ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...
Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 28 (11.7.2005)
Жизнь :: Что нового?

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Прежде всего

Внимание! Утверждена новая декларация по НДС, которую необходимо подать уже в июле

Приказ ГНАУ от 15.06.2005 г. №213 "О внесении изменений в налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость"

КАК БЫЛО. 30 июня Минюст под №702/10982 утвердил новые формы декларации по НДС, а также новые формы приложений к Порядку заполнения и подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. Они утверждены приказом ГНА Украины от 15.06.2005 г. №213.

Как и раньше, существует два вида деклараций: полная и сокращенная. Количество приложений, которые будут подаваться с полной декларацией, выросло, а их перечень несколько изменился. К полной декларации добавились Расчет суммы, подлежащей уплате (перечислению) в бюджет, Заявление о возврате суммы бюджетного возмещения и Расчет корректировки сумм НДС к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. В отличие от старой, в новой декларации уже не будет указываться удельный вес налога в разрезе "видов" бюджетного возмещения, которое теперь для всех одинаково. Если плательщик желает зачислить сумму бюджетного возмещения на счет в банке, то в Заявлении о возврате суммы бюджетного возмещения он должен заполнить реквизиты банка и номер счета.

К сокращенной декларации добавлен Расчет корректировки сумм НДС.

Приложения к порядку заполнения деклараций пополнились формой официального заявления о выборе квартального отчетного (налогового) периода и формой акта о результатах документальной невыездной (камеральной) налоговой проверки налоговой декларации.

Как ни странно, теперь каждая декларация по НДС имеет по две формы уточняющих расчетов. Одна из этих форм для каждой декларации служит для уточнения новой формы декларации, а вторая - для уточнения предыдущей формы декларации.

Приказ вступает в силу с 11 июля 2005 года. Несмотря на это, ГНАУ требует подачи новых форм декларации уже за июнь (см. Письмо ГНАУ №/7/11-1217 в этом номере).

ЧТО ДЕЛАТЬ. По нашему мнению, за июнь 2005 года все же необходимо отчитываться по старой форме декларации по НДС, а новая форма декларации должна применяться по итогам июля1.

Настаивая на сдаче новой Декларации уже по итогам июня, ГНАУ в который раз игнорирует нормы законов. Однако осторожным налогоплательщикам следует прислушаться к мнению налоговиков. Подробный комментарий к Порядку заполнения декларации по НДС читайте на сайте "ДК" www.dtkt.com.ua и в следующем номере "ДК".

1 Ведь, согласно п. 5 Заключительных положений Закона №550-IV, до определения новых форм деклараций (расчетов), которые вступят в силу с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором произошло их обнародование, действуют формы деклараций (расчетов), имевшие силу до такого определения.

Дмитрий БАБИЧ, консультант по налоговым вопросам, Виталий МОСЕЙЧУК, "Дебет-Кредит"


Если у предприятия задолженность по выплатам социальных пособий, - такие выплаты осуществляет ФСС по ВПТ без особых трудностей

Письмо Министерства труда и социальной политики Украины и Исполнительной дирекции Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 20.05.2005 г. №20-774/01-16-709 "Об отозвании совместного письма Министерства труда и социальной политики Украины и Исполнительной дирекции Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 16.12.2004 г. №20-596/01-16-1810"

КАК БЫЛО. Согласно ч. 4 ст. 50 Закона Украины от 18. 01.2001 г. №2240-III "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением", если из-за отсутствия средств на своих банковских счетах или их ареста у страхователя есть задолженность по выплате материального обеспечения, предусмотренного Законом, более чем за один календарный месяц сверх сроков, установленных ст. 52 этого Закона, такое обеспечение финансируется исполнительной дирекцией отделения Фонда по месту регистрации страхователя с последующим возмещением страхователем выплаченных Фондом средств. Вроде бы все просто. Однако совместное письмо Министерства труда и социальной политики Украины и Исполнительной дирекции Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 16.12.2004 г. №20-596/01-16-1810 (см. с. 59) требовало от страхователей-должников ряда документов для перевода финансирования на исполнительные дирекции:

1) справку-расчет;

2) список получателей материального обеспечения;

3) отчет по форме №Ф4-ФСС з ТВП за последний отчетный период;

4) статистические отчеты по форме №1-ПВ;

5) справку органа Государственной налоговой администрации Украины о количестве и номерах счетов, открытых страхователем в учреждениях банков;

6) выписки банковских учреждений об отсутствии средств на счетах страхователя или справки об аресте его счетов. Из-за такого излишнего количества документов многие застрахованные лица из предприятий-должников просто остались без страховых пособий.

