ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...
Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 44 (30.10.2006)
Суть дела :: Налоговый учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Амортизационные расходы у частного предпринимателя

«Предприниматель, работающий на общей системе налогообложения, имеет право дополнительно уменьшить валовой доход на суммы амортизационных отчислений», — указано в ст. 13 Декрета №13-92. Однако налоговые органы в своих консультациях и письмах утверждают совершенно противоположное, ссылаясь на приложение 7 к Инструкции №12, где уточняется: «только в случае ведения бухгалтерского учета балансовой стоимости групп основных фондов». Проанализируем, на какой чаше весов больше аргументов.

Амортизация в теории

Определение термина «амортизация» закреплено в Законе о прибыли: согласно пп. 8.1.1, амортизацией основных фондов (далее — ОФ) и нематериальных активов (далее — НА) является постепенное отнесение расходов на их приобретение, изготовление и улучшение на уменьшение скорректированной прибыли. Подпункт 8.1.2 Закона о прибыли определяет перечень расходов, на которые разрешено начислять амортизацию.

Налоговая амортизация начисляется с квартала, следующего за кварталом приобретения ОФ. В бухгалтерском учете начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию объекта основных средств.

Основные фонды — это материальные ценности, которые используются в хозяйственной деятельности предпринимателя более чем 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию и стоимость которых превышает 1000 грн. НА являются объекты интеллектуальной собственности, в т. ч. промышленной, а также другие аналогичные права, признанные объектом права собственности предпринимателя.

В состав валовых расходов включаются расходы на приобретение ценностей, стоимость которых меньше 1000 грн, при условии что расходы непосредственно связаны с получением доходов физическими лицами — СПД и документально подтверждены (товар получен) и оплачены1.

1 См. письмо ГНАУ от 11.05.2005 г. №4000/6/17-3116 в «ДК» №26/2005, с. 58.

Расходы на приобретение ОФ, которые будут приобретаться для использования их в хозяйственной деятельности, предприниматель амортизирует путем постепенного отнесения на расходы их стоимости на весь период использования в пределах норм амортизации.

Что предусмотрено законодательством

Согласно ст. 13 Декрета №13-92, налогооблагаемым доходом СПД считается разница между выручкой в денежной и натуральной форме и документально подтвержденными расходами. В свою очередь, расходами предпринимателя согласно этой же статье Декрета №13-92, являются все расходы, которые, во-первых, связаны с полученным доходом и, во-вторых, соответствуют определению расходов или подлежат амортизации согласно Закону о прибыли. Никто не будет отрицать, что необходимо соблюдать нормы законодательства (а по юридической силе декрет КМУ приравнивается к закону). Итак, один аргумент — на стороне предпринимателей.

В приложении 7 к Инструкции №12 сказано, что валовой доход предпринимателя можно уменьшить:

«...На суммы расходов, которые подлежат амортизации и не превышают размер амортизационных отчислений, начисленных путем применения норм амортизации к балансовой стоимости групп основных фондов, только в случае ведения бухгалтерского учета балансовой стоимости групп основных фондов в соответствии с Порядком, устанавливаемым Министерством финансов Украины.

В налоговую декларацию за отчетный налоговый период включаются только прямые валовые расходы и суммы амортизационных отчислений, которые соответствуют фактической сумме полученного в этом периоде валового дохода в любой форме от определенного вида деятельности и подтверждены документально».

Итак, необходимо соблюдать следующие условия:

1) амортизационные отчисления применяются, если ведется бухучет балансовой стоимости ОФ;

2) сумму амортизационных отчислений можно отнести на расходы при условии фактически полученного валового дохода благодаря использованию таких ОФ.

По поводу второго условия, бесспорно, вопросов не возникает. Что же касается первого, то действие Закона о бухучете распространяется на юридических лиц, а в Декрете №13-92 такого условия тоже нет. Единственный документ, в котором встречаем такое требование, — это приложение 7 к Инструкции №12. В П(С)БУ 7 «Основные средства» и П(С)БУ 8 «Нематериальные активы» сказано, что нормы положений применяют предприятия, организации и другие юридические лица всех форм собственности, кроме бюджетных учреждений. О физлицах-предпринимателях — ни слова.

