(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 03-04 (25.1.2010)
Жизнь :: Чувство долга

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Малый бизнес вздохнет с облегчением

Когда постановлением Кабмина от 21.05.2009 г. №502 был введен мораторий на проведение проверок хозсубъектов, отношение к нему предпринимателей, органов контроля и судебная практика были неоднозначными. Наконец был принят Закон Украины №1759-VI1, основная часть которого вступила в силу с 30.12.2009 г. Закон дополнил правовую систему важными нововведениями. Кратко рассмотрим их в данной статье.

Мораторий на проверки на уровне Закона

Данным Законом установлен мораторий на осуществление мероприятий госнадзора (контроля) в сфере хоздеятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами до 01.01.2011 г. Однако этот мораторий касается только субъектов малого предпринимательства.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства?

Субъектами малого предпринимательства (далее — СМП) являются:

1) все физлица-СПД;

2) юрлица любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднеучетная численность работающих за календарный год не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 70 млн грн.

Обращаем внимание, что приведенный перечень СМП четко определен ст. 1 Закона от 19.10.2000 г. №2063-III «О государственной поддержке малого предпринимательства». Позиция некоторых представителей контролирующих органов, что к СМП относятся только плательщики ЕН в соответствии с Указом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», ошибочна.

Мораторий и налоговые проверки

Мораторий не распространяется на плановые и внеплановые выездные проверки, проводимые органами ГНС в Украине. Однако Закон формулирует исключение из этого правила. Из пункта 2 его Заключительных положений вытекает, что мораторий распространяется на проведение внеплановых выездных проверок вышеуказанных СМП по следующим основаниям, предусмотренным в ч. 6 ст. 11-1 Закона о ГНС2:

1) если налогоплательщик подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами органа ГНС при проведении плановой или внеплановой выездной проверки, в которой требует полной или частичной отмены результатов соответствующей проверки (п. 4);

2) если вышестоящий орган ГНС в порядке контроля за достоверностью заключений нижестоящего органа ГНС осуществил проверку документов обязательной отчетности налогоплательщика или заключений акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом, и обнаружил их несоответствие требованиям законов, что привело к непоступлению в бюджеты сумм налогов и сборов (обязательных платежей).

1 Закон Украины от 15.12.2009 г. №1759-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса в Украине».

2 Закон Украины от 04.12.90 г. №509-ХІІ «О государственной налоговой службе в Украине».

Заметим, что, по нашему мнению, мораторий распространяется на другие виды проверок, проводимых органами ГНС, то есть на документальные невыездные проверки, право на проведение которых предусмотрено пунктом 1 ч. 1 ст. 11 Закона о ГНС.

Кого будут проверять?

Мораторий, установленный комментируемым Законом, не распространяется на:

1) проверки СМП, хозяйственная деятельность которых отнесена к высокой степени риска, критерии определения которого утверждены КМУ в соответствии с требованиями Закона о госнадзоре1;

2) плановые и внеплановые проверки СХД с высокой или средней степенью риска2, проводимые органами ПФУ;

3) внеплановые проверки, проводимые органами защиты прав потребителей по жалобам потребителей.

1 Закон от 05.04.2007 г. №877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

2 См. постановление КМУ от 03.09.2008 г. №775.

Мораторий, как вытекает из Закона, не распространяется на проверки предприятий (юрлиц), не относящихся к категории СМП.

Уставный капитал ООО

Отныне минимальный уставный капитал ООО будет составлять не 100, а одну минимальную зарплату, действующую на момент создания ООО.

Как и ранее, до момента регистрации ООО каждый из участников обязан внести в уставный капитал не менее 50% указанного в учредительных документах вклада.

Изменения относительно лицензирования

Значительные изменения внесены в Закон от 01.06.2000 г. №1775-III «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности». Во-первых, ряд видов хоздеятельности отныне не подлежит лицензированию .

Лицензированию не будут подлежать следующие виды деятельности:

  • оптовая торговля семенами;
  • профессиональная деятельность в сфере предоставления социальных услуг;
  • разработка проектов и проведение работ по консервации, реставрации, реабилитации, музеефикации, ремонту, приспособлению памятников;
  • разведение домашних животных (собак, кошек, экзотических и декоративных животных) в племенных питомниках, дрессировка собак и подготовка специалистов в этих сферах;
  • деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) предметами искусства, коллекционирования и антиквариата.

Во-вторых, вводится важное общее правило относительно бессрочности лицензий и увеличивается с 3-х до 5-ти лет их минимальный срок (в тех исключительных случаях, когда лицензии останутся срочными).

Кабмином уже внесены изменения в постановление от 29.11.2000 г. №1755 о бессрочности лицензий. При этом определенным сроком будут ограничены только лицензии на некоторые виды деятельности. Согласно Закону, только в этих случаях срок действия будет указываться в лицензиях.

Однако заметим, что согласно Заключительным положениям Закона срок действия лицензий, полученных СХД до вступления его в силу, не продлевается.

