(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...         
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 38 (16.9.2002)
Суть дела :: Практика

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Дары полей

Как правильно их купить и продать


Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет закупки сельхозпродукции у населения и ее последующей реализации.

Документальное оформление закупки сельхозпродукции

Закупка сельскохозяйственной продукции осуществляется на основании договора купли-продажи. При этом право собственности, как правило, у покупателя возникает в момент передачи ему вещи. В соответствии со ст. 43 ГК, совершаемые сделки могут заключаться устно, поэтому договор на приобретение сельхозпродукции у населения за наличный расчет также может заключаться в устной форме.

При этом следует учитывать: согласно второму абзацу ст. 43 ГК, в случаях, когда сделки между предприятием и гражданином заключаются в устной форме, организация, которая оплатила товары или услуги, должна получить от второй стороны письменный документ, подтверждающий получение денег и обоснование их получения. Наличие документального подтверждения осуществленной закупки сельхозпродукции у граждан необходимо также для возможности отнесения понесенных расходов к составу валовых, поскольку, согласно требованиям абзаца 4 п. 5.3.9 Закона о прибыли, не включаются в состав валовых расходов любые расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета.

Ни ст. 43 ГК, ни пункт 5.3.9 Закона о прибыли не дают определения документа, который бы письменно подтверждал приобретение товаров в рамках выполнения устного договора. Учитывая, что в нашем случае участником сделки является физическое лицо, а предметом купли-продажи - сельхозпродукция, можно воспользоваться нормой п. 5.7 Инструкции №12.

В соответствии с этим пунктом, одним из условий невключения в состав совокупного налогооблагаемого дохода гражданина (и тем самым необложения подоходным налогом) доходов от продажи сельхозпродукции, выращенной в личном подсобном хозяйстве, на приусадебном, дачном и садовом участке, является письменное подтверждение устного договора купли-продажи двусторонними закупочными актами в письменной форме или закупочными ведомостями, которые должны содержать следующие данные: место заключения соглашения, фамилия, имя и отчество продавца, его идентификационный номер (при отсутствии идентификационного номера - сведения из паспорта продавца), наименование продукции, цена единицы продукции, объем проданной продукции, сумма выплаченных продавцу средств, роспись продавца в получении средств.

Форма закупочного акта утверждена Приказом №201 1 . Образец его заполнения приведен ниже.


2 В соответствии с Постановлением ВРУ от 12.09.91 г. № 1545-XII "О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР", Приказ №201 действует и поныне. Однако при составлении закупочного акта необходимо учитывать требования Закона №996 и п. 5.7 Инструкции №12.

Расчеты за приобретенную сельхозпродукцию

Закупка сельхозпродукции у населения в большинстве случаев осуществляется за наличный расчет. Деньги на эти нужды выдаются под отчет сотруднику предприятия, осуществляющему закупку. При выдаче денег под отчет следует помнить о требованиях п. 2.15 Положения №72, а именно:

- деньги под отчет выдаются из касс предприятий при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданным под отчет суммам;

- авансовый отчет о расходовании полученных в кассе сумм на закупку сельхозпродукции подотчетные лица должны представить в бухгалтерию предприятия вместе с неиспользованным остатком наличности в течение десяти рабочих дней со дня выдачи наличности под отчет или в течение трех рабочих дней по возвращении из командировки (если для закупки у населения сельхозпродукции работнику предприятия оформлена командировка).

Закупочные акты или закупочные ведомости прилагаются подотчетным лицом к авансовому отчету об израсходованных средствах. При закупке сельхозпродукции у населения расчеты наличностью с физическими лицами, не являющимися предпринимателями, производятся без ограничений в размере 3000 грн в день.

Обложение подоходным налогом сумм, выплаченных физлицам

Порядок обложения подоходным налогом зависит от того, где именно осуществляется акт купли-продажи - непосредственно на месте ее выращивания или на рынке.

Итак, если сельхозпродукция продается на рынке, то для того, чтобы ее стоимость, выплачиваемая гражданину, не была объектом обложения подоходным налогом, продавец, согласно пп. "є" ст. 5 Декрета №13-92 и п. 5.7 Инструкции №12, должен предоставить покупателю справку местного совета народных депутатов о том, что сельхозпродукция действительно выращена в личном подсобном хозяйстве, на приусадебном, дачном, садовом участках (см. Письмо №10-214).

Если по каким-либо причинам физическое лицо не может предоставить покупателю сельхозпродукции указанную справку, предприятие должно из выплачиваемых сумм удержать 20% подоходного налога.

