ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...

Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 36 (7.9.2009)
Суть дела :: Бухгалтерский учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Маркетинговые услуги:оформление и учет

Кроме того, что понятие маркетинга просто модное, в некоторых случаях с его помощью предприятиям удается несколько повысить уровень продаж. К сожалению, налоговые органы весьма скептически относятся к отнесению расходов на маркетинговые исследования к валовым. Как преодолеть эту предвзятость?

Цели и задачи маркетинговых исследований

Коммерческий успех предприятия во многом зависит от того, насколько продаваемая им продукция (товары, работы, услуги) соответствует основным потребительским предпочтениям. А для принятия стратегических решений по долгосрочному и краткосрочному планированию, определения тактики поведения на рынке и достижения наивысших успехов необходима максимально полная и объективная информация как по рынку в целом, так и по восприятию потребителями продукции (товаров, работ, услуг) предприятия.

Рыночные или маркетинговые исследования представляют собой систематический поиск, сбор, обработку и анализ информации, необходимой для принятия стратегических и оперативных решений в процессе предпринимательской деятельности.

Провести маркетинговое исследование можно несколькими способами. Небольшие предприятия, не имеющие собственного отдела маркетинга, обычно обращаются к сторонним лицам — специализированным маркетинговым фирмам. Крупные разветвленные структуры, как правило, имеют штатных маркетологов.

Документальное оформление маркетинговых расходов

Маркетинговая информация важна для любого предприятия, целью которого является получение прибыли. ГНАУ же усматривает в подобных исследованиях один из способов уклонения от налогообложения и требует от своих служб усиленного контроля по данным расходам. Так, в ч. 4 пп. 2.1.1 Методических рекомендаций1 при отборе контрагентов для осуществления проверок по вопросам подтверждения полученных от налогоплательщика сведений относительно отношений с контрагентами и соблюдения налогового законодательства ГНАУ рекомендует прежде всего обращать внимание на налогоплательщиков, предоставляющих маркетинговые услуги. А в п. «в» письма №64482, рассматривая вопрос приобретения сомнительных, с точки зрения фактического предоставления и использования в хоздеятельности, услуг, ГНАУ считает, что документы, предоставляемые во время проверок, не всегда подтверждают факт оказания таких услуг и в отдельных случаях не позволяют идентифицировать лицо, непосредственно их оказывавшее.

1 Методические рекомендации по организации и проведению проверок подтверждения полученных от налогоплательщика (другого лица) сведений относительно отношений с контрагентами и соблюдения налогового законодательства, утвержденные приказом ГНАУ от 01.10.2008 р. №622.

2 Письмо ГНАУ от 02.04.2007 г. №6448/7/23-5017 «О разрушении механизмов минимизации, использующихся субъектами, декларирующими отрицательное значение объекта налогообложения (убыточными предприятиями)».

Поэтому определим документы, которые должно иметь предприятие, получающее маркетинговые услуги.

Если предприятие заказывает маркетинговые исследования сторонней организации, то, прежде всего, нужно убедиться, что эта организация имеет юридическое право и полномочия на оказание данных услуг. Доказательством может служить код вида экономической деятельности в справке из Единого государственного реестра предприятия по форме приказа №1641, в которой указаны основные виды деятельности предприятия-исполнителя по КВЭД.

В Классификаторе ДК 009:20052, объектом которого являются виды деятельности, термины «маркетинговые исследования» или «маркетинговые услуги» отсутствуют. Вместо них введены понятия «исследование конъюнктуры рынка» (код 74.13.0) и «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления« (код 74.14.0).

Другим Классификатором — ДК 016-973, объектом классификации которого являются продукция и услуги, созданные в результате всех видов экономической деятельности, — консультационные услуги по вопросам управления маркетингом отнесены к классу 74 «Услуги, предоставляемые в основном юридическими лицами», группе 74.14 «Консультационные услуги по вопросам управления коммерческой деятельностью», подгруппе 74.14.13. Данная категория услуг включает «анализ коммерческой стратегии, определение и тарификацию услуг для заказчиков, организацию сетей и методов реализации продукции и ее рекламирование и т.п., осуществление маркетинговых услуг в строительстве и производстве строительных материалов» и не включает рекламу и связи с общественностью.

