ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...

Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 15 (14.4.2003)
Суть дела :: Практика

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Заштрихованная цена

Штриховое кодирование товаров: как это делается


Как правило, в настоящее время информация о товарах на предприятиях торговли хранится в электронном виде на компьютерах. Ручной ввод информации о каждом наименовании товара, тем более, если их очень много, занимает слишком много времени. К тому же возрастает вероятность ошибочного ввода данных. Решить проблему помогает штриховой код, содержащий в себе закодированную информацию о каждом товаре. Применение системы штрихового кодирования товаров полностью исключает ошибки.

Использование штрихкодов в торговле упрощает работу кассира при продаже товара, сокращает время получения покупателем чека, позволяет оперативно получить информацию о товаре (остатки, поступление, продажа и пр.), а также упрощает инвентаризацию товаров на складах, позволяет вести контроль за качеством и др.

В 1996 году Постановлением КМУ №574 было предписано ввести в Украине маркирование субъектами предпринимательской деятельности товаров штрихкодами.

Что такое штриховой код товара

Согласно Постановлению КМУ №574, товары маркируются штрихкодами EAN, которые присваивает нумеровальная организация "ЄАН-УКРАЇНА". Она представляет Украину в международной ассоциации товарной нумерации EAN International (организации, ответственной за нумерацию товаров и стандартизацию в области штрихового кодирования).

Штриховой код представляет собой последовательность штрихов и промежутков определенного размера, при помощи которых кодируются цифровые и другие данные о товаре в легкой для считывания техническими средствами форме. Каждая цифра или буква отражается комбинацией штрихов и промежутков по четко установленным правилам.

В штрихкоде отражается только однозначное обозначение товара - его идентификационный номер. С этим номером связана конкретная информация о товаре. Например, в кассовом аппарате с идентификационным номером товара связана его цена. При продаже кассир сканирует штрихкод, и кассовый аппарат по полученному идентификационному номеру находит цену этого товара и автоматически регистрирует кассовую операцию. То есть штрихкод является средством "связи" между реально существующим товаром и его отражением в электронных системах.

Международная система идентификации обеспечивает однозначную идентификацию любого товара независимо от его характеристик, происхождения, назначения и применения.

Идентификационный номер EAN UCC, содержащийся в штрихкоде, позволяет безошибочно определить, к какой товарной позиции относится данная товарная единица. Такой идентификационный номер принято называть Глобальным номером товарной позиции (Global Trade Item Number) - GTIN.

Состоит штриховой код из двух частей - самих штрихов и цифрового кода. При этом в штрихах должно быть выделено несколько штрихов (краевые и центральные - большей и меньшей длины). Цифровой же код состоит из нескольких групп кодов (см. рис. 1).

Образец кода ЕАN-13

Зразок коду ЕАN-13

1. Код страны-производителя, в которой изготовлен товар.

2. Код производителя товара.

3. Код товара.*

4. Контрольная цифра, которая используется для контрольной функции и является расчетной.

5. Знак товара, указывающий, что деятельность, связанная с изготовлением или продажей данного товара, является лицензионной, и на него получена лицензия.


* Код товара состоит из пяти цифр:
1-я цифра - наименование товара;
2-я цифра - потребительские свойства товара;
3-я цифра - размер или масса товара;
4-я цифра - ингредиенты товара;
5-я цифра - цвет товара.

Виды штриховых кодов

Различают несколько видов штриховых кодов.

1. Штриховой код EAN (ЕАN-8, ЕАN-13, ЕАN-128) - присваивается единицам учета (товара) согласно рекомендациям Международной ассоциации товарной нумерации EAN International.

Как правило, товар с отметкой ЕАN-13 маркируется в общих случаях. Если товары невелики по размерам и на них недостаточно места для размещения качественной отметки ЕАN-13, то на них проставляется штрихкод EAN-8.

Применение ЕАN-128 позволяет закодировать дополнительную информацию о товаре (номер партии, срок хранения и пр.). Наиболее часто используется при маркировании весового товара. Характерная особенность штриховой символики ЕАN-128 - высокая плотность штрихов и контролеспособность.

2. Штриховой код UPC - присваивается единицам учета (товара) согласно рекомендациям Международной организации Северной Америки.

Для товаров, экспортируемых в США или Канаду, существуют особые правила штрихового кодирования. Связано это с тем, что в данных странах значительная часть оборудования для считывания штрихкодов не может обрабатывать коды ЕАN-13, поэтому информация на такие товары предоставляется в UPC.