В случае если местом продажи сельхозпродукции является непосредственно место ее выращивания, подоходный налог не удерживается.

Из перечисленных правил существует исключение: если доход от продажи сельхозпродукции выплачивается физическим лицам, не имеющим постоянного местожительства в Украине (проживающим в Украине менее 183 дней в календарном году), то подоходный налог удерживается предприятием с суммы такого дохода по ставке 20% (независимо от места продажи).

Независимо от того, сопровождались ли выплаты гражданам удержанием подоходного налога, о суммах выплаченного дохода гражданам, имеющим постоянное местожительство в Украине, предприятие-покупатель направляет справку по ф. №2 (приложение 2 к Инструкции №12) в налоговые органы по местожительству этих граждан (исключение - выплата доходов за сельхозпродукцию, приобретенную в месте ее выращивания). Срок предоставления справки - не позднее 20 календарных дней после последнего календарного дня месяца, в котором производилась выплата. Образец заполнения ф. №2 приведен рядом.

Относительно того, необходимо ли предоставлять покупателю справку по форме №8-ДР на сумму, выплаченную продавцу, позиция налоговых органов изложена в письме №5265 и заключается в следующем: "Согласно п. 4 Изменений и дополнений к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденных приказом Государственной налоговой администрации Украины от 25 декабря 1998 года №650 и зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 5 февраля 1999 года под №72/3365, "если закупка осуществляется непосредственно по месту выращивания (производства) сельскохозяйственной продукции, то удержание подоходного налога покупателем не производится и справка по форме №2 не направляется". Считаем, что в таком случае справка ф. №8-ДР также не заполняется.

Если закупка сельскохозяйственной продукции осуществляется не по месту ее выращивания (производства), то справка по форме №2 направляется. Справку ф. №8-ДР в таком случае необходимо заполнять, при этом в графу 3 - внести сумму выплаченного дохода согласно подпункту 2.6.12 Порядка; в графу 4 - сумму удержанного подоходного налога (это может быть "0", если физическое лицо, которое продавало сельскохозяйственную продукцию, уплатило налог авансом или 20% от начисленной суммы дохода при отсутствии факта уплаты авансовой суммы физическим лицом)".

Такое требование противоречит Приказу №473, согласно которому данные в справку по форме №8-ДР заносятся только относительно тех граждан, которые состоят в трудовых отношениях с субъектом, выплачивающим доход.

Обложение НДС операций по продаже сельхозпродукции, закупленной у населения

В большинстве своем закупка у населения сельхозпродукции осуществляется с целью ее последующей продажи (предприятия общепита, закупающие продукцию, здесь не рассматриваем). Налоговый учет операции по продаже сельхозпродукции имеет некоторые особенности только в части обложения НДС. Валовой доход при осуществлении продажи сельхозпродукции, закупленной у населения, формируется в общем порядке согласно Закону о прибыли.

Первая особенность налогового учета по НДС операций по продаже сельскохозяйственной продукции, закупленной у населения: продавец - плательщик НДС не сможет воспользоваться правом на налоговый кредит, поскольку физические лица - не субъекты предпринимательской деятельности не являются плательщиками НДС и, соответственно, не выпишут налоговую накладную. Отсутствие налоговой накладной, согласно пп. 7.4.5 Закона о НДС, лишает плательщика права на налоговый кредит. Тем не менее, такие операции необходимо отразить в книге учета приобретения товаров (работ, услуг) (форма утверждена Приказом №165) - стоимость приобретенной сельхозпродукции отражается в графе 19.

При определении базы налоговых обязательств по НДС при продаже сельхозпродукции необходимо помнить, что п. 11.20Закона о НДС установлены требования, согласно которым до 1 января 2004 г. в качестве объекта налогообложения при продаже сельхозпродукции неплательщикам НДС следует брать торговую наценку. При этом необходимо обратить внимание на следующее:

1. Приобретаемая и реализуемая продукция должна классифицироваться как сельскохозяйственная или как продукт переработки сельскохозяйственной продукции. Согласно Классификатору, к сельхозпродукции относятся разного рода овощи и фрукты под кодами 01.12 и 01.13.

2. Сельхозпродукция должна реализовываться в том виде, в каком она была приобретена у физического лица (то есть продавец не должен осуществлять технологические процессы, связанные с ее обработкой, переработкой и т. д.). Если предприятие самостоятельно будет осуществлять обработку, доработку, переработку и т. д. сельскохозяйственной продукции или продуктов ее переработки, закупленных у населения, то при осуществлении операций по продаже данной продукции, независимо от направления ее реализации, база обложения НДС определяется в соответствии со ст. 4 Закона о НДС.