Аннулирование лицензий

Следующим изменением является исключение из оснований для аннулирования лицензии акта об установлении факта неподачи в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прилагавшихся к заявлению о выдаче лицензии. Однако согласно новой части ст. 8, вступающей в силу через 2 месяца со дня опубликования данного Закона (по нашему мнению — это 01.03.2010 г.), в лицензионных условиях должно устанавливаться требование к СХД относительно необходимости подачи уведомления органу лицензирования об изменении данных, указанных в документах, прилагавшихся к заявлению о выдаче лицензии, в определенный данным Законом срок. Известно, что согласно ч. 1 ст. 17 при возникновении таких изменений лицензиат обязан в течение 10-ти рабочих дней подать органу лицензирования соответствующее уведомление в письменной форме вместе с документами или их нотариально удостоверенными копиями, подтверждающими указанные изменения. Очевидно, неуведомление о таких изменениях отныне будет подпадать под нарушение лицензионных условий, которое по общему правилу тоже является основанием для аннулирования лицензии, но только при условии повторности нарушения лицензионных условий.

Если ранее решение об аннулировании лицензии вступало в силу через 10 дней со дня его принятия, то отныне этот срок составит 30 дней, кроме решений об аннулировании, принятых по заявлению лицензиата и в случае смерти лицензиата (физлица-предпринимателя), вступающих в силу со дня их принятия.

Изменения в разрешительной системе

Ряд принципиальных изменений внесен в Закон от 06.09.2005 г. №2806-IV «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». В частности, уточнено понятие разрешительного документа, установлен 10-дневный (10 рабочих дней) срок выдачи документов разрешительного характера, который действует, если иное не установлено законом.

Важным изменением является введение в разрешительной системе принципа молчаливого согласия. Согласно данному принципу СХД приобретает право на совершение определенных действий по осуществлению хоздеятельности или видов хоздеятельности без получения соответствующего документа разрешительного характера, при условии, что субъект хозяйствования (уполномоченное им лицо) подал в установленном порядке заявление и документы в полном объеме, но в установленный законом срок документ разрешительного характера или решение об отказе в его выдаче не были выданы или направлены. В этом случае подтверждением подачи заявления и документов администратору или разрешительному органу, согласно Закону, является копия описи принятых документов с отметкой о дате их приема.

Напомним однако, что действие Закона «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» не распространяется на отношения в сфере ее лицензирования, защиты экономической конкуренции, а также на разрешительную систему, касающуюся операций с оружием, боевыми припасами, взрывчатыми материалами и веществами, сильнодействующими ядовитыми веществами, разрешительную деятельность в сфере использования ядерной энергии (ст. 2).

Аренда государственного и коммунального имущества

Комментируемым Законом внесен ряд важных изменений в Закон от 10.04.92 г. №2269-ХІІ «Об аренде государственного и коммунального имущества».

Часть 6 ст. 9 данного Закона дополнена положением, которое, по сути, предусматривает запрет на заключение договора аренды имущества предприятия, его структурного подразделения с другими физическими и юридическими лицами, если имеется в наличии заявление действующего арендатора1 о намерении арендовать соответственно целостный имущественный комплекс предприятия, структурного подразделения.

1 Должным образом исполнявшего свои обязанности.

Срок договора аренды имущества государственной и коммунальной собственности отныне определяется по согласованию сторон, но (что является нововведением) не может быть меньше 5-ти лет, если арендатор не предлагает меньший срок.

Заключительными положениями комментируемого Закона вводится мораторий на увеличение размера арендной платы по договорам аренды государственного имущества, заключенным Фондом госимущества Украины, его региональными отделениями и представительствами с СМП до 01.01.2011 г.

Обратим внимание также на еще одну важную норму. Согласно Заключительным положениям комментируемого Закона срок действия договоров аренды государственного и коммунального имущества для СМП, заключенных до вступления в силу данного Закона (т. е. до 30.12.2009 г.), следует считать продленным до 5-ти лет со дня заключения, если арендатор не предлагает меньший срок.

Алексей КРАВЧУК, к. ю. н., аудитор



Следующая статья:  В начало статьи 



Обновленные стандарты бухучета Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Чувство долга
Действие некоторых положений (стандартов) бухгалтерского учета будет распространяться на бюджетную сферу. Такое решение принял Минфин своим Приказом от 30.11.2009 г. №1396. Давайте внимательнее рассмотрим принятые изменения....

В рубрике: 


Как миндоходов будет проверять ЕСВ Фрагмент статьи (только начало)
№ 48 (2.12.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
С октября этого года заработали изменения в части администратора ЕСВ: теперь этим взносом будет заниматься Миндоходов. В «ДК» №40/2013 мы уже анализировали основные изменения в данном вопросе, в частности то, что касается отчетности по ЕСВ и справок от ПФ...

Платежи в бюджет Фрагмент статьи (только начало)
№ 48 (2.12.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
Приказом №609 от 22.10.2013 г. Миндоходов утвердило новый порядок заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возвр...

0.01861