(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...         
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 17-18 (5.5.2003)
Жизнь :: Чувство долга

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Использование средств неприбыльными учреждениями: отчитываемся по-новому

К трем недавно утвержденным формам деклараций по налогу на прибыль (обычных предприятий, банков и страховых организаций) добавилась еще одна - Отчет об использовании средств неприбыльными учреждениями и организациями.

С одной стороны, новый отчет и Порядок его заполнения издан поздновато. Заключительными положениями Закона Украины от 24.12.2002 г. №349-IV (именно он и обусловил появление новых форм деклараций) как крайний срок согласования центральным налоговым органом новых документов, вытекающих из данного Закона, с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности названо 20 марта 2003 года. Однако новый отчет и Порядок его заполнения были утверждены приказом ГНАУ от 3 апреля 2003 г. №153 и зарегистрированы в Минюсте Украины 16 апреля под №309/7630. Но и так у неприбыльных организаций остается еще целая неделя, чтобы подать отчет по новой форме. Зато, с другой стороны, бесспорное преимущество нового отчета - неожиданно правильное приведение его в соответствие с изменениями, внесенными в декабре прошлого года в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" Законом №349-IV. Поэтому тем, кто уже подал отчет по прежней форме, имеет смысл подать его еще и по-новому.

Ниже мы подробнее рассмотрим некоторые нюансы составления отчета. Сами бланки отчета вы найдете в этом номере "Документов для работы", а текст Порядка - в "Документах для работы".


Согласно Порядку составления налогового отчета об использовании денежных средств неприбыльными учреждениями и организациями, утвержденному приказом Государственной налоговой администрации Украины №153, отчет должны подавать неприбыльные учреждения и организации, включенные в реестр неприбыльных.

Отчет заполняется в тысячах гривень с одним десятичным знаком, пустые строки прочеркиваются. Он заполняется чернильной или шариковой ручкой (ни в коем случае не карандашом), может быть напечатан на принтере или печатной машинке, обязательно должен быть подписан руководителем неприбыльного учреждения и главным бухгалтером, заверен печатью и подан в оригинале. Он состоит из двух частей. Приложения к отчету не предусмотрены.


Заполняем отчет об использовании средств неприбыльными учреждениями и организациями

Заполняем первую часть отчета

В I части отчета указываются все доходы неприбыльного учреждения, освобождаемые от налогообложения (строки с 1 по 7), и направления их использования (строки с 8 по 9). Строки отчета корреспондируют с нормами пункта 7.11 Закона о прибыли.

Органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления и созданные ими учреждения или организации, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов, отчитываются о следующих доходах:

в строке 1.1 - о фактически полученном бюджетном финансировании;

в строке 1.2 - об остатках бюджетного финансирования, полученных и не использованных в прошлом году;

в строке 1.3.1 - о денежных средствах или имуществе, поступающих безвозмездно или в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований;

в строке 1.3.2 - о пассивных доходах;

Увеличить изображение
Увеличить изображение

в строке 1.3.3 - о денежных средствах или имуществе, поступающих в такие неприбыльные организации в качестве компенсации стоимости полученных государственных услуг;

в строке 1.3.4 - о доходах от предоставления платных услуг;

в строке 1.3.5 - о дотациях или субсидиях, полученных из государственного или местного бюджетов, государственных целевых фондов или в пределах благотворительной, в том числе гуманитарной помощи или технической помощи, предоставляемых таким неприбыльным организациям в соответствии с условиями международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, кроме дотаций на регулирование цен на платные услуги, предоставляемые таким неприбыльным организациям или через них их получателям в соответствии с законодательством, в целях снижения уровня таких цен (далее - дотации или субсидии);

в строке 1.3.6 - о прочих поступлениях.

Благотворительные фонды и благотворительные организации, созданные в порядке, определенном законом для проведения благотворительной деятельности, в том числе общественными организациями, созданными в целях осуществления экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности, а также творческие союзы и политические партии, общественные организации инвалидов и их местные ячейки, созданные в соответствии с Законом Украины "Об объединениях граждан", научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения III - IV уровней аккредитации, внесенные в Государственный реестр научных учреждений, которым предоставляется поддержка государства, заповедники, музеи-заповедники отчитываются о следующих доходах:

в строке 2.1 - о денежных средствах или имуществе, поступающих безвозмездно или в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований;

в строке 2.2 - о пассивных доходах;

в строке 2.3 - о денежных средствах или имуществе, поступающих таким неприбыльным организациям от проведения их основной деятельности;

в строке 2.4 - об активах, которые были переданы неприбыльной организации от ликвидации другой;

в строке 2.5 - о дотациях или субсидиях.

