ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...

Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 50 (13.12.2004)
Суть дела :: Учет бюджетников

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

За границу - за госсредства

В командировку за границу нынче ездят не только служебные лица предприятий негосударственной формы собственности. Все чаще в новостях можно слышать: "Делегация министерства или должностное лицо осуществило поездку за границу…". Конечно, "за свои" по заграницам много не наездишь, все эти поездки осуществляются за счет налогоплательщиков. Денежные средства на такие командировки ограничены сметой доходов и расходов бюджетных учреждений, но и учет этих средств особый. Об этом и об оформлении командировок работников бюджетных учреждений поговорим ниже.


Общие правила оформления командировки

Согласно Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Минфина от 13.03.98 г. №59 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 10.06.99 г. №146), с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция о служебных командировках), направление работника в командировку оформляется приказом (распоряжением) руководителя предприятия, в котором указываются пункт назначения, название предприятия, на которое отправляется работник, срок и цели командировки. При направлении работника в командировку за границу приказ (распоряжение) руководителя оформляется после утверждения задания, в котором определяются цель командировки, срок и условия пребывания за границей, а также смета расходов по командировке.

Рассмотрим, как оформляются такие командировки и отражаются суммы, выданные работникам на командировку, в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.

Шаг 1. Выдача удостоверения о командировке

На основании приказа работнику выписывается удостоверение о командировке, форма которого утверждена Приказом ГНАУ от 28.07.97 г. №260 "Об утверждении формы удостоверения о командировке". В удостоверении о командировке обязательно указываются фамилия, имя, отчество командированного работника, пункт назначения, срок и цель командировки. Это удостоверение регистрируется в специальном журнале, форма которого приводится в приложении 1 к Инструкции о служебных командировках. После регистрации в удостоверении о командировке проставляются отметки о дате выбытия с места постоянной работы, заверяемые печатью учреждения, использующейся в хозяйственной деятельности учреждения, или специальной печатью для удостоверений.

Шаг 2. Выдача аванса

Согласно п. 4 Постановления КМУ от 23.04.99 г. №663 "О нормах возмещения расходов на командировку в пределах Украины и за границу" (далее - Постановление №663), предприятия, направляющие работников в командировку в пределах Украины и за границу, обязаны обеспечить их денежными средствами в виде аванса на текущие и суточные расходы в размерах, отвечающих установленным нормам.

Действующим законодательством не установлено, за сколько дней до начала командировки предприятие должно выдать работнику денежный аванс. По мнению Нацбанка Украины, изложенному в письме от 03.08.2004 г. №11-113/2603-7748, выдача денежного аванса работнику, отбывающему в командировку, должна осуществляться не раньше даты подписания руководителем предприятия приказа (распоряжения) о командировке.

Пунктом 4 Постановления №663 предусмотрено, что в случае командировки за границу средства выдаются в национальной валюте страны, куда направлен работник, или в свободно конвертируемой валюте.

Для государственных служащих и работников учреждений, полностью или частично финансирующихся за счет бюджетных ассигнований, при командировке за границу установлены предельные нормы суточных и возмещения расходов на наем жилого помещения в зависимости от страны командировки. Максимальные нормы расходов на наем жилого помещения составляют от 40 до 250 долл. США в сутки, а сумма суточных - от 25 до 50 долл. США, но есть и исключение 1.

1 Для представителей дипломатической службы действует Постановление КМ Украины от 04.03.2004 г. №261 "Об утверждении норм и размера возмещения расходов в иностранной валюте на месяц работникам дипломатической службы, направленным в долгосрочную командировку", которым утверждены нормы и размер возмещения расходов в иностранной валюте на месяц, устанавливаемые послам Украины, постоянным представителям Украины при международных организациях и другим работникам дипломатической службы, направленным в долгосрочную командировку.

За время пребывания за границей работнику возмещаются также расходы:

- на проезд по месту командировки;

- на оформление заграничных паспортов, получение виз, обязательное страхование;

- на оплату телефонных счетов и т. п.

Расходы на бытовые услуги в гостиницах ограничены 10% от нормы суточных за все дни проживания, расходы на проживание сверх установленных норм и некоторые другие - с разрешения руководителя учреждения.

Шаг 3. Считаем суточные расходы

Согласно Постановлению №663 и Инструкции о служебных командировках, срок командировки определяется руководителем предприятия, но при командировке за границу не может превышать 60 календарных дней.

Заметим, что есть определенные исключения из общего правила. Так, постановлением КМУ от 26.05.2004 г. №682 предельный срок командировки работников, направляемых за границу по внешнеэкономическому договору (контракту) для выполнения монтажных, наладочных, ремонтных, проектных, проектно-исследовательских, строительных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ, шефмонтажа и авторского надзора во время строительства увеличен до года.

