(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...         
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 17-18 (5.5.2003)
Суть дела :: Практика

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Откройте! Милиция! Налоговая...

К вопросу о методичности налоговых проверок


Публикуя в "Документах для работы" №11/2003 краткий комментарий к Методическим рекомендациям относительно действий оперативных работников налоговой милиции при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности, мы отметили, что этот документ требует более подробного комментария, и пообещали напечатать его в ближайших номерах "ДК". Выполняем обещание.


Специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями (налоговая милиция), в соответствии с Законом Украины от 04.12.90 г. №509-XII "О государственной налоговой службе в Украине" (далее - Закон о ГНС), выполняют оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранную функцию.

Кроме Конституции Украины, Закона о ГНС и Закона Украины от 20.12.90 г. №565-ХII "О милиции" (далее - Закон о милиции), являющихся основными нормативно-правовыми актами, которые регламентируют деятельность и определяют права и обязанности налоговой милиции, ее деятельность регулируется и другими нормативно-правовыми документами. Это, в частности, Методические рекомендации относительно действий оперативных работников налоговой милиции при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности (Письмо ГНА от 19.11.2002 г. №17932/7/26-4017 (далее - Методические рекомендации).

Итак, рассмотрим, что говорится в Методических рекомендациях по поводу полномочий и правовых оснований для проведения проверок налоговой милицией субъектов предпринимательской деятельности, процедуры изъятия документов, проверки правильности расчетов с потребителями за предоставленные услуги или реализованные товары, а также по вопросу подследственности органам налоговой милиции отдельных преступлений в сфере хозяйственной деятельности.

Права налоговой милиции и правовые основания для проверок

В соответствии с Законом о ГНС, органы Государственной налоговой службы в установленном законом порядке имеют право "осуществлять на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и у граждан, в том числе граждан - субъектов предпринимательской деятельности, проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций, товарно-кассовых книг, показателей электронных контрольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем, применяющихся для расчетов за наличные с потребителями, и других документов независимо от способа предоставления информации (включая компьютерный), связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей, наличия свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений (лицензий, патентов и т. п.) на ее осуществление, а также получать от должностных лиц и граждан в письменной форме объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время проверок; проверять у должностных лиц, граждан документы, удостоверяющие личность, при проведении проверок по вопросам налогообложения; вызывать должностных лиц, граждан для объяснений относительно источника получения доходов, исчисления и уплаты налогов, других платежей, а также производить проверки достоверности информации, полученной для внесения в Государственный реестр физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей" (п. 1 ст. 11 и ст. 22).

Напомним также, что, в соответствии с Указом Президента Украины от 23.07.98 г. №817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" (далее - Указ о дерегулировании предпринимательской деятельности), органы исполнительной власти, уполномоченные от имени государства проверять финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности, имеют право производить плановые и внеплановые выездные проверки.

В Методических рекомендациях ГНАУ указывает, что основаниями для проведения проверки могут быть:

1) постановление органов дознания, следователя, суда, обращение правоохранительного органа о проведении проверки субъекта предпринимательской деятельности, в отношении которого имеются данные о нарушении налогового законодательства с признаками преступления;

2) необходимость проверки заявлений и сообщений согласно ст. 97 уголовно-процессуального кодекса Украины (далее - УПК Украины);

3) случаи, предусмотренные ст. 3 Указа о дерегулировании предпринимательской деятельности.

В соответствии с Законом Украины от 24.12.2002 г. №349-IV "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий", в случае если налогоплательщик в течение четырех последовательных налоговых периодов декларирует отрицательное значение объекта налогообложения, налоговый орган имеет право на внеочередную проверку правильности определения объекта налогообложения (п. 6.3 ст. 6).

Что касается основания для проверки, указанного в пункте первом Методических рекомендаций, то считаем, что было бы логично сослаться на Закон Украины от 18.02.92 г. №2135-XII "Об оперативно-разыскной деятельности", в соответствии с которым оперативные подразделения имеют право в установленном законом порядке ставить вопрос о проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью или другими видами хозяйственной деятельности индивидуально, а также принимать участие в их проведении (п. 3 ч. 1 ст. 8).

