(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 05 (1.2.2010)
Суть дела :: Бухгалтерский учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Учетная политика: начинаем новый год

Учетная политика — это организация деятельности предприятия, которая применяется с самого начала осуществления его хозяйственных операций1. От составных элементов учетной политики предприятия зависит достоверное отражение хозопераций, а соответственно и информация в финансовой отчетности. Положение об учете хозопераций разрабатывается на длительный срок (минимум на год), поэтому относиться к его разработке нужно внимательно.

Требования к учетной политике

Заметим, что от правильной разработки приказа (распоряжения, положения) об учетной политике предприятия за-висит не только объектив-ное освещение информа-ции в финотчетности, но и анализ деятельности предприятия в целом, принятие решений в организации работы предприятия и т. п. Поэтому принимать участие в разработке такого документа, по нашему мнению, должны не только бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером, но и руководители и учредители.

В соответствии со ст. 1 Закона о бухгалтерском учете: «Учетная политика — совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и представления финансовой отчетности». Финансовая отчетность является бухгалтерской отчетностью, которая содержит информацию за отчетный период о:

1) финансовом положении;

2) результатах деятельности;

3) движении денежных средств предприятия.

В свою очередь, бухучет является процессом «выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений».

Одним из основных принципов бухучета и финотчетности является последовательность. А это означает постоянное (из года в год) применение предприятием избранной учетной политики.

Организация бухгалтерского учета на предприятии

Предприятие самостоятельно:

1) определяет свою учетную политику;

2) избирает форму бухучета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных данным Законом, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

3) разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозопераций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов;

4) утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;

5) может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия.

П. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете

Принципы и методы ведения бухгалтерского учета2 и составления финансовой отчетности, не противоречащие международным стандартам, утверждены национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета.

1 Подробнее об учетной политике вы можете прочитать в книге «Актуально об учетной политике», которую подписчики комплектов «Новой бухгалтерии» получили с «ДК» №6/2009.

2 Принцип бухгалтерского учета — правило, которым следует руководствоваться при измерении, оценке и регистрации хозяйственных операций и при отражении их результатов в финансовой отчетности (п. 3 П(С)БУ 1).

Хотя разработка приказа об учетной политике — это творчество, как и ведение самого бухучета, однако перед составлением Положения об учетной политике нужно учесть ряд факторов, которые могут повлиять на выбор методов. В частности:

1) форма собственности и организационно-правовая форма предприятия (государственное, частное, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т. д.);

2) вид деятельности (торговля, промышленность, строительство и т. д.);

3) организационная структура управления и наличие структурных подразделений;

4) количество хозяйственных операций, объемы деятельности, объем продажи, численность персонала, наличие обособленных подразделений, дочерних предприятий и т. п.;

5) особенности налогообложения вида деятельности;

6) текущая и долгосрочная цель предпринимательства (привлечение кредитных ресурсов, осуществление инвестиционных программ и т. п.);

7) степень материально-технического оснащения (компьютерная техника, программное обеспечение);

8) уровень квалификации кадров;

9) технологические особенности производства (промышленные предприятия), особенности организации снабжения и сбыта;

10) системы и формы расчетов с покупателями и поставщиками;

11) взаимоотношения с финансовыми структурами;

12) система отчетности перед владельцами, а также другими пользователями финансовой информации;

13) состояние законодательства, перспективы его изменения.

Посредством схемы, приведенной в Приказе Государственного комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 02.02.2004 г. №20 «Пособие по бухгалтерскому учету для предприятий коммунальной отрасли», можно исследовать пользователей учетной информации предприятия (приводится схема взаимоотношений сторон — пользователей информации) (см. схему).

Схема

Учетная политика предприятия и экономические интересы пользователей информации

Вывод 1: учетная политика — совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и представления финотчетности (см. П(С)БУ 1). Конкретные, индивидуальные правила и принципы учета предприятия утверждаются приказом об учетной политике. В процессе разработки этого документа рекомендуем учитывать требования международных стандартов бухотчетности.

