ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...
Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 20 (15.5.2006)
Суть дела :: Налоговый учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Бытовая техника на предприятии

Сейчас уже трудно представить себе предприятие, в офисе которого нет кофеварки или электрочайника, холодильника, СВЧ-печи, пылесоса или других бытовых предметов, помогающих сотрудникам переносить «тяготы и невзгоды» офисной жизни. Поэтому попробуем ответить на вопрос: можно ли расходы на приобретение бытовой техники включить в валовые расходы или амортизировать, и если можно, то как это обосновать.

Предметы исследования

Предметами нашего исследования выберем электрочайник, СВЧ-печь (или их аналог — чайник и электроплита), холодильник, пылесос, кондиционер.

Бухгалтерский учет расходов на их приобретение для хозяйственных обществ проблем не создает. В бюджетных организациях (в т. ч. налоговых органах) такие расходы регламентированы в росписях расходной части бюджета. Интереснее тема учета расходов на их приобретение с точки зрения налогового учета из-за, можно с определенностью сказать, неоднозначного урегулирования этого вопроса налоговым законодательством.

Состав валовых расходов в п. 5.2 Закона о прибыли с самого начала определен так, что все расходы, которые несет предприятие, для их учета в налоговом учете должны быть подчинены только получению дохода в денежной, натуральной или нематериальной форме, как это указано в определении термина «хозяйственная деятельность» согласно п. 1.32 Закона о прибыли. А, скажем так, экономическая целесообразность приобретения вышеперечисленных предметов, например создание имиджа, привлечение клиентов и т. п., практически не учитывается.

Мнение ГНАУ

Проблема налогового учета бытовой техники заключается также в том, что такие предметы прямо или косвенно удовлетворяют личные потребности сотрудников (например, в СВЧ-печи можно подогреть обед, кондиционер создает приятную прохладу в жару). А согласно пп. 5.3.1 Закона о прибыли, не включаются в валовые расходы «расходы на финансирование личных потребностей физических лиц за исключением выплат, предусмотренных пунктами 5.6 и 5.7 этой статьи, и в других случаях, предусмотренных нормами настоящего Закона». Кроме того, не подлежат амортизация расходы на приобретение непроизводственных основных фондов (пп. 8.1.4 Закона о прибыли). Поэтому когда речь заходит о приобретении бытовой техники, то в налоговом учете иначе, как с такой точки зрения, их не оценивают. Всегда ли это правильно и обоснованно?

О позиции налоговых органов по этому вопросу можно судить по содержанию двух писем. Читатели, по-видимому, знакомы с письмом ГНА в г. Киеве от 20.06.2003 г. №655/10/31-105 относительно налогового учета расходов на приобретение кондиционера и обогревателя. В письме указано: «Расходы на приобретение кондиционеров и обогревателей не относятся к валовым расходам». Конечно, если вопрос ставился о валовых расходах, то налоговый орган прав — это объекты основных фондов, которые должны были бы амортизироваться. Кроме того, в письме упоминается о непроизводственных основных фондах. Однако налоговый орган оставил без внимания вопрос, следует ли кондиционер и обогреватель рассматривать в качестве непроизводственных основных фондов.

А вот в письме ГНАУ от 14.01.2002 г. №256/6/15-1216 сказано: «Что касается вопроса создания надлежащих условий труда работникам-охранникам в части обеспечения холодильником, микроволновой печью, чайником для хранения и подогрева еды во время несения службы, то в случае если указанные основные средства используются в управленческих или производственных помещениях, они считаются производственными основными фондами и на них начисляется амортизация согласно правилам ст. 8 [Закона о прибыли]».

Как видим, содержание первого письма косвенно свидетельствует о том, что бытовой технике в налоговом учете не место, а второго — наоборот. Именно второе письмо и стоит взять за основу для обоснования учета в налоговом учете расходов на приобретение электрочайника, СВЧ-печи, холодильника.

Что такое непроизводственные ОФ?

Согласно пп. 8.1.4 Закона о прибыли, под термином «непроизводственные фонды» следует подразумевать капитальные активы, не используемые в хозяйственной деятельности налогоплательщика. К таким непроизводственным фондам относятся:

1) капитальные активы (или их структурные компоненты), подпадающие под определение группы 1 основного фонда согласно пп. 8.2.2 этой статьи, включая арендованные;

2) капитальные активы, подпадающие под определение групп 2, 3 и 4 основных фондов согласно пп. 8.2.2 этой статьи, которые являются неотъемлемой частью, размещены или используются для обеспечения деятельности непроизводственных фондов, подпадающих под определение группы 1 основного фонда или изъятых с места ведения хозяйственной деятельности налогоплательщика и переданных в безвозмездное пользование лицам, не являющимся плательщиками этого налога.