Но, согласитесь, никто не будет применять к предпринимателю штрафные санкции, если он пытается правильно, более того — аргументированно вести свой учет (показать правильность исчисления амортизации), и вовсе не обязательно бухгалтерский. Наш взгляд на составление таких документов изложен ниже. Законодательство не требует, чтобы предприниматель вел бухучет.

Подводные камни: мнение налоговых и государственных органов

Не так давно в еженедельнике «Налоговый, банковский, таможенный консультант» №33/2006 в консультации начальника отдела информационно-справочной службы ГНА в г. Киеве Аллы Лищименко было сказано: «..В состав валовых расходов производства (обращения), которые исключаются из валового дохода физического лица — предпринимателя, находящегося на общей системе налогообложения, не включаются расходы в виде сумм амортизации приобретенного автомобиля, поскольку законодательно не определен порядок начисления такой амортизации».

Кстати, в письме ГНАУ от 03.03.2006 г. №1205/0/17-04151 налоговые органы опять выражают мнение, что предприниматели не имеют законодательных оснований начислять амортизацию, поскольку СПД — физическое лицо не является плательщиком налога на прибыль и не обязано вести бухгалтерский учет. А вот расходы предприниматель формирует согласно ст. 5 Закона о прибыли.

Но существует еще одно письмо ГНАУ — от 13.01.2006 г. №184/5/17-0410 (кстати, действительное и сейчас), в котором сказано, что физическое лицо при осуществлении предпринимательской деятельности может отнести к валовым расходам амортизационные отчисления при условии ведения бухгалтерского учета балансовой стоимости групп ОФ. Вывод — возможно, но при условии ведения бухучета.

Свой взгляд на этот вопрос и у Госпредпринимательства2: если предприниматель желает отнести сумму амортизационных отчислений к составу валовых расходов, вовсе не обязательно вести бухучет балансовой стоимости групп ОФ. Госпредпринимательство аргументирует свою позицию тем, что Декрет №13-92 не ставит такое условие, а Инструкция №12, приложение 7 к которой выдвигает такое требование, обладает меньшей юридической силой.

1 См. «ДК» №35/2006, с. 55.

2 Письмо от 09.08.2001 г. №2-532/4976 см. в «ДК» №41/2001.

В этой ситуации можно воспользоваться процедурой решения конфликтов интересов с помощью Закона №2181, в пп. 4.4.1 которого указывается:

«В случае ... когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего существует возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика».

Налоговое разъяснение не имеет силы нормативно-правового акта. Требования Декрета доминируют над Инструкцией.

Начисление амортизации

Попробуем найти альтернативу. Как было сказано в начале статьи, необходимо соблюдать определенные условия, вести бухгалтерский учет и получить доход благодаря использованию таких ОФ.

Для начисления амортизации предпринимателю нужно правильно составить первичные документы.

Один из первых среди них — документ, подтверждающий стоимость приобретенных материальных ценностей. После составления документа, подтверждающего факт ввода основного средства в эксплуатацию1, предприниматель, по нашему мнению, имеет право начислять амортизацию. Не лишне также составить «Инвентарную карточку учета основных средств» по форме №ОЗ-6.

Амортизационные отчисления относятся к расходам предпринимателя при условии, что приобретенные основные фонды действительно используются в предпринимательской деятельности предпринимателя и получен доход, связанный с их использованием в таком отчетном периоде. Если ОФ предприниматель получил бесплатно, например в наследство, они не подлежат амортизации, так как никаких расходов не понесено.

Для расчета амортизационных отчислений все ОФ распределяем по группам, руководствуясь пп. 8.2.2 Закона о прибыли.

Учет балансовой стоимости ОФ группы 1 ведется отдельно для каждого объекта. Другие ОФ, подпадающие под определение групп 2, 3 и 4, учитываются по совокупной балансовой стоимости соответствующей группы.

К каждой из таких групп применяются отдельные нормы амортизации к балансовой стоимости каждой на начало отчетного периода (квартала). К основным фондам, расходы на приобретение, изготовление, улучшение которых были понесены до 01.01.2004 г., согласно Закону №1957 применяются старые нормы, а после 01.01.2004 г. — новые, повышенные нормы амортизации (см. таблицу).