Организация учетной политики на предприятии

Официально типовая форма приказа (положения) об учетной политике не утверждена. Предприятие самостоятельно устанавливает «нормы» учетной политики (которые, бесспорно, должны базироваться на нормах П(С)БУ), учитывая специфику своего бизнеса. В письме от 21.12.2005 г. №31-34000-10-5/27793 (см. «ДК» №3/2006) Минфин указывает: «Одновариантные методы оценки, учета и процедур в такой распорядительный документ включать нецелесообразно, как императивные для применения предприятием нормы». Также Минфин в данном письме привел перечень сведений, которые должны отражаться в приказе об учетной политике. Распорядительный документ об учетной политике предприятия должен определить применение:

1) методов оценки выбытия запасов;

2) периодичности определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов;

3) порядка учета (идентифицированно или в целом) и распределения транспортно-заготовительных расходов;

4) отдельного субсчета учета транспортно-заготовительных расходов;

5) методов амортизации необоротных активов;

6) стоимостных признаков предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов;

7) класса 8 и/или 9 Плана счетов бухгалтерского учета;

8) периодичности (периода) зачисления сумм дооценки необоротных активов в нераспределенную прибыль;

9) метода исчисления резерва сомнительных долгов;

10) перечня создаваемых обеспечений будущих расходов и платежей;

11) порядка оценки степени завершенности операций по предоставлению услуг;

12) сегментов, приоритетного вида сегмента, принципов ценообразования во внутрихозяйственных расчетах;

13) перечня и состава переменных и постоянных общепроизводственных расходов, базы их распределения;

14) перечня и состава статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг);

15) порядка определения степени завершенности работ по строительному контракту;

16) даты определения приобретенных в результате систематических операций финансовых активов;

17) базы распределения расходов по операциям с инструментами собственного капитала;

18) порога существенности относительно отдельных объектов учета;

19) переоценки необоротных активов;

20) периодичности отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств;

21) отдельного баланса филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия.

Вопросы организации бухучета на предприятии относятся к компетенции его владельца (владельцев) или должностного лица в соответствии с учредительными документами. Разработка учетной политики, как правило, возлагается на главного бухгалтера. Но лучше, если в работе будет принимать участие созданная предприятием комиссия, в состав которой включаются главный экономист, главный бухгалтер, технолог, внутренний аудитор и т. п. Это даст возможность сделать правильный (объективный) выбор тех или иных методов учета.

Часто возникает вопрос: нужно ли ежегодно издавать приказ об учетной политике? Законодательство такого требования не выдвигает. Но удобнее издавать приказ об учетной политике ежегодно — это будет свидетельствовать о неизменности установленной учетной политики.

Хотя не будет ошибкой, если на предприятии будет разработан бессрочный приказ, в который будут вноситься дополнения.

В п. 9 П(С)БУ 6 установлены события, при которых учетная политика может изменяться, если:

1) изменяются уставные требования;

2) изменяются требования органа, утверждающего П(С)БУ (в течение 2009 г. были внесены изменения в действующие нормы П(С)БУ1. Если внесенные изменения повлияли на ранее определенные методы в учетной политике, то необходимо внести изменения, сославшись на соответствующий приказ);

3) изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финотчетности предприятия (например, предприятие в прошлом использовало упрощенную систему бухучета — 8-й класс счетов, со следующего года планируется применять 9-й класс).

1 Приказ Минфина от 25.09.2009 г. №1125. Изменения касались 16-ти стандартов бухучета, но они скорее технические (см. «ДК» №46/2009).

Не считается изменением учетной политики, согласно п. 10 П(С)БУ 6, установление учетной политики для событий или операций, которые:

1) отличаются по содержанию от предыдущих событий или операций;

2) не происходили ранее.

Вывод 2: официально типовая форма приказа об учетной политике не утверждена, поэтому предприятие самостоятельно устанавливает методы и процедуры, которые оно будет использовать, учитывая специфику своего бизнеса.