ЧТО ПРОИЗОШЛО. По предписанию прокуратуры вышеупомянутое письмо, требовавшее подавать целую пачку бумаг для перевода финансирования социальных пособий на исполнительные дирекции Фонда, отозвано.

ЧТО ДЕЛАТЬ. Очевидно, что страхователям - должникам перед застрахованными лицами вообще ничего не нужно будет подавать в исполнительные дирекции Фонда соцстраха по временной потере трудоспособности в случае задолженности перед застрахованными лицами больше календарного месяца. Работники лично обращаются в исполнительные дирекции с соответствующими заявлениями, а работники Фонда должны убедиться в действительности нарушения месячного срока по выплатам социальных пособий и выплатить эти пособия через исполнительные дирекции.

Виталий МОСЕЙЧУК, "Дебет-Кредит"


Упразднена регистрация некоторых видов экспортных договоров

Указ Президента Украины от 29.06.2005 г. №1003/2005

КАК БЫЛО. Указом Президента Украины от 07.11.94 г. №659/94 "Об учете отдельных видов внешнеэкономических договоров (контрактов) в Украине", утратившим силу в соответствии с комментируемым документом 2, была введена обязательная государственная регистрация отдельных видов внешнеэкономических договоров (контрактов).

Регистрации подлежали внешнеэкономические договоры (контракты), заключенные субъектами внешнеэкономической деятельности Украины всех форм собственности, предметом которых были товары, указанные в перечнях, утверждавшихся в установленном порядке Министерством экономики Украины (перечень в последней редакции см. в таблице 1).

Таможенное оформление указанных товаров осуществлялось только при наличии карточки регистрации-учета внешнеэкономического договора (контракта), которую субъекту ВЭД выдавал уполномоченный орган Минэкономики за плату в срок не позднее 20 календарных дней со дня обращения.

ЧТО ПРОИЗОШЛО. С 13 июля отменена регистрация вышеуказанных внешнеэкономических договоров (контрактов). КМУ поручено в месячный срок привести свои акты в соответствие с комментируемым Указом.

Итак, субъекты ВЭД, осуществлявшие экспорт определенных видов, имеют возможность, во-первых, сэкономить на плате за регистрацию, во-вторых, не бояться безосновательных отказов в регистрации и соответственно быть менее зависимыми от разнообразных разрешительных и контролирующих органов.

2 Указ опубликован в "Урядовому кур’єрі" от 02.07.2005 г. №120. Вступает в силу 13.07.2005 г.

Таблица 1

Перечень товаров, экспорт которых осуществляется при условии регистрации внешнеэкономических договоров (контрактов)

Название товара
Код в соответствии с УКТ ВЭД
Крупный рогатый скот живой
0102
Овцы или козы живые
0104
Аммиак
2814
Карбид кремния
2849 20 00
Удобрения минеральные, химические или азотные
3102 10
3102 10 10 00*
3102 30
3102 30 90 00*
Кожсырье и кожа
4101
4104
(кроме 4104 10 10 00)
Ферросилиций
7202 21
Ферросиликомарганец
7202 30 00 00
Отходы и лом черных металлов
7204
Прокат плоский из железа или нелегированной стали, шириной 600 мм или больше, горячей прокатки, неплакированный, без какого-либо покрытия
7208
Прокат плоский из железа или нелегированной стали, шириной 600 мм или больше, плакированный или с любым другим покрытием
7210 50
7210 90
Прокат плоский из железа или нелегированной стали, шириной менее 600 мм, неплакированный, без какого-либо покрытия
7211
Прокат плоский из железа или нелегированной стали, шириной менее 600 мм, плакированный с любым покрытием, окрашенный, лакированный или покрытый материалами из пластика
7212 40
Прутки и бруски горячекатаные, свободно уложенные в бунты, изготовленные из железа или нелегированной стали (только на рынки стран Латинской Америки, Азии и Африки, кроме стран СНГ)
7213
Витая проволока, тросы, канаты, плетеные шнуры и аналогичные изделия из железу или стали, без электрической изоляции (на рынки стран ЕС и Индии)