3. Физическое лицо, у которого была закуплена сельхозпродукция или продукты ее переработки, не должно быть зарегистрировано плательщиком НДС.

4. Приобретенная у населения сельскохозяйственной продукция или продукты ее переработки должны реализовываться лицам, не зарегистрированным в качестве плательщиков НДС 2 .


2 Таким лицом, в понимании Закона о НДС, считается любое из приведенных лиц, независимо от того, является ли оно резидентом: субъект предпринимательской деятельности, в том числе предприятие с иностранными инвестициями, независимо от формы и времени внесения этих инвестиций; другое юридическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательской деятельности; физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства), которое осуществляет деятельность, отнесенную к предпринимательской согласно законодательству, или ввозит (пересылает) товары на таможенную территорию Украины. Следовательно, такими лицами могут быть и юридические лица, главное - чтобы они не были плательщиками НДС (например, они не достигли объемов продаж, необходимых для регистрации; являются плательщиками единого налога по ставке 10%; работают по специальному торговому патенту или др.).

С другой стороны, при дословном и фискальном понимании пунктов 11.20 и 1.2 Закона о НДС следует, что если сельхозпродукция, ранее закупленная у физлиц - неплательщиков НДС будет реализовываться другим физическим лицам, не перечисленным в пункте 1.2 Закона о НДС, то есть физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность (попросту - населению), база налогообложения должна определяться исходя из продажной стоимости сельхозпродукции. Однако такую норму по отношению к продавцам сельхозпродукции органы налоговой службы пока не применяют.


При определении даты возникновения налоговых обязательств по НДС следует руководствоваться общим порядком, изложенным в пункте 7.3 статьи 7 Закона о НДС. Однако, учитывая специфику определения базы налогообложения операций по продаже сельскохозяйственной продукции, закупленной у населения, возникают определенные сложности в налоговом учете таких операций, поскольку на дату возникновения налоговых обязательств не всегда известна наценка, которая будет являться базой налогообложения.

Налоговый учет

Рассмотрим примеры.

Пример 1. Предприятие закупает сельхозпродукцию у населения и реализует ее бюджетным организациям (санаториям, детским оздоровительным лагерям), не зарегистрированным в качестве плательщиков НДС. Деятельность поставлена таким образом, что в одном отчетном периоде предприятие получает предоплату в размере 1000 грн, в следующем отчетном периоде сельхозпродукция на сумму 800 грн закупается у населения и только в третьем отчетном периоде передается покупателю. В таком случае налоговый учет будет выглядеть так, как показано в таблице 1.

Таблица 1

Отчетный период Содержание операции ВД ВР НО
Первый Получена предоплата, но сельскохозяйственная продукция у населения еще не закуплена и, соответственно, не передана покупателю 1000   33,3*
Второй Закуплена у населения сельскохозяйственная продукция   800**  
Третий Сельхозпродукция передана бюджетному санаторию — неплательщику НДС


* Согласно п. 11.20 Закона о НДС, определяется исходя из предварительно рассчитанной наценки. В случае если в следующем налоговом периоде после отгрузки сельхозпродукции сумма наценки изменится, соответственно будут изменены и налоговые обязательства по НДС.

** В результате перерасчета прироста (убыли) балансовой стоимости покупных товаров эта сумма увеличит остаток товарных запасов на конец отчетного периода и будет исключена из ВР.


Пример 2. Предприятие закупает сельхозпродукцию у населения, которую реализует бюджетным организациям (санаториям, детским оздоровительным лагерям), не зарегистрированным в качестве плательщиков НДС. Деятельность поставлена таким образом, что в одном отчетном периоде предприятие закупает сельхозпродукцию у населения на сумму 800 грн, в следующем - поставляет сельхозпродукцию покупателю по цене реализации 1000 грн, и только в третьем отчетном периоде получает денежные средства за поставленную сельхозпродукцию. Налоговый учет - см. табл. 2.

Таблица 2

Отчетный период Содержание операции ВД ВР НО
Первый Закуплена у населения сельскохозяйственная продукция   800*  
Второй Сельхозпродукция передана бюджетному санаторию — неплательщику НДС —**   — ***
Третий Получены денежные средства за реализованную сельхозпродукцию 1000   33,3****


* В результате перерасчета прироста (убыли) балансовой стоимости покупных товаров эта сумма увеличит остаток товарных запасов на конец отчетного периода и будет исключена из ВР.

