(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...         
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 17-18 (5.5.2003)
Жизнь :: Чувство долга

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Налоговые разъяснения: все по порядку

ГНА Украины первой из контролирующих органов утвердила собственный Порядок предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства. Анализируем - как теперь нам будут "разъяснять"


Порядок предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства (далее - Порядок), утвержденный приказом ГНА Украины от 12.04.2003 г. №176 и зарегистрированный в Минюсте 23.04.2003 г. под №326/7647, - первый в серии нормативных актов ГНА Украины, которые будут приняты в соответствии с Законом Украины от 20.02.2003 г. №550-IV "О внесении изменений в Закон Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (см. "ДК" №14/2003).

В соответствии с измененным пп. "а" пп. 4.4.2 Закона Украины от 21.12.2000 г. №2181-III, порядок разъяснения отдельных положений налогового законодательства утверждается соответствующим центральным (руководящим) органом контролирующего органа. До этого Порядок предоставления налоговых разъяснений регламентировался постановлением КМУ от 16.05.2001 г. №494. Теперь же каждый из шести контролирующих органов, определенных в п. 2.1 Закона №2181, должен издать и зарегистрировать в Минюсте свой Порядок. ГНАУ стала первой.

Порядок вступает в силу 03.05.2003 г. - через 10 дней после регистрации в Минюсте. Но несмотря на это, в соответствии с пунктом 3 Заключительных положений Закона №550, новые правила предоставления налоговых разъяснений применяются с 1 апреля 2003 года. С извлечением из Порядка можно ознакомиться ниже; приказ, которым он утвержден, - ниже.

А предлагаемый комментарий - о самом главном в новом Порядке: что такое обобщающие налоговые разъяснения и обновленные налоговые разъяснения (письма-ответы); какова сфера применения налоговых разъяснений; основания для предоставления налогового разъяснения и срок его действия.

Обобщающие налоговые разъяснения - что это такое

Налоговые разъяснения, издававшиеся до 1 апреля 2003 года, теперь приобретают новый статус и будут называться обобщающими налоговыми разъяснениями. Обобщающие налоговые разъяснения утверждаются приказом ГНА Украины, обнародуются на веб-странице ГНА Украины в сети Интернет, в средствах массовой информации; будут общедоступными и могут использоваться всеми без исключения налогоплательщиками.

Налогоплательщики имеют право (но не обязаны!) пользоваться налоговыми разъяснениями, в том числе обобщающими, поскольку налоговые разъяснения не имеют силы нормативно-правового акта. В отличие от них, налоговые органы обязаны использовать налоговые разъяснения, в первую очередь, обобщающие. Использовать их будут при проведении апелляционных процедур, т. е. в ходе административного и судебного согласования сумм налоговых обязательств.

Поэтому если налогоплательщик не согласен с выводом налогового разъяснения, он может его проигнорировать. Но если налогоплательщику вывод налогового разъяснения (в первую очередь, обобщающего) полезен, то он может заставить налоговый орган пользоваться им, даже если последний не будет согласен с положением налогового разъяснения.

Новые налоговые разъяснения - это старые письма-ответы

Простыми налоговыми разъяснениями (не обобщающими) будут считаться любые ответы налогового органа, предоставленные на запрос заинтересованного лица, в том числе налогоплательщика. Налоговые разъяснения будут носить адресный характер, поскольку будут направляться конкретному адресату - налогоплательщику, сформулировавшему запрос. Собственно, только тот налогоплательщик, на чей запрос получено налоговое разъяснение (письмо-ответ налогового органа), и сможет безболезненно воспользоваться налоговым разъяснением. Это вытекает не столько из норм комментируемого Порядка, сколько из редакции пп. "д" пп. 4.4.2 Закона №2181, в соответствии с которой "не может быть привлечен к ответственности налогоплательщик, действовавший в соответствии с предоставленным ему налоговым разъяснением". Другие налогоплательщики также могут воспользоваться налоговым разъяснением, предоставленным такому плательщику (абз. 2 пп. "е" пп. 4.4.2 Закона это разрешает), но утверждение, приведенное выше, на них уже не распространяется.

Налогоплательщик сможет воспользоваться предоставленным ему налоговым разъяснением при отсутствии приоритетного налогового разъяснения. Перед налоговым разъяснением, предоставленным районной ГНИ, будет иметь приоритет налоговое разъяснение, предоставленное областной ГНА. Перед первым и вторым будет иметь приоритет налоговое разъяснение, предоставленное ГНА Украины. Обобщающее налоговое разъяснение главнее всех остальных налоговых разъяснений (писем-ответов), предоставленных ГНИ, областной ГНА или ГНА Украины и другими органами исполнительной власти.