1 Приказ Госкомстата от 12.06.2007 г. №164 «Об утверждении формы справки из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины».

2 Приказ Госкомстата от 26.12.2005 г. №375 «Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2005».

3 Приказ Госстандарта от 30.12.97 г. №822 «Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016-97».

По нашему мнению, под маркетинговые исследования подпадает также и весь перечень услуг под кодом 74.13 Классификатора ДК 016-97 «Услуги по исследованию рынка и изучению общественного мнения» и под кодом 74.14.

Договор на оказание маркетинговых услуг

Отношения, возникающие по договору на оказание маркетинговых услуг, регулируются нормами главы 63 «Услуги. Общие положения» ГК. Согласно абз. 2 ст. 901 ГК «положения этой главы могут применяться ко всем договорам о предоставлении услуг, если это не противоречит сути обязательства».

Согласно абз. 1 ст. 901 ГК, по договору на предоставление услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, потребляемую в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором. ГК не содержит каких-либо специальных требований к субъектному составу по данному договору.

Основные понятия

Маркетинг (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — управление созданием товаров и услуг и механизмами их реализации как единым комплексным процессом.

Википедия

Маркетинг — одна из систем управления предприятием, предполагающая тщательный учет процессов, происходящих на рынке, для принятия хозяйственных решений.

Цель маркетинга — создать условия для приспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка, разработать систему организационно-технических мероприятий по изучению рынка, интенсификации сбыта, повышению конкурентоспособности товаров с целью получения максимальных прибылей.

Основные функции маркетинга: изучение спроса, вопросов ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта, планирование товарного ассортимента, сбыта и торговых операций, деятельность, связанная с хранением, транспортировкой товаров, управлением торгово-коммерческим персоналом, организацией обслуживания потребителей.

Большая советская энциклопедия

В соответствии с общим правилом абзацем 1 ст. 902 ГК предусмотрена обязанность личного исполнения обязательства по предоставлению услуг. Хотя в случаях, предусмотренных договором, исполнитель может переложить его исполнение на других лиц, при этом «оставаясь ответственным в полном объеме перед заказчиком за нарушение договора». То есть исполнитель вправе привлекать к выполнению договора специалистов, не являющихся его работниками, но такая возможность должна быть обусловлена договором.

Также по общему правилу договор на предоставление услуг является возмездным (абз. 1 ст. 901 ГК), и согласно абз. 1 ст. 903 ГК заказчик обязан оплатить предоставленную ему услугу в размере, в сроки и в порядке, установленные договором.

Результатом маркетингового исследования является информация, предоставляемая заказчику для принятия им решения, для которого, собственно, и было заказано данное исследование. Поэтому в силу специфики данного договора достижение результата, который ожидает получить заказчик, исполнителем не гарантируется (абз. 2 ст. 903 ГК).

Фиксированная цена может быть определена в договоре уже на стадии его заключения. Однако зачастую бывает трудно сразу рассчитать полную стоимость маркетинговых исследований. Поэтому оплату, как правило, производят в два этапа: аванс и полная оплата услуг по их завершении. Окончательная стоимость рассчитывается на основании составляемого исполнителем документа о расценках на услуги, связанные с проведением маркетинговых исследований. В связи с этим стоимость договора может быть предполагаемой.

Согласно ГК договор на оказание услуг может быть и безвозмездным (если это предусмотрено договором). В этом случае, согласно абз. 1 ст. 904 ГК, заказчик по договору о безвозмездном предоставлении услуг обязан возместить исполнителю все фактические расходы, необходимые для исполнения договора.

Срок договора на предоставление услуг, согласно ст. 905 ГК, определяется по договоренности сторон, если иное не установлено законом или другими нормативно-правовыми актами. Время и место предоставления маркетинговых услуг, а также способ их доведения до сведения заказчика должны обусловливаться договором. При отсутствии такой договоренности применяются общие положения. И исполнение обязательства по предоставлению услуги осуществляется по местонахождению исполнителя (п. 5 ч. 1 ст. 532 ГК).