** Согласно пп. 11.3.5 Закона о прибыли.

*** Согласно пп. 7.3.5 Закона о НДС.

**** Согласно п. 11.20 Закона о НДС.


Пример 3. Предприятие закупает сельхозпродукцию у населения, которую реализует бюджетным организациям (санаториям, детским оздоровительным лагерям), не зарегистрированным в качестве плательщиков НДС. Деятельность поставлена таким образом, что в одном отчетном периоде предприятие закупает у населения сельхозпродукцию на сумму 800 грн, в следующем - получает оплату за проданную продукцию в сумме 1000 грн и только в третьем отчетном периоде поставляет сельхозпродукцию (см. табл. 3).

Таблица 3

Отчетный период Содержание операции ВД ВР НО
Первый Закуплена у населения сельскохозяйственная продукция, но не передана бюджетному санаторию и не оплачена им   800*  
Второй Получены денежные средства за реализованную сельхозпродукцию 1000   33,3**
Третий Сельхозпродукция передается бюджетному санаторию — неплательщику НДС


* В результате перерасчета прироста (убыли) балансовой стоимости товаров эта сумма увеличит остаток товарных запасов на конец отчетного периода и будет исключена из ВР.

** НДС, согласно п. 11.20 Закона о НДС, определяется исходя из предварительно рассчитанной наценки. В случае если в следующем налоговом периоде после отгрузки сельхозпродукции сумма наценки изменится, соответственно будут изменены и налоговые обязательства по НДС.


Бухгалтерский учет

Рассмотрим на условном числовом примере порядок учета операций по приобретению и последующей продаже сельхозпродукции, закупленной у населения (см. табл. 4).

Таблица 4

№ п/п Содержание записи Корреспонденция счетов Сумма Налоговый учет
Д-т К-т ВД ВР
Закупка сельхозпродукции у населения за наличный расчет
1 Выданы из кассы предприятия денежные средства на закупку сельхоз- продукции 372 301 600,00
2 Оприходована сельхозпродукция согласно закупочному акту и приходной накладной 282 377 300,00 300
3 Начислена торговая наценка на стоимость приобретенной сельхозпродукции 282 285 100,00
4 Отражена оплата сельхозпродукции 377 372 240,00
5 Удержан подоходный налог со стоимости закупленного товара 377 641 60,00
6 Перечислена в бюджет сумма удержанного подоходного налога 641 311 60,00
7 Возвращена подотчетным лицом в кассу предприятия сумма неиспользован-ных денег 301 372 300,00
Продажа сельхозпродукции бюджетному санаторию
8 Получена предоплата от бюджетного санатория 311 681 400,00 383  
9 Начислены налоговые обязательства по НДС на сумму наценки 643 641 17,00
10 Отгружена сельхозпродукция бюджетному санаторию 361 702 400,00
11 Списаны налоговые расчеты по налоговым обязательствам по НДС 702 643 17,00
12 Списана учетная стоимость проданной сельхозпродукции 902 282 400,00
13 Списана торговая наценка, относящаяся к проданной сельхозпродукции 285 902 100,00    
14 Определен финансовый результат 702 791 383,00    
    791 902 300,00    


ТзОВ "Серпень"
---------------------------------------------
предприятие (организация)
Специализированная форма №6-ОПит

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минторга СССР
от 20 августа 1986 г. №201

Утверждаю в сумме руб. 300,00 грн.

Руководитель предприятия,
организации Петров В. Г._
__"01" серпня 2002 р._

Закупочный акт №__23__

м. Київ, ринок "Юність"
место покупки

Дата покупки _____01 серпня 2002 р. ___

Мною ________ завідувачем магазину ТзОВ "Серпень", ________________
должность, предприятие, Ф. И. О.

Фіщенком Ярославом Григорійовичем ___________________________

Куплено у ______ Федоренко Василини Олександрівни __________________,
Ф. И. О.