3. Внутренний штриховой код EAN - уникальный и однозначный на ограниченной территории и предназначенный для использования только на этой территории. Иными словами, внутренний штрихкод предназначен для маркирования субъектами предпринимательской деятельности своих товаров для реализации. В Украине для внутреннего пользования применяются EAN-8, EAN-13, EAN-128.

Маркирование внутренними штрихкодами происходит при реализации товаров:

- принятых к реализации без штриховых кодов;

- прошедших дополнительную обработку (фасовку, упаковку и т. д.);

- требующих перекодирования (в случае изменения технико-экономических характеристик товара, переоценки и пр.)

Для того чтобы правильно построить систему внутреннего кодирования товаров на предприятии, прежде всего следует правильно определить диапазон товаров, подлежащих кодированию. Для этого предприятию необходимо убедиться в том, что его оборудование сможет обеспечить печатание достаточного количества этикеток с внутренними кодами (обратим внимание, что некоторые типы устаревшего оборудования не могут формировать штрихкоды с идентификационными номерами, начинающимися с префикса "02").

Кроме того, придется разработать подробные правила структурирования избранного диапазона. На структурирование влияют такие факторы, как общее количество товарных позиций, их обновление, время, на протяжении которого они должны содержаться в базе данных. При этом очень важно учитывать наличие товарных позиций переменного количества и их прогнозируемое количество.

Тут не обойтись без Рекомендаций №383, в которых дается подробная структура внутренних штрихкодов, а также рекомендации по их применению и присвоению.

Как получить штрихкод

Выше мы уже говорили о том, что штриховое кодирование товаров в Украине осуществляет нумеровочная организация "ЄАН-УКРАЇНА". Для того чтобы предприятие могло присвоить коды своим товарам, оно прежде всего должно подписать договор с этой организацией о членстве в Ассоциации и участии в системе EAN UCC. При составлении договора заполняется регистрационная карточка, в которой указываются данные о предприятии, необходимые для присвоения идентификационных номеров в системе EAN UCC. Оформить документы можно, обратившись в центральный офис Ассоциации в Киеве или в региональные ее центры, действующие во всех областных центрах и других городах Украины.

При подписании договора предприятие уплачивает вступительный и годовой членские взносы. Подписав все необходимые документы и уплатив членские взносы, становится участником системы EAN UCC. Это дает право использовать штрихкоды и другие стандартные средства системы EAN UCC.

Чтобы получить штрихкоды на товары, предприятие должно получить на них идентификационные номера. Для этого следует подать в Ассоциацию заявление установленного образца, в котором указать наименование товара и привести его краткое описание. Идентификационный номер присваивается товару в течение одной недели, о чем выдается свидетельство, дающее право использовать присвоенный идентификационный номер.

Как правильно маркировать товар

После того как предприятие получило идентификационный номер на товар, оно должно представить этот номер в виде штрихкода и промаркировать им товар. Изображение штрихкода формируется с помощью специальных компьютерных программ. Как правило, он закладывается в дизайн этикетки или упаковки товара. Многие типографии имеют соответствующее программное обеспечение и могут печатать штрихкоды. Рекомендуем предприятиям предварительно убедиться в качестве печати штрихкода на той или иной печатной фирме. Кроме того, в договоре на предоставление услуг печати следует обязательно оговорить соответствие геометрических и оптических характеристик штрихкода, его расположение на товаре, а также предусмотреть ответственность печатной фирмы за несоблюдение установленных требований к штрихкодам.

Если типография не уверена в своих возможностях правильно сформировать штрихкод, ей можно предоставить оригинал штрихового обозначения на пленке или в электронном виде. Услуги по изготовлению оригиналов предоставляют специализированные предприятия.

Качество печати и соответствие штрихкода всем установленным требованиям проверяется на специальном устройстве - верификаторе. Такими устройствами оснащены все региональные центры Ассоциации. Предприятие, предоставив региональным центрам Ассоциации образцы товаров, этикетки, упаковки со штрихкодами, получает протокол верификации штрихового обозначения.

Организационные мероприятия

Для автоматизации торговых процессов предприятие следует оснастить специальными техническими средствами штрихового кодирования. К ним относятся, в частности, ручные и стационарные сканеры, терминалы сбора и накопления информации, принтеры этикеток со штрихкодами, весоизмерительные комплексы, современные системы кассовых аппаратов.