Дополнительные документы

Договор считается заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель. Поэтому при заключении договора на оказание маркетинговых услуг необходимо соблюсти два условия:

1) заказчику предоставить описание действий, которые необходимо выполнить исполнителю,

2) а исполнителю оформить результат выполнения договора.

То есть в договоре должна быть указана конкретная задача, так как от того, насколько четко она поставлена, часто зависит качество результата, а также, что немаловажно, аргументация для контролирующих органов о необходимости именно таких исследований.

Приложением к договору должно быть и техническое задание на проведение исследования, представляющее собой подробное описание того, что заказчик хочет получить.

По нашему мнению, техническое задание должно содержать следующие разделы:

1) цель исследования;

2) объект (субъект) исследования;

3) территория исследования;

4) методы сбора информации для анализа;

5) структура информации, предоставляемой по результатам исследования.

Результаты проведенного исследования оформляются отчетом о проведенном маркетинговом исследовании.

В качестве примера разъяснения пунктов, которые должен содержать отчет по маркетинговому исследованию, можно рассмотреть его образец, приведенный в ст. 33 МКМИ1.

Содержание отчета по проведенному исследованию

Основные данные:

  • для кого и кем проводилось исследование;
  • цель исследования;
  • фамилии субподрядчиков и консультантов, осуществляющих любую существенную часть исследования.

Предмет исследования:

  • описание предполагаемого и фактического охвата проблем;
  • размер, характер и география распространения предмета исследования, как запланированные, так и фактически полученные данные, и, где возможно, объем собранных данных, полученных только частично о предмете исследования;
  • детали метода изучения предмета исследования, а также использованные методы взвешивания (оценки);
  • где технически возможно, данные об уровне респонса (отношение количества ответов к количеству вопросов) и комментарии по поводу возможного искажения результатов из-за отсутствия ответов на заданные вопросы.

Сбор данных:

  • описание метода, посредством которого проводился сбор информации (т. е. личное интервью, письменные анкеты или телефонные интервью, групповое обсуждение, использование механических записывающих устройств, наблюдение или другие методы);
  • точное описание штата сотрудников, проводивших полевые исследования, методы контроля за качеством проведения полевых исследований;
  • методы привлечения информаторов и общая характеристика использованной мотивации, обеспечивающей сотрудничество информаторов с исследователями;
  • период времени, когда проводились полевые исследования;
  • в случае кабинетных исследований точное указание источников информации и их надежность.

Представление результатов:

  • важнейшие выводы, полученные в результате исследования;
  • база вычисленных процентов с четким указанием базы весового и невесового методов;
  • общие указания относительно статистических границ допустимых погрешностей в отношении основных итогов, а также статистически значимых различий между ключевыми параметрами;
  • использованные анкеты и другие важные материалы (или, в случае совместного исследования, в части, касающейся вышеупомянутого предмета исследования).

В комплект документов, предоставляемых исполнителем заказчику, включается и двусторонний акт приемки-сдачи услуг по маркетинговому исследованию. Форма этого акта никакими документами не регламентирована, однако для его отнесения к первичным необходимо выполнить требования, оговоренные ст. 9 Закона о бухучете2 и п. 2.4 Положения №883. На это указывает и ГНАУ в письмах от 08.04.2008 г. №3146/6/15-016 и от 29.07.2008 г. №15176/7/15-0217 (см. «ДК» №16-17/2008, №33-34/2008).

1 Международный кодекс маркетинговых исследований, принят Международной торговой палатой и Европейским обществом по изучению общественного мнения и маркетинга в 1976 году.

2 Закон Украины от 16.07.99 г. №996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

3 Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. №88.

