ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...
Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 03 (16.1.2006)
Жизнь :: Чувство долга

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Ищем инвалидов!

Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов» №2960-IV (см. с. 68) внесены изменения и дополнения в ряд законов о социальной защите инвалидов. Больше всего изменений внесено в Закон «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. №875-XII (далее — Закон), которым установлен 4-процентный норматив рабочих мест инвалидов. К выполнению норматива привлечены новые субъекты — физические лица и бюджетники. Изменения, вступившие в силу с 01.01.2006 г., заставляют предприятия самостоятельно искать инвалидов для трудоустройства или платить штрафы.

Отрицательные изменения

1. Инвалидов нужно искать самостоятельно

В новой редакции ст. 19 Закона теперь четко сказано, что предприятия «самостоятельно осуществляют трудоустройство инвалидов в счет нормативов рабочих мест». При этом «выполнением норматива рабочих мест <...> считается трудоустройство предприятием, учреждением, организацией, в том числе предприятием, организацией общественных организаций инвалидов, физическим лицом, использующим наемный труд, инвалидов, для которых это место работы является основным».

Таким образом, без достаточного количества трудоустроенных инвалидов норматив будет считаться невыполненным. То есть это будет нарушением, за которое и будут применяться административно-хозяйственные санкции в размере средней годовой заработной платы за каждое не занятое инвалидом рабочее место (а для предприятий, на которых работают от 8 до 15 человек, — 1/2 средней годовой заработной платы).

Указанные нормы призваны заставить предприятия платить штрафные санкции независимо от того, направлялись ли к ним инвалиды для трудоустройства государственными службами занятости или другими организациями, или нет. До сих пор суды становились преимущественно на защиту интересов предприятий и отказывали Фонду социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) во взыскании штрафных санкций, если на предприятие инвалид не был направлен службой занятости.

Следовательно, раньше во избежание санкций достаточно было проинформировать государственную службу занятости о создании рабочих мест для инвалидов. А теперь от штрафов сможет спасти только их реальное трудоустройство.

2. Новые субъекты для взысканий: частные предприниматели и предприятия инвалидов

Действие нормативов распространено на физических лиц, использующих наемный труд, и предприятия и организации общественных организаций инвалидов. Последствия изменений для физических лиц, использующих наемный труд, будут рассмотрены в одном из следующих номеров.

3. Инвалидов-совместителей не учитывают

Для выполнения норматива учитываются только трудоустроенные инвалиды, для которых данное место работы является основным, то есть с ведением трудовой книжки. Следовательно, инвалидов-совместителей не будут засчитывать.

Так было и раньше. Ведь количество работающих инвалидов определялось путем расчета среднеучетной численности работников-инвалидов штатного состава. При этом согласно Инструкции №171 при расчете среднеучетной численности работников штатного состава совместителей не принимали во внимание (пп. 2.3.3). Поэтому рабочее место, занятое инвалидом-совместителем, Фондом не засчитывалось в выполнение норматива. Однако с этим все же можно было поспорить. Ведь Закон, который выше по юридической силе по сравнению с инструкциями, не содержал исключений по основному или неосновному месту работы. Основным было трудоустройство инвалида. Теперь вопрос снят.

4. Административная ответственность

Статья 1881 Кодекса об административном правонарушении (далее — КоАП) дополнена частью второй, которой установлена ответственность за:

1 Инструкция по статистике численности работников, занятых в народном хозяйстве, утвержденная приказом Министерства статистики от 07.07.95 г. №171.

1) невыполнение норматива;

2) непредставление в Фонд отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов.

В первом случае штраф будет налагаться на должностное лицо, имеющее право принимать на работу и увольнять работников, а также физическое лицо, использующее наемный труд.

Во втором случае — на руководителя предприятия или иное лицо, обязанное представлять отчет (бухгалтера, кадровика и др.).

Размер штрафа дифференцирован — от 10 до 20 н. м. д. г. (170 — 340 грн).

Протоколы об этих правонарушениях имеют право составлять должностные лица органов Министерства труда (п. 1 ч. 1 ст. 255 КоАП), в т. ч. должностные лица Фонда как органа, действующего в составе Минтруда и подчиняющегося ему.

Изменения к КоАП вступили в силу с 20.12.2005 г.

5. Сроки давности для взыскания отсутствуют

Штрафные санкции, уплачивавшиеся в Фонд, теперь называются административно-хозяйственными санкциями (АХС).

