ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...

Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 43 (21.10.2002)
Суть дела :: Практика

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Гуманитарная помощь - от дарителя до приобретателя

Применению "гуманитарно-благотворительных" налоговых льгот традиционно сопутствуют множество сложностей и условностей, которые необходимо учитывать и соблюдать. Сегодня рассмотрим особенности налогообложения передачи гуманитарной помощи от лица, ее предоставляющего, получателям и приобретателям.


Гуманитарная помощь - это целевая адресная бесплатная помощь в денежной или натуральной форме, в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований, либо помощь в виде выполнения работ, предоставления услуг, предоставляемая иностранными и отечественными донорами по гуманным мотивам получателям гуманитарной помощи в Украине или за границей 1 .


1 Получатели могут нуждаться в помощи в связи с социальной незащищенностью, материальной необеспеченностью, тяжелым финансовым положением, возникновением чрезвычайного положения, в частности в результате стихийного бедствия, аварий, эпидемий и эпизоотий, экологических, техногенных и других катастроф, создающих угрозу для жизни и здоровья населения, либо тяжелой болезнью конкретных физических лиц.

Гуманитарная помощь является разновидностью благотворительности и должна направляться при условии соблюдения требований статьи 4 Закона о благотворительности, где указаны основные направления благотворительности. В противном случае такую помощь нельзя признать гуманитарной.

Доноры, получатели и приобретатели гуманитарной помощи

Как уже было указано выше, гуманитарная помощь предоставляется донорами. Согласно ст. 1 Закона о гуманитарной помощи, донорами (иностранными либо отечественными) являются юридические и физические лица в Украине или за ее пределами, добровольно предоставляющие гуманитарную помощь получателям гуманитарной помощи в Украине или за ее пределами.

Доноры могут предоставлять гуманитарную помощь только получателям гуманитарной помощи, которыми, в свою очередь, являются юридические лица, зарегистрированные согласно Порядку №543 в Едином реестре получателей гуманитарной помощи (абзац 5 ст. 1 Закона о гуманитарной помощи):

а) предприятия общественных организаций инвалидов, ветеранов войны и труда, а также предприятия, учреждения и организации, содержащиеся за счет бюджетов, и уполномоченные ими государственные учреждения;

б) благотворительные организации, созданные в порядке, определенном Законом о благотворительности;

в) общественные организации инвалидов, ветеранов войны и труда, Общество Красного Креста Украины и его областные организации, творческие союзы, а также общественные организации, созданные для осуществления предусмотренной их уставными документами экологической, оздоровительной, любительской, спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности;

г) религиозные организации, зарегистрированные в установленном порядке.

Решение о регистрации получателей гуманитарной помощи принимает Комиссия по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете Министров Украины, а в отдельных случаях 2   - комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Совете министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистрациях.


2 Согласно ст. 5 Закона о гуманитарной помощи, Комиссия по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете Министров Украины может предоставлять временные чрезвычайные полномочия комиссиям по вопросам гуманитарной помощи при Совете министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администрациях в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и эпизоотий, экологических, техногенных и других катастроф, создающих угрозу для жизни и здоровья населения, или тяжелой болезни конкретных физических лиц.

Полученную гуманитарную помощь получатели в зависимости от ее целевого использования либо оставляют у себя (при этом выступая и в роли получателя, и в роли приобретателя), либо передают ее другим приобретателям.

Приобретатели гуманитарной помощи - физические и юридические лица, которые нуждаются в ней и которым она непосредственно предоставляется.

Порядок ввоза и таможенное оформление гуманитарной помощи

Гуманитарный груз (товар) перемещается через таможенную границу без предварительного декларирования при условии наличия его получателя в Едином реестре получателей гуманитарной помощи, как это предусмотрено Порядком №544.

Таможенное оформление гуманитарного груза (товара) осуществляет таможня по местонахождению его получателя только после проведения соответствующего санитарного, ветеринарного, фитосанитарного, радиологического и экологического контроля. Указанные виды контроля осуществляются бесплатно. До получения соответствующих разрешений контролирующих органов гуманитарный груз (товар) передается на хранение под таможенным контролем получателю гуманитарной помощи.