Особое внимание необходимо обратить на такой обязательный реквизит первичного документа, как «содержание и объем хозяйственной операции». Отвечая Госкомпредпринимательству по поводу выявленных на предприятии нарушений в части отражения в налоговом учете информационно-консультационных услуг, ГНАУ в письме от 27.12.2004 г. №14170/5/14-3216 (см. «Дебет-Кредит» №29/2007) указывает на то, что «...в актах выполненных работ не указаны конкретный перечень предоставленных услуг, место и дата предоставления услуг, а также в чем выражен результат предоставленных услуг. Это является нарушением ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и п. 2.4 Приказа Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. №88 «Об утверждении Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете».

Обязательные реквизиты первичных документов:

  • название предприятия, учреждения, от имени которых составлен документ;
  • название документа (формы), код формы, дата и место составления;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в натуральном и стоимостном выражении);
  • должности, фамилии и подписи лиц, ответственных за разрешение и осуществление хозяйственной операции и составление первичного документа.

При применении средств вычислительной и другой оргтехники реквизиты могут быть зафиксированы в виде кода.

В зависимости от характера операции и технологии обработки данных в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты: идентификационный код предприятия, учреждения из Государственного реестра, номер документа, основание для осуществления операций, данные о документе, удостоверяющем личность получателя и т. п.

Согласно ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения №88

Исходя из требований абз. 2 ст. 207 ГК, сделка, по мнению Госкомпредпринимательства (письмо от 11.11.2005 г. №10006), в том числе акт приемки-передачи работ, должна скрепляться печатями ее сторон.

Договор на услуги — это не результат деятельности (работ), а именно действия, носящие, как правило, нематериальный характер. С юридической стороны разница именно в предмете договора. Но, по нашему мнению, данные письма необходимо принять к сведению, так как в них обусловливаются обязательные реквизиты первичного документа, к которым относится и акт выполненных работ (услуг).

Разница между работой и услугой

Услуга — результат экономической деятельности, которая не создает товар, но продается и покупается во время торговых операций.

Закон Украины от 01.12.2005 р. №3164-IV
«О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия»

Работа — определенные задачи и обязанности, которые выполнены, выполняются или должны быть выполнены одним лицом.

Классификатор ДК 009:2005

Кроме того, маркетинговые исследования (например, текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), можно оформить в виде одного из элементов маркетинговой политики как составной части приказа об учетной политике предприятия. Также будет нелишним наличие Положения о маркетинговой политике, являющегося уже распорядительным документом.

Если заказчик решит, что исследование выполнено некачественно, он имеет право не подписывать акт. В этом случае, как правило, составляется двусторонний акт с перечнем мер по доработке и сроков их выполнения.

Учитывая специфику и довольно высокую стоимость маркетинговых исследований, а также отрицательное отношение контролирующих органов к таким расходам, для подтверждения понесенных расходов предприятие-заказчик должно иметь комплект всех вышеназванных документов. В противном случае доказать обоснованность расходов на проведение маркетинговых исследований при документальной проверке налоговой службой будет довольно сложно.

Отражение маркетинговых расходов в учете

В зависимости от целей, преследуемых предприятием, состав маркетинговых расходов может быть разным.

Остановимся на общих моментах признания маркетинговых расходов как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Данные расходы признаются правомерными, если:

1) осуществленные расходы экономически оправданны;

2) проводимые исследования непосредственно связаны с деятельностью, направленной на получение прибыли;

3) произведенные расходы документально подтверждены.

О документальном подтверждении мы уже говорили выше. Что касается экономической обоснованности расходов, то ее подтверждение зависит от того, с какой целью предприятие проводит маркетинговые исследования.

Это может быть:

1) изучение рынка сбыта новой продукции, которую предприятие намерено выпускать;

2) изучение ценовых предложений на рынке перед покупкой объекта недвижимости (или иного имущества).

Если предприятие, имея свой маркетинговый отдел, заказывает маркетинговое исследование специализированной маркетинговой фирме, то необходимо обосновать причины, по которым проведение исследований поручено третьим лицам. Для обоснования можно привести следующие аргументы (их необходимо отразить в распорядительном документе):

1) наличие у специализированной фирмы опыта проведения исследований в данной отрасли, а также специалистов необходимой квалификации, особенно если применяются сложные методы проведения маркетинга и обработки полученных результатов;

2) наличие у специализированных фирм необходимого технического и программного обеспечения.

