(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 06 (8.2.2010)
Жизнь :: Чувство долга

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Кто из должностных лиц станет коррупционером?

С 1 апреля вступают в силу законы №1506, №1507 и №1508, принятые государством в целях усиления борьбы с коррупцией. Многие руководители, бухгалтеры предприятий уже знакомы с новыми требованиями, устанавливаемыми новым законодательством для должностных лиц. Существенным изменениям и нововведениям подверглось нормативное регулирование ответственности в этой сфере. Рассмотрим изменения подробнее.

Расширено понятие коррупции

Первый из антикоррупционного пакета — Закон №1506 — принят на замену Закона Украины «О борьбе с коррупцией». Однако его сфера действия оказалась значительно шире. Согласно преамбуле, «настоящий Закон определяет основные принципы предупреждения и противодействия коррупции в публичной и частной сферах общественных отношений, возмещения нанесенного в результате совершения коррупционных правонарушений вреда, восстановления нарушенных прав, свобод или интересов физических лиц, прав или интересов юридических лиц, интересов государства». Государство, как видим, решило расширить сферу правового регулирования, распространив действие антикоррупционного законодательства и на частную сферу. Поэтому фундаментально изменилось понятие коррупции (см. таблицу 1).

Новые запреты и ограничения

Исходя из нового (расширенного) понятия коррупции, законодательством устанавливаются определенные запреты и ограничения, которые будут распространены не только на должностных лиц, уполномоченных на исполнение функций государства, но и, в частности, на должностных лиц других предприятий, организаций, учреждений. Новый перечень субъектов ответственности за коррупцию приведен в ст. 2 Закона №1506.

Для разных категорий лиц из этого перечня Закон №1506 устанавливает разные ограничения и запреты. Рассмотрим некоторые (основные) новые ограничения и запреты, которые могут интересовать наших читателей.

Например, для физлиц-предпринимателей, госслужащих, аудиторов, нотариусов, оценщиков, а также всех должностных лиц всех юридических лиц законодательством почти в равной мере установлены такие запреты.

Таблица 1

Изменение в законодательном определении понятия «коррупция»

Закон Украины
«О борьбе с коррупцией»
(утрачивает силу с 01.04.2010 г.)
Закон №1506-VI
Коррупция - деятельность лиц, уполномоченных на исполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ. Коррупция - использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей в целях получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание/предложение либо предоставление неправомерной выгоды такому лицу или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.

Самые важные запреты, установленные Законом №1506 для всех должностных лиц всех юрлиц, а также аудиторов, нотариусов, экспертов, оценщиков, госслужащих, физлиц-предпринимателей, других субъектов

  • Использовать служебное положение в целях получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц.
  • Отказывать физическим или юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено законом, предоставлять недостоверную или не в полном объеме информацию.
  • Заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту, которые осуществляются во внерабочее время) непосредственно или через других лиц, если иное не предусмотрено законом.*
  • Входить, в т. ч. через других лиц, в состав органа управления или наблюдательного совета предприятия или организации, преследующей цель получения прибыли (кроме случаев, когда лица осуществляют функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству, и представляют интересы государства в совете общества (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозяйственного общества), если иное не предусмотрено законом.*

    * На аудиторов, нотариусов, экспертов, оценщиков, некоторых других субъектов эти ограничения не распространяются, если они не являются физлицами-предпринимателями (ч. 1 ст. 4 Закона №1506).

На кого распространяется запрет

Для выяснения круга субъектов, на которых распространяется запрет, важное значение имеет термин «лица, постоянно или временно занимающие должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на исполнение таких обязанностей в юридических лицах». Соответствующее определение, и ранее применявшееся на практике в уголовном праве, отныне используется, в частности, в новом понятии служебного лица, внесенном в ст. 18 УК Законом №1508, также вступающим в силу с 1 апреля.

Понятия «организационно-распорядительные обязанности» и «административно-хозяйственные обязанности», а также примерный круг исполняющих их лиц были разъяснены в постановлении Пленума Верховного суда Украины от 26.04.2002 г. №5 «О судебной практике по делам о взяточничестве».