Что касается командировки на срок свыше 60 календарных дней, то Минфин, ссылаясь на разъяснение Министерства труда и социальной политики, в своих письмах от 22.12.2003 г. №31-06230-13-16/7777 и от 10.02.2004 г. №31-06230-12-21/1960 выразил мнение, что выполнение работ за границей свыше 60 календарных дней считается работой за границей.

Суточные расходы, включающие расходы на питание и другие личные потребности физического лица, не требуют специального документального подтверждения.

При командировке за границу суточные выплачиваются в иностранной валюте в сумме, эквивалентной установленному размеру в гривнях и рассчитанной в соответствии с обменным курсом НБУ на день выдачи средств из кассы уполномоченного банка. При выезде в командировку за границу и возвращении в тот же день работник получает суточные за один день. Суточные расходы за время проезда по территории Украины (кроме дней пересечения границы) возмещаются как для командировок в пределах Украины.

Государственным служащим и работникам бюджетных учреждений и организаций, находящимся за границей продолжительное время, а также работникам дипломатических учреждений Украины, находящимся за границей в долгосрочной командировке и получающим выплаты в иностранной валюте, в случае командировки в пределах страны пребывания суточные расходы возмещаются в размере 80% норм суточных расходов, определенных в приложении к Постановлению №663. При командировке в пределах страны пребывания сроком на одни сутки суточные расходы возмещаются в размере 50% указанных норм.

Обращаем внимание, что нормы суточных расходов и предельные нормы возмещения расходов на наем жилых помещений для государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, полностью или частично содержащимися (финансирующимися) за счет бюджетных средств, при командировке за пределы Украины при необходимости пересматриваются по представлению Министерства финансов на основании обоснованных предложений Министерства иностранных дел.

Похоже, МИД воспользовалось этим правом, поскольку 29.06.2004 г. Кабмин Украины постановлением №818 внес в п. 7 Положения №663 изменения, согласно которым фактические расходы, превышающие предельные нормы возмещения расходов на наем жилого помещения и на перевозку до 30 кг багажа сверх количества багажа, стоимость перевозки которого входит в стоимость билета того вида транспорта, которым пользуется работник, возмещаются в каждом случае с разрешения руководителя согласно оригиналам подтверждающих документов и не являются излишне израсходованными денежными средствами, и поэтому не являются объек­том обложения налогом с доходов физических лиц. Следовательно, отныне можно проживать и в "Grandhotel" где-нибудь в Вене, правда, при наличии подтверждающих документов. Ну а с руководителем можно договориться...

Еще до принятия постановления №818 правительство позаботилось и об отдельных категориях государственных служащих, которым установило особый размер надбавок к нормам суточных расходов, а именно:

1) членам Правительства, государственным служащим 1-го ранга и дипломатического ранга Чрезвычайного и Полномочного Посла - в размере 50% норм суточных расходов;

2) государственным служащим 2-го и 3-го ранга, дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла 1-го и 2-го класса - в размере 40% норм суточных расходов;

3) государственным служащим 4-го и 5-го ранга, дипломатических рангов советника 1-го и 2-го класса - в размере 30% норм суточных расходов;

4) членам делегаций, выезжающим за границу на международные переговоры, совещания и для подписания межправительственных соглашений, - в размере 25%, а руководителям этих делегаций - в размере 30% норм суточных расходов (постановлением КМ Украины от 11.07.2002 г. №977 внесены изменения в Постановление №663).

При этом Кабмин разъяснил, что к категории "члены делегации" относятся только члены делегации (представители), имеющие полномочия выступать от имени или по поручению Президента Украины и Правительства Украины на международных переговорах, конференциях, форумах и для подписания межправительственных соглашений. Другие члены делегации (представители, включая наблюдателей), выезжающие за границу согласно решению Президента Украины и Правительства Украины, к таким делегациям не относятся.

Бухгалтерский учет

Расчеты с подотчетными лицами учитываются на субсчете 362 "Расчеты с подотчетными лицами" счета 36 "Расчеты с разными дебиторами".

Хозяйственные операции отражаются в Мемориальном ордере №8 - Накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами, типовой формы №386 (бюджет), записи в котором осуществляются линейно-позиционным методом, сочетая синтетический и аналитический учет. По этому методу в одной строке записывают как сумму выданного аванса отдельному подотчетному лицу, так и сумму расходов в соответствии с утвержденным авансовым отчетом, выводят остаток на конец отчетного периода по подотчетному лицу или по учреждению. То есть при выдаче несколько раз одному лицу авансов в течение месяца его фамилия будет повторяться в накопительной ведомости в соответствии с количеством полученных авансов. Общие итоги из МО №8 переносятся в книгу "Журнал-главная" за вычетом операций по движению денежных средств в кассе.