А теперь обратим внимание на то, что указывает ГНАУ в письме от 14.01.2002 г. №256/6/15-1216: «Если указанные основные средства используются в управленческих или производственных помещениях, они считаются производственными основными фондами и на них начисляется амортизация согласно правилам ст. 8 [Закона о прибыли]».

Отсюда делаем вывод: если производственными основными фондами являются офис и комната для приема пищи (одна из составляющих расходов на охрану труда), то и чайник, СВЧ-печь и холодильник, используемые в них, являются производственными основными фондами, которые можно амортизировать. Нелишне будет отыскать и санитарные нормы СН 245-63, СНиП II-М.3-68 и СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания», определяющие состав санитарно-бытовых помещений, их размер, оборудование и устройство. Для большей убедительности можно совершить еще и некоторые дополнительные действия, о которых расскажем сейчас.

Может, «привязать» к охране труда?

Согласно Закону Украины от 14.10.92 г. №2694-ХІІ «Об охране труда», охрана труда — это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности. То есть этот комплекс мероприятий сводится не только к тому, чтобы уберечь работников от опасности попасть рукой в работающие механизмы, но и помогает создать надлежащие санитарно-гигиенические условия труда.

Статьей 66 КЗоТ установлено, что работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания. На тех работах, где из-за условий производства перерыв установить нельзя, работнику должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени. Перечень таких работ, порядок и место приема пищи устанавливает собственник по согласованию с профсоюзом.

Если работу секретаря признать такой, для которой невозможно или нецелесообразно установить обеденный перерыв (дополнительный аргумент — ненормированное рабочее время директора), то необходимо создать условия для приема пищи на рабочем месте. А в таком случае чайник, СВЧ-печь и холодильник — уже не предметы роскоши, а жизненная необходимость (как и для охранников, упоминавшихся в письме). Тогда расходы на приобретение бытовой электротехники можно учесть в налоговом учете в полной сумме.

Кроме того, комплекс мер по охране труда определяется не только на законодательном уровне, но и на уровне коллективного договора. Международным бюро труда от 26.06.56 г. №102 разработана Рекомендация №102 относительно бытового обслуживания работников. В ней указывается: на предприятиях, где организация столовых, отпускающих соответствующие готовые блюда, невозможна, и в случае необходимости также на других предприятиях, где такие столовые существуют, работникам должны предоставляться, если это возможно и целесообразно, помещения, где бы они могли готовить, подогревать и потреблять принесенную с собой еду. При этом соответствующие мероприятия должны обеспечивать по крайней мере:

— помещения с надлежащим приспособлением для уменьшения неудобств, вызванных холодом или жарой в соответствии с климатом;

— надлежащие вентиляцию и освещение;

— столы и сиденья соответствующего типа и в достаточном количестве;

— средства для подогрева блюд и напитков;

— обеспечение в достаточном количестве доброкачественной питьевой водой.

Ориентация на эти рекомендации в коллективном договоре не будет ошибкой. Поэтому если в нем будут предусмотрены условия по обеспечению сотрудников электроприборами для удовлетворения их потребностей, то это также будет дополнительным аргументом для учета их в налоговом учете.

А может, к представительским расходам?

Кроме того, чтобы обосновать учет расходов по приобретению этой бытовой электротехники в налоговом учете, можно пойти следующим путем. Многие предприятия расходы на приобретение чая, кофе, продуктов для приготовления закусок и т. п. как для своих сотрудников, так и для посетителей включают в валовые расходы через представительские расходы. Напомним, что представительские расходы можно включить в валовые в размере до 2% налогооблагаемой прибыли предыдущего года (пп. 5.4.4 Закона о прибыли). Соответственно, при составлении предприятием годовой сметы представительских расходов можно учесть и расходы на приобретение этих электроприборов. Конечно, это будет выглядеть несколько странно: если в холодильнике хотя бы раз держали мороженое для представителей других предприятий, то вся стоимость холодильника относится к представительским расходам. Но маловероятно, что налоговики будут иметь что-то против этого.