Виды служебных обязанностей

Организационно-распорядительные обязанности — это обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности. Такие функции исполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и пр.).

Административно-хозяйственные обязанности — это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за этими операциями и пр.). Такие полномочия в том или ином объеме есть у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и пр.

Пункт 1 постановления Пленума ВСУ от 26.04.2002 г. №5
«О судебной практике по делам о взяточничестве»

С учетом соответствующих разъяснений, служебными (должностными) лицами на предприятии являются не только руководитель и главный бухгалтер предприятия, но и, в частности, их заместители, руководители структурных подразделений и некоторые другие лица.

Ограничения на совместительство

Что означает запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью? Это, в частности, означает, что служебным (должностным) лицам юридических лиц, а также физлицам-предпринимателям вообще запрещается работать по совместительству (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту, осуществляемых во внерабочее время). Соответственно все должностные (служебные) лица не могут заниматься также предпринимательской деятельностью.

То есть если должностное лицо является СПД или работает по совместительству, занимаясь другой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту, то оно нарушает соответствующий запрет.

И наоборот, физлица-СПД не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме указанных научной, преподавательской и творческой. Значит, СПД-физлица не могут и работать как наемные работники (ведь работа является оплачиваемой деятельностью).

Какова ответственность за нарушение требований о несовмещении?

Закон №1506 устанавливает, что коррупционным правонарушением является умышленное деяние, содержащее признаки коррупции, совершенное соответствующим субъектом, за которое законом установлена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. Закон №1508 установил административную ответственность за нарушение запретов, указанных в п. 2, 3 (новые статьи 212-24, 212-25, включенные в КоАП). Однако согласно примечаниям к новой ст. 212-24 КоАП, субъектами этих правонарушений являются лишь лица, уполномоченные на выполнение функций государства или органов местного самоуправления, за исключением народных заседателей и присяжных.

Перечень субъектов ответственности за коррупционные правонарушения

  • Лица, уполномоченные на исполнение функций государства или органов местного самоуправления.
  • Лица, приравнивающиеся к лицам, уполномоченным на исполнение функций государства или органов местного самоуправления (в частности лица, предоставляющие публичные услуги, — аудиторы, нотариусы, эксперты, оценщики, арбитражные управляющие, независимые посредники или члены трудового арбитража при рассмотрении коллективных трудовых споров, третейские судьи).
  • Лица, постоянно или временно занимающие должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на исполнение таких обязанностей в юридических лицах, а также физические лица — предприниматели.
  • Должностные лица юридических лиц, физические лица — в случае получения от них лицами, указанными в пунктах 1 — 2 части первой этой статьи, или при участии этих лиц другими лицами неправомерной выгоды.
  • Юридические лица — в определенных законом случаях.

За непредоставление (недостоверность или неполноту) информации, предоставление которой предусмотрено законами Украины «Об информации» или «Об обращениях граждан», новой статьей 212-26 КоАП определен штраф от 25 до 50 н. м. д. г. (425 — 850 грн); а за те же деяния, совершенные по отношению к запросам правоохранительных органов, Счетной палаты, — от 50 до 100 н. м. д. г. (850 — 1700 грн). Ответственными за это правонарушение, кроме лиц, уполномоченных на исполнение функций государства или органов местного самоуправления, являются также приравниваемые к ним лица.

Для других должностных лиц юрлиц административная ответственность за нарушение требований относительно несовмещения и непредоставления информации законом пока не предусмотрена.

За что же будут отвечать должностные лица юрлиц?

Для таких других должностных лиц (наравне с лицами, уполномоченными на исполнение функций государства или органов местного самоуправления и приравненными к ним) новые статьи 212-21, 212-22, 212-23 КПАП предусматривают административную ответственность в виде штрафа за:

1) получение неправомерной выгоды для себя или другого лица в размере, не превышающем 5 н. м. д. г. (85 грн); содействие лицом с использованием должностного положения физическим или юридическим лицам в осуществлении ими хозяйственной деятельности, получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов, льгот, заключении контрактов (в т. ч. на закупку товаров, работ и услуг за государственные средства) с целью получения за это неправомерной выгоды в пределах указанного размера — в сумме от 50 до 100 н. м. д. г. (850 — 1700 грн) с конфискацией незаконно полученной неправомерной выгоды материального характера;

2) предложение или предоставление лицу неправомерной выгоды (непосредственно для него или другого лица) в таком размере (подкуп) — также в сумме от 50 до 100 н. м. д. г. (850 — 1700 грн).