Где применяются налоговые разъяснения

Налогоплательщики будут использовать налоговые разъяснения, в т. ч. обобщающие, при исчислении ими сумм налоговых обязательств и проведении судебных или административных процедур. Не исключено, что налоговое разъяснение может и не соответствовать положениям налогового законодательства. На первый взгляд представляется, что строгое соблюдение налогового разъяснения убережет налогоплательщика от применения к нему штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. К сожалению, это не совсем так, поскольку пп. "д" пп. 4.4.2 Закона №2181 написан довольно неудачно.

По сути, этим подпунктом определяются основания, по которым налогоплательщик, действовавший в соответствии с предоставленным ему налоговым разъяснением или обобщающим налоговым разъяснением, не может быть привлечен к ответственности. Такими основаниями являются изменение, отмена или предоставление нового налогового разъяснения налогоплательщику или обобщающего налогового разъяснения, противоречащего предыдущему, которое не было упразднено (отозвано). Но этот подпункт не исключает привлечения налогоплательщика к ответственности при наличии других оснований, отличных от отмены или изменения налогового разъяснения. Первым среди этих оснований может стать нарушение требований налогового законодательства налогоплательщиком, действовавшим в соответствии с неправильным налоговым разъяснением.

Против такого возможного игнорирования налоговыми органами изданных ими же налоговых разъяснений существует инструмент - пп. "г" пп. 4.4.2 Закона №2181 и п. 1.9 Порядка, в соответствии с которыми налоговые органы всех уровней обязаны пользоваться налоговыми разъяснениями при проведении апелляционных (т. е. административных и судебных) процедур.

Суды пользоваться налоговыми разъяснениями не обязаны. Налоговые разъяснения для них даже не имеют приоритета перед другими доказательствами или другими экспертными оценками, предоставленными налоговыми органами. Более того, суды могут признать налоговое разъяснение недействительным или не соответствующим положениям законодательства. Если такое произойдет, то налоговый орган, издавший признанное недействительным налоговое разъяснение, должен его отменить или привести в соответствие с законодательством.

Срок действия - как и у разъясняемой нормы закона

В целом говорить о действии налогового разъяснения некорректно. Ведь налоговое разъяснение - не более чем обнародование официального понимания налоговым органом положений налогового законодательства. По сути, обнародование официального мнения налогового органа не устанавливает новых и не меняет существующих прав и обязанностей налогоплательщика.

Очевидно, по этой причине в Порядке не установили сроки вступления и утраты силы налогового разъяснения, а только заметили, что оно применяется в течение срока действия соответствующей разъясняемой нормы законодательства.

Основания для предоставления налоговых разъяснений

Порядком определены основания для предоставления налоговых разъяснений. Определение исчерпывающего перечня оснований для предоставления районной ГНИ налоговых разъяснений может быть использовано для максимального ограничения их количества. Например, получив запрос налогоплательщика, ГНИ решит, что законодательство по затронутым в запросе вопросам трактуется однозначно, запрос касается старого (отнюдь не нового) налога, необходимость обоснования решения налогового органа в суде или в административном порядке отсутствует, изменять предыдущее налоговое разъяснение не нужно. Поскольку других оснований для издания налогового разъяснения Порядком не предусмотрено, то вполне вероятен ответ ГНИ об отказе в издании налогового разъяснения в связи с отсутствием оснований для его издания.

Бороться с этим можно следующим образом. Во-первых, предоставление запроса свидетельствует по меньшей мере о наличии неоднозначной (множественной) трактовки нормы законодательства. Во-вторых, чаще всего запросы возникают тогда, когда меняются правила налогообложения. В-третьих, в соответствии со второй частью п. 4.1 Порядка, налоговые разъяснения не издаются только в том случае, если отсутствует налоговое разъяснение по затронутому налогоплательщиком вопросу, имеющему приоритет. В-четвертых, Закон №2181 не устанавливает никаких ограничений относительно предоставления налоговых разъяснений.