Учет бюджетными учреждениями операций с иностранной валютой регламентируется Порядком отражения в учете операций в иностранной валюте, утвержденным приказом ГКУ от 24.07.2001 №126 (далее - Порядок №126) и Инструкцией о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом ГКУ от 10.07.2000 г. №61.

Для получения средств в иностранной валюте бюджетное учреждение должно открыть в уполномоченном банке валютный счет по каждому виду иностранной валюты. Для его открытия в банк подаются такие же документы, как и для открытия текущего счета в национальной валюте, и лицензия НБУ на право осуществлять внешнеэкономическую деятельность. В бухгалтерском учете иностранная валюта учитывается отдельно по каждой валюте в накопительных ведомостях движения денежных средств общего (специального) фонда типовой формы №381 (бюджет) или №382 (бюджет) - мемориальные ордера соответственно №2 и №3. Если бюджетное учреждение использует в своих операциях несколько видов валютных средств, имеет несколько валютных счетов, то количество мемориальных ордеров по учету иностранной валюты должно отвечать количеству видов валюты и счетов в банке. При этом мемориальные ордера нумеруются соответственно №2-1, 2-2, 3-1, 3-2 и т. п.

В регистрах бухгалтерского учета операции с иностранной валютой отражаются как в иностранной, так и в национальной валюте Украины (гривнях). С этой целью в мемориальных ордерах для каждой записи валютных операций предусматривают две строки под одним порядковым номером (одна - для суммы в иностранной валюте, вторая - в национальной).

Бухгалтерский учет валютных операций ведется бюджетными учреждениями по субсчетам:

302 "Касса в иностранной валюте";

318 "Текущие счета в иностранной валюте"

442 "Другая переоценка" (для отражения курсовых разниц).

На каждое наименование валюты в учете открывают отдельные субсчета третьего порядка в зависимости от вида валюты или счетов, открытых в учреждениях банков (302-1, 302-2, 318-1, 318-2 и т. п.).

Первичное признание операций, проведенных в иностранной валюте, в бухучете пересчитывается в национальную валюту Украины с применением валютного курса на дату осуществления операции (дата признания актива, обязательства, дохода и т. п.).

Рассмотрим проведение расчета суточных и отражение такой операции в бухгалтерском учете бюджетного учреждения.

Пример

Работник бюджетного учреждения направлен в командировку в Австрию. На дату получения иностранной валюты в кассе банка и выдачи аванса обменный курс Нацбанка Украины составлял 5,3 грн за 1 долл. США.

Норма суточных, согласно приложению к постановлению №663, составляет 45 долл. США. Следовательно, работнику будут выданы средства из расчета 45 долл. США за каждые сутки. Работник отбывает на 8 календарных дней. Всего он получит суточных 360 долл. США (45 долл. США х 8 дней). В соответствии с расчетом, ему выдан аванс в сумме 1080 долл. США. По возвращении работник предоставил подтверждающие документы:

- авиабилеты на сумму 500 долл. США;

- счет за проживание в гостинице на сумму 260 долл. США;

- счет за телефонные переговоры на сумму 20 долл. США.

Суточные составляют 360 долл. США, или 1908 грн (согласно отметкам в паспорте, пребывание за границей длилось восемь суток).

Обменный курс НБУ на дату получения аванса составлял 5,3 грн за 1 долл. США, а на дату утверждения отчета, предъявленного в установленный срок, - 5,4 грн за 1 долл. США.

Окончательный расчет:

- сумма суточных по обменному курсу на дату получения аванса: 1908 : 5,3 = 360 долл. США;

- сумма расходов без суточных: 500 + 260 + 20 = 780 долл. США;

- сумма расходов по обменному курсу 5,4 грн за 1 долл. США: 780 х 5,4 = 4212 грн;

Общая сумма расходов на командировку: 1908 + 4212 = 6120 грн, или 1140 долл.

Сумма к выдаче: 6120 - 5724 = 396 грн (см. таблицу 1).

Таблица 1

Бухгалтерский учет операций по командировке работника бюджетного учреждения


п/п
Содержание хозяйственной операции
Д-т
К-т
Сумма
1
Зачислено финансирование из бюджета на валютный счет учреждения
318
702
5730,00 грн
2
Проведены расчеты с банком за покупку иностранной валюты:
зачислена купленная иностранная валюта;
отражена в учете оплата стоимости услуг банка за приобретение валюты
318

802
364

364
1080 долл. США/5724,00 грн

6,00*
3
Получена наличностью иностранная валюта в кассу
302
318
1080 долл. США/ 5724,00 грн
4
Выдана из кассы иностранная валюта в подотчет
362
302
1080 долл. США/5724,00 грн
Выполнен расчет с подотчетным лицом по валютным средствам
5
Утвержден авансовый отчет о расходах в пределах выданного аванса (по курсу на день выдачи аванса)
802
362
1080 долл. США/5724,00 грн
6
Утвержден авансовый отчет о расходах сверх выданного аванса (по курсу на день погашения задолженности, но не позднее срока, определенного для отчетности за командировку)
802
362
60 долл./396 грн
7
Погашена задолженность (перерасходы по авансовому отчету) национальной валютой
362
301
396
* Сумма условная.