Товары (предметы) гуманитарной помощи ввозятся на таможенную территорию Украины только при наличии документального подтверждения качества, безопасности и возможности их потребления. Товары (предметы) гуманитарной помощи, срок годности которых на момент пересечения государственной границы истек и относительно которых отсутствует документальное подтверждение возможности их потребления, на таможенную территорию Украины не допускаются. Пищевые продукты и другие товары (предметы) гуманитарной помощи, имеющие ограниченный срок употребления, ввозятся на таможенную территорию Украины при условии, что на момент пересечения государственной границы срок их годности составляет не менее 1/3 срока, определенного производителем, а медицинских и ветеринарных препаратов - не менее 6 месяцев. Бывшие в употреблении одежда, обувь, белье допускаются к ввозу на таможенную территорию Украины, если их износ не превышает 30%.

В соответствии с Инструкцией о первоочередном бесплатном упрощенном декларировании гуманитарной помощи, утвержденной приказом ГТСУ от 24.12.99 г. №852, товары декларирует получатель гуманитарной помощи самостоятельно или по его желанию допущенное таможней соответствующее предприятие.

В случае когда получатель гуманитарной помощи не может самостоятельно задекларировать товары, он письменно обращается в таможню по его местонахождению. К обращению прилагаются все документы на товары, включая документ контроля за доставкой груза на таможню назначения и акт досмотра груза, оформленный в пункте пропуска через государственную границу Украины.

Служебное лицо таможни срочно рассматривает обращение, определяет предприятие, которое будет декларировать товары, в соответствии с утвержденным таможней графиком бесплатного декларирования гуманитарных грузов предприятиями, и оформляет заявку на проведение декларирования товаров в двух экземплярах, один из которых остается на таможне. Заявка регистрируется в отдельном журнале и является основанием для заключения с этим предприятием договора на проведение декларирования товаров.

Грузовые таможенные декларации без обозначения (клейма) "Гуманитарная помощь. Продажа запрещена" к оформлению не принимаются. Результаты таможенного оформления заверяются печатью инспектора таможни, проставляемой на товаросопроводительных документах и грузовых таможенных декларациях.

Налогообложение при ввозе гуманитарной помощи

Таможенное оформление гуманитарного груза (товара) таможня осуществляет без уплаты таможенных сборов и таможенной пошлины при наличии решения Комиссии по вопросам гуманитарной помощи о признании этих товаров гуманитарной помощью или решения указанной Комиссии о подтверждении информации региональных комиссий о признании товаров гуманитарной помощью, как это предусмотрено ст. 6 Закона о гуманитарной помощи.

О том, что гуманитарная помощь не облагается таможенными сборами и таможенной пошлиной, также указано в Перечне №285.

Ввоз гуманитарной помощи (кроме подакцизных товаров) не облагается налогом на добавленную стоимость при выполнении условий, определенных пп. 5.1.21 п. 5.1, п. 5.5 ст. 5 Закона о НДС. Так, в пп. 5.1.21 указано, что освобождаются от налогообложения операции по предоставлению благотворительной помощи, а именно бесплатная передача товаров (работ, услуг) лицам, определенным абзацами "а" и "б" пп. 7.11.1 ст. 7 Закона о налоге на прибыль, с целью их непосредственного использования в благотворительных целях, а также операции по бесплатной передаче таких товаров (работ, услуг) приобретателям (субъектам) благотворительной помощи согласно законодательству. Относительно положений пп. 5.1.21 п. 5.1 ст. 5 Закона о НДС необходимо обратить внимание на следующие моменты:

во-первых, как уже было указано выше, гуманитарная помощь является разновидностью благотворительности, поэтому положения указанного подпункта полностью справедливы и для гуманитарной помощи;

