(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...
Все семинары ...         
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 01 (10.1.2005)
Суть дела :: Бухгалтерский учет

Раздел IV. Финансовая отчетность

Статья 11. Общие требования к финансовой отчетности

1. На основании данных бухгалтерского учета предприятия обязаны составлять финансовую отчетность. Финансовую отчетность подписывают руководитель и бухгалтер предприятия.

Целью составления финансовой отчетности является предоставление достоверной и непредвзятой информации о финансовом положении и деятельности предприятия как внутренним, так и внешним пользователям.

Финансовая отчетность базируется на данных бухгалтерского учета и, поскольку согласно закону, за организацию бухгалтерского учета отвечает руководитель (собственник или уполномоченный им орган), а бухгалтер является лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, то именно эти должностные лица и утверждают своими подписями финансовую отчетность. Они и несут ответственность за полноту, достоверность и непредвзятость данных, представленных в финансовой отчетности.

В связи с тем, что финансовая отчетность должна удовлетворять потребности тех пользователей, которые не могут требовать других отчетов, составленных с учетом их конкретных информационных потребностей, то и предоставляемая в ней информация должна быть доходчивой и рассчитанной на однозначное толкование ее пользователями при условии, что они обладают достаточными знаниями и заинтересованы в восприятии этой информации.

2. Финансовая отчетность предприятия (кроме бюджетных учреждений, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности и субъектов малого предпринимательства, признанных таковыми в соответствии с действующим законодательством) включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам.

Для обобщения информации в бухгалтерском учете предприятия применяется План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций в соответствии с Инструкцией о его применении и на его основе составляется финансовая отчетность. Состав финансовой отчетности предприятия см. в таблице.

Из чего состоит финансовая отчетность предприятия

Форма отчетности
Содержит информацию...
Период
Баланс Форма №1 о финансовом положении предприятия* на отчетную дату
Отчет о финансовых результатах Форма №2 о доходах, расходах, прибылях и убытках** за отчетный период
Отчет о движении денежных средств Форма №3 об изменениях, произошедших в денежных средствах предприятия и их эквивалентах*** за отчетный период
Отчет о собственном капитале Форма №4 об изменениях в составе собственного капитала предприятия**** за отчетный период
Примечания к годовой финансовой отчетности Форма №5 не приведенную непосредственно в финансовых отчетах, но предусмотренную соответствующими положениями (стандартами)***** за отчетный период
* П(С)БУ 2.
** П(С)БУ 3.
*** П(С)БУ 4.
**** П(С)БУ 5.
***** Примечания к годовой финансовой отчетности.

3. Для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Для обобщения информации в бухгалтерском учете субъектов малого предпринимательства применяется сокращенный План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций. Согласно Инструкции о его применении и на его основе составляется финансовая отчетность.

Из чего состоит финансовая отчетность субъектов малого предприятия

Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства
Информация
Период
Баланс Форма №1-м о финансовом положении предприятия* на отчетную дату
Отчет о финансовых результатах Форма №2-м о доходах, расходах, прибылях и убытках** за отчетный период
* П(С)БУ 25.
** П(С)БУ 25.

4. Формы финансовой отчетности предприятий (кроме банков) и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.

В частности, порядок предоставления финансовой отчетности утвержден Постановлением КМУ от 28.02.2000 г. №419.

Отдельные требования по заполнению форм отчетности приведены в Приказе Госпромполитики от 02.03.2001 г. №83 «О квартальной отчетности предприятия». Кроме того, для проверки сравнимости показателей финансовой отчетности предприятия следует пользоваться методическими рекомендациями Минфина от 31.12.2003 г. №31-04200-20-5/8622.

5. Формы финансовой отчетности банков и порядок их заполнения устанавливаются Национальным банком Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.

