Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...

Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 44 (30.10.2006)
Суть дела :: Практика

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Социальный пакет: составляющие, учет, налогообложение

Словосочетание «соцпакет» воспринимается работодателями по-разному. Некоторые предприятия считают, что для предоставления работникам пакета социальных услуг достаточно выполнять требования законодательства о труде, а именно: оплачивать своим сотрудникам больничные и отпуска. Другие руководители понимают, что соцпакет — это своего рода «приманка» для нужных предприятию специалистов, способ удержать их. Введение на предприятии социального пакета является свидетельством того, что субъект хозяйствования работает на перспективу. Налоговые последствия такой социальной политики рассмотрим в этой статье.

В чем суть соцпакета

Прежде чем внедрить социальный пакет услуг и компенсаций для своих работников, руководство предприятия должно оценить экономическую эффективность возможных вариантов, т. е. какие «затраты-выгоды» влечет за собой обеспечение тех или иных благ. Понятно, что о выгодах от таких мер можно говорить лишь в перспективе. А вот что касается затрат, то их можно (и нужно) подсчитать заранее.

Социальный пакет предусматривает заложение в бюджете предприятия средств на: приобретение и оплату санаторных путевок для рабочего персонала; организацию отдыха работников (в т. ч. корпоративные вечеринки); оплату лечения и зубопротезирования; частичную или полную уплату страховых взносов на различные виды страхования; предоставление беспроцентных кредитов на приобретение бытовой техники, автомобиля, оплату коммунальных услуг и т. п. Как правило, социальный пакет является нефинансовой частью компенсации (вознаграждения за труд). Определение конкретного размера (объема) соцпакета носит индивидуальный характер и обычно рассматривается в каждом отдельном случае (по отдельной должности или отделу).

Определение и утверждение перечня и порядка предоставления работникам социальных благ (предоставляемых сверх установленных законодательством гарантий) осуществляет руководство, которое и выделяет средства на такие нужды. Существует два пути документирования этого процесса:

1) указывать об обязательстве работодателя по обеспечению определенных видов социальных льгот в трудовом соглашении с каждым работником в отдельности;

2) согласовать и утвердить Положение о социальном пакете на предприятии для всего персонала (без персонификации) в качестве приложения (раздела) к коллективному договору (см. образец ).

Рассмотрим подробнее отражение в налоговом и бухгалтерском учете расходов на внедрение наиболее популярных видов социальных льгот и компенсаций для работников.

Предоставление работникам денежных ссуд

Юридические лица, не являющиеся финансовыми учреждениями, могут предоставлять средства взаем в соответствии с требованиями ГК (см. Распоряжение Госфинуслуг от 31.03.2006 г. №5555). Если иное не установлено договором, заимодатель (предприятие) имеет право на получение от заемщика (работника) процентов за пользование ссудой. Но, как следует из статьи 1048 ГК, в действующем законодательстве отсутствует запрет на заключение между физическим и юридическим лицом договора беспроцентной ссуды (см. по этому поводу письмо Госпредпринимательства от 31.08.2004 г. №5916). Бес­про­центная ссуда работнику может быть как целевой (например на покупку жилья), так и нецелевой. В договоре между предприятием и работником может быть предусмотрено, что ссуда возвращается путем удержания из заработной платы работника (из суммы, оставшейся после налогообложения). В налоговом учете предприятия такая операция (предоставление за счет прибыли средств взаем) не повлечет за собой никаких изменений. Основная сумма ссуды (возвратная финансовая помощь) не попадет в валовые расходы предприятия.

В случае просрочки работником возврата очередной части долга заимодатель имеет право требовать досрочного возврата остальной ссуды и уплаты процентов, причитающихся ему в соответствии со статьей 1048 ГК. Проценты за несвоевременное погашение ссуды, как доходы от неоперационной деятельности, придется включить в валовые доходы на основании пп. 4.1.6 Закона о прибыли1.