во-вторых, не будет облагаться ввоз только той гуманитарной помощи, которая передается лицам, определенным абзацами "а" и "б" пп. 7.11.1 п. 7.11 ст. 7 Закона о налоге на прибыль 3 . Перечень указанных в них лиц включает в себя всех тех лиц, которые могут быть получателями гуманитарной помощи согласно Закону о гуманитарной помощи. Аналогичного мнения придерживается и ГНАУ, в Письме которой от 12.07.2000 г. №4869/5/16-1218 "О налоге на добавленную стоимость при ввозе гуманитарной помощи" указано, что религиозные организации не входят в перечень приобретателей, определенных абзацами "а" и "б" пп. 7.11.1 п. 7.11 ст. 7 Закона о налоге на прибыль, поэтому на такие организации не распространяется льгота пп. 5.1.21 Закона о НДС.


3 Из Закона о налоге на прибыль: "... 7.11.1. Настоящая статья применяется к неприбыльным организациям, являющимся:

а) органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления и созданными ими учреждениями или организациями, содержащимися за счет средств соответствующих бюджетов;

б) благотворительными фондами и благотворительными организациями, созданными в порядке, определенном законом, для проведения благотворительной деятельности, в том числе общественными организациями, созданными с целью осуществления экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности, а также творческими союзами и политическими партиями; научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями III - IV уровней аккредитации, внесенными в Государственный реестр научных учреждений, которым предоставляется поддержка государства; заповедниками, музеями-заповедниками...".


Что же касается последней части предложения первого абзаца пп. 5.1.21 п. 5.1 ст. 5 Закона о НДС: "ѕа также операции по бесплатной передаче таких товаров (работ, услуг) приобретателям (субъектам) благотворительной помощи согласно законодательству", то она дает основания лицам (определенным абзацами "а" и "б" пп. 7.11.1 п. 7.11 ст. 7 Закона о налоге на прибыль) не облагать дальнейшую передачу поступивших гуманитарных товаров приобретателям гуманитарной помощи (среди которых могут быть и религиозные организации);

в-третьих, не подлежат освобождению от обложения НДС операции по ввозу гуманитарной помощи в виде товаров (работ, услуг), облагаемых акцизным сбором, ценных бумаг, нематериальных активов и товаров (работ, услуг), предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, перечень которых определяет КМУ.

Гуманитарная помощь включена в Перечень №285 как груз, на который распространяется льгота по обложению НДС при ввозе. Причем в перечне применение льготы обосновывается положениями Закона о гуманитарной помощи (при обязательном наличии копии протокольного решения Комиссии по вопросам гуманитарной помощи) без учета ограничений, установленных пп. 5.1.21 п. 5.1 ст. 5 Закона о НДС. По нашему мнению, освобождению от налогообложения подлежит только та гуманитарная помощь, которая вписывается в ограничения, установленные пп. 5.1.21 п. 5.1 ст. 5 Закона о НДС. Это связано с тем, что, согласно Закону о системе налогообложения, ставки общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей), другие элементы налоговых баз, а также льготы по налогообложению устанавливаются или меняются исключительно законами Украины по вопросам налогообложения.

Аналогичная ситуация и с обложением акцизным сбором при ввозе подакцизных товаров в качестве гуманитарной помощи. Согласно Перечню №285, гуманитарная помощь (подакцизные товары) не облагается акцизным сбором при наличии копии протокольного решения Комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете Министров Украины относительно признания помощи гуманитарной в случаях, предусмотренных ст. 6 Закона о гуманитарной помощи. В данной статье указано, что Комиссия по вопросам гуманитарной помощи может признать гуманитарной помощью с освобождением от налогообложения и обязательных платежей в бюджет следующие подакцизные товары:

- автомобили скорой медицинской помощи, легковые автомобили специального назначения для Министерства внутренних дел Украины;

- транспортные средства, предназначенные для перевозки более 8 человек, которые передаются в пользование учреждениям социальной защиты населения, государственным учреждениям здравоохранения и учебным заведениям, общественным организациям инвалидов, ветеранов войны и труда, Обществу Красного Креста Украины и его областным организациям, государственным учреждениям системы реабилитации, физической культуры и спорта инвалидов "Инваспорт";

- легковые автомобили, которые на момент ввоза на таможенную территорию Украины были изготовлены не более 10 лет назад, с объемом двигателя не более 1800 куб. см, получаемые Министерством труда и социальной защиты населения Автономной Республики Крым, управлениями социальной защиты населения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций или Министерством труда и социальной политики Украины для последующей передачи инвалидам, состоящим в установленном порядке на учете для получения специального автотранспорта.

