(044) 391-51-92
ru ua

Маєте пропозиції, зауваження чи побажання? Зв’яжіться з редакцією!
Ми неодмінно відповімо.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : загальний
   (по всіх сайтах ДК)






Дебет-Кредит № 37 (10.9.2007)
Суть дела :: Налоговый учет

Увага! Архівна публікація 

 


Ця сторінка містить давню архівну публікацію бухгалтерського тижневика "Дебет-Кредит", яка на даний час ймовірно втратила актуальність і може не відповідати діючим нормам бухгалтерського та податкового обліку.
Для роботи з актуальними матеріалами журналу перейдіть до ONLINE.dtkt.ua

або оберіть потрібний вам разділ ДК-порталу в верхньому рядку навигації.

Снятие с регистрации плательщика НДС

Законом о НДС предусмотрен ряд условий, при которых плательщик НДС может лишиться такого статуса. Но не всегда плательщик этого налога покидает ряды «НДС-ников» по собственной инициативе. Иногда это бывает для него неожиданностью. Попробуем выяснить, при каких основаниях аннулирование регистрации лиц в качестве плательщиков НДС происходит по желанию самого плательщика, а при каких инициируется налоговым органом, что нужно предусмотреть плательщику НДС и как избежать неожиданных ситуаций.

Добровольное аннулирование — по заявлению плательщика

Регистрация плательщиком НДС действует до даты ее аннулирования. Датой аннулирования является дата исключения из реестра плательщиков НДС.

Однако одного желания маловато для того, чтобы покинуть ряды «НДС-ников». Ведь пп. «а» п. 9.8 Закона о НДС предусмотрены условия, которым должно соответствовать лицо в случае аннулирования регистрации плательщика налога по собственной инициативе.

Регистрация плательщиком НДС аннулируется по его добровольному решению, если лицо соответствует нижеследующим признакам:

1) зарегистрировано плательщиком НДС более 24 календарных месяцев (с учетом месяца регистрации);

2) за последних 12 календарных месяцев объемы налогооблагаемых операций составляет меньше 300 тыс. грн (без учета НДС).

Но и при соблюдении указанных условий плательщику НДС остается еще несколько шагов до освобождения от уплаты этого налога.

Шаг 1. Подать в налоговый орган по местонахождению на учете заявление по форме №3-ПДВ1, в графе 3 которой указать причину аннулирования регистрации. Одновременно с подачей заявления следует вернуть Свидетельство плательщика НДС и все заверенные его копии (без приложения указанных документов заявление в ГНИ не рассматривается).

1 Приложение 3 к Положению о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. №79 (далее — Положение №79).

Решения налогового органа придется ожидать в течение 10 календарных дней.

При наличии оснований, приведенных в пп. «а», «б» п. 9.8 Закона о НДС, налоговый орган не может отказать в аннулировании регистрации плательщиком НДС.

Шаг 2. Убедиться, что аннулирование регистрации произошло.

Плательщик НДС перестает быть плательщиком этого налога на дату аннулирования регистрации, исключения из Реестра. Последним налоговым периодом будет период от первого дня после предыдущего налогового периода до последнего дня такого аннулирования, т. е. с 1 числа месяца по дату аннулирования.

Шаг 3. Признать условную продажу товарных остатков или ОФ, при приобретении которых был начислен налоговый кредит.

Условная продажа признается по обычным ценам с увеличением суммы НО в последнем налоговом периоде плательщика НДС.

Если регистрация налогоплательщика аннулируется из-за его перехода на консолидированную уплату НДС (в связи с тем, что такой плательщик меняет статус юридического лица на лицо, не имеющее юридического статуса, например приобретает статус филиала), то по товарным остаткам или ОФ, по которым в прошлых или текущем отчетных периодах был начислен налоговый кредит, НО не начисляется, при условии что такие товары и ОФ будут использоваться в налогооблагаемых операциях в хозяйственной деятельности юридического лица (головной организации), являющегося ответственным за начисление, удержание и уплату налога в бюджет. Согласно пп. 2.3.2 Закона о НДС, консолидированная уплата НДС разрешается только предприятиям железнодорожного транспорта и предприятиям связи, что вызвано особенностями их основной деятельности.