7312 10 82 00
7312 10 84 00
7312 10 86 00
7312 10 88 00
7312 10 99 00

Олег КОРУЖИНЕЦ, "Дебет-Кредит"


Мелкая кража государственного имущества с проникновением - не преступление

Закон Украины от 02.06.2005 г. №2635-IV "О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях"

КАК БЫЛО. Мелкое хищение частного имущества независимо от суммы кражи считалось уголовным преступлением и каралось в соответствии со статьей 185 УК - штрафом до 50 н. м. д. г. (255 грн), либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. При краже, совершенной повторно либо по предварительному сговору группой лиц, - ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок. А кража, которая сопровождается проникновением в жилье, другое помещение или хранилище или нанесла значительный ущерб пострадавшему, - каралась лишением свободы на срок от трех до шести лет. Мелкое мошенничество в отношении частного имущества каралось за статьей 190 УК, присвоение и растрата - по статье 191 УК. При этом уголовное наказание могло применяться даже при краже 1 частной гривни или мелочи на эту стоимость!

Однако по мелкому хищению (на сумму до 3 н. м. д. г., т. е. 51 грн) государственного и коллективного имущества существовало административное наказание. В соответствии со статьей 51 Кодекса об административных правонарушениях, мелкое хищение государственного или коллективного имущества путем кражи (кроме случаев совершения ее с проникновением в помещение или другое хранилище), мошенничества, присвоения, растраты либо злоупотребления служебным положением влекло за собой наложение штрафа от 3 до 10 н. м. д. г. (51 - 170 грн) или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с отчислением 20% заработка. Мелкое хищение государственного или коллективного имущества, которое привело к розукомплектованию автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной и другой техники при перевозке железнодорожным, водным и другим транспортом, а также в местах постоянного или временного хранения влекло за собой наложение штрафа от 8 до 12 н. м. г. д. (136 - 204 грн).

ЧТО ПРОИЗОШЛО. Произошла декриминализация мелкого хищения частного имущества. Теперь мелкое хищение любого чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты на сумму до 51 гривни влечет за собой наложение штрафа от трех до пятнадцати н. м. д. г, либо исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с отчислением двадцати процентов заработка, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В то же время усилено административное наказание при мелком хищении государственного и частного имущества. Однако мелкая кража государственного или коммунального имущества с проникновением в помещение или другое хранилище теперь перестала быть уголовным преступлением. Таким образом, отношение государства к частному, государственному и коллективному имуществу уравнялось.

Виталий МОСЕЙЧУК, "Дебет-Кредит"


Налоговый залог за непредставление деклараций не применяется с 24.03.2005 г.

Приказ ГНАУ от 16.06.2005 г. №216 "Об утверждении налогового разъяснения" (извлечение)

КАК БЫЛО. Законом Украины от 21.12.2000 г. №2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Закон №2181) было предусмотрено, что право налогового залога, в частности, возникает в случае непредставления или несвоевременного представления налогоплательщиком налоговой декларации - с первого рабочего дня, следующего за последним днем срока, установленного законом о соответствующем налоге, сборе (обязательном платеже) для представления такой налоговой декларации.

Решением КСУ от 24.03.2005 г. возможность возникновения налогового залога по этой причине признана неконституционной.

ЧТО ПРОИЗОШЛО. Как следует из решения КСУ от 24.03.2005 г., сущность налогового залога заключается во введении на определенный срок особого порядка распоряжения налогоплательщиком своими активами.