Уголовная ответственность

Закон №1508 вносит серьезные изменения в нормы УК, предусматривающие ответственность за служебные преступления, по сути разграничив понятия служебных преступлений в публичной и частной сферах. Раньше уголовная ответственность за злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, получение или дачу взятки наступала по одинаковым основаниям для соответствующих преступлений, совершенных в публичной (государственной) и частной сферах. С 1 апреля ответственными за эти преступления могут быть лица, специально определенные в новых примечаниях к ст. 364 УК (представители власти, должностные лица государственных и коммунальных унитарных предприятий, организаций, учреждений). Для таких лиц специально создана новая ст. 368-1 УК, предусматривающая ответственность за незаконное обогащение.

Новый состав служебных преступлений

Для аналогичных правонарушений в частноправовой сфере, согласно Закону №1508, в УК предусмотрен отдельный раздел VII-А, устанавливающий ответственность за преступления в сфере служебной деятельности в юридических лицах частного права и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг. Этот раздел определяет ответственность за злоупотребление полномочиями1; злоупотребление полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги; превышение полномочий; коммерческий подкуп; подкуп лица, предоставляющего публичные услуги, установленную статьями 235-1 — 235-5 УК Украины.

Обратим внимание, что указанные должностные лица в юридических лицах частного права не отвечают за получение взятки и незаконное обогащение.

Закон №1508 дополнил УПК новой статьей 27-1, согласно которой, в случае когда злоупотреблением полномочиями; злоупотреблением полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги; превышением полномочий причинен вред исключительно интересам юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы, уголовное дело возбуждается по заявлению владельца (совладельца) этого юридического лица или по его согласию2.

Уголовная ответственность за предложение или дачу взятки

Законом №1508 изложена в новой редакции ст. 369 УК, получившая название «Предложение или дача взятки». Таким образом, появляется новый состав преступления — предложение взятки (наказывается штрафом от 30 до 100 н. м. д. г. (510 — 1700 грн) или ограничением свободы сроком до двух лет). Ответственность за дачу взятки теперь дифференцирована не только по признаку повторности, но и по признаку ответственного или особо ответственного положения лица, которому дается взятка, и при наличии предварительного сговора группы лиц или организованной группы.

Ответственность в этом случае значительно усиливается. Если ранее максимальная ответственность за дачу взятки (без повторности) предусматривалась в виде ограничения свободы на срок от 2 до 5 лет, то теперь дача взятки, например, лицу, занимающему особо ответственное положение3, будут наказываться лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой. Не ставя под сомнение право государства на дифференциацию ответственности за преступления, приведем лишь пример, что ответственность за умышленное убийство (без отягчающих обстоятельств) в ст. 115 УК — лишение свободы от 7 до 15 лет.

1 Умышленное, в целях получения неправомерной выгоды для себя или других лиц, использование служебным лицом юрлица частного права, независимо от организационно-правовой формы, своих полномочий вопреки интересам этого юрлица), если это нанесло существенный вред охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, юрлиц, интересам общества или государства.

2 В других случаях виновное лицо привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях.

3 От Президента и до первых заместителей председателей областных, Киевской и Севастопольской ГГА.

Новая ответственность юрлиц за коррупцию

Весьма любопытен Закон №1507, также вступающий в силу с 1 апреля. Согласно ему, юридическое лицо (кроме юридических лиц публичного права1, полностью содержащихся за счет государственного или местных бюджетов, а также международных организаций) несет ответственность за совершение от его имени и в его пользу руководителем такого юридического лица, его учредителем, участником2 или другим уполномоченным лицом самостоятельно или в соучастии любого из преступлений, предусмотренных ст. 209, ч. 1 или 2 статей 235-4, 235-5, ст. 364, 365, 368, 369 и 376 УК.

