(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 07 (15.2.2010)
Жизнь :: Чувство долга

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Получаем финансированиеот Фонда инвалидов

Минтруда и Фонд инвалидов совместным приказом от 08.10.2009 г. №76 утвердили порядок создания рабочих мест для инвалидов на соответствующий год. Этот порядок рекомендован и создан в целях общей координации действий Фонда инвалидов, центров занятости, трудоспособных инвалидов и их потенциальных работодателей. Поэтому выясним, как трудоустроить инвалидов за счет государства.

Виды финансирования в связи с трудоустройством инвалидов

Постановлением №70 предусмотрено, что суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, поступившие в государственный бюджет, в частности, используются для:

1) предоставления работодателям целевого займа на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Целевой заем является возвратным, беспроцентным и предоставляется сроком до трех лет;

2) предоставления работодателям дотации на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, зарегистрированных в государственной службе занятости как безработные.1

1 Обратите внимание, что за счет Фонда инвалидов создаются только специальные рабочие места для инвалидов. Дотация на создание обычных рабочих мест для инвалидов предоставляется Фондом безработицы, согласно п. 4 Порядка предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, утвержденного приказом Минтруда от 10.01.2001 г. №1.

Размер помощи определяется согласно смете расходов, планируемых работодателем на создание рабочих мест для инвалидов. Обращаться за целевым займом или дотацией работодатель должен в отделение Фонда инвалидов, в котором он состоит на учете, а если не состоит и хочет получить финансирование именно для того, чтобы трудоустроить инвалида, — то в отделение Фонда инвалидов по месту своего юридического адреса.

Нужно ли аттестовать созданное рабочее место инвалида?

Ответ на этот вопрос предоставляет письмо Фонда инвалидов от 28.02.2007 г. №1/6-110. В нем напоминается, что на момент составления этого письма в Украине не было нормативного акта, который бы утверждал порядок аттестации рабочих мест инвалидов. Не существует его и сейчас.

Значит, остается воспользоваться советом Фонда, приведенным в этом письме: хотя и не проводить аттестацию, но при создании или модернизации такого рабочего места учитывать требования индивидуальной программы реабилитации инвалида, если таковые существуют.

Кто имеет право на получение финансирования?

Возвратный целевой заем из бюджета предоставляется тем работодателям, которые:

1) выполнили норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

2) имеют штатных работников не более восьми человек;

3) уплатили сумму санкций и пеню, если не смогли выполнить норматив создания рабочих мест для инвалидов.

Дотация на безвозвратной основе предоставляется работодателям, которые выполнили норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов и в году обращения за финансированием не получали в отделении Фонда дотацию на безвозвратной основе по аналогичному направлению использования средств.

Как утверждается план по трудоустройству инвалидов?

Количество рабочих мест, которые будут созданы для трудоустройства инвалидов на соответствующий год, рассчитывается с учетом документов, поступающих в отделения Фонда инвалидов, при формировании планов расходов на соответствующий финансовый год, а именно:

1) заявлений работодателей о необходимости создания новых или дополнительных рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Также при этом рассматриваются заявления работодателей о необходимости переоборудования существующих рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

2) сведений, предоставленных органами ГСЗ:

а) о численности трудоспособных инвалидов, воспользовавшихся услугами ГСЗ в отчетном году;

б) численности трудоспособных инвалидов, которые по состоянию на 1 января текущего года в установленном порядке состояли на учете в ГСЗ;

в) прогнозных расчетов численности инвалидов, которые обратятся в ГСЗ в следующем финансовом году, в т. ч. тех, которые будут нуждаться в трудоустройстве на специальные рабочие места, созданные работодателями за счет средств спецфонда бюджета Украины.

Отделения Фонда инвалидов обрабатывают полученную информацию и рассчитывают плановые показатели создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов на соответствующий год. Эти плановые показатели в установленные сроки подаются в центральный орган Фонда инвалидов на согласование и учет при планировании объемов государственного финансирования мероприятий в указанных целях. При утверждении плановых показателей Фонд инвалидов учитывает размер средств, выделенных на его финансирование в Государственном бюджете Украины на следующий год. Если заявленные потребности больше, они, разумеется, уменьшаются. А вот если финансирование будет позволять, то плановые показатели могут быть и увеличены на срок действия соответствующих нормативно-правовых актов (Закона о Госбюджете на соответствующий год и всех остальных).

