернет неизрасходованные средства в кассу, то к СХ будет применен штраф в размере 25% выданных под отчет сумм (абз. 5 п. 1 Указа №436). Под указанные санкции подпадает также выдача наличных средств под отчет без полного отчета по ранее выданным суммам.

Эти же санкции, согласно абз. 5 п. 1 Указа №436, также применяются к случаям, когда подотчетное лицо воспользовалось корпоративной платежной картой для проведения расчетов в безналичной форме. Такие подотчетные лица обязаны своевременно представить отчет об использовании средств в течение 10-ти (20-ти3) банковских дней с даты такого расчета. При необходимости должностное лицо (бухгалтер) может принять выписку из банка о движении средств для подтверждения факта проведения расчетов в безналичной форме с текущего счета.4

1 Ответ на вопрос на общедоступном информационно-справочном ресурсе (подкатегория 109.14): «Сроки выдачи наличных средств под отчет?».

2 Если во время служебной командировки налогоплательщик получил наличные с применением платежных карт.

3 При наличии уважительных причин для выяснения вопроса в случае выявления расхождений между соответствующими отчетными документами.

4 Ответ на вопрос на общедоступном информационно-справочном ресурсе (подкатегория 109.21): «Может ли бухгалтерия не принять отчет от доверенного лица об использовании средств, выданных под отчет вместе с неизрасходованным остатком наличности, в случае если такое доверенное лицо не представило документы о получении наличности с текущего счета (чек банкомата, копия расходного ордера, справки по установленным формам, слип, квитанция торгового терминала и пр.)?».

Пример 3 Работник использовал корпоративную платежную карту для проведения расчетов в безналичной форме в сумме 800 грн 1 апреля 2015 г. и не отчитался по израсходованным средствам. 6 апреля 2015 г. бухгалтер получил выписку с корпоративного счета с данными о том, что средства были списаны со счета. По уважительным причинам срок представления отчетности был продлен до 20 апреля 2015 г., но подтверждающие документы (кассовый чек) так и не был предоставлен. За превышение установленных сроков использования выданных под отчет наличных денег предприятию будет выставлена финансовая санкция, которая составит 200 грн (800 грн х 25%).

Пример 4 Директор получил из кассы предприятия на закупку канцтоваров 1000 грн 20 апреля 2015 г., а отчитался по выданным средствам 24 апреля 2015 г. (кассовый чек от 23 апреля 2015 г.). За превышение установленных сроков использования выданных под отчет наличных денег предприятию будет выставлена финансовая санкция, которая составит 250 грн ((1000 грн х 25%).

Штраф за наличные расчеты без платежного документа

Данная норма предусматривает применение к СХ финансовых санкций за нарушение им порядка отражения в учетных документах кассы предприятия израсходованной подотчетными лицами наличности без представления подтверждающих документов (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, других документов) (абз. 6 п. 1 Указа №436). То есть если для оплаты стоимости товара работнику выданы денежные средства в подотчет, он должен отчитаться с приложением подтверждающих документов. Эта норма не касается взаимоотношений между покупателями и продавцами товаров (работ, услуг) при проведении ими расчетных операций через РРО. В последнем случае порядок применения штрафных санкций за нарушения при осуществления расчетных операций в наличной и/или безналичной форме при продаже товаров (оказании услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг регулируется нормами ст. 17 Закона Украины от 06.07.95 г. №265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».

Финансовая санкция. Штраф применяется в случае, если СХ ведут учет кассовых операций с нарушением нормы, установленной п. 7.41 Положения №637. А именно: при проверке правильности оформления выдачи наличных под отчет обнаруживается отсутствие подтверждающих документов. То есть СХ проводят отчет об израсходованных средствах без представления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другому письменному документу), который бы подтверждал уплату покупателем наличных средств. Размер штрафа равен размеру уплаченных средств (абз. 6 п. 1 Указа №436).

Пример 5 Директор получил из кассы предприятия на закупку канцтоваров 2000 грн 20 апреля 2015 г. и отчитался по выданным средствам 21 апреля 2015 г. без предоставления надлежащим образом оформленных документов (предоставлен только счет на оплату, а кассовый чек отсутствовал). Согласно вышеуказанным законодательным нормам предприятию будет выставлена финансовая санкция, которая составит 2000 грн (2000 грн х 100%).