Для АХС, которые применяются за несоблюдение норматива по трудоустройству инвалидов, в Законе предусмотрено исключение — их взыскание не ограничено сроками давности. Об этом прямо сказано в ч. 4 ст. 20 Закона. По общему правилу, установленному ст. 250 Хозяйственного кодекса, АХС могут применяться к субъекту хозяйствования на протяжении 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позже чем через 1 год со дня нарушения.

6. Бюджетные учреждения тоже будут выполнять норматив

Это стало неожиданностью для «бюджетников». Еще совсем недавно в Закон были внесены изменения, которыми они были освобождены от уплаты штрафных санкций в Фонд1. Теперь эта норма исключена. То есть с 2006 года бюджетникам тоже нужно выполнять установленный для всех норматив. Хотя, по нашему мнению, они могут рассчитывать на норму Закона, предусматривающую уплату санкций за счет прибыли (см. «Положительные изменения»). У бюджетников прибыль практически отсутствует, потому есть шанс отбиться от штрафов.

7. Фонд будет проверять трудо­устройство инвалидов

На уровне Закона впервые закреплено право отделений Фонда социальной защиты инвалидов проверять выполнение предприятиями норматива рабочих мест для инвалидов, а также регистрацию в Фонде, представление отчетов о их занятости и трудоустройстве и уплате административно-хозяйственных санкций. В Законе не указывается, какие проверки имеются в виду, — выездные, невыездные, плановые или внеплановые. Сказано только, что порядок их проведения проверок должен быть утвержден КМУ. Очевидно, из такого порядка мы и узнаем, какими они будут.

Напомним: до вступления в силу изменений к Закону вопрос правомерности проведения выездных проверок представителями Фонда был спорным, поскольку право на их проведение предусматривалось лишь подзаконным актом (п. 5 Положения №1432). А такая ситуация прямо противоречит Конституции, которая обязывает органы государственной власти действовать исключительно в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами.

8. Подачи отчета не избежать

В Закон впервые введена норма (ч. 9 ст. 20), которая обязывает предприятия подавать ежегодный отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов в отделения Фонда по месту нахождения. Хотя такой отчет3 и подавался ежегодно — до 1 февраля следующего за отчетным года, однако это была инициатива органов исполнительной власти, без законодательного основания, которая противоречила ч. 8 ст. 19 ХК. В соотвествии с ней «запрещается требовать от субъектов хозяйствования предоставления статистической информации и других данных, не предусмотренных законом или с нарушением порядка, установленного законом». Поэтому за неподачу отчета к предприятию или его должностным лицам не могли быть применены санкции.

Теперь статья 1881 КоАП дополнена частью второй, которой установлена ответственность за непредставление Отчета в виде штрафа от 10 до 20 н. м. д. г. (170 — 340 грн). Обращаем внимание: админштраф предусмотрен только за «непредставление» отчета (то есть если на момент составления протокола он вообще не был подан). А об ответственности за «несвоевременное представление» в этой статье не говорится. В то время как другие статьи КоАП всегда указывают, что карается не только «непредставление», но и «несвоевременное представление». Таким образом, приходим к выводу, что админштраф по ст. 1881 не может применяться, если отчет в Фонд был представлен с опозданием.

9. 4% — для всех отраслей

В Законе подкорректирована введенная недавно норма, которая обязала предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, электроэнергетики, автомобильного транспорта и других отраслей выполнять норматив на общих условиях. Таким образом, эти предприятия и в дальнейшем не смогут применять нормативы, установленные для них отраслевым законодательством.

Положительные изменения

1. Отсутствие прибыли освобождает от санкций

В Законе оставлена норма, в соответствии с которой административно-хозяйственные санкции в Фонд и пеня уплачиваются предприятиями за счет прибыли, которая остается в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов (ч. 3 ст. 20).

В соответствии со ст. 142 ХК прибыль (доход) субъекта хозяйствования определяется путем уменьшения суммы валового дохода за определенный период на сумму валовых расходов и сумму амортизационных отчислений. Аналогичная трактовка «прибыли» содержится в п. 3.1 Закона о налогообложении прибыли предприятий.

Таким образом, отсутствие при­были за отчетный год у предприятия, которое не выполнило установленного норматива для трудоустройства инвалидов, освобождает его от уплаты штрафов и пени в Фонд.