Налогоплательщиком лицо станет только с момента аннулирования его регистрации в качестве плательщика НДС, поэтому в интересах плательщиков, желающих лишиться такого статуса, — постоянно интересоваться состоянием процедуры снятия с регистрации. Почему интересоваться самостоятельно? Потому что только в случае аннулирования по инициативе налогового органа составляется акт об аннулировании, который не позже следующего рабочего дня направляется лицу, покинувшему ряды плательщиков НДС.

ГНАУ ежемесячно в срок до 12 числа обнародует на своем веб-сайте (www.sta.gov.ua) информацию о лицах, свидетельства которых аннулированы, дате аннулирования и основаниях таких действий.

Аннулирование при смене системы налогообложения

Если основанием для аннулирования регистрации плательщика НДС по его заявлению является переход на уплату ЕН по ставке 10% со следующего отчетного налогового периода (квартала), то согласно абз. 7 п. 25.1 Положения №79 работник ГНИ на Свидетельстве плательщика НДС, корешке и его копиях указывает: «Свидетельство действительно до [дата последнего дня отчетного периода, предшествующего переходу плательщика на уплату единого налога], запись сделана [дата]». Свидетельство и все его заверенные копии с такой отметкой возвращаются плательщику.

По окончании срока действия Свидетельства его сдают вместе с заявлением об отмене регистрации плательщика НДС. Дата аннулирования регистрации определяется на дату последнего дня отчетного периода, предшествующего переходу на упрощенную систему налогообложения, т. е. на последнее число квартала: 30 или 31.

Но в законодательстве содержится еще одно требование относительно аннулирования регистрации такого плательщика НДС — обязанность налогового органа. Следовательно, при наличии оснований, отвечающих абз. «в» п. 9.8 Закона о НДС, ГНИ самостоятельно осуществляет такое аннулирование.

Если плательщик ЕН по ставке 10% не подаст заявление об аннулировании регистрации плательщика НДС, ГНИ обязана принять решение об аннулировании регистрации такого плательщика НДС с оформлением акта в двух экземплярах об аннулировании регистрации по ф. №6-ПДВ1. Один экземпляр акта ГНИ направляет лицу, регистрация которого аннулирована, а это лицо, в свою очередь, обязано вернуть ГНИ Свидетельство плательщика НДС и все заверенные его копии вместе с сопроводительным письмом в течение 20 календарных дней со дня принятия решения. Задержка возврата Свидетельства приравнивается к задержке подачи налоговой отчетности по НДС с вытекающими отсюда последствиями.

Дело в том, что органы ГНИ проводят постоянный мониторинг плательщиков НДС, включенных в Реестр, и принимают решения об аннулировании регистрации соответствующих плательщиков НДС в случае существования законодательно определенных оснований.

Возникает вопрос: кто должен аннулировать регистрацию плательщика НДС?

По нашему мнению, плательщику НДС нужно приложить усилия для самостоятельного снятия с регистрации. В начале публикации мы указывали, что не всегда следует ожидать аннулирования налоговыми органами. Когда плательщик НДС снимается с регистрации по собственной инициативе, он руководит ситуацией и может быть готов к условной продаже по товарным остаткам и ОФ, по которым был начислен НК. А имея «сэкономленную» сумму НК, можно избежать уплаты налога в бюджет или уменьшить ее.