Связь с хоздеятельностью предприятия — производственная направленность произведенных маркетинговых исследований должна четко прослеживаться в его внутренней документации: приказах, положениях и т.п. об использовании результатов маркетинговых исследований в его производственной деятельности.

Порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на маркетинговые исследования зависит от поставленной цели, а именно:

1) предприятие стремится повысить спрос на свою продукцию (работы, услуги);

2) предприятие исследует рынок для выпуска новой продукции и последующей продажи продукции;

3) предприятие решило приобрести активы (запасы, имущество).

Изучение конъюнктуры рынка в бухучете подлежит включению в состав расходов на сбыт согласно п. 19 П(С)БУ 161. При заключении договора необходимо указать, что такие расходы носят текущий характер. В налоговом учете их можно отнести на валовые расходы на основании пп. 5.4.4 Закона о прибыли, являющегося специальной нормой (см. также «ДК» №16-17/2008, №33-34/2008. ГНАУ считает (письмо от 08.04.2008 г. №3146/6/15-016), что расходы на маркетинг отражаются в составе ВР только тогда, когда они соответствуют расходам на предпродажные и рекламные мероприятия, указанные в пп. 5.4.4 Закона о прибыли. Подпунктом 5.4.4, в частности, оговорены услуги:

1) по размещению продукции в местах продажи;

2) по очистке и фасовке;

3) по оперативному пополнению объемов товаров на стеллажах;

4) по размещению информации о товаре.

Как видим, данный перечень является далеко не полным.

Заметим, что ст. 3.8 Методрекомендаций №1452 содержит больший (хотя и не полный) перечень расходов на маркетинговые исследования.

Перечень расходов на маркетинговые исследования

1) на проведение маркетинговых исследований рынка, конкурентных преимуществ, перспектив развития товарного ассортимента;

2) на оформление витрин, выставок-продаж, комнат, где находятся образцы товаров (продукции), командировки работников предприятия на выставку-продажу и стоимость образцов товаров (продукции), переданных непосредственно покупателям или посредническим организациям в соответствии с контрактами и соглашениями безвозмездно и не подлежащих возврату;

3) на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных листов, открыток и т.п.);

4) на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов фирменных пакетов и упаковки;

5) на рекламу в средствах массовой информации (объявления в прессе, теле- и радиопередачах);

6) на приобретение, изготовление, копирование, дублирование рекламных кино-, видео- и диафильмов;

7) на оформление световой, щитовой, компьютерной, транспортной и другой внешней рекламы;

8) на содержание автоответчиков для покупателей;

9) на проведение других маркетинговых мероприятий, связанных со сбытом товаров.

Статья 3.8 Методрекомендаций №145

Напомним, что абз. 4 пп. 5.3.9 Закона о прибыли не допускает включения в ВР любых расходов, не подтвержденных соответствующими расчетными, платежными или другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета.

Что касается отражения уплаченных за маркетинговые услуги наличных средств в авансовом отчете, то позиция ГНАУ по данному вопросу остается неизменной на протяжении 10-ти лет (письма от 07.10.99 г. №5654/6/15-0216, от 08.04.2008 г. №3146/6/15-016, а также от 29.07.2008 г. №15176/7/15-0217). Ссылаясь на пп. 5.4.8 Закона о прибыли, ГНА считает, что «при этом подпунктом 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 Закона установлено, что не включается в состав расходов налогоплательщика наличность, израсходованная на цели, определенные подпунктом 5.4.4 п. 5.4 ст. 5 Закона». Это мнение ГНАУ. Наше же мнение следующее: пп. 5.4.8 Закона о прибыли устанавливает порядок отнесения к ВР исключительно расходов по командировке.