Пример 1 Предприниматель, находящийся на общей системе налогообложения, приобрел во втором квартале 2006 года для осуществления перевозок в хозяйственной деятельности новый грузовой автомобиль стоимостью 48000 грн (в т. ч. НДС — 8000 грн). В этом же квартале начал использовать грузовой автомобиль для перевозки товара. Автомобиль относится к 2-й группе основных фондов, нормы амортизации для которой составили 10%. Хотя автомобиль используется во втором квартале, начислять амортизацию предприниматель имеет право начиная с третьего квартала.

Амортизация в третьем квартале:

40000 грн х 10% = 4000 грн.

При определении чистого дохода предприниматель в третьем квартале имеет право уменьшить валовой доход на 4000 грн.

В дальнейшем начисляет сумму амортизации уже не от первоначальной стоимости основного фонда, а от остаточной, т. е. база начисления с каждым кварталом будет уменьшаться:

40000 грн - 4000 грн = 36000 грн — остаточная стоимость на начало четвертого квартала.

Амортизация в четвертом квартале:

36000 грн х 10% = 3600 грн.

Пример 2

Предприниматель приобрел в первом квартале 2006 года грузовой автомобиль, находившийся в эксплуатации до 01.01.2004 г., стоимостью 24000 грн (в т. ч. НДС — 4000 грн). Для перевозки товара такой автомобиль стал использоваться в третьем квартале в 2006 г. Хотя амортизация начисляется со второго квартала, уменьшить валовой доход на сумму амортизационных отчислений предприниматель имеет право только с третьего квартала при условии фактически полученного дохода благодаря использованию грузового автомобиля. Автомобиль относится ко 2-й группе основных фондов, нормы амортизации для которой составили 6,25%.

Второй квартал:

20000 грн х 6,25% = 1250 грн — сумма амортизации.

Третий квартал:

20000 грн - 1250 грн = 18750 грн — остаточная стоимость на начало третьего квартала.

18750 грн х 6,25% = 1172 грн — сумма амортизации, на которую можно уменьшить валовой доход предпринимателя, но при соблюдении условия, приведенного в приложении 7 к Инструкции №12:

«В налоговую декларацию за отчетный налоговый период включаются только прямые валовые расходы и суммы амортизационных отчислений, которые соответствуют фактической сумме полученного в этом периоде валового дохода в любой форме от определенного вида деятельности и подтверждены документально.

Любые суммы расходов физического лица — субъекта предпринимательской деятельности до момента получения дохода от результата такой деятельности являются его собственным риском в соответствии со статьей 1 Закона Украины «О предпринимательстве». То есть исключительно факт получения дохода может быть основанием для включения в валовые расходы отчетного периода не всех подряд расходов, а только той их части, которая прямо этому доходу соответствует».

Наш совет: при расчете амортизационных отчислений такие расчеты желательно выполнять как отдельный учетный регистр. Ведомость можно составить в произвольной форме. При проверке налоговых органов все расчеты будут аргументированными и подтвердят правильность начисления амортизации (см. образец к примеру 1).

Обратите внимание на следующий момент: у предпринимателя объектом налогообложения является совокупный чистый доход, то. е. разница между валовым доходом и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с получением дохода. Предприниматель ведет в течение года Книгу учета доходов и расходов согласно приложению 10 к Инструкции №12. В конце квартала для сравнения сумм между приобретением и реализацией товаров (услуг) подсчитываются графы 3 «Витрати на виробництво продукції» и 6 «Сума виручки (доходу)», результат которых отражается в графе 7 «Чистий дохід», отрицательного значения графы 7 быть не может.

Цель каждого бизнеса — получить доход. В «маленьком бизнесе» предпринимателя довольно часто используются транспортные средства, оборудование, благодаря которым получается доход. Возникает вопрос: почему нельзя уменьшить валовой доход на сумму амортизационных отчислений?

Надеемся, налоговые органы изменят свое мнение, а предприниматели будут выполнять требования Декрета №13-92 и вести предпринимательскую деятельность без конфликтов с контролирующими органами.