Пенсионные фонды, кредитные союзы, созданные в порядке, определенном законом, отчитываются о следующих доходах:

в строках 3.1.1 и 3.2.1 - о денежных средствах, поступающих в кредитные союзы и пенсионные фонды в виде взносов на дополнительное пенсионное обеспечение или взносов на другие нужды, предусмотренные законодательством;

в строках 3.1.2 и 3.2.2 - о пассивных доходах, полученных из источников, определенных законодательством о кредитных союзах и пенсионных фондах;

в строках 3.1.3 и 3.2.3 - о дотациях или субсидиях.

Другие, чем определенные в абзаце "б" подпункта 7.11.1 Закона о прибыли, юридические лица, деятельность которых не предусматривает получения прибыли согласно нормам соответствующих законов, отчитываются о следующих доходах:

в строке 4.1 - о денежных средствах или имуществе, поступающих таким неприбыльным организациям от проведения их основной деятельности;

в строке 4.2 - о пассивных доходах;

в строке 4.3 - о дотациях или субсидиях.

Обратите внимание, что только эти неприбыльные организации заполняют в отчете за I квартал строки 16 - 24. В случае если доходы неприбыльной организации, полученные в течение прошлого года из названных источников на конец первого квартала следующего за отчетным года превышают 25 процентов от общих валовых доходов, полученных в течение такого отчетного (налогового) года, такая неприбыльная организация обязана уплатить налог с нераспределенной суммы прибыли по ставке 30 процентов к сумме такого превышения.

Другие неприбыльные учреждения и организации налог с нераспределенной суммы прибыли не уплачивают.

Союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц, созданные для представления интересов учредителей, содержащиеся только за счет взносов таких учредителей и не осуществляющие хозяйственной деятельности, за исключением получения пассивных доходов, отчитываются о следующих доходах:

в строке 5.1 - о разовых или периодических взносах учредителей и членов;

в строке 5.2 - о пассивных доходах;

в строке 5.3 - о дотациях или субсидиях.

Религиозные организации, зарегистрированные в порядке, предусмотренном законом, отчитываются о следующих доходах:

в строке 6.1 - о денежных средствах или имуществе, поступающих безвозмездно или в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований;

в строке 6.2 - о любых других доходах от предоставления культовых услуг;

в строке 6.3 - о пассивных доходах.

Жилищно-строительные кооперативы, объединения совладельцев многоквартирных домов, созданные в порядке, определенном законом, отчитываются о следующих доходах:

в строке 7.1 - о полученных в виде взносов денежных средствах или имуществе, поступающих таким неприбыльным организациям для обеспечения нужд их основной деятельности;

в строке 7.2 - о пассивных доходах.

Как и в старом отчете, в строке 8 отчитываются о профинансированных расходах бюджетного учреждения (организации), а в строке 9 - об общей сумме профинансированных расходов небюджетного неприбыльного учреждения (организации).

Заполняем вторую часть отчета

Во II части отчета приводится расчет налога на прибыль от дохода, полученного неприбыльным учреждением из других источников, чем перечисленные выше. В случае если неприбыльная организация получает доход из других источников, чем перечисленные выше и указанные в разделе I отчета, такая неприбыльная организация обязана уплатить налог на прибыль, которая определяется как сумма доходов, полученных из таких других источников, уменьшенная на сумму расходов, связанных с получением таких доходов, но не выше суммы таких доходов. Сумма этого налога рассчитывается в строках 10 - 15.

Как исправляются ошибки, допущенные в отчете

Строки 25 и 26 отчета предназначены для возможности исправления самостоятельно обнаруженной ошибки, допущенной ранее при составлении предыдущих отчетов. В соответствии с измененной редакцией п. 17.2 Закона №2181, в случае самостоятельного обнаружения плательщиком ошибки неприбыльное учреждение обязано:

а) или в любой момент до начала проверки подать уточняющий отчет и уплатить сумму недоплаты и 5-процентный штраф от суммы недоплаты не позднее дня подачи такого уточняющего расчета;

б) или исправить ошибку в составе очередного квартального отчета.

Форма уточняющего отчета совпадает с формой отчетного. Их можно будет различить по отметке в заглавной части отчета напротив графы "Звітний" или напротив графы "Уточнюючий".

В любом случае механизм уточнения показателей прост: достаточно только в  строке 25 показать сумму недоплаты, увеличивающей налоговое обязательство, а в  строке 26 - 5 процентов штрафа от этой суммы, начисленного в соответствии с п. 17.2 Закона №2181 1 .