1 По поводу условных процентов напомним, что начислять и облагать их сумму (если возвратная финпомощь не была возвращена по состоянию на конец отчетного периода) должен получатель такой помощи — плательщик налога на прибыль предприятий (пп. 1.22.1 и 4.1.6 Закона о прибыли).

В соответствии с пп. 3.2.5 Закона о НДС, размещение средств по договорам ссуды не является объектом обложения НДС.

Налогообложение работника

Ссуда является денежной суммой, подлежащей возврату. В постановлении от 13.04.2004 г. №25/356 ВСУ пришел к выводу: «Сам по себе факт получения средств в собственность по договору ссуды не является признаком получения дохода, поскольку эти поступления обременены обязательством по их возврату». То есть в течение срока действия договора ссуды ее сумма не может рассматриваться в качестве дохода физического лица — получателя. Позже такой вывод был подтвержден ВХСУ в постановлении от 21.06.2005 г. по делу №32/6111. Однако мнение ГНАУ по данному поводу несколько иное2: «Сумма ссуды является доходом получающего ее физического лица, но... до ее возврата она не является объектом налогообложения».

То, что в момент выдачи физическому лицу ссуда не является объектом обложения налогом на доходы, следует из пп. 4.3.23 Закона о доходах. Согласно этой норме, в состав общего месячного или годового облагаемого дохода налогоплательщика не включается основная сумма кредита (в письме от 29.12.2005 г. №13011/6/17-31163 ГНАУ подтвердила, что понятие «кредит» в Законе о доходах можно отождествлять со словом «ссуда»). То есть суммы средств, переданных (предоставленных) юридическим лицом физическому лицу — плательщику НДФЛ по договору ссуды, которые заемщик должен вернуть заимодателю (в определенный договором срок), не подлежат обложению НДФЛ.

Погашение ссуды (удержание оговоренной суммы из заработной платы работника по его заявлению) может быть одной из форм выплаты заработной платы. Начисление, удержание и перечисление НДФЛ и страховых взносов с общей суммы месячного дохода работника осуществляется в общем порядке4.

Бухгалтерский учет предоставления работнику возвратной финансовой помощи покажем в таблице 1 (при условии, что возврат происходит своевременно).

Медицинское обслуживание работников

Как предусмотрено п. 1 ст. 69 ХК, вопрос по улучшению условий труда, жизни и здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования работников и их семей, а также другие вопросы социального развития решаются трудовым коллективом при участии собственника или уполномоченного им органа. Пути повышения уровня социальной защищенности работников отражаются в коллективном договоре или в Положении о социальном пакете на предприятии. Для того чтобы обеспечить работникам полную или частичную компенсацию расходов на медицинское обслуживание, в их пользу предприятие может заключить со страховой компанией договор добровольного медицинского страхования5.

1 См. «ДК» №12/2006.

2 См. письмо ГНАУ от 29.04.2006 г. №4879/6/22-3011, «ДК» №27/2006, с. 58.

3 См. «ДК» №12/2006.

4 См. по данному поводу также письмо ПФУ от 19.01.2005 г. №494/04.

5 Сразу отметим, что это не единственный способ компенсировать работникам расходы на медицинское обслуживание. В частности, можно воспользоваться п. 9.7 Закона о доходах, позволяющим оказывать нецелевую благотворительную помощь (в 2006 году ее максимальный необлагаемый размер составил 680 грн), а также целевую благотворительную помощь (на лечение), сумму которой, чтобы с нее не взимался НДФЛ, нужно уплачивать непосредственно учреждению здравоохранения.

К сожалению, согласно пп. 5.4.6 Закона о прибыли, расходы предприятия на страхование (жизни, здоровья или других рисков, связанных с деятельностью физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким предприятием), обязательность которого не предусмотрена законодательством, не включаются в состав его валовых расходов. Следовательно, если плательщик налога на прибыль заключил договор о медицинском страховании своих работников и платит страховые взносы, то суммы таких перечислений в налоговом учете он не отражает.