Например, прибыль в прошлом году — 80000 грн. Лимит представительских расходов — 1600 грн. Планируется приобрести электрочайник стоимостью 300 грн, в т. ч. НДС — 50 грн, СВЧ-печь стоимостью 600 грн, в т. ч. НДС — 100 грн, холодильник стоимостью 900 грн, в т. ч. НДС — 150 грн.

В итоге расходы составят 1500 грн (250 + 500 + 750). А 100 грн можно использовать на другие статьи представительских расходов.

Кондиционер и пылесос без проблем

Возвращаясь к вопросу учета в налоговом учете расходов на приобретение кондиционера и пылесоса, можно отметить следующее.

Если обратиться к Перечню мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые расходы, утвержденному постановлением КМУ от 27.06.2003 г. №994, то видим, что в валовые расходы включаются или подлежат амортизации расходы на приведение основных фондов «в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда относительно систем вентиляции и аспирации, приспособлений, улавливающих пыль, и установок для кондиционирования воздуха в помещениях действующего производства и на рабочих местах». Кроме того, учитываются в налоговом учете и расходы на «устранение влияния на работников опасных и вредных производственных факторов или приведение их уровней на рабочих местах к требованиям нормативно-правовых актов по охране труда».

Так, например, во Временных санитарных нормах и правилах для сотрудников вычислительных центров, утвержденных приказом Минздрава СССР от 02.03.88 г. №4559-88, указывается, что в вычислительном центре системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха должны соответствовать главе СНиП 11-33-75 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» (эти СНиП действуют при проектировании новых зданий и в наше время)1.

А санитарные нормы микроклимата производственных помещений утверждены постановлением Главного санитарного врача от 01.12.99 г. №42 в одноименный ДСН 3.3.6.042-99. Указывать параметры воздуха, которые должны быть при работе вычислительной и копировальной техники, не будем. Но при желании можно легко доказать проверяющим, что бытовые кондиционеры и обогреватели воздуха как нельзя лучше помогают довести эти параметры до нормы. Да и, в конце концов, речь идет не только о помещении с вычислительной техникой. Любое помещение должно быть оборудовано системой вентиляции: естественной, механической или смешанной. Если этого будет мало, то можно задаться вопросом: почему в командировке расходы на пользование кондиционером можно возместить за счет валовых расходов (п. 1.4 Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу), а в хозяйственной деятельности — нет?

Поэтому расходы на приобретение кондиционеров и обогревателей можно учитывать в налоговом учете: все, что дороже 1000 грн, — амортизировать, а что дешевле — включать в валовые расходы.

Когда будет приобретаться пылесос, то у бухгалтера уже закрадывается сомнение относительно того, можно ли его стоимость амортизировать в налоговом учете или включить в валовые расходы. Однако если обратиться к Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, утвержденной Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР от 31.12.66 г. №658-66, то в п. 30 этой Инструкции читаем, что уборка рабочих помещений от пыли должна проводиться мокрым способом или пневматическим способом: стационарными и передвижными пылесосными установками. Что и следует считать аргументом в пользу учета в налоговом учете расходов на приобретение пылесоса.

1 При случае заметим, что много санитарных норм и правил прежнего СССР действуют и в наше время, если не утверждены отечественные. А даже если таковые и утверждены, то маловероятно, что их содержание значительно отличается от старых, потому что в то время вопросам охраны труда уделялось значительное внимание.

Дмитрий Бабич, консультант по налоговым вопросам



Следующая статья:  В начало статьи 



«Единщик» и ценные бумаги Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Налоговый учет
Операции с ценными бумагами всегда вызывали много вопросов у бухгалтеров, особенно работающих на предприятиях, которые находятся на упрощенной системе налогообложения и осуществляют операции с ценными бумагами. И вот ГНАУ дала ответ на один из вопросов,.....

В рубрике: 


НДС с минусом: дальнейшая судьба Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
Февраль 2015 года был тяжелым отчетным периодом для тех плательщиков НДС,
которые имели по состоянию на 01.02.2015 г. отрицательное значение по
данному налогу. Но даже после сдачи отчетности по НДС за февраль у многих
плательщиков налога остае...

Как использовать переплату по НДС Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
На 1 мая 2015 г. у предприятия не было налогооблагаемых операций по НДС в
течение последних 11 месяцев. При этом в карточке лицевого счета по НДС
числится переплата, возникшая за счет излишне уплаченных денежных
обязательств, оставшихся непога...

0.034458