Аннулирование по решению ГНИ

Начиная с 31.03.2005 г. согласно Закону №2505 в течение двух месяцев (хотя на практике сроки оказались другими) налоговые органы произвели инвентаризацию плательщиков НДС с целью исключения из Реестра тех из них, которые не соответствуют требованиям Закона о НДС. До сих пор ГНИ принимают решения об аннулировании регистрации лиц в случае соответствия основаниям, указанным в абз. «б»— «г» п. 9.8 Закона о НДС. То есть условия, приведенные в абз. «б» — «г» этого пункта, могут быть причиной для аннулирования регистрации по желанию не только лица, но и налогового органа также. И если плательщик НДС будет соответствовать условиям, приведенным в указанных подпунктах, то местная ГНИ по собственной инициативе аннулирует регистрацию. Последствия, которые могут ожидать лицо в случае возникновения такой ситуации, рассмотрим далее.

Порядок уведомления налогоплательщика об аннулировании его регистрации плательщиком НДС изложен в пп. 25.2.2 Положения №79. Решение об аннулировании регистрации налогоплательщик может обжаловать в соответствии с пп. 5.2.2 Закона №2181. Он имеет право в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового решения, подать в письменной форме жалобу о пересмотре решения. Лучше, если такая жалоба будет сопровождаться документами, расчетами и доказательствами, которые плательщик НДС считает необходимым предоставить.

Если он допускает вариант исключения его из Реестра по инициативе налогового органа, то не всегда нужно ожидать этого момента — его можно предусмотреть. Почему? Потому что если исправить ситуацию по основаниям, указанным в абз. «б»— «г» п. 9.8 Закона о НДС, плательщику невозможно, то относительно первых двух оснований абз. «г» этого пункта не все столь окончательно и подлежит некоторой корректировке.

Согласно абз. «г» п. 9.8 Закона о НДС, налоговый орган самостоятельно принимает решение о ликвидации, если плательщик НДС:

1) не подает декларацию по НДС в течение 12 последовательных налоговых месяцев;

2) подает декларацию по НДС, которая свидетельствует об отсутствии налогооблагаемых поставок в течение 12 последовательных налоговых месяцев;

3) существует уведомление госрегистратора о ликвидации юридического лица, прекращении предпринимательской деятельности физического лица или представительства нерезидента;

4) на основании судебного решения.

Лицо становится перед фактом, что решение о его исключении из реестра плательщиков НДС принято.

Во-первых, в последней декларации по НДС налогоплательщик обязан отразить условную продажу по товарным остаткам и ОФ.

Во-вторых, если у плательщика НДС есть «сэкономленный» НК, которым он планировал воспользоваться в будущем, придется изменить свои планы и распрощаться с НК (фактически плательщик его теряет).

Пример Рассмотрим ситуацию, реально возникшую на одном из предприятий.

Строительная компания, которая в течение 14 месяцев занималась строительством объекта (жилого дома), совсем не осуществляла налогооблагаемых операций. При этом для выполнения строительных работ приобретались материалы, а уплаченные суммы НДС в составе такого приобретения относились к НК предприятия на основании пп. 7.4.1 Закона о НДС. Предприятие понимало, что через определенный период времени у него возникнет большая сумма НО по НДС на дату поставки построенного объекта (пп. 5.1.20 Закона о НДС), и поэтому решило «сэкономить» сумму НК на будущее. Что ожидает предприятие и как можно было предусмотреть ситуацию, рассмотрим ниже.

Вариант 1. ГНИ (подразделение налогообложения юридических лиц) на основании поданных предприятием деклараций по НДС, в которых в течение 12 последовательных налоговых периодов не указывались налогооблагаемые операции, обязана принять самостоятельное решение об аннулировании регистрации плательщика НДС.

Как следствие, предприятие лишается статуса плательщика НДС.

Впоследствии оно может подать регистрационное заявление по добровольному решению и получить статус плательщика НДС вторично. Но возникает вопрос: сможет ли «вновь созданный» плательщик НДС воспользоваться «сэкономленным» НК, который у него был на момент исключения из Реестра плательщиков НДС?

