(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 11 (15.3.2010)
Суть дела :: Налоговый учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

«Мясомолочные» дотации по Новому Порядку

Для реализации п. 11.21 Закона о НДС Кабмин своим Постановлением от 11.02.2010 г. №152 утвердил новый Порядок начисления, выплаты и использования дотаций сельхозпроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе (далее — Порядок №152)1.

Суть дотаций

Так называемые «мясомолочные» дотации, предусмотренные п. 11.21 Закона о НДС2, возобновлены с 31.12.2009 г. Напомним, что в соответствии с абз. 1 этого пункта сельхозпереработчики не уплачивают в бюджет сумму НДС за реализованные ими молоко, молочную продукцию, мясо и мясопродукцию, а в полном объеме направляют ее исключительно на выплату дотаций сельхозпроизводителям за проданные ими таким переработчикам молоко и мясо в живом весе. И далее этой нормой установлено, что порядок начисления, выплаты и использования указанных денежных средств устанавливается Кабмином. Именно на реализацию данного требования Постановлением №152 и утвержден Порядок начисления, выплаты и использования дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе3.

Новый Порядок определяет механизм начисления, выплаты и использования перерабатывающими предприятиями всех форм собственности (имеющими собственные или арендованные перерабатывающие мощности) дотаций, которые должны выплачиваться сельхозпроизводителям4 за поставленные ими начиная с 31 декабря 2009 г. таким переработчикам молоко и мясо в живом весе. Итак, обо всем — подробнее.

1 Порядок №152 официально обнародован в «УК» №36 от 25.02.2010 г. и вступил в силу с даты опубликования.

2 С 24 ноября по 31.12.2009 г. действие «мясомолочных» дотаций согласно п. 11.21 Закона о НДС было отменено. С 31.12.2009 г. этот пункт был восстановлен в новой редакции (см. «ДК» №6/2010).

3 В связи с этим отменен Порядок учета и использования денежных средств, направленных на выплату дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе, утвержденный постановлением КМУ от 02.04.2009 г. №291 (Порядок №291).

4 Независимо от формы собственности и хозяйствования, включая ведение личного крестьянского хозяйства.

Действие нового Порядка №152, как и предыдущего, не распространяется на операции по:

— поставке мясомолочной продукции, изготовленной сельхозпереработчиками из импортированного сырья и сырья, поставленного не в живом весе и не являющегося сырьем собственного производства товаропроизводителя;

— поставке импортированного сырья;

— поставке молока и мяса в живом весе посредниками;

— переработке сырья на давальческих условиях.

Предварительный расчет

Для определения размера дотаций сельхозпереработчики (как и раньше) ежемесячно должны осуществлять и согласовывать с соответствующими управлениями агропромышленного развития на местах предварительный расчет объема поступления и направления сумм налога на добавленную стоимость, начисленного на стоимость поставленных молока, молочной продукции, мяса и мясопродуктов, изготовленных из поставленных товаропроизводителями молока и мяса в живом весе (согласно видам сельскохозяйственных животных), — по обновленной форме согласно приложению 1 к Порядку №152. Он служит основанием для определения суммы НДС, которая поступит за поставленную готовую продукцию, и суммы налога, перечисляемого сельхозпроизводителям — поставщикам товаров (работ и услуг), а также размера дотации на гривню стоимости молока и мяса в живом весе (без НДС). Размер дотации одинаков для всех товаропроизводителей за продукцию одного товарного вида пропорционально стоимости поставленных молока и мяса в живом весе (без НДС). Форма предварительного расчета не претерпела существенных изменений: алгоритм расчета остался прежним, только несколько изменилось его название и не выделяется отдельной строкой сумма НДС «на молоко та м’ясо у живій вазі, допоміжні матеріали, енергоносії та інше» (строка 4 предыдущей реакции предварительного расчета).

Первичные документы, которыми оформляется прием поставленных перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе, не изменились. Это, как и прежде, приемочные квитанции:

— товаропроизводителям — по формам ПК-1 и ПК-3;

— лицам, ведущим личное крестьянское хозяйство, — по формам ПК-2 и ПК-3а.