В соответствии с частью 5 ст. 20 Закона «в случае неуплаты административно-хозяйственных санкций или пени либо невозможности их уплаты по решению хозяйственного суда их взыскание в принудительном порядке может быть обращено на имущество предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физического лица, использующего наемный труд, в порядке, предусмотренном законом». Применение предусмотренных методов взыскания может быть осуществлено лишь при наличии у предприятия прибыли за год.

Однако Фонд считает иначе (см. письмо от 18.12.2002 г. №07-783/1917-499/1). Пред­при­я­тие обязано уплатить штраф даже при отсутствии прибыли. Такая, по нашему мнению, порочная позиция Фонда неоднократно «разрушалась» хозяйственными судами (см. постановление ВХСУ от 05.07.2005 г. №2-7/3463-2005). Поэтому убыточным предприятиям и неприбыльным организациям и в дальнейшем рекомендуем отстаивать свои права в судах.

2. Льготы для предприятий и организаций инвалидов

Изменениями к Закону «О системе налогообложения» определено, что предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов могут предоставляться льготы по уплате налогов:

— НДС;

— налогу на прибыль предприятий, в т. ч. дивидендов, подлежащих уплате в бюджет государственными некорпоратизированными, казенными или коммунальными предприятиями;

— плате за землю (земельному налогу, а также арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности).

В соответствующие законы также внесены изменения и конкретизировано, какие именно льготы и при каких условиях предоставляются.

Льготами по плате за землю (земельному налогу, а также арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности) на вышеупомянутых условиях могут также воспользоваться санаторно-курортные и оздоровительные учреждения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения.

Другие изменения

1. Регистрация в Фонде

В Законе закреплена обязанность предприятий, на которых по основному месту работы работает 8 и больше человек, зарегистрироваться в отделениях Фонда инвалидов по месту нахождения. Однако ни порядок, ни сроки такой регистрации не определены.

2. Сроки уплаты штрафов

Предусмотрено, что АХС предприятия уплачивают самостоятельно до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива (ч. 4 ст. 20 Закона). Таким образом, срок их уплаты не изменился. Такой срок предусмотрен п. 4 Порядка №1767.

Неизменной осталась и пеня, за нарушение срока уплаты, — 120% годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь ее срок.

3. Закреплено право Фонда обращаться в суд

До сих пор суды отказывали Фонду в рассмотрении дел о взыскании санкций на том основании, что законами Украины ему не предоставлено право обращаться в суд с такими требованиями.

1 Изменения внесены Законом Украины от 25.03.2005 г. №2505-IV.

2 Положение о Фонде социальной защиты инвалидов, утвержденное постановлением КМУ от 26.09.2002 г. №1434.

3 последняя действующая сегодня форма №10-ПІ утверждена приказом Минтруда и соцполитики Украины от 29.12.2004 г. №338.

Из практики регистрации в Фонде социальной защиты инвалидов

  • по итогам отчетного года, но не позднее 1 февраля следующего за отчетным года (предельный срок представления отчета в Фонд) незарегистрированному предприятию следует определить среднеучетную численность штатных работников учетного состава за год*
  • если она составляет 8 и больше, — заполнить отчет
  • представить отчет в территориальное отделение Фонда
  • провести регистрацию.

* Среднеучетное количество штатных работников учетного состава рассчитывается в соответствии с Инструкцией по статистике численности работников, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. №286, зарегистрированным в Минюсте 30.11.2005 г. под №1442/11722. Она вступила в силу 01.01.2006 г.

Максим ВОЙЦЕХОВСКИЙ, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Новая отчетность в центры занятости Фрагмент статьи (только начало)
Жизнь :: Чувство долга
Минтруда изменил существующие и утвердил новые формы отчетности для предприятий, предпринимателей и граждан-работодателей, которые необходимо подавать в Фонд занятости при наличии вакантных должностей, а также при приеме на работу или высвобождении...

В рубрике: 


Как миндоходов будет проверять ЕСВ Фрагмент статьи (только начало)
№ 48 (2.12.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
С октября этого года заработали изменения в части администратора ЕСВ: теперь этим взносом будет заниматься Миндоходов. В «ДК» №40/2013 мы уже анализировали основные изменения в данном вопросе, в частности то, что касается отчетности по ЕСВ и справок от ПФ...

Платежи в бюджет Фрагмент статьи (только начало)
№ 48 (2.12.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
Приказом №609 от 22.10.2013 г. Миндоходов утвердило новый порядок заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возвр...

0.032687