Кроме того, о необложении акцизным сбором гуманитарных грузов указано также в пп. 5.1.5 Инструкции о порядке взимания акцизного сбора в случае ввоза товаров субъектами внешнеэкономической деятельности на таможенную территорию Украины, утвержденной приказом ГТСУ в редакции от 13.10.2000 г. №568, с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция №568).

Однако, по нашему мнению, Закон о гуманитарной помощи и Инструкция №568 не могут являться основанием для освобождения от обложения акцизным сбором перечисленных товаров, что опять-таки связано с положениями Закона о системе налогообложения. Поэтому при обложении акцизным сбором ввозимых транспортных средств необходимо руководствоваться Законом Украины "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые транспортные средства" от 24.05.96 г. №216/96-ВР, с изменениями и дополнениями.

Налогообложение отечественных доноров

Безвозмездная передача товаров согласно положениям пп. 1.31 ст. 1 Закона о налоге на прибыль соответствует определению "продажа", однако, несмотря на это, донор при такой передаче не отражает доход. Необложение такой "продажи" связано с тем, что в данном случае отсутствуют признаки валового дохода (такие как получение/начисление дохода), определенные в п. 4.1 ст. 4 Закона о налоге на прибыль. Вместе с тем донор не может включить в валовые расходы затраты, понесенные при приобретении (изготовлении) передаваемых получателям гуманитарных товаров.

Перечисление денежных средств получателям гуманитарной помощи не включается ни в валовые доходы, ни в валовые расходы донора.

Вместе с этим Законом о налоге на прибыль предусмотрены исключения, касающиеся налогообложения вышеперечисленных вариантов предоставления гуманитарной помощи, согласно которым донор имеет право при определенных условиях увеличить свои валовые расходы на часть (или полную) сумму пожертвований 4 .


4 Так, согласно пп. 5.2.2 п. 5.2 ст. 5 Закона о налоге на прибыль, суммы средств или имущества, добровольно перечисляемые (передаваемые) неприбыльным организациям, в случаях, определенных п. 7.11 ст. 7 Закона о налоге на прибыль, могут включаться в состав валовых расходов донора, но не более 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного периода.

Согласно пп. 5.2.13 п. 5.2 ст. 5 Закона, суммы средств или имущества, добровольно перечисляемые (передаваемые) для целевого использования с целью охраны культурного наследия учреждениям науки, образования, культуры, заповедникам, музеям-заповедникам, а также неприбыльным организациям, в случаях, определенных п. 7.11 ст. 7 Закона о налоге на прибыль, могут включаться в состав валовых расходов донора, но не более 10% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного периода.


Что касается НДС, то бесплатная передача имущества подлежит обложению НДС согласно п. 4.2 ст. 4 Закона о НДС. Освобождаются от обложения НДС операции по предоставлению благотворительной помощи, а именно бесплатная передача товаров (работ, услуг) лицам, определенным абзацами "а" и "б" пп. 7.11.1 ст. 7 Закона о налоге на прибыль, с целью их непосредственного использования в благотворительных целях, а также операции по бесплатной передаче таких товаров (работ, услуг) приобретателям (субъектам) благотворительной помощи согласно законодательству (подробное применение этой льготы было рассмотрено выше).

Кроме того, донорам при передаче имущества следует принимать во внимание пп. 7.4.1, пп. 7.4.2 п. 7.4 ст. 7 Закона о НДС. Положения перечисленных подпунктов указывают на то, что при осуществлении необлагаемых операций плательщик налога не должен включать в налоговый кредит перечисленный поставщикам НДС за товары, участвующие в таких необлагаемых операциях, а должен относить его на валовые расходы при условии, что стоимость таких товаров также относится на валовые расходы.