Преступления, субъектами которых могут быть юрлица

  • Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
  • Предложение, предоставление или передача служебному лицу юридического лица частного права, аудитору, нотариусу, эксперту, оценщику, третейскому судье или другому лицу, осуществляющему профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг, а также независимому посреднику или члену трудового арбитража при рассмотрении коллективных трудовых споров неправомерной выгоды.
  • Злоупотребление властью или служебным положением.
  • Превышение власти или служебных полномочий.
  • Получение, предложение или дача взятки.
  • Вмешательство в деятельность судебных органов.

Виды взысканий

За коррупционные правонарушения на юридических лиц судом могут быть наложены следующие виды взысканий:

1) штраф от 1000 до 15000 н. м. д. г. (17000 — 255000 грн) в зависимости от степени тяжести преступления, совершенного соответствующим лицом);

2) запрет заниматься определенным видом деятельности на срок от трех месяцев до трех лет;

3) конфискация имущества (принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства имущества, доходов, полученных юридическим лицом в результате совершения преступлений соответствующими лицами);

4) ликвидация юридического лица (в случае совершения соответствующими лицами тяжкого или особо тяжкого преступления — т. е. преступлений, за которые УК предусмотрено наказание свыше 5 лет лишения свободы).

1 Юрлицами публичного права, в соответствии со ст. 81, 167, 169 ГК, в частности, являются госпредприятия, коммунальные предприятия, учебные заведения, другие юрлица, создаваемые распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти АРК или органа местного самоуправления.

2 Применить в данном случае норму ст. 96 ГК, согласно которой юридическое лицо не отвечает по обязательствам его участника (учредителя), кроме случаев, установленных учре-дительными документами и законом, не удастся, поскольку речь идет не об обязательственном праве, а о совершении таким лицом деяний, преследуемых в уголовном порядке.

Нарушение и рассмотрение дел

Дела в отношении юридических лиц будут рассматриваться местными общими судами по месту рассмотрения соответствующего уголовного дела. Однако основанием для возбуждения дела будет наличие обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу, которым установлена вина соответствующего физического лица в совершении одного из вышеупомянутых преступлений.

Кроме того, основанием для возбуждения дела в отношении юридического лица является наличие определения или постановления компетентного органа о закрытии или отказах в возбуждении уголовного дела по следующим основаниям:

1) в результате акта амнистии, если он отменяет применение наказания за совершенное деяние, а также в связи с помилованием отдельных лиц;

2) в отношении умершего;

3) если в результате изменения обстоятельств совершенное лицом деяние утратило общественную опасность или это лицо перестало быть общественно опасным;

4) в связи с деятельным раскаянием;

5) в связи с передачей лица на поруки коллектива предприятия, учреждения или организации.

Поэтому в случае возбуждения в отношении должностного лица предприятия уголовного дела по упомянутым статьям УК и закрытия его по названным обстоятельствам или отказа в его возбуждении по таким причинам — следует учитывать возможные последствия применения ответственности к такому предприятию.

Ничтожность сделок

Достойна внимания часть 2 статьи 21 Закона №1506, предусматривающая, что сделка (т. е. соглашение), заключенная в результате коррупционного правонарушения, является ничтожной. Напомним, что ничтожность сделки — это ее недействительность в соответствии с законом, при которой отдельного признания такой сделки недействительной в судебном порядке не требуется. Поэтому закон не установил, что заключение сделки в результате коррупционного правонарушения должно быть установлено в судебном порядке (например, при признании лица, заключившего такую сдел-ку, виновным в совершении соответствующего правонарушения).

А поэтому, пока в законодательстве нет механизма реализации соответствующего положения, существует вероятность, что в ходе проверок претензий по поводу ничтожности сделки станет больше (ведь мы знаем, что в различных методрекомендациях ГНАУ и раньше пыталась усмотреть ничтожность даже в случаях, не предусмотренных законом).

Результаты проведенного нами анализа показали, что нарушение руководителем предприятия (юридического лица частного права), заключившего от его имени соглашение, рассмотренных выше требований о несовмещении — не является коррупционным правонарушением, так как за это пока ответственность не предусмотрена. Поэтому такое нарушение Закона №1506, по нашему мнению, на действительность сделок не влияет.