Однако, по мнению КСУ, законодатель фактически приравнял непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации к неуплате налогового обязательства.

Однако, считает КСУ:

1) данное основание еще не говорит о наличии налогового обязательства у налогоплательщика, а тем более - о возникновении налогового долга;

2) законодатель не учел наличие или отсутствие налогового обязательства, а также последствия, которые могут наступить для налогоплательщика в случае непредставления или несвоевременного представления налоговой декларации.

ГНА отметила, что неприменение права налогового залога к налогоплательщикам, не представившим налоговые декларации (расчеты), а также относительно распространения права налогового залога на активы должников с учетом сумм их налогового долга касается тех налогоплательщиков, активы которых передаются в налоговый залог начиная с 24.03.2005 г. - времени принятия КСУ упомянутого решения.

В случае же если активы налогоплательщика попали в налоговый залог до 24.03.2005 г., то право налогового залога на такие активы будет продолжать существовать в том объеме, который был до 24.03.2005 г.

Что же касается вопроса распространения права налогового залога на активы налогоплательщика и определения их стоимости, то в решении от 24.03.2005 г. КСУ отметил, что практика применения права налогового залога подтверждает его распространение практически на все виды активов. При этом не учитывается адекватность суммы налогового обязательства или налогового долга к размеру заложенных активов, что не способствует справедливому разрешению вопросов между субъектами налоговых правоотношений.

ГНАУ, однако, "по-своему", указала, что "стоимость активов, на которые распространяется право налогового залога, определяется исходя из их балансовой стоимости по данным бухгалтерского учета налогоплательщика".

ЧТО ДЕЛАТЬ. Субъектам хозяйствования необходимо учесть, что правило о неприменении права налогового залога касается налоговых деклараций (расчетов), сроки подачи которых приходятся на период после 24.03.2005 г.

Если налоговый залог возникнет по иным причинам, предусмотренным пп. 8.2.1 Закона №2181, то он будет распространяться на его активы, стоимость которых будет определяться исходя из их балансовой стоимости по данным бухгалтерского учета налогоплательщика 3.

3 Очевидно, приведенная выше позиция сохранится до момента надлежащего урегулирования данного вопроса в правовом поле Украины.

Владимир БОРОВЕЦ, ЮФ "Боровец, Есипов и партнеры"


Если у предпринимателя нет печати, то он выдает работнику справку о доходах вместе с копией свидетельства о регистрации

Письмо Госпредпринимательства Украины от 12.05.2005 г. №3571 "О рассмотрении обращения"

КАК БЫЛО. Одна из обязанностей работодателя - выдать по требованию наемного работника справку о его доходах (в соответствии со ст. 31 Закона Украины от 24.03.95 г. №108/95-ВР "Об оплате труда" и ст. 49 КЗоТ Украины). Так, приказом Минтруда от 27.08.2004 г. №192 была утверждена форма справки о доходах, выдаваемой для представления в органы труда и социальной защиты населения и подтверждения суммы общего дохода при назначении социальных пособий и жилищных субсидий. Информация, указанная в справке, подписывается уполномоченным лицом и заверяется печатью предприятия. В случае если работодателем является не предприятие, а физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности (частный предприниматель), то он тоже должен заверять справку печатью. Однако у некоторых частных предпринимателей нет печати. Что же им делать?

ЧТО ДЕЛАТЬ. Ответ - в самом бланке справки о доходах. Так, в разделе для подписей указано, что при отсутствии у физлица - предпринимателя печати к справке прилагается копия свидетельства о государственной регистрации. Аналогично отвечает и Госпредпринимательство, отметив, что обязательность удостоверения печатью справок о доходах, выдаваемых физическим лицом - работодателем по требованию работника, действующим законодательством не предусмотрена.

Татьяна МОЙСЕЕНКО, "Дебет-Кредит"


Плательщики пенсионных взносов подают отчет в ПФ за июнь по действующей форме, применяя при этом новые ставки

Письмо ПФУ от 02.06.2005 г. №6352/03 "О предоставлении в органы Пенсионного фонда расчета суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование"

КАК БЫЛО. Согласно Закону Украины от 25.03.2005 г. №2505-IV "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" и некоторые другие законодательные акты Украины" с 31 марта 2005 года страхователи начисляют на заработную плату и пособие по временной нетрудоспособности страховые взносы в размере 32,3 процента, страхователи - плательщики ФСН применяют ставку в 6,46 процента.