В договоре страхования определяется конкретное физическое лицо (лица), которому в случае на ступления страхового события страховщик осуществляет выплаты (или возмещает нанесенный убыток). Согласно пп. 4.2.4 Закона о доходах, сумма страховых взносов (премий), уплаченная юрлицом за плательщика НДФЛ или в его пользу, включается в общий месячный налогооблагаемый доход работника. Страховые платежи (взносы), уплаченные предприятием-страхователем по договору добровольного страхования, признаются доходом работника в том календарном месяце, в котором эти суммы перечислялись страховщику (страховой организации).

Ставка налога — общая: до конца этого года 13% от объекта налогообложения (суммы страхового взноса, приходящейся на работника). В налоговом расчете по форме №1ДФ начисленные страховые взносы отражаются с признаком «03».

Страховые выплаты (возмещение страховщиком стоимости лечения застрахованного лица) по договорам медицинского страхования не включаются в состав налогооблагаемого дохода согласно пп. 4.3.32 Закона о доходах.

В соответствии с п. 3.5 Инс­трукции №5, взносы предприятий по договорам добровольного медицинского и пенсионного страхования работников не относятся к фонду оплаты труда. Поэтому удержания и начисления в соцфонды не осуществляются1.

Несмотря на то, что ГНАУ в письме от 03.03.2004 г. №1606/6/17-3116 выплаты согласно пп. 4.2.4 (а это — суммы страховых взносов по договору добровольного страхования) для целей Закона о доходах приравнивает к заработной плате, автор считает, что сумма уплаченных в пользу работника страховых премий не должна прибавляться к его общему месячному доходу для определения права на налоговую социальную льготу.

Законом о НДФЛ предусмотрены случаи невключения в состав налогооблагаемого дохода сумм, уплачиваемых предприятием на обеспечение для работников бесплатного медицинского обслуживания. Согласно пп. 4.3.22 этого Закона, не являются объектом налогообложения денежные средства или стоимость имущества (услуг), предоставляемые в качестве помощи на лечение и медицинское обслуживание плательщика НДФЛ его работодателем. Однако для того чтобы воспользоваться этой льготой, осуществлять такие расходы необходимо за счет средств, остающихся после обложения такого работодателя налогом на прибыль предприятий, и при наличии соответствующих подтверждающих документов. «Действие указанного положения Закона не может быть применено к работодателям, не являющимся плательщиками налога на прибыль предприятий, и, в частности, к физическим лицам — субъектам предпринимательской деятельности, уплачивающим единый налог», — указывает ГНАУ в письме от 02.02.2005 г. №639/Х/17-31152.

1 См., в частности, письмо ПФУ от 25.08.2005 г. №10558/03-20, а также письмо ФСС по ВПТ от 01.04.2004 г. №01-16-441 («ДК» №17-18/2004).

2 См. «ДК» №10/2005.

Перечень расходов, на возмещение которых не может быть предоставлена не облагаемая налогом помощь на лечение, приведен в подпунктах «а» — «з» пп. 5.3.4 Закона о доходах. Что касается подтверждающих документов, то ими могут быть документы медицинских учреждений о необходимости проведения работнику конкретного лечения (медицинского обслуживания), в частности: справки, выписки из амбулаторных карт, рецепты, счета-фактуры медицинских учреждений, договоры на медицинское обследование (см. письмо ГНАУ от 02.07.2004 г. №4168/К/17-3115). Также не следует забывать о расчетных документах (квитанции, подтверждающие внесение средств в кассу лечебного учреждения) на случай, если помощь на лечение была выдана работнику наличностью из кассы предприятия. В налоговом расчете по форме №1ДФ необлагаемую помощь отражаем с признаком «39».

Бухгалтерский учет расходов предприятия на медицинское обслуживание работников покажем в таблице 2 .