Таким образом, если операция по перечислению гуманитарной помощи не облагается НДС и при этом, согласно пп. 5.2.2, пп. 5.2.13, стоимость гуманитарной помощи относится на валовые расходы, то в пропорциональной величине могут быть увеличены валовые расходы на сумму НДС, уплаченную поставщикам при приобретении передаваемых товаров. Если же плательщик не имеет права включить в валовые расходы стоимость товара, то сумма "входного" НДС также не может быть включена в валовые расходы (и тем более в налоговый кредит). Аналогичная позиция высказана ГНАУ в письме №12467/7/16-1220-26 от 14.09.2000 г.

Налоговый учет у получателей

Получение гуманитарной помощи у ее получателей не будет облагаться налогом на прибыль при условии выполнения положений п. 7.11 ст. 7 Закона о налоге на прибыль.

Для этого получатели гуманитарной помощи должны быть зарегистрированы в качестве неприбыльных организаций, у которых получение благотворительной помощи либо безвозмездно предоставленных средств или имущества освобождены от налогообложения согласно положениям п. 7.11 ст. 7 Закона о налоге на прибыль. Какие организации могут быть отнесены к неприбыльным - см. таблицу 1.

Таблица 1

№ п/п Вид организации Пункт Закона о прибыли, согласно которому организа- ция отнесена к неприбыльным Код признака неприбыльной организации Пункт Закона о прибыли, согласно которому доходы указанных организаций освобождаются от налогообложения
1. Органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления и созданные ими учреждения или организации, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов абзац «а» пп. 7.11.1 п. 7.11 ст. 7 0001, 0002, 0003, 0004 пп. 7.11.2 п. 7.11 ст. 7
2. Благотворительные фонды и благотворительные организа- ции, созданные в порядке, определенном законом для про- ведения благотворительной деятельности, в том числе общественные организации, созданные с целью осуществления экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности, а также творческие союзы и политические партии; научно- исследовательские учреждения и высшие учебные заведения III — IV уровней аккредитации, внесенные в Государственный реестр научных учреждений, которым предоставляется поддержка государства; заповедники, музеи-заповедники абзац «б» пп. 7.11.1 п. 7.11 ст. 7 0005, 0006, 0007, 0008 пп. 7.11.3 п. 7.11 ст. 7
3. Иные, нежели определенные в части «б» пп. 7.11.1 Закона о налоге на прибыль (см. предыдущую группу неприбыльных организаций), юридические лица, деятельность которых не предусматривает получения прибыли согласно нормам соответствующих законов абзац «г» пп. 7.11.1 п. 7.11 ст. 7 0011 пп. 7.11.5 п. 7.11 ст. 7
4. Религиозные организации, зарегистрированные в порядке, предусмотренном законом абзац «е» пп. 7.11.1 п. 7.11 ст. 7 0013 пп. 7.11.7 п. 7.11 ст. 7

Несмотря на то, что операция по передаче имущества получателями гуманитарной помощи ее приобретателям соответствует определению "продажа" (см. п. 1.31 ст. 1 Закона о налоге на прибыль), при осуществлении такой операции доход не возникает. Обусловлено это тем, что в данном случае не происходит ни начисление, ни получение дохода. То есть отсутствуют признаки валового дохода (такие как получение/начисление дохода), определенные в п. 4.1 ст. 4 Закона о налоге на прибыль, а это значит, что валовой доход равен нулю.

Что касается НДС, то здесь следует учитывать положения пп. 5.1.21 п. 5.1 ст. 5 Закона о НДС, согласно которым освобождаются от налогообложения операции по предоставлению благотворительной помощи, а именно бесплатная передача товаров (работ, услуг) лицам, определенным абзацами "а" и "б" пп. 7.11.1 ст. 7 Закона о налоге на прибыль, с целью их непосредственного использования в благотворительных целях, а также операции по бесплатной передаче таких товаров (работ, услуг) приобретателям (субъектам) благотворительной помощи согласно законодательству (подробное применение этой льготы было рассмотрено выше).