ЧТО ПРОИЗОШЛО. В настоящее время форма расчета суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование согласно приложению 23 к Инструкции №21-1 не изменена. За апрель и май отчетность в Пенсионный Фонд подавалась по старой форме и с прежними ставками в 32 и 6,4 процента.

ЧТО ДЕЛАТЬ. И за июнь 2005 года расчет суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование подается по прежней форме. Как разъясняет Фонд, плательщики подают месячный отчет по пенсионным взносам по действующей форме, а при заполнении соответствующих строк I Раздела применяют ставки в 32,3 и 6,46 процента.

Виталий МОСЕЙЧУК, "Дебет-Кредит"


Уплачивать НДС при импорте можно и без обязательной регистрации плательщиком НДС

Письмо ГНА в Днепропетровской области от 06.06.2005 г. №14405/10/31-148 "О регистрации плательщиком НДС (регистрация плательщиков единого налога - импортеров)"

КАК БЫЛО. Пунктом 2.1 ст. 2 Закона Украины от 03.04.97 г. №168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" установлено, что плательщиками НДС являются лица, импортирующие товары (сопутствующие услуги) в объемах, подлежащих обложению этим налогом согласно нормам данной статьи. Кроме того, в случае когда общая сумма дохода от осуществления операций по поставке товаров (услуг), подлежащих налогообложению, в течение последних двенадцати календарных месяцев совокупно превышает 300000 грн (без НДС), лицо подлежит обязательной регистрации в качестве налогоплательщика (п. 2.3 Закона о НДС). Согласно п. 1.3 Закона о НДС налогоплательщик - это, в частности, лицо, импортирующее товары на таможенную территорию Украины.

ГНАУ УКАЗЫВАЕТ. Обязанность уплаты НДС при импорте не связана с необходимостью регистрироваться плательщиком внутреннего НДС. Абзац второй п. 1 "Общей части" Положения о Реестре плательщиков налога на добавленную стоимость предусматривает, что лица, которые осуществляют импорт товаров и уплачивают налог на добавленную стоимость при ввозе этих товаров, но не подпадают под определение налогоплательщиков, не должны проходить регистрацию и получать индивидуальный налоговый номер.

ЧТО ДЕЛАТЬ. Аргументы в пользу того, чтобы не регистрироваться плательщиком НДС таковы. О том, что лицо подлежит обязательной регистрации в качестве налогоплательщика, говорится в пункте 2.3 Закона о НДС. А об импортерах говорит пункт 2.4 - т. е. для них регистрация не обязательная, а добровольная, хотя они и являются плательщиками НДС. Также пункт 2.2 говорит о добровольной регистрации любых лиц, за исключением физлиц, избравших уплату фиксированного или единого налога по упрощенной системе налогообложения или осуществляющих торговлю на условиях уплаты рыночного сбора.

Виталий МОСЕЙЧУК, "Дебет-Кредит"





Следующая статья:  В начало статьи 



Новый учет НДС и статей собственного капитала Фрагмент статьи (только начало)
Жизнь :: Что нового?
Продолжаем анализировать Приказ Минфина от 10.06.2005 г. №460, которым обновлен порядок учета НДС...

В рубрике: 


Что нового Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Жизнь :: Что нового?
Утверждена Инструкция о порядке уплаты ЕСВ
Отчет по ЕСВ: порядок заполнения в случае получения компенсации из бюджета
Предприниматель не может быть учредителем хозяйственного общества ...

Что нового Фрагмент статьи (только начало)
№ 21 (25.5.2015) :: Жизнь :: Что нового?
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается и за день смерти
Увольнять работников за прогул в районах АТО нельзя
Утвержден перечень товаров, оформляемых Энергетической таможней ГФС ...

0.030984