Утвердив показатели и согласовав их еще и с Минтруда, Фонд инвалидов в недельный срок ежегодно информирует государственные центры занятости о количестве рабочих мест, которые планируется создать для трудоустройства инвалидов за счет средств специального фонда Государственного бюджета Украины, в целом по Украине и отдельно по отделениям Фонда.

Кто не имеет права на финансирование из Фонда инвалидов?

Финансирование из Фонда инвалидов не предоставляется, если работодатель:

  • не зарегистрирован в отделении Фонда инвалидов, за исключением работодателя, имеющего численность штатных работников до восьми человек. Следовательно, если у работодателя еще нет в штате 8 работников, но он хочет создать новые рабочие места и ему нужно будет трудоустроить при этом инвалида, он может обратиться за получением финансирования в Фонд;
  • имеет задолженность по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), предусмотренных законодательством, суммы санкций и пени;
  • не подал отделению Фонда инвалидов отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов в течение последнего года;
  • уменьшил в течение последнего года численность (штат) работающих инвалидов;
  • нарушил в течение шести месяцев, предшествующих месяцу рассмотрения вопроса о предоставлении финансирования, законодательство по труду и социальному страхованию по безработице, в результате чего к нему применены санкции;
  • обратившийся за получением финансовой помощи в отделение Фонда инвалидов на приобретение оборудования (устройств), не имеет разрешения (лицензии) на выполнение/предоставление соответствующих работ/услуг;
  • не обеспечил надлежащее выполнение предыдущего договора, заключенного с отделением Фонда;
  • в установленном порядке признан банкротом или против него возбуждено дело о банкротстве.

Также не имеют права на получение финансирования неприбыльные учреждения и организации, кроме специализирующихся на реабилитации и трудоустройстве инвалидов.

Документальное оформление получения и возврата займов и дотаций

Для получения финансирования от Фонда инвалидов необходим договор между Фондом инвалидов и получателем. В этом документе обусловливается, в какой сумме, в какой срок и на каких условиях финансирование будет получено, а также возвращено (если получен заем).

Средства дотации и целевого займа перечисляются отделениями Фонда на счета, открытые работодателями в территориальных органах Госказначейства. Значит, чтобы получить финансирование, следует оформить и открыть счет в данном учреждении1. Если финансирование является возвратным, то возвращать средства следует также через этот счет в Госказначействе, в сроки, установленные договором между получателем и Фондом.

Санкции Фонда инвалидов за нарушение сроков возврата займов приведены в Положении №101:

1) п. 3 Положения №101 гласит, что займы от Фонда инвалидов должны обеспечиваться залогом, банковской гарантией или иным образом в соответствии с законодательством. Срок действия гарантии или поручительства не может быть меньше срока действия договора о предоставлении займа. Заимодатели обязаны в каждом случае невозврата займа решать вопрос о взыскании задолженности в установленном действующим законодательством порядке, а в случае невозможности взыскания — возбуждать в суде дело о банкротстве (п. 19 Положения №101);

2) п. 17 Положения №101 указывает, что в договорах о предоставлении займа Фонд инвалидов может предусмотреть ответственность заемщика за несвоевременный возврат займа в виде неустойки (пени) в размере двойной учетной ставки НБУ от суммы невозвращенного займа за каждый день просрочки. Уплата штрафных санкций происходит вместе с суммой займа, на тот же счет, но с приведением отдельно суммы неустойки (пени).

Проверка целевого использования финансирования

Кроме того, работодатели, получившие на открытые счета финансирование от Фонда, отчитываются перед отделением Фонда инвалидов и Комиссией по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов об их использовании. Форму отчета об использовании средств дотации и целевого займа утверждает Минтруда. Но пока она не утверждена. Таким образом, вопрос о том, в какой форме отчитывается получатель финансирования, решается по согласованию с Фондом инвалидов и Комиссией. Срок представления отчета об использовании средств дотации и целевого займа определяется условиями соответствующего договора, но составляет не менее трех лет с даты завершения его выполнения.