Из чего состоит финансовая отчетность банков

Промежуточная финансовая отчетность*
Годовая финансовая отчетность**
Баланс за _____ квартал 200_ г. Приложение 1 Общая информация о деятельности банка  
Отчет о финансовых результатах за ______ квартал 200_ г. Приложение 2 Отчет о финансовых результатах по состоянию на ___ 200_ года Приложение 1
Примечание «Обязательства банка, учитываемые на забалансовых счетах» за ____ квартал 200_ г. Приложение 3 Баланс по состоянию на ___ 200_ года Приложение 2
Отчет о собственном капитале по состоянию на ____ 200_ года Приложение 3
Примечание «Счета доверительного управления» за ____________ квартал 200_ года Приложение 4 Отчет о собственном капитале по состоянию на ____ 200_ года Приложение 3
Примечания к годовой финансовой отчетности Приложение 5 Отчет о движении денежных средств по состоянию на ____ 200_ года (прямой метод) Приложение 4
Отчет о движении денежных средств по состоянию на ____ 200_ года (косвенный метод) Приложение 5
Примечания к отчетам.  
* Инструкция о составлении промежуточной (квартальной) финансовой отчетности банков Украины.
** Инструкция о порядке составления годового финансового отчета в банках Украины.

6. Формы финансовой отчетности бюджетных учреждений, органов Государственного казначейства Украины по выполнению бюджетов всех уровней и смет расходов и порядок их заполнения устанавливаются Государственным казначейством Украины.

Учреждения и организации, содержащиеся за счет средств государственного бюджета
Учреждения и организации, содержащиеся за счет средств местных бюджетов
Баланс Форма №1 Баланс Форма №1
Отчет о выполнении общего фонда сметы учреждения Форма №2кд Отчет о выполнении общего фонда сметы учреждения Форма №2км
Отчет об использовании средств общего фонда бюджета по международной деятельности Украины Форма №2-валюта Отчет о поступлении и использовании средств, полученных в качестве платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями Форма №4-1км
Отчет о поступлении и использовании средств, полученных в качестве платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями Форма №4-1кд Отчет о поступлении и использовании средств, полученных по другим источникам собственных поступлений бюджетных учреждений Форма №4-2км
Отчет о поступлении и использовании средств, полученных по другим источникам собственных поступлений бюджетных учреждений Форма №4-2кд Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда Форма №4-3км
Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда Форма №4-3кд Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (займы международных финансовых организаций) Форма №4-3км.1
Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (займы международных финансовых организаций) Форма №4-3кд.1 Отчет о задолженности бюджетных учреждений Форма №7км
Отчет о задолженности бюджетных учреждений Форма №7кд Отчет о задолженности бюджетных учреждений по отдельным программам Форма №7км.1
Отчет о задолженности бюджетных учреждений по отдельным программам Форма №7кд.1 Отчет о финансовых обязательствах бюджетных учреждений Форма №8км
Отчет о финансовых обязательствах бюджетных учреждений Форма №8кд    
Объяснительная записка к квартальному отчету   Объяснительная записка к квартальному отчету*  
* Инструкция о порядке составления квартальной финансовой отчетности в 2004 году учреждениями и организациями, получающими средства государственного или местных бюджетов.

Статья 12. Консолидированная и сводная финансовая отчетность

1. Предприятия, имеющие дочерние предприятия, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и подавать консолидированную финансовую отчетность.

Консолидированную финансовую отчетность подает материнское предприятие.

Консолидированная финансовая отчетность составляется путем упорядоченного прибавления показателей финансовой отчетности дочерних предприятий к аналогичным показателям финансовой отчетности материнского предприятия.

Финансовая отчетность материнского предприятия и его дочерних предприятий, используемая при составлении консолидированной финансовой отчетности:

— составляется за тот же отчетный период;

— составляется на ту же дату баланса;

— составляется с использованием единой учетной политики для подобных операций и других событий при сходных обстоятельствах.

Согласно п. 11 Порядка предоставления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. №419, хозяйственные общества, имеющие дочерние предприятия, подают консолидированную финансовую отчетность собственникам (учредителям).