Документальное оформление

Вполне закономерно, если перед разработкой распорядительного документа об учетной политике возникает вопрос: что конкретно предприятие должно отражать в приказе об учетной политике?

Четко установленных требований законодательство не выдвигает. Но сразу заметим: в распорядительном документе не нужно приводить цитаты и нормы законодательства. Приказ об учетной политике должен содержать четкие (неизменные) принципы деятельности предприятия, методы и порядок, которые служат основой для составления финотчетности.

1. За организацию бухучета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозопераций отвечает владелец (владельцы) или должностное лицо, осуществляющее руководство предприятием. Это обязательно нужно указать в распорядительном документе.

2. Желательно в документе указать названия должностей, а не ФИО лиц, которые их занимают (это связано с тем, что в течение определенного времени работник может уволиться или перейти на другую должность).

3. Не нужно перечислять обязанности главного бухгалтера (при условии, что на предприятии утверждена должностная инструкция для главбуха).

4. Не нужно отражать принципы, не использующиеся предприятием для составления финотчетности. Например, кадровую политику, защиту коммерческой тайны, нормы налогового законодательства.

5. Если методы оценки, механизмы расчетов четко прописаны в П(С)БУ, право выбора предприятие не имеет, то отражать их в учетной политике не нужно. Например, в п. 9 П(С)БУ 9 сказано: «Первоначальной стоимостью запасов, приобретенных за плату, является себестоимость запасов, состоящая из следующих фактических расходов:

  • суммы, уплачиваемые согласно договору поставщику (продавцу), за вычетом косвенных налогов;
  • суммы ввозной пошлины;
  • суммы косвенных налогов в связи с приобретением запасов, которые не возмещаются предприятию;
  • транспортно-заготовительные расходы». Это четкая норма положения бухучета, являющаяся неизменной.

6. Но предприятие по своему выбору самостоятельно избирает один из методов оценки выбытия запасов, указанных в п. 16 П(С)БУ 9. Именно избранный метод оценки выбытия запасов предприятие должно отразить в приказе об учетной политике.

7. Иная ситуация: например, Минфин в своем письме от 13.02.2007 г. №31-34000-30-25/2774 (см. «ДК» №11/2007) указывает, что если деньги под отчет выдаются физлицу — неработнику предприятия, это нужно предусмотреть в приказе об учетной политике предприятия.

Вывод 3: некоторые составляющие учетной политики самостоятельно устанавливаются предприятием, о чем нужно указать в приказе об учетной политике. Но существует ряд составляющих, четко установленных соответствующими П(С)БУ.

Ответственность за невыполнение приказа об учетной политике

С содержанием приказа об учетной политике нужно ознакомить всех работников предприятия, которые обязаны исполнять его положения. При их неисполнении возможно применение ответственности, устанавливаемой внутренними правилами предприятия. Кроме того, недостоверное отражение событий влияет на показатели в финотчетности предприятия, а это означает внесение в нее недостоверных данных. За такое нарушение статьей 164-2 КоАП предусмотрена ответственность — наложение штрафа от 8 до 15 н. м. д. г. (от 136,00 до 255,00 грн).

Образец

Приказ об учетной политике предприятия

Елена ВОДОПЬЯНОВА, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Что нового Фрагмент статьи (только начало)
Жизнь :: Бухгалтерский учет
Отменена ф. №п-2 «Особова картка працівника»
Исчисление средней зарплаты для выплаты пособия по ВПТ с изменениями
Расходы на выплату/доставку льготных пенсий не входят в производственную себестоимость...

В рубрике: 


Вопросы учета запасов Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
С начала 2015 г. сумма налога на прибыль определяется на основании данных
бухгалтерского учета. В связи с этим налоговики получили право проверять
правильность ведения бухучета, правильность и полноту определения доходов,
расходов и финансовог...

Продажа автомобиля физлицу Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
Обычная хозяйственная операция: юрлицо продает легковой автомобиль —
основное средство — физлицу. Но в связи с ней у бухгалтеров возникает
множество вопросов, особенно в свете постоянно меняющегося законодательства.
Ответы на многие из таких в...

0.012982