Обеспечение бесплатной учебы

Напомним, что в 2006 году вступили в силу изменения в налоговом учете расходов плательщика налога на прибыль, связанных с профессиональной подготовкой, учебой, переподготовкой или повышением квалификации1.

Таким образом, расходы на учебу можно поделить на две части: те, которые включаются в состав валовых расходов плательщика налога на прибыль, и те, которые к ним не относятся. Если расходы отражаются в составе валовых, то автоматически снимается вопрос о возникновении объекта обложения налогом на доходы физических лиц. Расходы предприятия, связанные с профессиональной подготовкой, переподготовкой или повышением квалификации работников по профилю деятельности такого предприятия, являются расходами на производственные цели, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия, и не считаются личными доходами (дополнительным благом) работников2.

А оплата предприятием участия работников в семинарах (в т. ч. по вопросам бухгалтерского и налогового учета) относится к расходам за услуги консультационного характера3, поэтому их стоимость на основании пп. 5.2.1 Закона о прибыли относится к составу валовых расходов без ограничений4. Отсутствие объекта обложения НДФЛ при этом подтверждает ГНАУ в письме от 12.02.2004 г. №982/6/17-3216: «...Расходы предприятия на участие в семинарах, конференциях, «круглых столах» и других аналогичных мероприятиях по профилю деятельности предприятия, в том числе за пределами Украины, являются расходами на производственные цели, которые связаны с хозяйственной деятельностью предприятия и не являются личным доходом (дополнительным благом) работников».

1 Как направить работника на учебу в вуз, оплатить стоимость этой учебы и отпускные — читайте в статье Т. Мойсеенко «Студентов — в отпуск! А оплатить учебу?» в «ДК» №38/2005.

2 Это подтверждает ГНАУ в своем письме от 21.06.2004 г. №11293/7/17-3117 (см. «ДК» №44/2004).

3 Это подтверждает Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности в письме от 11.05.98 г. №06-10/309: «Проведение семинаров, направленных на повышение профессионального уровня работников предприятий, является платной услугой информационно-консультационного характера, которая будет приобретаться налогоплательщиком в целях последующего использования в собственной хозяйственной деятельности».

4 Суды руководствуются при этом п. 5.1 Закона о прибыли: «Соответствующим требованиям пункта 5.1, подпункта 5.4.8 пункта 5.4 ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» и подпункта 7.4.5 пункта 7.4 ст. 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» ... является и включение истцом в налоговый кредит НДС, уплаченного в стоимости приобретенной услуги в связи с участием работников истца в семинаре по вопросам бухгалтерского и налогового учета» (см. постановление ВХСУ от 27.05.2004 г. №2-1/11141-03).

Таким образом, если работника направляет на учебу предприятие и образование получается по направлению, используемому в хозяйственной деятельности налогоплательщика, то при соблюдении условий, установленных пп. 5.4.2 Закона о прибыли (в пределах 3-процентного лимита), расходы на учебу работника включаются в состав валовых расходов предприятия.

Расходы на учебу из прибыли после налогообложения

Не относится к составу валовых расходов стоимость учебы (даже если она связана с хозяйственной деятельностью предприятия), превышающая 3-процентный лимит. В таком случае следует руководствоваться пп. 4.3.20 Закона о НДФЛ, о чем утверждает и ГНАУ1. Сумма, уплаченная работодателем в пользу учебных заведений в счет компенсации стоимости подготовки или переподготовки налогоплательщика — наемного лица, не включается в состав налогооблагаемого дохода работника (не облагается НДФЛ) при соблюдении следующих условий:

а) услуги по обучению предоставляются по профилю деятельности или общим производственным потребностям такого работодателя;

б) сумма платы за учебу не превышает размер, определенный в пп. 6.5.1 Закона, из расчета на каждый полный или неполный месяц подготовки или переподготовки такого наемного лица (680 грн/мес.);

в) наемное лицо не прекращает трудовых отношений с таким работодателем в течение такой учебы или до окончания второго календарного года от года, в котором заканчивается такая учеба.