В них указываются, кроме веса и стоимости молока и мяса в живом весе, сумма НДС, уплаченная в составе стоимости такой продукции, и суммы дотаций, которые должны выплачиваться товаропроизводителю исходя из общего объема закупленных молока и мяса в живом весе и размера дотации, определенной по предварительному расчету.

Небюджетные счета

Для проведения «дотационных» расчетов с сельхозпроизводителями перерабатывающие предприятия должны открыть в территориальном органе Госказначейства небюджетные счета, на которые зачисляются суммы НДС, который определяется ежемесячно в соответствии с декларацией (перерабатывающего предприятия).

Органы Госказначейства:

  • сохраняют перерабатывающим предприятиям открытые ими согласно Постановлению КМУ от 02.04.2009 г. №291 небюджетные счета для зачисления сумм НДС за реализованную мясомолочную продукцию (для выплаты дотаций сельхозпроизводителям за поставленные ими молоко и мясо в живом весе), а также должны обеспечить по заявлениям таких предприятий открытие соответствующих счетов. Остатки денежных средств на указанных счетах перерабатывающих предприятий по состоянию на 24.11.2009 г. не подлежат перечислению в госбюджет, а используются на цели, предусмотренные Порядком №152;
  • подают до 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, Минфину, органам ГНС и Минагрополитики обобщенную информацию о движении денежных средств на небюджетных счетах.

Требование о перечислении дотаций сельхозпроизводителям исключительно с небюджетных счетов и в установленные законодательством сроки сохраняется в новом Порядке №152. Нарушение этого требования считается нецелевым использованием денежных средств. Сумма таких денежных средств подлежит взысканию в госбюджет, но это не освобождает перерабатывающие предприятия от выплаты дотаций в соответствующих размерах. Денежные средства товаропроизводителям за поставленные ими молоко и мясо в живом весе перерабатывающие предприятия перечисляют платежными поручениями со своего текущего счета, а на выплату дотаций — с небюджетного счета на отдельные счета товаропроизводителей (кроме тех, кто ведет личное крестьянское хозяйство), которые они должны открыть в обслуживающих банках в течение одного отчетного периода и реквизиты которых должны официально сообщить перерабатывающим предприятиям.

Сохраняется предыдущий порядок ведения наличных расчетов с личными крестьянскими хозяйствами из кассы предприятия. Положительный момент: с 01.01.2010 г. переработчики не должны в конце каждой рабочей недели перечислять половину зачисленной им на текущий счет суммы НДС (за реализованную ими продукцию) на свой небюджетный счет. Контроль за правильностью определения сумм НДС и их зачислением по платежным поручениям на небюджетные счета, как и раньше, осуществляют органы ГНС.

«Небюджетная» декларация

Сельхозпереработчики должны вести отдельный учет операций, которые предусмотрены п. 11.21 Закона о НДС. По результатам учета они составляют отдельную декларацию (перерабатывающего предприятия)1, по которой определяются суммы налоговых обязательств и налогового кредита по указанным операциям, а также сумма НДС к уплате. Это так называемая «небюджетная» декларация. Ее форма пока не изменилась — пользуемся той, которая утверждена приказом ГНАУ от 28.04.2009 г. №221.

1 Эта декларация подается в орган ГНС по месту регистрации переработчика — плательщика НДС вместе с декларацией по другой деятельности в порядке и в сроки, предусмотренные Законом.

Определенная к уплате по «небюджетной» декларации сумма НДС зачисляется перерабатывающим предприятием на небюджетный счет в сроки, установленные для уплаты НДС по другой деятельности. В Порядке №152 сохраняется требование относительно сроков представления в органы ГНС реестра платежных поручений на фактически зачисленные на небюджетный счет денежные средства — такой реестр подается не позднее последнего календарного дня месяца, следующего за отчетным, вместе с выпиской территориального органа Госказначейства из такого счета. Суммы, не включенные перерабатывающим предприятием в реестр, считаются использованными не по назначению и подлежат взысканию в госбюджет. Как и раньше, сумма превышения НК над НО покрывается налоговыми обязательствами следующих отчетных (налоговых) периодов.