Бухгалтерский учет у получателей

Порядок бухгалтерского учета гуманитарной помощи утвержден приказом Минфина Украины от 14.12.99 г. №298 (далее - Порядок №298).

В случае учета в отношении получения и целевого использования гуманитарной помощи она считается использованной не по целевому назначению, что, в свою очередь, предполагает признание дохода и обложение налогами в соответствии с законодательством Украины.

Передача получателями денежных средств и предметов гуманитарной помощи осуществляется по доверенности приобретателей или по документам, удостоверяющим физическое лицо приобретателя, и оформляется соответствующими расходными документами (ордерами, накладными, доверенностями и т. п.).

Для отражения поступления и использования гуманитарной помощи используется счет 48 "Целевое финансирование и целевые поступления". По кредиту счета 48 отражаются средства целевого назначения, полученные в качестве источника финансирования определенных мероприятий, по дебету - использование суммы по определенным направлениям, признание их доходом, а также возврат неиспользованных сумм.

Аналитический учет средств целевого финансирования и целевых поступлений и расходов производится по их назначению и источникам поступлений.

Приведем бухгалтерские проводки, отражающие получение и использование гуманитарной помощи (см. таблицу 2).

Таблица 2

№ п/п Наименование операций Бухгалтерский учет
Д-т К-т
1 Получена гуманитарная помощь в виде:    
— денежных средств; 30, 31 48
— ТМЦ; 20, 22, 26, 28 48
— объектов основных средств 15 48
2 Передана гуманитарная помощь приобретателю:    
— денежными средствами; 48 30,31
— ТМЦ 48 20, 22, 26, 28
3 Гуманитарная помощь использована на обеспечение уставной деятельности (то есть гуманитарную помощь получатель получил для собственных нужд) 23 30, 31, 20, 22, 26, 28
Одновременно признается доход 48 745
4 Получены услуги в качестве гуманитарной помощи 23 48
Одновременно признается доход 48 745
5 Ввод в эксплуатацию объектов основных средств, полученных в счет гуманитарной помощи 10 15
Ежемесячная сумма амортизации отражается проводкой 23 13
Одновременно на сумму амортизации признается доход 48 745

Основные средства, полученные в качестве гуманитарной помощи, должны списываться согласно Порядку списания товаров (предметов) гуманитарной помощи, имеющих определенный срок эксплуатации, утвержденному постановлением КМУ от 16.03.2000 г. №514.

Положениями ст. 14 Закона о гуманитарной помощи установлено, что получатели и приобретатели гуманитарной помощи (юридические лица) должны ежемесячно предоставлять в соответствующие комиссии по вопросам гуманитарной помощи отчеты о наличии и распределении гуманитарной помощи до полного использования всего объема полученной гуманитарной помощи.

Как указано в п. 1.7 Порядка №298, получатели и приобретатели гуманитарной помощи в примечаниях (пояснениях) к годовому финансовому (бухгалтерскому) отчету приводят информацию о видах и стоимости полученной гуманитарной помощи и ее использовании по целевым направлениям.

И в заключение напомним, что получатели при распределении гуманитарной помощи приобретателям-физлицам должны учитывать положения пп. "і" п. 1 ст. 5 Декрета №13-92, которыми установлен порядок предоставления льготы в обложении подоходным налогом при получении гражданами благотворительной (в том числе гуманитарной) помощи, а также помнить о необходимости предоставления налоговому органу по месту проживания приобретателя справки по ф. №2 о сумме предоставленной благотворительной помощи.


Если гуманитарная помощь предоставляется в инвалюте...

Зачисление средств в иностранной валюте, предоставляемых иностранным донором, на счета в иностранной валюте получателя гуманитарной помощи осуществляется без лицензий НБУ при наличии решения Комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Кабмине Украины о признании этих средств гуманитарной помощью на основании указанного иностранным донором направления использования. При этом в поручении на перечисление средств на счет в иностранной валюте получателя гуманитарной помощи должно быть определено направление использования гуманитарной помощи.

