(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 09 (1.3.2010)
Суть дела :: Налоговый учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

«Грязный сбор»-2010

Письмом от 11.02.2010 г. №2723/7/15-08171 ГНАУ разъясняет особенности администрирования сбора за загрязнение окружающей природной среды (далее — сбор за загрязнение).

Порядок начисления сбора

В 2010 году Порядок начисления сбора за загрязнение остается неизменным. Напомним, что норматив сбора за загрязнение индексируется по общим правилам (они описаны в приложении 1 к Порядку №3032 и в последней редакции Инструкции №1623).

1 С документом можно ознакомиться в «ДК» №9/2010.

2 Порядок №303 — Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.99 г. №303.

3 Инструкция №162 — Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом Минприроды и ГНАУ от 19.07.99 г. №162/379.

ГНАУ подчеркивает, что для индексации в расчет принимается не базовый норматив сбора (приведенный в приложении 1 к Порядку №303), а значение норматива сбора в предыдущем году (то есть норматив с учетом предыдущих индексаций).

Индекс инфляции за 2009 год составил 1,123 (112,3% — величина индекса потребительских цен (индекса инфляции, далее — ИПЦ) в соответствии с письмом Госкомстата Украины от 20.01.2010 г. №11/1-5/17). Следовательно, при начислении сбора за квартал, полугодие, девять месяцев и 2010 год плательщики в колонке 3 расчета сбора должны указывать норматив сбора (из таблиц приложения 1 к Порядку №303) с учетом коэффициента 4,24098461 = 2,373 х 1,116 х 1,166 х 1,223 х 1,123, где:

  • 2,373 — коэффициент, применявшийся к нормативам сбора в 2006 г.;
  • 1,116 — коэффициент ИПЦ за 2006 г.;
  • 1,166 — коэффициент ИПЦ за 2007 г.;
  • 1,223 — коэффициент ИПЦ за 2008 г.;
  • 1,123 — коэффициент ИПЦ за 2009 г.

Значение проиндексированного норматива берется с округлением до двух десятичных знаков (грн коп.).

Обратите внимание: новые плательщики сбора, которые впервые подают отчетность по загрязнению, также применяют нормативы сбора с учетом всех вышеупомянутых коэффициентов.

Детальнее порядок индексации описан в «ДК» №37/2009.

Форма отчетов за загрязнение

В течение 2008 —2009 годов в порядке администрирования сбора за загрязнение произошли существенные изменения. В частности, это:

1) новый порядок уплаты сбора и дополнительного представления отчетности по местонахождению источников загрязнения и размещения отходов:

— при осуществлении выбросов и сбросов стационарными источниками загрязнения отчеты подаются и уплата сбора осуществляется отдельно по каждому местонахождению стационарных источников загрязнения;

— при размещении отходов — по каждому отдельному местонахождению специально отведенных для размещения отходов мест или объектов;

— при осуществлении выбросов передвижными источниками загрязнения — по месту нахождения плательщика сбора на налоговом учете (п. 9 Порядка №303).

Если место представления налогового расчета не совпадает с местом регистрации плательщика сбора, то в указанные сроки плательщик сбора обязан подать копию налогового расчета в орган ГНС по месту нахождения на налоговом учете;

2) предприятия (учреждения, организации), имеющие в своем составе филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, подают налоговые расчеты с учетом «загрязнения», произведенного такими филиалами, отделениями и другими обособленными подразделениями;

3) расширение базы начисления сбора (введение сбора за образование и временное хранение радиоактивных отходов);

4) увеличение с 5-ти до 10-ти коэффициента, с которым начисляется сбор за сверхлимитные объемы сбросов и размещения отходов;

5) определен порядок расчета платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов и т. п.

Детальнее о последних изменениях см. «ДК» №31/2009, 32/2009, 37/2009 и «ДК» №8/2010.

В настоящее время форма налогового расчета сбора не учитывает вышеперечисленные изменения. Как и не утверждена в установленном порядке соответствующая форма для начисления сбора за загрязнение, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями. Новые формы находятся пока только на стадии проектов (их можно просмотреть на веб-сайте ГНА Украины www.sta.gov.ua). Что же делать плательщикам сбора, пока формы не утверждены? Комментируемым письмом ГНАУ рекомендует плательщикам сбора за загрязнение в части обращения с радиоактивными отходами использовать формы, предложенные письмом ГНАУ от 22.07.2009 г. №15383/7/15-0617 (подробнее см. «ДК» №31/2009). Эти формы приведены в разделе «Бланки отчетности»).

Остальным плательщикам, уплачивающим сбор за выбросы (передвижными и стационарными источниками загрязнения), сбросы и размещение отходов, ГНАУ предлагает использовать для начисления сбора действующую в настоящее время форму расчета, утвержденную приказом ГНАУ от 17.03.2005 г. №111, с учетом рекомендаций, изложенных в письме ГНАУ от 14.04.2009 г. №7787/7/15-0817. Приводим эти рекомендации:

1) в строке 5 заглавной части налогового расчета «Код органу місцевого самоврядування за місцем податкової реєстрації платника за КОАТУУ» ГНАУ предлагает плательщику самостоятельно дополнить название этой строки словами: «або Код органу місцевого самоврядування (сільська, селищна, міська рада) за місцезнаходженням стаціонарних джерел забруднення та/або спеціально відведених для розміщення відходів місць чи об’єктів за КОАТУУ»;

2) в колонке 8 налогового расчета (в случае необходимости приложения к нему) «Суми збору, обчисленого за понадлімітні обсяги, грн коп. (заповнюється, якщо к. 2 > к. 6 (к. 2 - к. 6) х к. 3 х к. 4 х к. 5 х 5)» плательщик может самостоятельно исправить в названии этой колонки коэффициент 5 на коэффициент 10 (колонка 8 заполняется в случае отсутствия у плательщика сбора утвержденных в установленном порядке лимитов сбросов и размещения отходов или допущения сверхлимитных объемов сбросов и размещения отходов).