Расчет дотаций по фактическим данным

Изменения в форме расчета дотаций (приложение 2 к Порядку №152) носят технический характер, его содержание и порядок заполнения не изменились. Перерабатывающие предприятия проводят его ежемесячно по фактическим данным об объемах закупленного молока и мяса в живом весе и зачислении на небюджетный счет сумм НДС. Выплата дотации с учетом авансового платежа производится не менее двух раз в месяц. Окончательная выплата дотаций осуществляется на основании указанного расчета.

В отличие от предыдущего Порядка №291, сельхозпроизводители направляют полученные дотации на пополнение оборотных средств, то есть снято ограничение по их исключительному использованию для обеспечения животноводства кормами, воспроизведения поголовья, приобретения племенных ресурсов и осуществления ветеринарных мероприятий. А следовательно, не предусмотрена и ответственность за нецелевое использование этих средств.

Перерабатывающие предприятия и впредь должны подавать до 5 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, соответствующим управлениям агропромышленного развития на местах Отчет о движении денежных средств на небюджетных счетах пока по форме, утвержденной приказом Минагрополитики, Минфина, Госказначейства, ГНАУ от 28.10.2009 г. №767/1258/452/591. Эти же органы будут продолжать контролировать использование сумм НДС, направляемых на выплату дотаций.

Таблица

Бухгалтерский и налоговый учет в ЧП «Переработчик»

№ п/п
Содержание операции
Бухгалтерский учет
Сумма, грн
Налоговый учет
Д-т
К-т
ВД
ВР
1.
Получено от ЧП «Молочник» молоко на переработку
20
631
4000
-*
4000
2.
Отражен НК по НДС
641/НДС
631
800
-
-
3.
Осуществлена оплата
631
311
4800
-
-
4.
Реализована молочная продукция
361
701
5472
4560
-*
5.
Начислено НО по НДС
701
641/НДС
912
-
-
6.
Начислено дотаций авансом
641/дотац.
631/дотац.
50
-
-
7.
Перечислено дотаций авансом
631/дотац.
311
50
-
-
8.
Доначислено дотаций по расчету
641/дотац.
631/дотац.
62
-
-
9.
Перечислено дотаций по представленной отчетности
631/дотац.
311
62
-
-
10. Проведено зачисление дотаций
641/НДС
641/дотац.
112
-
-
* Пункт 5.9 Закона о прибыли.

Пример Сельхозпереработчик ЧП «Переработчик» получило в феврале 2010 г. от ЧП «Молочник» молоко 2,0 т на сумму 4800 грн (с НДС) — расчет за сырье произведен в феврале на сумму 4800 грн, авансом было начислено и оплачено дотаций 50 грн. Из него было произведено и реализовано молочной продукции 1,9 т на сумму 5472 грн (с НДС). По результатам представленной отчетности доначислено дотаций в сумме 62 грн. Бухгалтерский и налоговый учет — в таблице (с учетом требований п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденной приказом Минфина от 01.07.97 г. №141).

Расчеты были составлены таким образом, как на образцах 1, 2 .

Образец 1

Образец 2

Наталия КУЦМИДА, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Большой отзыв писем Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Налоговый учет
С учетом изменений, произошедших, по мнению ГНАУ, в последнее время на законодательном поле, были отозваны 11 из почти 9 тысяч действующих писем ГНАУ.
Из 11 писем одно, а именно от 03.10.2007 г. №9629/6/17-0716, нами вообще не обнаружено. А остальные 1...

В рубрике: 


НДС с минусом: дальнейшая судьба Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
Февраль 2015 года был тяжелым отчетным периодом для тех плательщиков НДС,
которые имели по состоянию на 01.02.2015 г. отрицательное значение по
данному налогу. Но даже после сдачи отчетности по НДС за февраль у многих
плательщиков налога остае...

Коммунальные платежи у «единоналожника» Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
ФЛП — плательщик единого налога второй группы (в свидетельстве плательщика
единого налога указан вид деятельности с кодом 68.20 «предоставление в
аренду и эксплуатацию собственного или арендованного недвижимого имущества»)
получает доход по до...

0.019153