При регистрации плательщиком НДС любому лицу присваивается индивидуальный налоговый номер, который используется для удержания этого налога. Для юридических лиц 12-разрядный цифровой код (при условии, что не были изменены район и область, где плательщик состоит на учете) при новой регистрации изменен не будет, а вот номер и серия Свидетельства, указанные в бланке по ф. №2-ПДВ, будут другими. Причем такие данные заносятся в журнал регистрации плательщиков НДС.

Но в п. 4 Положения №79 указано: «Использование индивидуального налогового номера, предоставленного при регистрации, является обязательным при оформлении и пользовании всеми видами документов, которые связаны с расчетами при приобретении товаров, учетом, отчетностью о налоге на добавленную стоимость, оформлении налогового кредита». Требование об использовании номера Свидетельства не встречается. В пп. 7.2.1 Закона о НДС среди перечня обязательных реквизитов, которые должна содержать налоговая накладная, такое требование также отсутствует, как и в пп. 7.2.6 данного Закона, разрешающем начисление НК без получения НН.

Если рассуждать логично, то предприятие уплатило сумму НДС при приобретении материалов и ОФ для последующего использования в налогооблагаемых операциях. В период «новой» регистрации это фактически одно и то же лицо. Однако маловероятно, что налоговые органы лояльно отнесутся к такой точке зрения и разрешат отразить такие суммы в составе НК «нового» налогоплательщика.

Вариант 2. Налоговый орган направляет лицу, регистрация которого аннулирована, один экземпляр такого акта не позже следующего рабочего дня после его утверждения. Предприятие может попробовать обжаловать такое решение.

В п. 5.1 Закона №2181 указано: «Если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 15 настоящего Закона) налогоплательщик самостоятельно обнаруживает ошибки в показателях ранее поданной налоговой декларации, такой налогоплательщик имеет право представить уточняющий расчет». И предприятию необходимо воспользоваться такой нормой. Подать уточняющий расчет к декларации по НДС (по крайней мере за последний (12) отчетный период), в котором отразить данные о проведении налогооблагаемых операций. Например, предприятие в предыдущем отчетном периоде отгрузило определенную номенклатуру строительных материалов частному предпринимателю, а выписать налоговую накладную и отразить такую операцию в составе НО декларации по НДС прошлого отчетного периода забыли.

В такой ситуации важно:

1) иметь в наличии на момент продажи материалы, которые отгружались предпринимателю;

2) включить сумму отгруженных товаров в состав ВД предприятия;

3) уплатить сумму недоплаты налога и 5% штрафа согласно п. 17.2 Закона №2181 (если такие действия возникнут после окончания квартала, не избежать штрафных санкций за самостоятельно исправленную ошибку в декларации по налогу на прибыль, но в зависимости от того, какую цель предприятие преследует, придется чем-то поступиться).

Итак, есть шанс обжаловать решение налогового органа и сохранить статус плательщика НДС. Мотивация плательщика — у налогового органа нет оснований для аннулирования регистрации.

Вариант 3. Заранее предусмотреть свою хозяйственную деятельность и действия налоговых органов. Не допускать ситуаций, при которых плательщик НДС может не по собственной воле лишиться этого статуса.

Для того чтобы сохранить за собой статус плательщика НДС, советуем время от времени в течение 12 календарных месяцев отражать в разделе I «Налоговые обязательства» и разделе ІІ «Налоговый кредит» показатели осуществления налогооблагаемых операций. Впоследствии плательщик НДС сохранит за собой статус плательщика НДС без дополнительных действий.

Можно посоветовать сдавать строительные работы по этапам (если работать по долгосрочным договорам), например каждые 6 месяцев. Согласно пп. 7.3.7 Закона о НДС, датой увеличения НО долгосрочного контракта будет дата увеличения ВД исполнителя. Если ВД будут определяться поквартально (пп. 7.10.5 Закона о прибыли), то и НО по НДС будут возникать.