Административная ответственность

Контроль за соблюдением юридическими лицами и физические лицами — предпринимателями норм Указа №436 осуществляют, в частности, органы ГФСУ и орган государственного финансового контроля (п. 3 Указа №436). Такие лица несут также административную ответственность. Напомним, что согласно пп. 20.1.41 НКУ органы ГФСУ имеют право составлять в отношении налогоплательщиков — физических лиц и должностных лиц налогоплательщиков — юридических лиц протоколы об административных правонарушениях и выносить постановления по делам об административных правонарушениях в установленном порядке. Согласно ст. 234-2 КУоАП, органы ГФСУ рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка проведения наличных расчетов и расчетов с использованием электронных платежных средств за товары (услуги) (статья 163-15 КУоАП). От имени органов ГФСУ рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководители органов ГФСУ и их заместители.

На физическое лицо — предпринимателя, должностных лиц юридического лица за нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в т. ч. превышение предельных сумм расчетов наличностью, несоблюдение установленных законодательством требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств налагается штраф от 100 до 200 н. м. д. г. (от 1700 грн до 3400 грн), а за повторное такое же нарушение в течение года нарушение — от 500 до 1000 н. м. д. г. (от 8500 грн до 17000 грн), согласно ст. 163-15 КУоАП. На данном пункте остановимся подробнее.

Предельное ограничение по расчетам наличностью

В соответствии со ст. 1087 ГКУ предельные суммы расчетов наличностью для физических и юридических лиц, а также для физических лиц — предпринимателей устанавливает НБУ. Также, согласно п. 2.3 Положения №637, сумма наличного расчета на протяжении дня одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем), а также с физлицами по одному или нескольким платежным документам через их кассы, кассы банков, другие финансовые учреждения, оказывающие услуги по переводу денег, и компании почтовой связи1 не должна превышать предельную сумму, установленную НБУ. Сейчас такая сумма определена постановлением Правления НБУ №210. Напомним, что такая предельная величина, в частности:

— для предприятий (предпринимателей) между собой в течение одного дня составляет 10000 грн;

1 С учетом п. 2.5 Положения №637.

— для физлица с предприятием (предпринимателем) в течение одного дня за товары (работы, услуги) составляет 150000 грн;

Указанные ограничения также распространяются на расчеты, проведенные при оплате за товары, приобретенные на производственные либо хозяйственные нужды за счет наличных средств, полученных посредством электронного платежного устройства.

Ограничения не распространяются на:

— расчеты предприятий (предпринимателей) с бюджетами и государственными целевыми фондами;

— добровольные пожертвования и благотворительную помощь;

— использование средств, выданных на командировку.

Обратите внимание! Согласно п. 2.5 Положения №637, если предприятия (предприниматели) и физлица осуществляют наличные расчеты без открытия текущего счета путем внесения в банки наличности для дальнейшего ее перечисления на счета других предприятий (предпринимателей) или физлиц, то такие расчеты для плательщиков средств являются наличными, а для получателей средств — безналичными.

Пример 6 Предприятие осуществило наличный расчет с другим предприятием за товары на сумму 12000 грн через кассу продавца. Установленный лимит кассы для предприятия — получателя наличных составляет 5000 грн. Фактический остаток наличности в кассе на конец дня — 100 грн. Такое нарушение произошло впервые.

Для данной ситуации не важен лимит кассы и остаток средств в ней. Штраф будет начислен, согласно ст. 163-15 КУоАП, в размере от 1700 грн до 3400 грн. Так как указанная норма действует для обеих сторон, то санкции применяются как к плательщику, так и к получателю.

Нормативная база

  • КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. №8073-X.
  • ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. №435-IV.
  • Указ №436 — Указ Президента Украины от 12.06.95 г. №436/95 «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности».
  • Положение №637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Национального банка Украины от 15.12.2004 г. №637.
  • Постановление №210 — Постановление Национального банка Украины от 06.06.2013 г. №210 «Об установлении предельной суммы расчетов наличностью».

Александра ОЛЕФИРЕНКО, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



НДФЛ по справедливости Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Практика
ВРУ продолжает менять налогообложение физлиц, ставя целью «отбеливание»
доходов населения и одновременно снижение налоговой нагрузки. Очередной
Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно
справедливого налогообл...

В рубрике: 


Уступка права требования «единщику» Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
ООО на общей системе хочет уступить право требования долга в 10 тыс. грн.
Уступает ООО на едином налоге. Варианта два: уступка за 3 тыс. гривень или
уступка бесплатно. Какой вариант выгоднее с точки зрения налогообложения?
Когда возникает дохо...

ЕН минус НДС = 2 или 4? Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
Юридическое лицо является плательщиком НДС и единого налога третьей группы
по ставке 2%. Регистрация НДС аннулирована по инициативе налогового органа
согласно пп. «ж» п. 184.1 НКУ в середине квартала. Какую ставку единого
налога следует примен...

0.018727