Гуманитарная помощь в инвалюте не подлежит:

- обязательной продаже на межбанковском валютном рынке;

- списанию в бесспорном порядке уполномоченными на это органами.

Иностранная валюта, поступившая в качестве гуманитарной помощи на счет в иностранной валюте получателя, а также проценты, начисляемые на остатки средств гуманитарной помощи* , используется им исключительно на цели, определенные иностранным донором.

Согласно п. 7 Порядка №542, получатель после полного использования гуманитарной помощи в виде иностранной валюты обязан в течение 5 рабочих дней представить Комиссии по вопросам гуманитарной помощи и органу ГНС по своему местонахождению отчет о целевом использовании гуманитарной помощи в виде иностранной валюты.

Получатель ежемесячно до 5 числа месяца, наступающего за отчетным, представляет Комиссии по вопросам гуманитарной помощи отчет о наличии и распределении гуманитарной помощи в виде иностранной валюты до полного использования всей суммы полученной гуманитарной помощи.


* Проценты, начисляемые на остатки средств гуманитарной помощи, имеют статус гуманитарной помощи.

Нормативная база

1. Закон о системе налогообложения - Закон Украины "О системе налогообложения" от 25.06.91 г. №1251-ХII, с изменениями и дополнениями.

2. Закон об НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. №168/97-ВР, с изменениями и дополнениями.

3. Закон о налоге на прибыль - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона от 22.05.97 г. №283/97-ВР, с изменениями и дополнениями.

4. Закон о гуманитарной помощи - Закон Украины "О гуманитарной помощи" от 22.10.99 г. №1192-ХIV.

5. Закон о благотворительности - Закон Украины "О благотворительности и о благотворительных организациях" от 16.09.97 г. №531/97-ВР.

6. Декрет №13-92 - Декрет Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. №13-92, с изменениями и дополнениями.

7. Порядок №543 - Порядок регистрации получателей гуманитарной помощи, утвержденный Постановлением КМУ от 22.03.2000 г. №543.

8. Порядок №542 - Порядок использования гуманитарной помощи в виде денежных средств в иностранной валюте со счетов в иностранной валюте получателей гуманитарной помощи, утвержденный постановлением КМУ от 22.03.2000 г. №542.

9. Порядок №544 - Порядок таможенного оформления грузов гуманитарной помощи, утвержденный постановлением КМУ от 22.03.2000 г. №544.

10. Порядок №728 - Порядок вывоза за пределы Украины или уничтожения некачественных и непригодных к употреблению товаров (предметов) гуманитарной помощи, утвержденный постановлением КМУ от 28.04.2000 г. №728.

11. Перечень №285 - Перечень товаров и других предметов, таможенное оформление которых при ввозе на таможенную территорию Украины осуществляется с применением налоговых льгот в соответствии с актами законодательства, и документов, представление которых необходимо для использования льготного режима налогообложения, утвержденный приказом Государственной таможенной службы Украины от 17.05.2000 г.№285, с изменениями и дополнениями.

12. Типовое положение №1671 - Типовое положение о комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Совете министров Автономной Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администрациях, утвержденное постановлением КМУ от 08.11.2000 г. №1671.

Сергей НОВИКОВ, начальник юротдела МСУП



Следующая статья:  В начало статьи 



Нельзя, но очень хочется? На экспертизу! Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Практика
Если истек срок использования продуктов питания, единственный путь их дальнейшей законной продажи - получить заключение государственной санитарно-гигиенической экспертизы о продлении срока их реализации...

В рубрике: 


Документы проверены, но еще необходимы Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
Если на предприятии прошла плановая проверка ГНИ за 3 года, то может ли
предприятие сдать документы, охваченные проверкой, в архив? ...

НДФЛ по справедливости Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
ВРУ продолжает менять налогообложение физлиц, ставя целью «отбеливание»
доходов населения и одновременно снижение налоговой нагрузки. Очередной
Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно
справедливого налогообл...

0.020457