Что касается проверки заявлений и сообщений, то, согласно части 4 ст. 97 УПК Украины, прокурор, следователь или орган дознания в течение не более десяти дней имеют право путем сбора объяснений от отдельных граждан или должностных лиц или же истребования необходимых документов произвести проверку заявления или сообщения о преступлении до возбуждения дела.

При наличии указанных в Методических рекомендациях правовых оснований для проведения проверки субъектов предпринимательской деятельности оперативный работник налоговой милиции обосновывает их в рапорте на имя первого заместителя начальника соответствующей налоговой инспекции - начальника органов налоговой милиции.

В Методических рекомендациях указывается, что работники налоговой милиции при проведении проверок:

а) проверяют устав и документы о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, документы о постановке на учет в налоговом органе, наличие специальных разрешений (лицензий, патентов и т. п.) на осуществление видов предпринимательской деятельности, денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, налоговых деклараций, товарно-кассовых книг, показателей контрольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем, используемых для расчетов за наличные с потребителями, договоров (контрактов) и других документов независимо от способа предоставления информации (включая компьютерный), связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей;

б) оценивают наличие и движение материальных ценностей и денежных средств, правильность формирования расходов, полноту оприходования, достоверность объемов выполненных работ (предоставленных услуг) и т. п.;

в) сравнивают заявленные субъектом предпринимательской деятельности в налоговых декларациях данные, связанные с исчислением и уплатой налогов (платежей), с фактическими данными, установленными при проверке;

г) проверяют достоверность отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности;

д) проверяют учетные документы, хранящиеся в электронном виде. В таких случаях к участию в проверке может привлекаться работник налоговой милиции или другого подразделения органа налоговой службы - специалист в области информационных технологий, которому поручается обеспечить доступ к информации, произвести анализ цифровых и текстовых данных, хранящихся в электронном виде, определить дату ввода в компьютер информации и внесения изменений в содержание документов, возобновить стертые файлы и записи в базе данных, установить авторство, место, способ подготовки информации и т. п.;

е) осуществляют прочие меры, которые работники налоговой милиции имеют право осуществить согласно действующему законодательству Украины, при условии, что проверка будет производиться по оперативной информации в рамках оперативно-розыскного дела 1 .


1 Остается только пожелать, чтобы работники налоговой милиции имели соответствующее образование и достаточные знания для практического осуществления указанного выше.

Изъятие документов

Закон о ГНС дает органам Государственной налоговой службы право изымать (с оставлением копий) у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, других платежей, а также у граждан - субъектов предпринимательской деятельности, нарушающих порядок занятия предпринимательской деятельностью, регистрационные удостоверения или специальные разрешения (лицензии, патенты и т. п.) (п. 6 ст. 11).

При проверке могут быть изъяты только те документы, которые свидетельствуют об обнаруженных в процессе проверки фактах сокрытия объектов налогообложения, неуплаты налогов и других платежей, а не любые документы, не понравившиеся налоговику.

В Методических рекомендациях ГНА Украины указала, что в случае если у работника налоговой милиции возникает необходимость изъять оригиналы финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, он должен:

- подготовить письменный запрос с требованием предоставить оригиналы документов на основании п. 24 ст. 11 Закона о милиции и ст. 22 Закона о ГНС;

- при наличии заявления или сообщения о преступлении в письменном запросе необходимо сослаться на ч. 4 ст. 97 УПК Украины.

Если субъект предпринимательской деятельности не предоставит документы на такой запрос, ГНА Украины подтверждает возможность привлечения должностных лиц такого субъекта предпринимательской деятельности к административной ответственности в соответствии со ст. 185 Кодекса об административных правонарушениях 2 (далее - КоАП). Обосновывается такая позиция тем, что наличие письменного запроса является законным распоряжением работника налоговой милиции, а поэтому отказ в исполнении такого запроса будет трактоваться как злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника налоговой милиции.


2 В большинстве случаев применяется штраф в размере от восьми до пятнадцати н. м. д. г. (136 - 255 грн). Однако не исключается возможность применения таких санкций, как исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с отчислением 20% заработка, а в случае если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет признано недостаточным, - административный арест на срок до 15 суток.