При соблюдении этих условий расходы предприятия-работодателя за счет прибыли после налогообложения, связанные с учебой, участием в тренингах работников (по профилю деятельности такого предприятия), не являются личным доходом (дополнительным благом) работников.

Если расходы предприятия на учебу работника не связаны с общими производственными потребностями, а носят личный характер, то для целей налого­обложения они рассматриваются в качестве дополнительного блага, предоставленного предприятием такому работнику. В частности, если работник получает возможность получить образование за счет средств работодателя, но по специальности, не согласующейся с деятельностью предприятия (например предприятие занимается транспортными перевозками, а работник хочет учиться «на ювелира»), то оплата такой учебы будет отражаться в рамках социальной деятельности предприятия и финансироваться за счет «чистой» прибыли (остающейся после уплаты всех налогов).

Пример 1 Работник финансового отдела (с которым заключен трудовой договор на 3 года) направлен на учебу с отрывом от производства в центр специализированного профессионального обучения и повышения квалификации специалистов в сфере бухгалтерского учета и финансовой деятельности (заведение последипломного образования имеет соответствующую лицензию на предоставление образовательных услуг). Фонд оплаты труда отчетного периода составил 200 тыс. грн, следовательно, предприятие имеет право отнести к составу валовых расходов отчетного периода стоимость учебы в пределах 6 тыс. грн. Учеба проводится в другом городе в течение 2 месяцев и стоит 5 тыс. грн (учебное заведение освобождено от уплаты НДС). В соответствии с договором оплата осуществляется вперед.

Если бы общая сумма к уплате за учебу работника составила 7 тыс. грн, то часть этой суммы (1 тыс. грн) не включается ни в состав валовых расходов предприятия, ни в общий налогооблагаемый доход работника.

Бухгалтерский и налоговый учет, по мнению автора, будет таким, как в таблице 3

Окончание этой статьи будет опубликовано в следующих номерах «ДК». В частности вы прочитаете об обеспечении: питания, не связанного с охраной труда, посещения работниками спортклубов, компенсации расходов на мобильную связь и т. п.

Таблица 1

Отражение в бухучете предоставления работнику беспроцентной денежной ссуды
№ п/п
Содержание операции
Д-т
К-т
1.
Выдана долгосрочная ссуда работнику предприятия путем перечисления денежных средств на его счет в банке
163
311
2.
Задолженность по ссуде переведена из долгосрочной в текущую
377
163
3.
Погашена ссуда работником:
- путем удержания из заработной платы
661
377
- наличностью через кассу предприятия
301
377

Таблица 2

Отражение в бухучете предоставления предприятием работнику помощи на лечение
№ п/п
Содержание операции
Д-т
К-т
1.
На основании счета медицинского учреждения перечислены средства на лечение работника
377
311
2.
Получен акт о предоставлении медицинских услуг.

Стоимость лечения отнесена на расходы

977
685
3.
Стоимость полученных работником медицинских услуг зачислена в счет осуществленной предоплаты (взаимозачет задолженностей)
685
377