1 1 Как исправить ошибки, самостоятельно найденные бухгалтером "обычного" предприятия, читайте далее.

Когда подается налоговый отчет и уплачивается сумма налогового обязательства

Квартальные декларации подаются, в соответствии с пп. "б" пп. 4.1.4 Закона №2181, в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем базового налогового (отчетного) квартала. Поскольку 10 мая 2003 года приходится на субботу, то, с учетом положения пп. 4.1.5 Закона №2181, последним днем подачи отчета за I квартал 2003 года является 12 мая 2003 года.

Кроме того, в соответствии с пп. 4.1.7 Закона №2181, налогоплательщик имеет право не позднее чем за десять дней до истечения предельного срока подачи отчета, определенного в соответствии с пп. 4.1.4, отправить декларацию в адрес налогового органа по почте с уведомлением о вручении. Поскольку 10 дней следует отчислять от предельного дня, указанного в пп. 4.1.4 без учета пп. 4.1.5, то последний день подачи отчета по почте - 30 апреля 2003 года. Заметим, что этот срок не переносится в связи с выходными днями в конце апреля в этом году.

Уплачивать определенные в квартальных отчетах суммы налоговых обязательств необходимо в течение 50 календарных дней, следующих за последним календарным днем базового налогового (отчетного) квартала. В частности, последний день уплаты налогового обязательства за I квартал 2003 года - это вторник 20 мая 2003 года.

Несмотря на то, что, в соответствии с п. 5 Заключительных положений Закона Украины от 20.02.2003 г. №550-IV, новые формы отчетов, обнародованные в II квартале, вступят в силу с III квартала 2003 г., мы не рекомендуем создавать конфликт на почве неподачи или задержки подачи этого отчета (см. текст на фоне). Можно не сомневаться, что налоговые органы за неподачу или задержку подачи отчета за I квартал 2003 года будут применять штраф в соответствии с пп. 17.1.1 Закона №2181 в размере 170 грн.


Если вы уже подали отчет по старой форме, советуем отчитаться еще раз - но уже по-новому

Поскольку, в соответствии со статьей 3 Указа Президента Украины "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти", нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти вступают в силу не раньше чем через 10 дней со дня их регистрации в Минюсте, новая форма отчета действует с 26.04.2003 г. Старая форма, соответственно, именно с этой даты утрачивает силу.

Если же руководствоваться п. 5 Заключительных положений Закона Украины от 20.02.2003 г. №550-IV "О внесении изменений в Закон Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", в соответствии с которым новые формы деклараций вступают в силу с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором произошло их обнародование, новая форма отчета станет действующей только с 01.07.2003 г. Несмотря на это старая форма отчета все равно утрачивает силу с 26.04.2003 г.

Мы же рекомендуем неприбыльным организациям отчитываться по новой форме отчета. А если неприбыльная организация уже отчиталась по-старому, советуем перечислить налоговые обязательства за I квартал 2003 года еще раз - но уже по новой форме. И если они окажутся отличными от уже задекларированных, то следует подать в налоговый орган отчет по новой форме.

При этом неприбыльному учреждению пригодится новое положение п. 17.2 Закона Украины от 21.12.2000 г. №2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Закон №2181), в соответствии с которым, если после подачи декларации за отчетный период налогоплательщик подает новую декларацию с исправленными показателями до истечения предельного срока подачи декларации за такой же отчетный период, то штрафы, определенные в этом пункте, не применяются. Иными словами, подача отчета по новой форме вместо уже поданного за I квартал 2003 года неприбыльной организации не грозит применением штрафа - если, конечно, новый отчет будет подан не позднее 12 мая 2003 года.

Владимир СОКОЛОВ



Следующая статья:  В начало статьи 



Вот и первое обобщающее... Фрагмент статьи (только начало)
Жизнь :: Чувство долга
Приказом ГНА Украины от 25.04.2003 г. №197 утверждено первое обобщающее налоговое разъяснение 1 - по поводу определения термина "излишне уплаченные налоги, сборы (обязательные платежи)" и предельных сроков их возврата...

В рубрике: 


Как миндоходов будет проверять ЕСВ Фрагмент статьи (только начало)
№ 48 (2.12.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
С октября этого года заработали изменения в части администратора ЕСВ: теперь этим взносом будет заниматься Миндоходов. В «ДК» №40/2013 мы уже анализировали основные изменения в данном вопросе, в частности то, что касается отчетности по ЕСВ и справок от ПФ...

Платежи в бюджет Фрагмент статьи (только начало)
№ 48 (2.12.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
Приказом №609 от 22.10.2013 г. Миндоходов утвердило новый порядок заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возвр...

0.023439