К маркетинговым расходам долгосрочного характера можно отнести, например, расходы на изучение потенциального рынка сбыта в случае, если предприятие планирует заняться новым видом деятельности, выпуском нового вида продукции или изучением потребностей покупателей в новом виде товара. В бухучете согласно Инструкции №2913 такие расходы будут учитываться на счете 39 «Расходы будущих периодов» и включаться в состав расходов на сбыт в том периоде, в котором будет производиться продажа новой продукции (товаров, работ, услуг). Такое списание осуществляется равномерно на протяжении срока, установленного приказом об учетной политике предприятия.

1 Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина от 31.12.99 г. №318.

2 Методические рекомендации по формированию состава расходов и порядка их планирования в торговой деятельности, утвержденные приказом Минэкономики от 22.05.2002 р. №145.

3 Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. №291.

В налоговом учете эти расходы можно сразу учесть в составе ВР предприятия по правилу первого события (пп. 11.2.1 Закона о прибыли). При этом следует соблюдать общее правило, обусловленное пп. 11.2.3 Закона о прибыли, согласно которому если услугу предоставляет неплательщик налога на прибыль, то датой увеличения ВР будет факт выполнения такой услуги, независимо от ее оплаты.

В данном случае необходимо помнить следующее. Если в результате проведенных маркетинговых исследований предприятие получило обоснованное заключение о том, что данный вид продукции (товара) на рынке производить (продавать) нецелесообразно, — это одно (правда, в этом случае необходимо доказать контролирующим органам обоснованность отнесения предприятием на ВР стоимости такого исследования. Если же исследование показало, что данный вид продукции (товара) целесообразно производить (продавать), а предприятие по какой-либо причине этого не осуществило, расходы на маркетинговые исследования, отнесенные на ВР, по нашему мнению, необходимо откорректировать.

Предназначение маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования необходимы исключительно для получения информации и проводятся для принятия решений:

  • о выходе на новые рынки;
  • о продвижении нового продукта;
  • об определении цены на продукцию;
  • о каналах и методах продвижения товаров;
  • о формировании политики сбыта и методах стимулирования клиентов.

Маркетинговые расходы, связанные с приобретением активов, в бухучете включаются в первоначальную стоимость таких активов как непосредственно связанные с приобретением этих активов (п. 9 П(С)БУ 91 — для товарно-материальных ценностей, п. 8 П(С)БУ 72 — для основных средств, п. 11 П(С)БУ 83 — для нематериальных активов). В налоговом учете согласно пп. 8.4.1 Закона о прибыли балансовая стоимость группы основных фондов увеличивается на сумму расходов, понесенных в связи с их приобретением. Поэтому маркетинговые расходы, направленные на изучение рынка для приобретения этих ОФ с целью налогообложения, необходимо включить в балансовую стоимость ОФ 2-й — 4-й групп или отдельного объекта ОФ группы 1.

Что делать с маркетинговыми расходами, если расходы понесены, а активы не приобретены? В бухучете такие расходы на основании п. 18 П(С)БУ 16 предприятию следует отнести к административным расходам. С налоговым учетом несколько сложнее — предприятию необходимо будет доказать, что данные расходы связаны с хоздеятельностью, что довольно проблематично.

1 Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. №246.

2 Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. №92.

3 Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденное приказом Минфина от 18.10.99 г. №242.

Относительно НДС никаких трудностей нет — по полученной от контрагента (плательщика НДС) должным образом оформленной налоговой накладной предприятие (плательщик НДС) включает его в состав своего налогового кредита. Разумеется, если докажет связь понесенных расходов со своей хоздеятельностью и планирует использовать в налогооблагаемых операциях.

Выводы

Прибегая к помощи специализированных организаций, предоставляющих маркетинговые услуги, необходимо быть готовым к возможным проблемам, связанным с отнесением расходов на маркетинговые исследования к составу валовых расходов и налогового кредита. Налоговая служба выдвигает свои аргументы, свидетельствующие о предвзятом отношении к налоговому учету таких расходов, усматривая:

1) умысел в уклонении от налогообложения, который заключается в завышении ВР и НК вследствие имитации предоставления-получения услуг, в т. ч. и из-за отсутствия в штате специализированной фирмы сотрудников с соответствующей квалификацией для предоставления маркетинговых услуг;

2) отсутствие документальных доказательств оказания маркетинговых услуг или признания недействительными актов выполненных работ;

3) отсутствие связи расходов на маркетинг с хоздеятельностью заказчика таких исследований.