Образец

Ведомость учета основных средств СПД Процик О. Г. за 2006 год

III квартал 2006 р.
Вид основних засобів
Первісна вартість на початок III кварталу 2006 р.
Норма амортизації (%)
Сума амортизаційних відрахувань
Залишкова вартість на початок IV кварталу 2006 р.
ІІ група основних засобів
Вантажний автомобіль
40000
10%
4000
36000

IV квартал 2006 р.
Вид основних засобів
Первісна вартість на початок IV кварталу 2006 р.
Норма амортизації (%)
Сума амортизаційних відрахувань
Залишкова вартість на початок I кварталу 2007 р.
ІІ група основних засобів
Вантажний автомобіль
36000
10%
3600
32400

Таблица

Нормы амортизации по группам ОФ в зависимости от периода понесения расходов
Группа ОФ
Период, когда были понесены расходы
до 01.01.2004 г.
после 01.01.2004 г.
б/у
новые
1
1,25%
1,25%
2%
2
6,25%
6,25%
10%
3
3,75%
3,75%
6%
4
15%
15%
15%

1 Таким документом является акт по утвержденной приказом Минстата Украины от 29.12.95 г. №352 форме №ОЗ-1 «Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств», который применяется для зачисления объектов в состав основных средств и ввода их в эксплуатацию.

Перечень расходов, на которые разрешено начислять амортизацию

приобретение ОФ и НА для собственного производственного использования, включая расходы на приобретение племенного скота и приобретение, закладку и выращивание многолетних насаждений до начала плодоношения;

самостоятельное изготовление ОФ для собственных производственных нужд, включая расходы на выплату заработной платы работникам, которые были заняты на изготовлении таких ОФ;

проведение всех видов ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшения ОФ;

капитальные улучшения земли, не связанные со строительством, а именно: ирригация, осушение, обогащение и другие подобные капитальные улучшения земли.

Пп. 8.1.2 Закона о прибыли

Нормативная база

Закон №1957 — Закон Украины от 07.01.2004 г. №1957-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

Декрет №13-92 — Декрет КМУ от 26.12.92 г. №13-92 «О подоходном налоге с граждан».

Приказ №352 — Приказ Минстата Украины от 29.12.95 г. №352 «Об утверждении типовых форм первичного учета».

Инструкция №12 — Инструкция «О налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью», утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. №12.

Группы основных фондов

ОФ подлежат распределению по следующим группам:

группа 1 — здания, сооружения, их структурные компоненты и передаточные устройства, в т. ч. жилые дома и их части (квартиры и места общего пользования), стоимость капитального улучшения земли;

группа 2 — автомобильный транспорт и узлы (запасные части) к нему; мебель; бытовые электронные, оптические, электромеханические приборы и инструменты, другое конторское (офисное) оборудование, устройства и принадлежности к ним;

группа 3 — любые другие ОФ, не включенные в группы 1, 2 и 4;

группа 4 — электронно-вычислительные машины, другие машины для автоматической обработки информации, связанные с ними средства считывания или печати информации, другие информационные системы, компьютерные программы, телефоны (в т. ч. сотовые), микрофоны и рации, стоимость которых превышает стоимость малоценных товаров.

Термин «компьютерная программа» понимается в значении, приведенном в законодательстве по вопросам охраны авторских и смежных прав.

Пп. 8.2.2 Закона о прибыли

Елена Водопьянова, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Обратите внимание Фрагмент статьи (только начало)
Жизнь :: Налоговый учет
Взимание НДС при импорте под контролем ! Импортерам Государственная таможенная служба утвердила Порядок, определяющий процедуру контроля за взиманием НДС при таможенном оформлении товаров, импортированных на таможенную территорию Украины субъектами....

В рубрике: 


НДС с минусом: дальнейшая судьба Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
Февраль 2015 года был тяжелым отчетным периодом для тех плательщиков НДС,
которые имели по состоянию на 01.02.2015 г. отрицательное значение по
данному налогу. Но даже после сдачи отчетности по НДС за февраль у многих
плательщиков налога остае...

Как использовать переплату по НДС Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
На 1 мая 2015 г. у предприятия не было налогооблагаемых операций по НДС в
течение последних 11 месяцев. При этом в карточке лицевого счета по НДС
числится переплата, возникшая за счет излишне уплаченных денежных
обязательств, оставшихся непога...

0.022538