Характерно, что ГНА Украины предусмотрела намного больше оснований для предоставления обобщающих налоговых разъяснений. Кроме перечисленных, среди них есть резолюция руководителя ГНА Украины, результаты рассмотрения запросов, поступивших от региональных ГНА и от налогоплательщиков, проведения анализа законодательных и других нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения. Иными словами, перечитав законодательство, должностное лицо ГНА Украины может прийти к выводу о необходимости издания обобщающего налогового разъяснения, тогда как для получения обычного налогового разъяснения плательщику еще придется доказывать необходимость его издания.

Как обобщаются налоговые разъяснения

Поскольку изменениями к Закону №2181 предусмотрена обязанность контролирующих органов проводить периодическое обобщение налоговых вопросов, касающихся значительного числа налогоплательщиков или значительной суммы налоговых обязательств, и утверждать по результатам анализа обобщающие налоговые разъяснения, то ГНА Украины предусмотрела квартальную периодичность осуществления этой работы.

Так, первый месяц каждого квартала районные ГНИ будут определять налоговые вопросы, заслуживающие получения ответов в виде налогового разъяснения. Второй месяц каждого квартала над этой проблематикой будут работать областные ГНА, а третий месяц - центральный налоговый орган. Результатом анализа этой информации должно стать издание обобщающего налогового разъяснения.

Но вряд ли такая квартальная периодичность издания обобщающих налоговых разъяснений будет соблюдаться, а сами обобщающие налоговые разъяснения будут издаваться не как разъяснения большого количества вопросов, а как разъяснения отдельных норм законодательства. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратить внимание на п. 1.6 Порядка, в котором предусмотрительно указано, что налоговые разъяснения содержат в названии ссылку на основную статью (пункт) нормативно-правового акта, по поводу которой они издаются. То есть будут разъяснять отдельную норму (а не множество норм) законодательства. 

Утверждая Порядок, налоговики все же не удержались от "небольших" передергиваний норм Закона №2181 - сравним нижеприведенные тексты. А во всем остальном - все в порядке и даже не противоречит Закону.

Пункт 2.5 Порядка: "Обобщающие налоговые разъяснения и налоговые разъяснения, предоставленные налоговыми органами, имеют приоритет над разъяснениями отдельных положений налогового законодательства, предоставленными государственными органами, не отнесенными статьей 2 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" к контролирующим".

Подпункт "г" пп. 4.4.2 Закона №2181: "Налоговое разъяснение, предоставленное контролирующим органом высшего уровня, имеет приоритет над налоговыми разъяснениями подчиненных ему контролирующих органов. Налоговое разъяснение центрального налогового органа имеет приоритет над налоговыми разъяснениями, изданными другими контролирующими органами. Налоговое разъяснение не имеет силы нормативно-правового акта".


Порядок предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства

Утвержден приказом Государственной налоговой администрации Украины от 12.04.2003 г. №176

1. Общие положения

1.1. Данный Порядок разработан в соответствии с законами Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", "О государственной налоговой службе в Украине", "О системе налогообложения".

1.2. Разъяснение налоговыми органами отдельных положений налогового законодательства осуществляется путем предоставления обобщающих налоговых разъяснений и налоговых разъяснений.

1.3. Обобщающие налоговые разъяснения и налоговые разъяснения не имеют силы нормативно-правового акта.

1.4. Обобщающие налоговые разъяснения и налоговые разъяснения - это обнародование официального понимания налоговыми органами отдельных положений законодательства в пределах их компетенции по вопросам налогообложения в целях обоснования их решений в случае проведения апелляционных процедур.

1.5. Обобщающие налоговые разъяснения и налоговые разъяснения предоставляются исходя из положений подпункта 4.4.1 пункта 4.4 статьи 4 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", принципов налогообложения, изложенных в Законе Украины "О системе налогообложения", экономического содержания налога, сбора (обязательного платежа), положений законодательных и других разъясняемых нормативно-правовых актов.

1.6. Обобщающие налоговые разъяснения и налоговые разъяснения содержат в названии ссылку на основную статью (пункт) нормативно-правового акта, по поводу которой они издаются.

1.7. Налоговым разъяснением считаются любые ответы налогового органа по вопросам отдельных положений налогового законодательства, предоставленные на запрос заинтересованного лица.

1.8. Обобщающие налоговые разъяснения предоставляются Государственной налоговой администрацией Украины и утверждаются ее приказом.

1.9. Налоговые органы всех уровней при подготовке налоговых разъяснений и при проведении апелляционных процедур пользуются обобщающими налоговыми разъяснениями.