Верховный суд уже вмешался

Как известно, согласно постановлению Пленума ВСУ от 27.11.2009 г. №12 Верховный суд решил обратиться в Конституционный Суд Украины с конституционным представлением по поводу соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений законов №1506, №1507, №1508 (текст конституционного представления не обнародован).

На наш взгляд, ограничение права должностных лиц юридических лиц частного права на предпринимательскую деятельность и работу по совместительству противоречит статье 22 Конституции Украины, предусматривающей, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Конечно, при этом усматривается и сужение объема права на труд и права на предпринимательскую деятельность, гарантированных статьями 42, 43 Основного Закона.

Вместо выводов

Таким образом, с принятием «антикоррупционных» законов хозяйственное, административное, гражданское и уголовное законодательство пополнились серьезными новеллами, в т. ч. рядом «мертвых» запретительных норм, за неисполнение которых не предусмотрена ответственность1. Однако налицо отрицательные последствия. Вероятно, некоторые физические лица, зарегистрированные субъектами предпринимательской деятельности, впоследствии прекратят такую деятельность, часть работников-совместителей (скорее всего, и некоторые главные бухгалтеры) прекратят официально работать по совместительству — а значит, государство недополучит в связи с этим определенные налоги и сборы.

1 Речь идет о нарушении требований о несовмещении должностных лиц юридических лиц частного права и предпринимателей.

Возможны и другие отрицательные моменты. Так, согласно ст. 3 Закона №1506, специально уполномоченными субъектами в сфере противодействия коррупции являются специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью МВД, налоговой милиции, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины, Военной службы правопорядка в Вооруженных силах Украины, если иное не предусмотрено законом. Не исключено, что указанные органы со временем будут уделять определенное внимание соответствующим вопросам, ведь оснований для возможных законных претензий к субъектам хозяйствования (или их должностным лицам) и их хозяйственной деятельности в скором времени станет больше.

Следует отметить, что антикоррупционный пакет (законы №1506, №1507, №1508) должен был вступить в силу с 1 января 2010 г. Однако 23 декабря 2009 г. Верховная Рада приняла Закон №1787 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по предупреждению и противодействию коррупции», которым перенесла срок его вступления в силу на три месяца: с 1 января на 1 апреля. Надеемся, до окончания этого срока в рассмотренные нами нормы будут внесены изменения, которые приблизят новое правовое регулирование в этой сфере к реалиям жизни (ведь пока очевидно, что ждать отмены законов не приходится).

Нормативная база

  • Закон №1506 — Закон Украины от 11.06.2009 г. №1506-VI «О принципах предупреждения и противодействия коррупции».
  • Закон №1507 — Закон Украины от 11.06.2009 г. №1507-VI «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений».
  • Закон №1508 — Закон Украины от 11.06.2009 г. №1508-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения».

Алексей КРАВЧУК, к. ю. н., аудитор



Следующая статья:  В начало статьи 



Платежки, доверенности и накладной формы №М-20 достаточно для заключения сделки Фрагмент статьи (только начало)
Судебная практика :: Чувство долга
Постановление ВХСУ от 16.07.2009 г. по делу №21/380
Позиция ООО 1. ООО 1 приобрело прицеп у ООО 2. Поскольку они не составили письменный договор, прицеп не принадлежит ООО 2 на праве собственности, сделка не была зарегистрирована, сделка на продажу...

В рубрике: 


Как миндоходов будет проверять ЕСВ Фрагмент статьи (только начало)
№ 48 (2.12.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
С октября этого года заработали изменения в части администратора ЕСВ: теперь этим взносом будет заниматься Миндоходов. В «ДК» №40/2013 мы уже анализировали основные изменения в данном вопросе, в частности то, что касается отчетности по ЕСВ и справок от ПФ...

Платежи в бюджет Фрагмент статьи (только начало)
№ 48 (2.12.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
Приказом №609 от 22.10.2013 г. Миндоходов утвердило новый порядок заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возвр...

0.019052