Работодателям запрещено нецелевое использование дотации и целевого займа. Нецелевым использованием является направление средств на приобретение товаров, работ и услуг, не предусмотренных условиями договора о предоставлении дотации и целевого займа.

А еще работодателям следует помнить, что рабочие места для трудоустройства инвалидов, созданные за счет средств предоставленной отделением Фонда дотации и целевого займа, не могут быть сокращены в течение трех лет с даты завершения выполнения условий договора о предоставлении дотации и целевого займа. Это также является условием для получения соответствующего финансирования.

Выполнение этих условий внимательно проверяется Фондом инвалидов. Отделение Фонда по приказу его руководителя может проводить плановые и внеплановые, выездные и невыездные проверки. Плановые выездные проверки проводятся не чаще одного раза за календарный год в соответствии с квартальными планами работ, с учетом критериев распределения работодателей по степени риска их деятельности2. Невыездные проверки проводятся на основании отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов.

1 Обратите внимание на Разъяснения перечня подтверждающих документов, предоставляемых распорядителями (получателями) бюджетных средств на стадии регистрации обязательств и оплаты счетов, утвержденные служебным распоряжением Госказначейства от 27.03.2007 г. №9.

2 Эти критерии определены Постановлением КМУ от 03.12.2009 г. №1288 «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, которые должны выполнять норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля)».

Внеплановая выездная проверка проводится независимо от количества ранее проведенных проверок:

1) по решению суда;

2) в случае обращения физических и юридических лиц о нарушении работодателем требований законодательства;

3) по желанию работодателя;

4) в случае неподачи работодателем отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов или подачи такого отчета с ошибками, приведшими к неуплате суммы административно-хозяйственных санкций или уплате их в неполном объеме.

Работодатель обязан предоставлять уполномоченному должностному лицу отделения Фонда для ознакомления и проверки следующий пакет документов:

1) уведомление о регистрации работодателя в отделении Фонда;

2) устав или учредительный договор;

3) штатное расписание;

4) личные карточки;

5) трудовые книжки работников;

6) отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов;

7) копии документов, подтверждающих инвалидность работников;

8) приказы (распоряжения) о приеме на работу, переводе на другую работу, расторжении трудового договора;

9) трудовые договоры (контракты), гражданско-правовые договоры и другие документы первичного и бухгалтерского учета;

10) табель учета использования рабочего времени и расчет заработной платы;

11) ведомости начисления заработной платы;

12) расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости;

13) табель выхода на работу;

14) платежные поручения;

15) товарные накладные, налоговые накладные на приобретение товаров (работ, услуг), акты приемки-передачи, подтверждающие целевое использование средств;

16) бухгалтерские документы, подтверждающие постановку на баланс оборудования, приобретенного за счет суммы административно-хозяйственных санкций и пени.

После проведения плановой и внеплановой проверки целевого использования средств уполномоченное должностное лицо отделения Фонда составляет акт в двух экземплярах. В акте указывается состояние соблюдения работодателем законодательства, а в случае несоблюдения — подробное описание обнаруженного нарушения со ссылкой на соответствующий закон.

Если обнаружено нецелевое использование работодателями дотации и целевого займа или их части либо создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов в меньшем количестве, чем предусмотрено условиями договора, соответствующая сумма, проиндексированная с учетом уровня инфляции, подлежит возврату в государственный бюджет на основании решения Фонда социальной защиты инвалидов или Комиссии по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов.

Бухгалтерский и налоговый учет

Поскольку финансирование, полученное от Фонда инвалидов, является целевым, то его бухгалтерский учет ведется на отдельном субсчете счета 48 «Целевое финансирование и целевые поступления»: по дебету — поступление средств, по кредиту — их возврат и признание дохода. Согласно п. 16 — 17 П(С)БУ 15, доход в сумме целевого финансирования признается после его получения и в течение тех периодов, в которых были понесены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования.