Следовательно, обеспечение работников денежными средствами при командировке за пределы Украины осуществляется согласно установленным нормам возмещения расходов на командировку или в эквиваленте этих сумм в иностранной валюте (в валюте страны командировки или в свободно конвертируемой валюте) по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Национальным банком на день подачи уполномоченному банку расчета расходов на командировку. Кроме того, согласно п. 5 Порядка №126, авансы, предварительная оплата, предоставленные бюджетным учреждением (полученные от других лиц) в иностранной валюте, пересчитываются в национальную валюту Украины с применением валютного курса на дату уплаты (получения) аванса, предварительной оплаты.

Ежемесячно и ежеквартально бюджетное учреждение, использовавшее в своей деятельности иностранную валюту, составляет и подает Отчет об использовании ассигнований из общего фонда по международной деятельности Украины по форме №2-валюта, в котором по кодам экономической классификации расходов приводит показатели наличия, поступления и расходования денежных средств (кассовые и фактические расходы) в иностранной валюте и в гривневом эквиваленте.

В этом отчете, составляемом в национальной валюте Украины:

- немонетарные статьи, связанные с операциями в иностранной валюте и отражаемые по первоначальной или восстановительной стоимости, пересчитываются в национальную валюту по валютному курсу на дату осуществления операции;

- немонетарные статьи, связанные с операциями в иностранной валюте и отражаемые по справедливой стоимости (полученные безвозмездно), пересчитываются в национальную валюту по валютному курсу на дату определения этой справедливой стоимости;

- монетарные статьи, проведенные в иностранной валюте, отражаются в национальной валюте с использованием валютного курса на отчетную дату, т. е. по этим статьям возникают курсовые разницы, отражаемые в составе собственного капитала как результаты переоценок.

К монетарным статьям относятся денежные средства в кассе, на счетах в банках и казначействе, в расчетах с подотчетными лицами при условии дальнейшего погашения деньгами.


Как определить время пребывания в командировке

Фактическое время пребывания в командировке за границей, согласно п. 1.5 раздела 2 Инструкции о служебных командировках, определяется:

- в случае командировки в страны, с которыми установлен полный пограничный контроль, - по оценкам контрольно-пропускных пунктов Пограничных войск Украины в заграничном паспорте или заменяющем его документе;

- в случае командировки в страны, с которыми не установлен или упрощен пограничный контроль, - по отметкам в удостоверении о командировке сторон, которые отправляют и принимают.

При отсутствии указанных отметок суточные расходы командированному работнику не возмещаются. После возвращения на постоянное место работы работник обязан предоставить в бухгалтерию не только удостоверение о командировке, но и ксерокопию страниц заграничного паспорта (заверенную отделом кадров предприятия) с отметками о пересечении границы и визой страны командировки (при командировке в страны, с которыми установлен визовый режим). Время проезда по территории Украины к постоянному месту работы включается в общий срок командировки, однако учитывается как командировка по территории Украины.

Лада АРТЕМОВА, бухгалтер



Следующая статья:  В начало статьи 



Облигации внутреннего государственного займа Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Учет бюджетников
Налоговый и бухгалтерский учет. С чего все начиналось. Год назад статьей 12 Закона Украины от 27.11.2003 г. №1344-IV "О Государственном бюджете на 2004 год" было предусмотрено, что в счет погашения бюджетной задолженности по налогу на добавленную стоимост...

В рубрике: 


Отчисление части прибыли в бюджет в 2008 году Фрагмент статьи (только начало)
№ 10 (10.3.2008) :: Суть дела :: Учет бюджетников
В «ДК» №7 мы рассматривали порядок отражения в бухгалтерском учете распределения прибыли государственных и коммунальных предприятий, указывая, что выплаты собственникам (государству — для государственных предприятий, соответствующей территориальной общине...

Распределение прибыли госпредприятий Фрагмент статьи (только начало)
№ 07 (18.2.2008) :: Суть дела :: Учет бюджетников
Положением №1213 Минфин поставил перед бухгалтерами ряд вопросов, при решении которых на практике возникают серьезные проблемы. В этой статье автор не только рассмотрит основные методологические принципы отражения в бухгалтерском учете и отчетности распре...

0.015548