В связи с этим считаем необходимым подчеркнуть, что в соответствии со ст. 221 КоАП, дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 185, должны решать судебные органы. Поэтому придется еще устанавливать, имеются ли в действиях должностных лиц, отказавшихся выполнить запрос налоговых работников, признаки злостного неповиновения. Следует отметить, что ответ на такой запрос с просьбой конкретизировать требования налоговых органов поставит под большое сомнение утверждение о злостном неповиновении.

Кроме того, в правовом поле Украины действует нормативно-правовой акт, регламентирующий процедуру изъятия документов налоговыми органами и устанавливающий, в каких случаях контролирующие органы имеют право изымать документы у субъекта предпринимательской деятельности.

Так, в Инструкции о порядке изъятия должностными лицами органов государственной налоговой службы Украины у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов и других платежей, утвержденной приказом ГНА Украины от 01.07.98 г. №316 и зарегистрированной в Минюсте Украины 18.12.98 г. под №802/3242 (далее - Инструкция), указано, что изъятию у предприятий подлежат первичные документы (т. е. письменные свидетельства, фиксирующие и подтверждающие хозяйственные операции, в том числе распоряжения и разрешения администрации (владельца) на их проведение), денежные документы, учетные регистры (т. е. носители специального формата (бумажные, машинные) в виде ведомостей, ордеров, книг, журналов, машинограмм и т. п., предназначенные для хронологического, систематического или комбинированного накопления, группирования и обобщения информации по первичным документам, принятым в учет), сметы, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также другие справочные материалы и расчеты, за исключением документов, содержащих сведения, определенные в законодательном порядке составляющими государственную тайну (п. 2).

В соответствии с п. 3 Инструкции, документы изымаются при условии, что при проверке установлен факт сокрытия (занижения) объектов налогообложения, неуплаты налогов и других платежей. То есть, для того чтобы определить, какие документы свидетельствуют о тех или иных нарушениях, необходимо установить наличие соответствующих нарушений, а также перечень конкретных документов, свидетельствующих об этих фактах. Таким образом, объектом изъятия могут быть только те документы, которые свидетельствуют о сокрытии (занижении, неуплате), обнаруженном при проверке, а не любые документы, не понравившиеся налоговику.

Лица, имеющие юридическое образование, знают и понимают значение термина "обыск". Поэтому разница между изъятием и обыском заключается именно в том, что изымаются документы, по которым проверкой на момент изъятия установлено, что они, во-первых, существуют, и, во-вторых, действительно связаны с обнаруженным нарушением, а не любые документы, которые, возможно, пригодятся налоговикам.

В соответствии с Инструкцией, изъятие документов осуществляется в присутствии тех должностных лиц предприятия, у которых изымаются документы. То есть должностное лицо органа ГНС обязано обеспечить присутствие при изъятии именно того лица, в прямом распоряжении которого эти документы находятся, которое непосредственно отвечает за их состояние, ведение, хранение, даже если это лицо и не относится к руководящему составу.

В соответствии с п. 8 Инструкции, изъятие документов производится обязательно с ведома руководителей предприятия: должностное лицо органа государственной налоговой службы предъявляет руководителям предприятия постановление об изъятии на основании обнаруженных фактов.

Должностное лицо органа государственной налоговой службы, изымающее документы, производит тщательный осмотр документов, подлежащих изъятию, в местах их хранения. В случае непригодности документов для дальнейшего осмотра или в случае недооформления томов (не подшитые, не пронумерованные, не подписанные документы и т. п.) в присутствии должностного лица органа государственной налоговой службы эти документы дооформляются должностными лицами предприятия в соответствии с требованиями оформления документов и документооборота в бухгалтерском и налоговом учете.

Заметим, что положения Инструкции дают право дооформлять изымаемые документы, но не конкретизируют, сколько времени может продолжаться такое дооформление.

Должностное лицо органа государственной налоговой службы, изымающее документы, составляет опись оригиналов документов, изъятых из дел. В присутствии должностного лица предприятия должностное лицо органа государственной налоговой службы, осуществляющее изъятие, снимает копии с изымаемых документов, на которых указываются основание и дата их изъятия. Если руководитель предприятия отказывается от копий изымаемых документов, то должностное лицо органа государственной налоговой службы, изымающее документы, должно сделать об этом отметку в протоколе. Копия протокола вручается под расписку должностным лицам предприятия. Инструкцией предусмотрено: если руководители предприятия отказываются ставить подпись под протоколом, то должностное лицо органа государственной налоговой службы, изымающее документы, делает об этом отметку в протоколе.