1.10. Обобщающими налоговыми разъяснениями имеют право пользоваться все налогоплательщики при исчислении сумм налоговых обязательств и при проведении апелляционных процедур.

1.11. Налоговым разъяснением, предоставленным на запрос налогоплательщика, пользуется налогоплательщик при исчислении им сумм налоговых обязательств и при проведении им апелляционных процедур.

2. Порядок установления приоритетности налогового разъяснения

2.1. Налоговые разъяснения предоставляются Государственной налоговой администрацией Украины, государственными налоговыми администрациями в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственными налоговыми инспекциями в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах, в том числе специализированными государственными налоговыми инспекциями по работе с крупными налогоплательщиками.

2.2. Обобщающие налоговые разъяснения имеют приоритет перед налоговыми разъяснениями, предоставленными налоговыми и другими контролирующими органами всех уровней.

2.3. Налоговые разъяснения, предоставленные Государственной налоговой администрацией Украины, имеют приоритет перед налоговыми разъяснениями, предоставленными государственными налоговыми администрациями в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственными налоговыми инспекциями, а также другими контролирующими органами всех уровней.

2.4. Налоговые разъяснения, предоставленные государственными налоговыми администрациями в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, имеют приоритет перед налоговыми разъяснениями, предоставленными подчиненными государственными налоговыми инспекциями.

2.5. Обобщающие налоговые разъяснения и налоговые разъяснения, предоставленные налоговыми органами, имеют приоритет перед разъяснениями отдельных положений налогового законодательства, предоставленными государственными органами, не отнесенными статьей 2 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" к контролирующим.

3. Обобщение налоговых разъяснений

3.1. Государственные налоговые инспекции производят периодическое ежеквартальное обобщение запросов по вопросам налогообложения, поступившим в их адрес от налогоплательщиков, группируя их по нормам налогового законодательства, разъяснение положений которых касается большого количества налогоплательщиков или разъяснение которых связано с начислением значительных сумм налоговых обязательств. Обобщение запросов налогоплательщиков по вопросам налогообложения производится структурным подразделением государственной налоговой инспекции, определенным ответственным за проведение данной работы.

3.2. На основании проведенного обобщения государственные налоговые инспекции не позднее последнего дня месяца, следующего за каждым календарным кварталом, предоставляют информацию соответствующей государственной налоговой администрации в Автономной Республике Крым, области, городе Киеве или Севастополе о норме(ах) налогового законодательства, применение которой(ых) требует предоставления обобщающего разъяснения. К этой информации прилагаются копии запросов по поводу разъяснения нормы налогового законодательства и налоговые разъяснения (ответы) на эти запросы, предоставленные соответствующей государственной налоговой инспекцией.

3.3. Государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе производят периодическое ежеквартальное обобщение запросов по вопросам налогообложения, поступившим в их адрес от налогоплательщиков, а также обобщение информации от подчиненных государственных налоговых инспекций по поводу необходимости издания обобщающего налогового разъяснения. Региональные государственные налоговые администрации группируют указанную информацию по нормам законодательства, разъяснение положений которых касается большого количества налогоплательщиков или разъяснение которых связано с начислением значительных сумм налоговых обязательств. Обобщение запросов налогоплательщиков по вопросам налогообложения производится структурным подразделением государственной налоговой администрации, определенным ответственным за проведение данной работы.

3.4. На основании проведенного обобщения государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе не позднее последнего дня второго месяца, следующего за каждым календарным кварталом, предоставляют по почте обобщенную информацию Государственной налоговой администрации Украины о норме(ах) налогового законодательства, применение которой(ых) требует предоставления обобщающего разъяснения. К этой информации прилагаются копии запросов по поводу разъяснения нормы налогового законодательства и налоговые разъяснения (ответы) на эти запросы, предоставленные соответствующей государственной налоговой администрацией или государственной налоговой инспекцией.

3.5. Государственная налоговая администрация Украины осуществляет обобщение запросов по вопросам налогообложения, поступившим в ее адрес от налогоплательщиков, а также информацию от подчиненных государственных налоговых администраций относительно необходимости издания обобщающего налогового разъяснения и в случае необходимости издает обобщающее налоговое разъяснение. Обобщающее налоговое разъяснение готовится структурным подразделением Государственной налоговой администрации Украины, ответственным за методологическое сопровождение нормы законодательного или другого нормативно-правового акта, положение которого разъясняется.