Напомним, что лимиты на размещение отходов устанавливаются на один год и после утверждения местной госадминистрацией доводятся до сведения владельцев отходов до 1 октября текущего года (п. 5.3 Инструкции №162/379).

В таблице приведены предельные сроки представления расчета и уплаты сбора за загрязнение за отчетные периоды 2010 года, обозначенные ГНАУ в комментируемом письме.

Таблица

Предельные сроки представления расчета и уплаты сбора

Налоговый период
Предельный срок представления расчета
Предельный срок уплаты обязательства
I квартал 2010 года 11 мая 2010 года 20 мая 2010 года
I полугодие 2010 года 9 августа 2010 года 19 августа 2010 года
9 месяцев 2010 года 9 ноября 2010 года 19 ноября 2010 года
2010 год 9 февраля 2011 года 19 февраля 2011 года

Бухгалтерский и налоговый учет начисления сбора

В бухгалтерском учете начисление сбора отражается проводкой: Д-т 20, 22, 28, 23, 91, 92, 93, 94 К-т 64 или Д-т 84 К-т 64 (в зависимости от учетной политики предприятия).

В налоговом учете сумма начисленного сбора относится на валовые расходы. Под вопросом только отнесение на валовые расходы сбора, начисленного в случае отсутствия у плательщика сбора утвержденных в установленном порядке лимитов сбросов и размещения отходов или допущения сверхлимитных объемов сбросов и размещения отходов. ГНАУ считает «сверхлимитный» сбор (начисленный в 10-кратном размере) штрафными санкциями и отрицает возможность отнесения этих сумм на валовые расходы (п. 7.4 Инструкции №162/379). Мы же считаем, что это лишь особый порядок начисления сбора. Эти суммы в составе общей суммы начисленного сбора могут быть отнесены на валовые расходы. Начисление сбора в 10-кратном размере не является штрафной санкцией, как санкции, предусмотренные Законом №2181 или Кодексом об админправонарушениях. Инструкция №162/379 может лишь устанавливать порядок исчисления сбора и не может ограничивать состав валовых расходов налогоплательщика. Однако, если бухгалтер ставит себе целью избежать лишних вопросов от контролирующих органов, лучше «сверхлимитную» часть начисленного сбора не включать в валовые расходы.

Приведем пример начисления сбора с учетом индексации и заполнения расчета, учитывая рекомендации, предоставленные ГНАУ.

Пример ЧП «Виктория» состоит на налоговом учете в г. Киеве. Плательщику сбора доведен годовой лимит на 2010 г. на размещение малоопасных отходов в объеме 300 т. В течение І квартала 2010 г. плательщик сбора разместил 400 т отходов. Следовательно, за І кв. предприятие разместило 300 т отходов в пределах лимита и 100 т — сверхлимитных отходов.

Отходы размещаются за пределами населенных пунктов на расстоянии более 3 км от их границ в специально созданных местах складирования (полигоны), обеспечивающих защиту атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения. Поэтому коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от места и характера места размещения отходов (таблицы 2.4 и 2.5 приложения 2 к Порядку №303), равняются единице.

Норматив сбора, взимаемого за размещение малоопасных отходов (таблица 1.9 приложения 1 к Порядку №303), составляет 0,3 грн/т. С учетом коэффициента норматив составляет: 0,3 х 4,24098461 = 1,27.

Следовательно, сумма сбора за размещение отходов в пределах лимита составляет: 300 т х 1,27 грн/т = 381 грн.

За сверхлимитное размещение (с учетом коэффициента 10): 100 т х 1,27 грн/т х 10 = 1270 грн.

В образце приведен пример заполнения расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды согласно вышеупомянутым данным.

Образец

Налоговый расчет сбора за загрязнение окружающей природной среды

Наталия КАТЕРИНЕЦ, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Будущее аудита:проблемы и перспективы Фрагмент статьи (только начало)
Жизнь :: Налоговый учет
Исходя из растущего интереса общественности к работе аудиторов в нынешних экономических условиях, АССА 27 января 2010 г. в Киеве инициировала обсуждение на тему «Будущее аудита». Как оказалось, по сути, основными проблемами для бизнеса и аудиторов являютс...

В рубрике: 


НДС с минусом: дальнейшая судьба Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
Февраль 2015 года был тяжелым отчетным периодом для тех плательщиков НДС,
которые имели по состоянию на 01.02.2015 г. отрицательное значение по
данному налогу. Но даже после сдачи отчетности по НДС за февраль у многих
плательщиков налога остае...

Коммунальные платежи у «единоналожника» Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
ФЛП — плательщик единого налога второй группы (в свидетельстве плательщика
единого налога указан вид деятельности с кодом 68.20 «предоставление в
аренду и эксплуатацию собственного или арендованного недвижимого имущества»)
получает доход по до...

0.016731