Проверки правильности расчета с потребителями за товары и услуги

Право налоговой милиции затребовать и по необходимости изъять образцы сырья и продукции, проверять соблюдение правил продажи товаров и предоставления услуг предусмотрено Законом о милиции (п. 24 ст. 11).

Однако в Постановлении Кабинета Министров Украины от 02.04.94 г. №215 "О реализации отдельных положений Закона Украины "О защите прав потребителей", которое регулирует процедуру отбора у субъектов хозяйственной деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг образцов товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества, а также порядок проведения контрольной проверки правильности расчета с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары, указывается, что изъятие образцов сырья и продукции и проверку соблюдения правил продажи товаров и предоставления услуг имеют право осуществлять также должностные лица Госстандарта или его территориального органа. В связи с этим ГНА Украины в Методических рекомендациях указывает, что оперативные работники налоговой милиции в практической деятельности должны придерживаться предоставленных им законами о милиции и о ГНС прав, а также руководствоваться упомянутым выше постановлением КМУ при самостоятельном оформлении соответствующих актов и использовать возможности должностных лиц Госстандарта или его территориального органа 3 .


3 В Методических рекомендациях ГНА Украины упоминает также о Госпотребзащите, однако, в соответствии с Указом Президента Украины от 26.07.2000 г. №926/2000, Госпотребзащита прекратила существование, а ее функции переданы Госстандарту, который впоследствии, в соответствии с Указом Президента Украины от 01.10.2002 г. №887/2002, был преобразован в Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики. Не следит ГНА Украины за действующим законодательством!

Задачи налоговой милиции:

  • предупреждение преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, их раскрытие, расследование и производство по делам об административных правонарушениях;
  • розыск плательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов, других платежей;
  • предупреждение коррупции в органах государственной налоговой службы и выявление ее фактов;
  • обеспечение безопасности деятельности работников органов государственной налоговой службы, защита их от противоправных посягательств, связанных с исполнением ими служебных обязанностей.

Статья 19 Закона о ГНС


Когда проверка считается...

плановой

Плановая - это проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, предусмотренная в плане работы контролирующего органа, которая производится по местонахождению такого субъекта или объекта собственности, в отношении которого производится плановая выездная проверка.

внеплановой

В соответствии со статьей 3 Указа, проверка считается внеплановой, если она не предусмотрена в планах работы контролирующего органа и производится при наличии хотя бы одного из условий:

а) по итогам встречных проверок обнаружены факты, свидетельствующие о нарушении субъектом предпринимательской деятельности норм законодательства;

б) субъект предпринимательской деятельности не подал в установленный срок документы обязательной отчетности;

в) обнаружена недостоверность данных, заявленных в документах обязательной отчетности;

г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа при проведении плановой или внеплановой выездной проверки;

д) в случае необходимости проверки сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, если субъект предпринимательской деятельности не предоставит объяснений и их документальных подтверждений на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня получения запроса;

е) предприятие реорганизуется (ликвидируется).

Владимир БОРОВЕЦ, юридическая фирма «Боровец, Есипов и партнеры»



Следующая статья:  В начало статьи 



Уточняем: приложение 3, строка 3 Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Практика
Обязательно ли в Справке о суммах НДС, увеличивающих или уменьшающих налоговые обязательства в результате исправления самостоятельно обнаруженной ошибки, допущенной в предыдущих отчетных периодах (приложение 3), заполнять строку 3?...

В рубрике: 


Уступка права требования «единщику» Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
ООО на общей системе хочет уступить право требования долга в 10 тыс. грн.
Уступает ООО на едином налоге. Варианта два: уступка за 3 тыс. гривень или
уступка бесплатно. Какой вариант выгоднее с точки зрения налогообложения?
Когда возникает дохо...

Конечные бенефициары — продолжение истории Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
Ажиотаж, поднявшийся вокруг предоставления госрегистраторам информации о
конечных бенефициарных собственниках (контролерах) юрлиц, вынудил
законодателей принять 21.05.2015 г. Закон Украины №475-VIII «О внесении
изменений в некоторые законы Укр...

0.016016