Выбирать технические средства лучше всего совместно со специалистами организации, которая внедряет на торговом предприятии электронную систему автоматизированного учета товарно-денежного оборота. Выбор технических средств зависит, прежде всего, от особенностей торгового процесса предприятия. Рекомендации по применению средств штрихового кодирования приведены в Приказе №569.

Продажа продовольственных товаров

При торговле продтоварами необходимо учитывать требования Правил №237 и №196.

Если на предприятие торговли поступают товары, маркированные штрихкодами, то новые штрихкоды на них не проставляются. При поступлении товаров без штрихкодов они маркируются внутренними штрихкодами.

Товары, поступившие в мешках, ящиках, крупных коробках, подлежат расфасовке. Расфасовка, развешивание товаров и их паковка производятся на специальных электронных весоизмерительных комплексах, имеющих принтеры для печати этикеток с внутренними штрихкодами, или на обыкновенных весах с дальнейшим печатанием этикеток со штрихкодами. При этом этикетку нужно печатать на специальных устройствах.

Расчеты с покупателями за выбранные ими товары осуществляются в определенных местах, где установлены РРО с подключенными к ним устройствами для считывания кодов.

Этикетки со штрихкодами для маркирования товаров, характеристики которых не изменяются на протяжении продолжительного времени, целесообразнее всего заказывать на специализированных полиграфических предприятиях (стоимость этикетки при количестве более 1000 шт. будет гораздо дешевле, чем печать ее на собственном принтере).

При маркировании товаров внутренними штрихкодами следует соблюдать определенные правила по выбору места наклейки этикеток с кодами на поверхности товаров. Такие правила установлены ГСТУ 3147-95. Например, при маркировании товаров, которые упаковываются в одноразовую тару (свежее мясо, рыба, полуфабрикаты и пр.), этикетку нужно размещать на одном из четырех углов поверхности лотка. А приклеивается она на ровную поверхность таких упаковок.

От поставщиков могут поступать товары без штрихкодов. Как правило, это нерасфасованные или товары с большим весом (мешки с сахаром, мукой, бидоны с маслом и пр.). Если покупатель приобретает товар с большим весом (например мешок сахара или муки), то он будет отпускаться ему не через расчетные пункты, а прямо со складских помещений. Для получения товара со склада покупателю выдается заранее заготовленная этикетка со штрихкодом товара. Кассир-оператор считывает сканером штрихкод с этикетки, предоставленной покупателем, производит с ним расчет за приобретенный товар, после чего выдает чек. По нему покупатель получает товар со склада.

При продаже весовых товаров, таких как салаты, сыры, колбасы, могут применяться весоизмерительные или весокассовые комплексы или электронные весы, позволяющие печатать этикетки со штрихкодами.

Отпускать сыпучие продукты можно на весоизмерительных комплексах, которые автоматически рассчитывают стоимость товара. После взвешивания печатается этикетка со штрихкодом товара, которая наклеивается на упаковку взвешиваемого товара или выдается покупателю. На этикетке должен быть напечатан штрихкод.

Товары, фасуемые в сетку, маркируются этикетками со штрихкодами, которые прикрепляются к сетке.

Если невозможно приклеить этикетку со штрихкодом на товар (например пучок укропа, редиса, лука и пр.), то она прикрепляется к ленте, шпагату, которыми связываются пучки.

Продажа непродовольственных товаров

Некоторые непродовольственные товары могут поступать в торговлю без штрихкодов. Это может быть мелкая галантерея, парфюмерия, канцтовары, товары художественных промыслов, товары без упаковок. На них прикрепляются этикетки с внутренними штрихкодами. Применять такие этикетки целесообразно и при продаже неупакованных товаров (ткани, мелкие хозяйственные товары, линолеум, строительные материалы). Этикетки к ним прикрепляются к упаковке или выдаются покупателю.

Реализовывать товары переменного количества можно и с помощью меню. Оно представляет собой перечень товаров, содержащий следующие данные: наименование товара, его штрихкод и цену за единицу товара. Такое меню находится у кассира и используется при расчетах. При покупке кассир находит в меню нужный товар и сканирует информацию о нем. Используя меню, можно реализовывать мелкие штучные товары, а также ткани, ковровые дорожки, линолеум и др. товары, которые измеряются.