Особенности составления консолидированной финансовой отчетности
Форма отчетности
строка
Информация
Баланс, форма №1 Только для банков 075* 8 «Гудвилл при консолидации» для отражения гудвилла, при этом показатели отрицательного гудвилла вычитаются при исчислении показателя указанной строки
375 25 «Накопленная курсовая разница» для отражения курсовых разниц, возникающих при пересчете показателей финансовой отчетности дочерних предприятий в денежную единицу Украины
385 20 «Доля меньшинства» для отражения доли меньшинства в прибыли (убытке) отрицательной величиной в скобках**
Отчет о финансовых результатах, форма №2 215 20 «Доля меньшинства» для отражения доли меньшинства в прибыли (убытке) отрицательной величиной в скобках
Отчет о движении денежных средств, форма №3     составляется на основании консолидированного баланса
Примечания к годовой финансовой отчетности   — перечень дочерних предприятий с указанием названия, страны регистрации и местонахождения, доли в капитале, доли в распределении голосов (в случае ее несовпадения с долей в капитале); — характер отношений между материнским и дочерним предприятием, если материнское предприятие не владеет в дочернем предприятии (прямо или косвенно) более чем половиной голосов; — статьи консолидированной финансовой отчетности, к которым применялась разная учетная политика***
* В существующих формах такие строки отсутствуют; тем не менее, вписывание таких строк предусмотрено П(С)БУ 20:
строки 385, 215 — согласно п. 13;
строка 075 — согласно п. 16;
строка 375 — согласно п. 1.
** Часть прибыли дочернего предприятия, не принадлежащая материнскому предприятию.
*** П(С)БУ 20, п. 18.

2. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, основанные на государственной собственности, и органы, осуществляющие управление имуществом предприятий, основанных на коммунальной собственности, кроме собственных отчетов, составляют и подают сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, относящимся к сфере их управления.

Указанные органы также отдельно составляют сводную финансовую отчетность по хозяйственным обществам, акции (доли, паи) которых находятся соответственно в государственной и коммунальной собственности.

Установленную частью второй статьи отчетность подают:

— министерства и другие центральные органы исполнительной власти — сводную финансовую отчетность о финансовом положении, результатах деятельности и движении средств в отношении всех предприятий, относящихся к сфере их управления, а также сводную финансовую отчетность о финансовом положен ии, результатах деятельности и движении средств в отношении хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся в государственной собственности, в Министерство экономики и Министерство финансов;

— центральные органы исполнительной власти и другие главные распорядители бюджетных средств — сводную финансовую отчетность о выполнении смет доходов и расходов распорядителями бюджетных средств Государственному казначейству и Счетной палате;

— органы местного самоуправления, осуществляющие управление имуществом предприятий коммунальной собственности, — сводную финансовую отчетность об использовании бюджетных средств соответствующим местным органам исполнительной власти.

Перечень видов деятельности, по которым подается сводная финансовая отчетность

1. Основная деятельность предприятий промышленности
2. Основная деятельность строительных, монтажных, ремонтно-строительных и буровых организаций
3. Основная деятельность проектных, изыскательских и геологических организаций и топографо-геодезических предприятий (экспедиций)
4. Капитальное строительство
5. Основная деятельность научных организаций
6. Основная деятельность снабженческо-сбытовых организаций
7. Основная деятельность предприятий и организаций торговли и общественного питания
8. Основная деятельность предприятий по производству сельскохозяйственной продукции
9. Основная деятельность предприятий бытового обслуживания
10. Основная деятельность предприятий транспорта
11. Основная деятельность предприятий связи
12. Основная деятельность организаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог
13. Основная деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства
14. Основная деятельность правлений общественных организаций и их подразделений
15. Другие виды деятельности

3. Объединения предприятий, кроме собственной отчетности, составляют и подают сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, входящим в их состав, если это предусмотрено учредительными документами объединений предприятий в соответствии с законодательством.

Укоопсоюз подает сводную финансовую отчетность в отношении потребительских обществ, их союзов и всех образованных ими предприятий в Минфин и Минэкономики;

объединения предприятий, образованные по решению Кабинета Министров Украины или центрального органа исполнительной власти, осуществляющего управление имуществом предприятий, подают, кроме собственной, сводную финансовую отчетность соответственно Министерству финансов и Министерству экономики или соответствующему центральному органу исполнительной власти ;

объединения предприятий, образованные на добровольных началах, подают собственную и сводную финансовую отчетность, если это предусмотрено учредительными документами, в отношении хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся в государственной собственности, в Министерство экономики и Министерство финансов.

Статья 13. Отчетный период

1. Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах. Баланс предприятия составляется по состоянию на конец последнего дня квартала (года).

Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Баланс предприятия составляется на конец последнего дня отчетного периода.

Квартальная отчетность является промежуточной отчетностью и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Из чего состоит финансовая отчетность предприятия

  Промежуточная отчетность Отчетный период
Первый квартал 01.01 — 31.03 Полугодие01.01 — 30.06 Девять месяцев 01.01 — 30.09 Годовая финансовая отчетность 01.01 — 31.12
Баланс, форма №1-м На 31.03 На 30.06 На 30.09 На 31.12
Отчет о финансовых результатах, форма №2-м За период 01.01 — 31.03 За период 01.01 — 30.06 За период 01.01 — 30.09 За период 01.01 — 31.12
Отчет о движении денежных средств, форма №3       За период 01.01 — 31.12
Отчет о собственном капитале, форма №4       За период 01.01 — 31.12
Примечания к годовой финансовой отчетности, форма №5       За период 01.01 — 31.12

Из чего состоит финансовая отчетность субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности

  Промежуточная отчетность Отчетный период
Первый квартал 01.01 — 31.03 Полугодие01.01 — 30.06 Девять месяцев 01.01 — 30.09 Годовая финансовая отчетность 01.01 — 31.12
Баланс, форма №1-м На 31.03 На 30.06 На 30.09 На 31.12
Отчет о финансовых результатах, форма №2-м За пеиіод 01.01 — 31.03 За период 01.01 — 30.06 За период 01.01 — 30.09 За период 01.01 — 31.12

2. Первый отчетный период новообразованного предприятия может быть меньше 12 месяцев, но не больше 15 месяцев.

Первый отчетный период новообразованного предприятия может быть меньше 12 месяцев, но не может быть больше 15 месяцев.

Каждый финансовый отчет должен содержать дату, по состоянию на которую приведены его показатели, или период, который он охватывает. Если период, за который составлен финансовый отчет, отличается от установленного отчетного периода, то причины и последствия этого должны быть раскрыты в примечаниях к финансовой отчетности.

3. Отчетным периодом ликвидируемого предприятия является период с начала отчетного года до даты принятия решения о его ликвидации.

Отчетным периодом ликвидируемого предприятия является период с начала года до момента ликвидации. Отчетный период — отрезок времени с 00 часов первого числа до 24 часов последнего числа календарного месяца.

Статья 14. Подача и обнародование финансовой отчетности

1. Предприятия обязаны подавать квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых они относятся, трудовым коллективам по их требованию, собственникам (учредителям) в соответствии с учредительными документами, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Органам исполнительной власти и другим пользователям финансовая отчетность подается в соответствии с законодательством. Срок подачи финансовой отчетности устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Финансовая отчетность подается:

Отчетность подается...
Квартальная и месячная
Годовая
Органам государственной статистики не позднее 25 числа следующего месяца не позднее 20 февраля следующего года*
Трудовым коллективам по требованию по требованию**
Собственникам (учредителям) в соответствии с учредительными документами в соответствии с учредительными документами***
Собственникам (учредителям) предприятия, имеющим дочерние предприятия, консолидированная финансовая отчетность, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях не позднее 45 дней по окончании отчетного квартала не позднее 15 апреля следующего за отчетным года****
Отчетность подается... Квартальная и месячная Годовая Органам Государственного казначейства об использовании бюджетных ассигнований, полученных из государственного бюджета месячная — не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, квартальная — не позднее 15 числа месяца не позднее 22 января следующего за отчетным года*****
Финансовым отделам РГА, горисполкомов и финансовым управлениям областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций об использовании бюджетных ассигнований, полученных из бюджета месячная — не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, квартальная — не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом не позднее 22 января следующего за отчетным года******
Государственному казначейству и Счетной палате подают сводную финансовую отчетность о выполнении смет доходов и расходов распорядителями бюджетных средств центральные органы исполнительной власти и другие главные распорядители бюджетных средств ежеквартально не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом не позднее 25 февраля следующего за отчетным года*******
Местным органам исполнительной власти подают сводную финансовую отчетность об использовании бюджетных средств органы местного самоуправления ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом не позднее 25 февраля следующего за отчетным года********
*Порядок предоставления финансовой отчетности, ст. 5.
** Порядок предоставления финансовой отчетности, ст. 2.
*** Порядок предоставления финансовой отчетности, ст. 2.
**** Порядок предоставления финансовой отчетности, ст. 11.
***** Порядок предоставления финансовой отчетности, ст. 6.
****** Порядок предоставления финансовой отчетности, ст. 6.
******* Порядок предоставления финансовой отчетности, ст. 7.
******** Порядок предоставления финансовой отчетности, ст. 7.