проживающего по адресу: _____ м. Київ, вул. С. Лазо, 3, кв. 48_________________

Идентификационный номер продавца ___2161569875_________________________

Паспорт продавца _____ Серія СН №963123, виданий Дніпровським РУМУ МВС _____

_________________ України в м. Києві _____________________________________

следующие сельскохозяйственные продукты:

  Код по ОКУД 0903105
Наименование сельскохозяйственных продуктов, ед. Изм. Ед. Изм., код Количество Цена Сумма
1 2 3 4 5
1. Картопля кг 150 2,00 300,00
      Итого 300,00

Итого на сумму Триста грн 00 коп.___________________________________
прописью

Подоходный налог удержан в сумме _____ Шістдесят грн 00 коп._______________

Деньги получил ___________ Федоренко В. О.___________________________
подпись

Деньги уплатил ____________ Фіщенко Я. Г._________________________________
подпись


Додаток №2
до Інструкції про прибутковий
податок з громадян
Форма №2
Штамп підприємства

____ ТзОВ "Серпень"_____________
(назва, код юридичної особи за ЄДРПОУ
або ідентифікаційний номер
фізичної особи, номер телефону)

вхідний № _____25______
за алфавітом № ___________

___ Податкова інспекція в Дніпровському р-ні м. Києва _________
(назва податкової інспекції, якій надсилається довідка)

Ідентифікаційний номер ____24536589___

ДОВІДКА
про суму виплаченого доходу і утриманого податку
в 200_2_ році не за місцем основної роботи,
у т. ч. за сумісництвом та цивільно-правовими договорами

1. Прізвище, ім’я та по батькові Федоренко Василина Олександрівна  

1. Прізвище, ім’я та по батькові Ідентифікаційний номер 2161569875  

2. Адреса постійного місця проживання м. Київ, вул. С. Лазо, 3, кв. 48  

3. Сума нарахованого доходу (в грн) за місяць (період) 300,00  

4. Сума утриманого податку (в грн) 60,00 

5. Сума виплаченого доходу. Дата виплати 240,00 

5. Сума виплаченого доходу. Дата виплати 01.08.2002 р. 

6. За що (роботи, послуги та ін.) зроблено виплату За закупівлю сільгосппродукції 

6. За що (роботи, послуги та ін.) зроблено виплату  

7. Додаткові відомості ______________-______________________

М.П.

Головний бухгалтер _________ А. М. Шпаченко _______________
(прізвище, ініціали, підпис)


Нормативная база

1. ГК - Гражданский кодекс Украины.

2. Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.97 г. №168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость".

3. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. №283/97.

4. Декрет №13-92 - Декрет Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. №13-92 "О подоходном налоге с граждан".

5. Инструкция №12 - Инструкция о подоходном налоге с граждан, утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. №12.

6. Приказ №165 - Приказ ГНАУ от 30.05.97 г. №165 "Об утверждении формы налоговой накладной, книги учета приобретения и книги учета продажи товаров (работ, услуг), порядка их заполнения".

7. Положение №72 - Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденное постановлением Правления НБУ от 19.02.2001 г. №72.

8. Приказ №201 - Приказ Минторга СССР от 20.08.86 г. №201 "Формы первичной учетной документации в торговле и общественном питании".

9. Приказ №473 - Приказ ГНАУ от 30.12.97 г. №473 "Об утверждении формы справки "О суммах выплаченных доходов и удержанных с них налогов и других обязательных платежей физических лиц юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности" (ф. №8 ДР); Порядка ее заполнения и предоставления юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности справки ф. №8 ДР".

10. Письмо №5265 - Письмо ГНАУ от 07.04.99 г. №5265/7/29-0119.

11. Классификатор - Государственный классификатор продукции и услуг ГК-016-97, утвержденный приказом Госстандарта Украины от 30.12.97 г. №822.

12. Письмо №10-214 - Письмо ГНАУ от 04.12.95 г. №10-214/10-5773.

Наталия ГРИГОРЬЕВА



Следующая статья:  В начало статьи 



Что нового? Фрагмент статьи (только начало)
Жизнь :: Практика
Коротко Обновлен порядок заполнения расчетных документов при уплате платежей в бюджет. Есть новый Порядок передачи банками информации о закрытии счетов клиентов - плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей) в органы государственной налог...

В рубрике: 


Уступка права требования «единщику» Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
ООО на общей системе хочет уступить право требования долга в 10 тыс. грн.
Уступает ООО на едином налоге. Варианта два: уступка за 3 тыс. гривень или
уступка бесплатно. Какой вариант выгоднее с точки зрения налогообложения?
Когда возникает дохо...

Конечные бенефициары — продолжение истории Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
Ажиотаж, поднявшийся вокруг предоставления госрегистраторам информации о
конечных бенефициарных собственниках (контролерах) юрлиц, вынудил
законодателей принять 21.05.2015 г. Закон Украины №475-VIII «О внесении
изменений в некоторые законы Укр...

0.02563