4. Основания для предоставления и порядок предоставления налоговых разъяснений

4.1. Основаниями для предоставления налогового разъяснения, предоставляемого на запрос налогоплательщика, направленный налоговому органу соответствующего уровня, являются:

необходимость обоснования решения налогового органа соответствующего уровня при проведении апелляционных процедур;

введение нового вида налога, сбора (обязательного платежа) или внесение изменения в правила налогообложения;

норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или нормы различных законов или различных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего может быть принято решение как в пользу налогоплательщика, так и в пользу контролирующего органа;

необходимость изменения изданного ранее налогового разъяснения в связи с изданием налогового разъяснения, имеющего приоритет.

Налоговое разъяснение издается в том случае, если не существует налоговое разъяснение по затронутому налогоплательщиком вопросу, имеющее приоритет. В противном случае в ответе, направляемом налоговым органом налогоплательщику, ссылаются на налоговое разъяснение, имеющее приоритет.

4.2. Основаниями для предоставления обобщающих налоговых разъяснений являются:

4.2.1. Решение (резолюция руководителя) Государственной налоговой администрации Украины о необходимости предоставления обобщающего налогового разъяснения по результатам:

ежеквартального периодического обобщения информации от региональных государственных налоговых администраций относительно необходимости издания обобщающего налогового разъяснения;

рассмотрение запросов, поступивших в центральный налоговый орган от налогоплательщиков;

рассмотрение запросов, поступивших в центральный налоговый орган от региональных государственных налоговых администраций;

проведение анализа законодательных и других нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения;

4.2.2. Норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или нормы различных законов или различных нормативно-правовых актов, или налоговых разъяснений, предоставленных другими, чем налоговые, контролирующими органами, допускают неоднозначную (множественное) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего может быть принято решение как в пользу налогоплательщика, так и в пользу контролирующего органа;

4.2.3. Введение нового вида налога, сбора (обязательного платежа) или внесение изменений в правила налогообложения.

4.4. Структурное подразделение ГНА Украины, готовившее обобщающее налоговое разъяснение, в трехдневный срок со дня его утверждения передает его структурному подразделению ГНА Украины, ответственному за обнародование обобщающих налоговых разъяснений в средствах массовой информации.

Структурное подразделение ГНА Украины, ответственное за обрародование обобщающих налоговых разъяснений в средствах массовой информации, в десятидневный срок со дня утверждения обобщающего налогового разъяснения обнародует его в соответствующих печатных средствах массовой информации и размещает на веб-сайте Государственной налоговой администрации Украины в сети Интернет.

4.5. Обобщающие налоговые разъяснения и налоговые разъяснения применяются в течение срока действия соответствующей нормы налогового законодательства.

4.6. Налоговые разъяснения на запрос налогоплательщиков предоставляются в сроки, установленные законом для предоставления ответа на обращение граждан в органы государственной власти.

4.7. В случае если суд признал налоговое разъяснение не соответствующим законодательству, налоговый орган в трехдневный срок со дня принятия такого судебного решения обязан привести такое налоговое разъяснение в соответствие с законодательством или отменить, или предоставить копию такого решения налоговому органу, издавшему такое налоговое разъяснение, для приведения налогового разъяснения в соответствие с законодательством или отмены. Обнародование данной информации происходит в порядке, определенном в пункте 4.4 этого Положения.

Заместитель начальника Главного управления методологии М. ХАРЕВСКИЙ

Богдан МИХАЙЛЮК



Следующая статья:  В начало статьи 



У бюджетников - новая квартальная отчетность Фрагмент статьи (только начало)
Жизнь :: Чувство долга
Приказом Госказначейства Украины от 26.03.2003 г. №67 (зарегистрирован в Минюсте 11.04.2003 г. под №292/7613) со значительным опозданием утверждена Инструкция о порядке составления в 2003 году квартальной финансовой отчетности учреждениями и организациями...

В рубрике: 


Как миндоходов будет проверять ЕСВ Фрагмент статьи (только начало)
№ 48 (2.12.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
С октября этого года заработали изменения в части администратора ЕСВ: теперь этим взносом будет заниматься Миндоходов. В «ДК» №40/2013 мы уже анализировали основные изменения в данном вопросе, в частности то, что касается отчетности по ЕСВ и справок от ПФ...

Платежи в бюджет Фрагмент статьи (только начало)
№ 48 (2.12.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
Приказом №609 от 22.10.2013 г. Миндоходов утвердило новый порядок заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возвр...

0.017018