2. Финансовая отчетность предприятий не составляет коммерческой тайны, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Коммерческой тайной является информация, являющаяся секретной в том смысле, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих не известна и не легкодоступна для лиц, обычно имеющих дело с видом информации, к которому она относится, в связи с этим имеет коммерческую ценность и была предметом адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности, принятых лицом, законно контролирующим эту информацию.

Коммерческая тайна предприятия — сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, не являющейся государственной тайной, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.2

Коммерческую тайну не составляют:

— учредительные документы, документы, позволяющие заниматься предпринимательской деятельностью и ее отдельными видами;

— информация по всем установленным формам государственной отчетности;

— данные, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

— сведения о численности и составе работающих, их заработной плате в целом и по профессиям и должностям, а также о наличии свободных рабочих мест;

— документы об уплате налогов и обязательных платежей;

— информация о загрязнении окружающей природной среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, наносящей ущерб здоровью, а также других нарушениях законодательства Украины и размерах нанесенных при этом убытков;

— документы о платежеспособности;

— сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, союзах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью;

— сведения, подлежащие оглашению в соответствии с действующим законодательством.1

3. Открытые акционерные общества, предприятия — эмитенты облигаций, банки, доверительные общества, валютные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и другие финансовые учреждения обязаны не позже 1 июня следующего за отчетным года обнародовать годовую финансовую отчетность и консолидированную отчетность путем публикации в периодических изданиях или распространения ее в виде отдельных печатных изданий.

Перед обнародованием отчетности обязательным является проведение аудита для подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности коммерческих банков, фондов, бирж, компаний, предприятий, кооперативов, обществ и других хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и вида деятельности, отчетность которых официально обнародуется, за исключением учреждений и организаций, полностью содержащихся за счет государственного бюджета и не занимающихся предпринимательской деятельностью.

4. В случае ликвидации предприятия ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и в случаях, предусмотренных законами, публикует его в течение 45 дней.

Ликвидационная комиссия или другой орган, проводящий ликвидацию субъекта хозяйствования, помещает в печатных органах (специальном приложении к газете «Урядовий кур’єр» и/или официальном печатном издании органа государственной власти или органа местного самоуправления) информацию о его ликвидации и о порядке и сроках заявления кредиторами претензий, а явных (известных) кредиторов уведомляет персонально в письменной форме в установленные настоящим Кодексом или специальным законом сроки.

Ликвидационная комиссия оценивает имеющееся имущество ликвидируемого субъекта хозяйствования и рассчитывается с кредиторами, составляет ликвидационный баланс и подает его владельцу или органу, назначившему ликвидационную комиссию. Достоверность и полнота ликвидационного баланса должны быть проверены в установленном законодательством порядке.

Статья 15. Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности

Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине осуществляется соответствующими органами в пределах их полномочий, предусмотренных законами.

Поскольку вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции собственника предприятия, то именно собственники должны организовать надлежащий контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и отвечают за достоверность составленной на его основании финансовой отчетности.

Kонтроль за соблюдением законодательства органами государственной статистики

Нарушение порядка предоставления или использования данных государственных статистических наблюдений

Непредоставление органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или предоставление их недостоверными, не в пол­ном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, или с опозданием; необеспечение надлежащего состояния первичного учета; нарушение порядка ведения Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины

— влечет за собой наложение штрафа на граждан — от трех до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

— влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от десяти до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

— такие действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут за собой наложение штрафа на граждан — от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

контроль за соблюдением законодательства государством

Государством в целях защиты прав инвесторов и государственного регулирования рынка ценных бумаг и контроля в сфере общего инвестирования создана Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку налагает на юридических лиц штрафы:

за непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление заведомо недостоверной информации — в размере до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление заведомо недостоверных сведений Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, если предоставление этих сведений предусмотрено действующим законодательством, влечет за собой наложение на граждан или должностных лиц штрафа в размере от 50 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Контроль за соблюдением законодательства собственником предприятия — государством

В отношении предприятий, собственником которых (или их доли) является государство, оно создало государственную контрольно-ревизионную службу.