Не следует забывать: если регистрация аннулируется по инициативе налогового органа, то плательщик обязан вернуть в налоговый орган Свидетельство регистрации плательщика НДС в течение 20 календарных дней со дня принятия решения. Если же Свидетельство не будет возвращено в такой срок, то задержка приравнивается к задержке подачи налоговой отчетности по НДС, а значит, грозит лицу штрафными санкциями.

1 Приложение 5 к Положению №79.

Аннулирование регистрации по инициативе плательщика НДС

Регистрация действует до даты ее аннулирования, которая происходит в случаях, если:

а) налогоплательщик, который до месяца, в котором подается заявление об аннулировании регистрации, является зарегистрированным согласно положениям подпункта 2.3.1 пункта 2.3 статьи 2 Закона более двадцати четырех календарных месяцев, включая месяц регистрации, и имеет за последних двенадцать текущих календарных месяцев объемы налогооблагаемых операций меньше определенных указанным подпунктом;

б) ликвидационная комиссия налогоплательщика, объявленного банкротом, заканчивает работу или налогоплательщик ликвидируется по собственному желанию или по решению суда (физическое лицо будет лишаться статуса субъекта хозяйствования).

П. 9.8 Закона о НДС

Дата аннулирования регистрации определяется:

на дату подачи заявления (инициатива плательщика);

на дату утверждения акта об аннулировании регистрации, если не определен предельный срок действия Свидетельства (инициатива налогового органа);

на дату потери лицом статуса плательщика НДС (переход на упрощенную систему налогообложения по ставке 10%);

на дату перехода на специальный режим налогообложения по другим ставкам, чем 20% или нулевая ставка (п. 27 Положения №79);

на дату окончания действия договора о совместной деятельности (п. 15 Положения №79);

на дату, когда есть основания для аннулирования до окончания срока действия Свидетельства (расторгнут договор о совместной деятельности или соглашение о распределении продукции);

на дату принятия решения или события в других случаях. Налогоплательщики, которые подлежат исключению из Реестра и не подпадают ни под одно из перечисленных оснований:

— лицо освобождено от уплаты налога по решению суда;

— получение сведений из ЕГРПОУ о прекращении (ликвидации) юридического лица;

— информация органов РАГС;

— сведения из ЕГР о смерти физлица — СПД.

Основание для автоматического аннулирования регистрации плательщиком НДС по инициативе ГНИ

Регистрация действует до даты ее аннулирования, которая происходит в случаях, если, в частности:

<...> в) лицо, зарегистрированное в качестве налогоплательщика, регистрируется в качестве плательщика единого налога или становится субъектом других упрощенных систем налогообложения, определяющих особый порядок начисления или уплаты налога на добавленную стоимость, отличающийся от тех, которые установлены данным Законом, или освобождающих такое лицо от уплаты этого налога по решению суда или по любым другим причинам.

П. 9.8 Закона о НДС

Елена Водопьянова, «Дебет-Кредит»



Наступна стаття:  На початок статті 



Обратите внимание Частковий перегляд статті (тільки початок)
Жизнь :: Налоговый учет
Отсрочить уплату обязательства могут плательщики, у которых нет налоговых векселей, не погашенных в срок ! Импортерам Кабмин внес изменения в Порядок выпуска, обращения и погашения векселей, выдаваемых на сумму налога на добавленную стоимость при...

В рубриці: 


НДС с минусом: дальнейшая судьба Частковий перегляд статті (тільки початок)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
Февраль 2015 года был тяжелым отчетным периодом для тех плательщиков НДС,
которые имели по состоянию на 01.02.2015 г. отрицательное значение по
данному налогу. Но даже после сдачи отчетности по НДС за февраль у многих
плательщиков налога остае...

Как использовать переплату по НДС Частковий перегляд статті (тільки початок)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
На 1 мая 2015 г. у предприятия не было налогооблагаемых операций по НДС в
течение последних 11 месяцев. При этом в карточке лицевого счета по НДС
числится переплата, возникшая за счет излишне уплаченных денежных
обязательств, оставшихся непога...

0.039185