Поскольку речь идет именно о финансировании денежными средствами, то о НДС говорить не приходится. Согласно последнему абзацу пп. 4.1.6 Закона о прибыли, валовым доходом является только сумма дотации, поскольку она является безвозвратной, а сумма займа, поскольку она возвращается в Фонд, в ВД не включается. Валовые доходы следует отражать на дату получения дотаций на текущий счет предприятия (пп. 11.3.5 Закона о налоге на прибыль). В декларации по налогу на прибыль суммы дотаций отражаются в строке 01.6 «Другие доходы».

Включение сумм дотаций в состав ВД позволяет отражать ВР при приобретении товаров (оплате работ, услуг) за счет таких средств, а также дает право на налоговый кредит по НДС.

Рассмотрим отражение получения и возврата помощи на примере.

Пример ООО «Маршал» решило для выполнения норматива по трудоустройству инвалидов на следующий год обратиться в Фонд инвалидов за дотацией. Фонд инвалидов и Комиссия по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов рассмотрели предоставленные документы и решили дотацию предоставить. Общая сумма дотации по плановой смете составила 20000,00 грн.

Фактическая сумма расходов — 18500,00 грн. Остальное предприятие вернуло Фонду инвалидов. Отражение соответствующих операций в учете показано в таблице.

Таблица

Отражение в учете получения и использования дотации на создание рабочих мест для инвалидов

№ п/п
Содержание хозяйственной операции
Бухгалтерский учет
Сумма, грн
Налоговый учет
Д-т
К-т
ВД
ВР
1.
Получена дотация от Фонда инвалидов
311
48
20000,00
20000,00
-
2.
Уплачено подрядчикам за приобретенную специальную офисную мебель, оргтехнику и частичное переоборудование офисного помещения
631
311
18500,00
-
-*
3.
Получены оргтехника и мебель
151
641/НДС
631
631
8000,00
1600,00
-
-
4.
Переоборудовано офисное помещение
151
641/НДС
631
631
7416,67
1483,33
-
-
5.
Возвращен остаток неиспользованной дотации
48
311
1500,00
-1500,00
-
6.
Признание дохода в сумме средств использованного целевого финансирования
48
718
18500,00
-
-
* Но сумма расходов без НДС будет амортизироваться в составе основных фондов в зависимости от того, какие ОФ приобретены. Офисная мебель увеличит стоимость группы 2 ОФ, оргтехника - группы 4, а ремонт - стоимость офисного здания, если оно находится на балансе предприятия. Если же здание амортизируется, то будет создан отдельный объект группы 1 ОФ «Ремонт арендованного офисного здания».

Нормативная база

  • Постановление №70 — Постановление КМУ от 31.01.2007 г. №70 «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».
  • Положение №101 — Положение о порядке предоставления целевых займов на создание рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, утвержденное приказом Минтруда и Фонда социальной защиты инвалидов от 30.07.2003 г. №101.
  • П(С)БУ 15 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 29.11.99 г. №290.

Анна БЫКОВА, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Аренда авансом — как отразить ВД Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Чувство долга
Предприятие заключило договор аренды части здания, по условиям которого при предоплате цена аренды не изменяется, а при помесячной оплате цена может изменяться в соответствии с индексом инфляции. В январе был получен арендный платеж за весь год. Нужно ли ...

В рубрике: 


Как миндоходов будет проверять ЕСВ Фрагмент статьи (только начало)
№ 48 (2.12.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
С октября этого года заработали изменения в части администратора ЕСВ: теперь этим взносом будет заниматься Миндоходов. В «ДК» №40/2013 мы уже анализировали основные изменения в данном вопросе, в частности то, что касается отчетности по ЕСВ и справок от ПФ...

Платежи в бюджет Фрагмент статьи (только начало)
№ 48 (2.12.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
Приказом №609 от 22.10.2013 г. Миндоходов утвердило новый порядок заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возвр...

0.019874