Главное контрольно-ревизионное управление Украины является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим в установленном порядке реализацию государственной политики в сфере государственного финансового контроля за использованием в соответствии с законодательством предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и подчиненности, средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, сохранностью государственного и коммунального имущества, ведением бухгалтерского учета и финансовой отчетности.1

Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, получающих средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, разработка предложений по устранению обнаруженных недостатков и нарушений и предупреждению их в дальнейшем.

Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим в установленном порядке реализацию государственной политики в сфере государственного финансового контроля за использованием в соответствии с законодательством предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и подчиненности, средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, сохранностью государственного и коммунального имущества, ведением бухгалтерского учета и финансовой отчетности, является Главное контрольно-ревизионное управление Украины.

Органы государственной контрольно-ревизионной службы в Украине рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства по финансовым вопросам (статья 1642), нарушением порядка предоставления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица (статья 1666).

Органы государственной налоговой службы Украины рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с уклонением от подачи декларации о доходах (статья 1641), нарушением порядка подачи финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица (статья 1666).

контроль за соблюдением законодательства собственником предприятия негосударственной формы

Контролем соблюдения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности предприятий негосударственной формы собственности при условии, что они не используют бюджетных средств, собственники предприятий занимаются самостоятельно и создают (или не создают) соответствующие органы по своему усмотрению.

В качестве органа, контролирующего соблюдение законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности предприятия, могут выступать пользователи бухгалтерской отчетности, как лица, заинтересованные в получении достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности созданных ими субъектов предпринимательства, в том числе: собственники, учредители хозяйствующего субъекта, кредиторы, инвесторы и другие лица, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на получение информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

Пользователи бухгалтерской отчетности имеют право выступать заказчиками на проведение аудита и выполнение других аудиторских услуг, определять объемы и направления аудиторских проверок в рамках полномочий, предоставленных законодательством, учредительными документами или отдельными договорами.

Аудит — проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования в целях определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам.

Контролирующими органами, имеющими право проводить плановые и внеплановые выездные проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности, являются:

а) органы государственной налоговой службы — в отношении уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, неналоговых платежей;

б) таможенные органы — в отношении уплаты ввозной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, взимаемых в случае ввоза (пересылки) товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения таможенной границы;

в) органы государственного казначейства, государственной контрольно-ревизионной службы и органы государственной налоговой службы в пределах их компетенции — в отношении бюджетных займов, займов и кредитов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, а также надлежащего выполнения государственных контрактов, проавансированных за счет бюджетных средств.

Вышестоящий контролирующий орган может по собственной инициативе проверить достоверность выводов нижестоящего контролирующего органа путем проверки документов обязательной отчетности субъекта предпринимательской деятельности.

Согласно статье 13 Закона о государственной статистике, органы статистики также имеют право проверять состояние первичного учета и статотчетности.

Управления Пенсионного фонда Украины в районах, городах и районах в городах проводят плановые и внеплановые проверки финансово-бухгалтерских документов, отчетов и других документов в отношении правильности исчисления и уплаты страховых взносов.



Следующая статья:  В начало статьи 



Раздел V. Заключительные положения Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Бухгалтерский учет
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2000 года. Административные штрафы, которые могут быть наложены в соответствии с законами Украины на...

В рубрике: 


Вопросы учета запасов Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
С начала 2015 г. сумма налога на прибыль определяется на основании данных
бухгалтерского учета. В связи с этим налоговики получили право проверять
правильность ведения бухучета, правильность и полноту определения доходов,
расходов и финансовог...

Продажа автомобиля физлицу Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
Обычная хозяйственная операция: юрлицо продает легковой автомобиль —
основное средство — физлицу. Но в связи с ней у бухгалтеров возникает
множество вопросов, особенно в свете постоянно меняющегося законодательства.
Ответы на многие из таких в...

0.0126