Таблица 3

Отражение в учете расходов на учебу работника (по условиям примера 1)
№ п/п
Содержание хозяйственной операции
Сумма, грн
Бухгалтерский учет
Налоговый учет
Д-т
К-т
ВД
ВР
В первом месяце учебы:
1.
Учебному заведению перечислены средства в оплату за услуги по обучению работника
5000,00
371
311
-
5000,00*
2.
Работнику выданы средства на командировку
2400,00
372
301
-
-
3.
Включение части стоимости учебы в состав расходов текущего месяца
2500,00
92
371
-
-
4.
Остальная предоплата включена в состав расходов будущих периодов
2500,00
39
371
-
-
5.
Работнику начислена средняя зарплата за первый месяц учебы
1500,00
92
661
-
1500,00
6.
Отражены начисления на заработную плату (37% - условно)
555,00
92
651, 652, 653, 656
-
555,00
7.
Отражены удержания из зарплаты (3,5%)
52,50
661
651, 652, 653
-
-
8.
Удержан налог с доходов
188,18
661
641
-
-
9.
В соответствии с утвержденным авансовым отчетом списано на расходы: суточные, расходы на проезд и проживание (сумма за месяц)
2300,00
92
372
-
2300,00
10.
Возвращены в кассу неиспользованные средства
100,00
301
372
-
-
11.
Выдана наличностью зарплата
1259,32
661
301
-
-
Во втором месяце учебы:
... Аналогично, как и в первом месяце, предоставляются средства под отчет и начисляется зарплата ...
* Учебное заведение является плательщиком налога на прибыль на общих основаниях.

1 См. письма ГНАУ от 21.06.2004 г. №11293/7/17-3117 («ДК» №44/2004), от 30.04.2004 г. №7944/7/17-3117 и от 21.04.2004 г. №7040/7/17-3117.

Из чего может состоять соцпакет

Предоставление работникам беспроцентных денежных ссуд.

Медицинское страхование, оплата лечения работников.

Обеспечение безвозмездного получения работниками специального образования или повышения квалификации за счет предприятия.

Бесплатное питание.

Обеспечение мобильными телефонами и оплата связи.

Абонементы в бассейн, спортивные клубы, фитнес-центры.

Перевозка работников (к месту работы и обратно), обеспечение автомобилем.

Путевки на отдых, билеты на концерты и т. п.

Изменения в налоговом учете расходов на учебу работников

К перечню видов расходов, относящихся к валовым, добавлены расходы на учебу и повышение квалификации (лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком), а также расходы на организацию учебно-производственной практики.

Без ущерба для валовых расходов предприятие может заключать договоры на обучение своих работников не только с отечественными учебными заведениями*.

Исключено ограничение относительно связанных лиц.

Отныне к валовым расходам можно относить и расходы на учебу и (или) профессиональную подготовку в отечественных высших и профессионально-технических учебных заведениях других лиц, не состоящих с таким налогоплательщиком в трудовых отношениях.

Размер расходов, которые можно включать в валовые: 3% фонда оплаты труда отчетного периода.

* Без изменений оставлен абзац 4 пп. 5.4.2 Закона о прибыли: «Обязанности по доказательству связи расходов на цели, обусловленные этим подпунктом, с основной деятельностью налогоплательщика, возлагаются на такого налогоплательщика».

Нормативная база

ГК — Гражданский кодекс Украины.

ХК — Хозяйственный кодекс Украины.

Закон о доходах — Закон Украины от 22.05.2003 г. №889-IV «О налоге с доходов физических лиц».

Закон о прибыли — Закон Украины от 28.12.94 г. №334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий».

Закон о НДС — Закон Украины от 03.04.97 г. №168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость».

Инструкция №5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. №5.

Инструкция №21-1 — Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.12.2003 г. №21-1.

Любовь Прийма, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Прибыль филиалов: консолидированно или нет Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Практика
Создание филиалов — необходимое условие расширения успешного бизнеса. Сам процесс создания филиала не слишком сложен, но вот учет, а особенно налоговый, вызывает вопросы не только у бухгалтеров, но и у собственников. Ведь именно им решать, как в таком...

В рубрике: 


НДФЛ по справедливости Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
ВРУ продолжает менять налогообложение физлиц, ставя целью «отбеливание»
доходов населения и одновременно снижение налоговой нагрузки. Очередной
Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно
справедливого налогообл...

Ответственность за неподачу формы №4 Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
В практике отечественного бизнеса периодически возникают определенные
«дедлайны», в которых при отсутствии надлежащей организации должны принять
участие все или подавляющая часть субъектов хозяйствования, под угрозой
крупного штрафа. В этом го...

0.024072