Кроме того, маркетинговые исследования являются довольно дорогостоящими. Это всегда единичный продукт: конкретный рынок, конкретный товар, конкретные исследовательские задачи, конкретные методики и их комбинации.

Итак, напомним, какие требования выдвигают налоговые органы для включения маркетинговых расходов в валовые (письма ГНАУ от 08.04.2008 г. №3146/6/15-016 и от 29.07.2008 г. №15176/7/15-0217):

1) необходимо иметь документы, подтверждающие факт получения маркетинговых услуг, а также документы, подтверждающие связь понесенных расходов с хоздеятельностью налогоплательщика;

2) расходы на маркетинг должны отвечать расходам на предпродажные и рекламные мероприятия, оговоренные пп. 5.4.4 Закона о прибыли, и осуществляться только относительно товаров (работ, услуг), продаваемых (предоставляемых) таким плательщиком.

Правда, в своем более раннем письме ГНАУ (см. письмо от 17.03.2003 г. №1931/6/15-2116) считала, что «учитывая то, что расходы налогоплательщика на исследование конъюнктуры рынка сбыта и/или анализ динамики спроса на продукцию (далее — услуги) имеет непосредственное отношение к организации продажи товаров, то такие документально подтвержденные (имеющиеся договоры, акты, отчеты) расходы налогоплательщика ООО имеет право отнести к составу валовых расходов как расходы на приобретение товаров (работ, услуг) и отразить их в строке 04.1 декларации по налогу на прибыль предприятия».

Что можно рекомендовать предприятию

В договоре не использовать такие термины, как «маркетинговые услуги» и «маркетинговые исследования», а указывать конкретную услугу. Например, договор на оказание услуг по текущему исследованию конъюнктуры рынка зерновых культур (электрооборудования и т. п.).

Предмет такого договора должен быть максимально детализирован и сформулирован таким образом, чтобы используемые в тексте термины дословно соответствовали нормам налогового законодательства.

Операции по оказанию маркетинговых услуг должны быть подтверждены соответствующими документами, обязательность ведения которых предусмотрена налоговым законодательством.

Результатом исполнения договора должен являться отчет о проделанной работе по маркетинговому исследованию.

Кроме того, стороны должны подписать акт об исполнении обязательств, из которого виден состав и характер оказанных услуг.

При приобретении маркетинговых услуг у сторонних организаций следует обосновать это распорядительной документацией. И иметь в виду, что ГНАУ (письмо от 20.09.2006 г. №17475/7/16-1517, см. «ДК» №44/2006) предписывает своим структурам «при формировании значительных сумм налогового кредита за счет получения плательщиком каких-либо услуг необходимо проверить основания их получения (целесообразность)».

В заключение предупреждаем предприятия, что свое несогласие с позицией ГНАУ по вопросу отнесения маркетинговых услуг на ВР, скорее всего, можно будет доказать только в судебном порядке.

Марина ТАРАСОВА, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Переводной вексель: Правовые нюансы Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Бухгалтерский учет
Самой распространенной формой расчетов между хозсубъектами является оплата платежным поручением. Однако это всего лишь один из предложенных законодательством способов расчетов, применяя который в нынешних условиях субъекты могут попасть в ситуации, когда ...

В рубрике: 


Вопросы учета запасов Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
С начала 2015 г. сумма налога на прибыль определяется на основании данных
бухгалтерского учета. В связи с этим налоговики получили право проверять
правильность ведения бухучета, правильность и полноту определения доходов,
расходов и финансовог...

Продажа автомобиля физлицу Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
Обычная хозяйственная операция: юрлицо продает легковой автомобиль —
основное средство — физлицу. Но в связи с ней у бухгалтеров возникает
множество вопросов, особенно в свете постоянно меняющегося законодательства.
Ответы на многие из таких в...

0.019488