При продаже штучных товаров, не имеющих собственной упаковки, этикетка с внутренним штрихкодом наносится на общую упаковку.

Учет расходов

Как мы отмечали выше, использование штрихкодов позволяет сократить время товарооборота. Поэтому целесообразней всего учитывать расходы, связанные со штриховым кодированием, в составе расходов по сбыту товаров. Действующим Планом счетов для учета данного вида расходов предусмотрен субсчет 93 "Расходы на сбыт". Если предприятие для учета затрат не использует 9 класс счетов или применяет одновременно 8-й и 9-й классы счетов, то расходы на сбыт следует учитывать на счетах класса 8 "Расходы по элементам" - на счете 84 "Прочие расходы операционной деятельности".


Три наиболее частые ошибки при внутреннем кодировании товаров

Многие предприятия торговли используют идентификационные номера с префиксами, которые не могут применяться во внутреннем кодировании. Причина - недостаточная компетентность разработчиков автоматизированных систем в международных стандартах и правилах идентификации.

ОШИБКА 1. Предприятие использует для внутреннего кодирования товаров идентификационные номера с префиксами "20 - 23". Однако идентификационные номера с такими префиксами обеспечивают однозначную нумерацию в пределах Украины. Каждый идентификационный номер из перечисленных префиксов присваивает Ассоциация "ЄАН-УКРАЇНА" по заявлению товаропроизводителя или дистрибьютора. Применяя данные номера для внутреннего кодирования, предприятие лишается возможности использовать уже имеющиеся коды на весовых товарах и будет вынуждено перемаркировать такие товары.

ОШИБКА 2. Предприятие использует для внутреннего кодирования товаров идентификационные номера EAN UCC структуры EAN/UCC-8 с префиксом "2" или структуры EAN/UCC-13 с префиксами "24 - 28". Однако номера этих структур зарезервированы Ассоциацией "ЄАН-УКРАЇНА" для использования в будущем.

ОШИБКА 3. Предприятие использует для внутреннего кодирования идентификационные номера с префиксом EAN UCC "99". Однако в соответствии с международными стандартами данный префикс используется для нумерации купонов на скидку. При считывании кода EAN-13, в котором будет представлен номер, начинающийся с "99", автоматизированная система должна распознать, что считаны данные о купоне. Если же предприятие использует в качестве внутренних кодов диапазон с префиксом "99", то сканировать купоны на своих кассовых узлах оно уже не сможет.


Нормативная база

1. Постановление КМУ №574 - Постановление КМУ от 29.05.96 г. №574 "О введении штрихового кодирования товаров".

2. Рекомендации №383 - Рекомендации по применению внутренних штриховых кодов для маркирования товаров на предприятиях сферы торговли, утвержденные приказом МВЭСторга Украины от 26.06.98 г. №383.

3. Правила №196 - Правила по введению штрихового кодирования в сфере торговли, утвержденные приказом МВЭСторга Украины от 26.03.97 г. №196.

4. Постановление КМУ №1336 - Постановление КМУ от 23.08.2000 г. №1336 "Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг".

5. Правила №237 - Правила продажи продовольственных товаров, утвержденные приказом МВЭС Украины от 28.12.94 г. №237.

6. Правила №294 - Правила продажи непродовольственных товаров, утвержденные приказом МВЭС Украины от 27.05.96 г. №294.

7. Приказ №569 - Методические рекомендации по внедрению электронных систем автоматизированной идентификации товаров, маркированных штриховыми кодами, утвержденные приказом МВЭС торга Украины от 06.11.97 г. №569

Виктория МУСИЕНКО, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



НК или ВР - что раньше? Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Практика
Когда возникает налоговый кредит, если валовые расходы - по факту оприходования товара Предприятие уплатило контрагенту - плательщику единого налога по ставке 6% авансом денежные средства за товары, которые будут получены в будущем. Сумму уплаченн...

В рубрике: 


Страхование имущества предприятия Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
Может ли предприятие застраховать свое имущество? Как такие операции отражаются
в учете в 2015 году? ...

Ответственность за неподачу формы №4 Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
В практике отечественного бизнеса периодически возникают определенные
«дедлайны», в которых при отсутствии надлежащей организации должны принять
участие все или подавляющая часть субъектов хозяйствования, под угрозой
крупного штрафа. В этом го...

0.030963