ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...
Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 28 (11.7.2005)
Суть дела :: Налоговый учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Бюджетное возмещение НДС: шаг за шагом

Законом №2505 обновлен порядок возмещения налога на добавленную стоимость. Новый порядок вступил в силу с 1 июня 2005 года 1. Основное нововведение состоит в том, что возмещение НДС отныне не зависит от характера осуществляемых операций, а именно: не делится не экспортное и все остальное. Пока что для всех налогоплательщиков будет существовать общий порядок бюджетного возмещения НДС 2. Он описан в п. 7.7 Закона о НДС и определяет действия каждого из участников этого процесса: налогоплательщика, налоговиков и казначеев Госбюджета.


Новый порядок: как действовать налогоплательщику?

Анализ порядка определения суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет или бюджетному возмещению, изложенного в обновленном п. 7.7 Закона о НДС, позволяет разработать следующий алгоритм действий налогоплательщика в новых условиях (см. схему 1).

Схема 1

Порядок определения налогоплательщиком суммы налога, подлежащего уплате в бюджет или бюджетному возмещению

Шаг 1

Вариант А: предельные сроки уплаты налога установлены в пп. 5.3.1 Закона №2181. Новая редакция пп. 7.7.1 Закона о НДС наконец ликвидировала законодательную коллизию, существовавшую до сих пор. Состояла она в том, что предыдущая редакция пп. 7.7.1 Закона о НДС требовала от плательщика НДС уплаты этого налога в течение 20 дней, следующих за концом отчетного периода. После вступления в силу Закона №2181 - 1 апреля 2001 года - возникли многочисленные недоразумения между плательщиками НДС и налоговыми органами относительно определения приоритетности норм двух законов, которыми устанавливаются сроки уплаты налога на добавленную стоимость. К сожалению, эти недоразумения удалось решить лишь в судебном порядке и, что отрадно, в пользу плательщиков НДС (см. постановление Верховного суда Украины от 25.03.2003 г. по делу №11/716).

Вариант Б: сумма возмещения по НДС в счет задолженности по этому налогу зачислялась и раньше (пп. 7.7.3 и п. 8.7 Закона о НДС в их бывшей редакции и п. 4 Указа №8573).

Вариант В: довольно революционное нововведение, требующее внесения изменений в форму Декларации по НДС. Пока они не внесены, остается неясным, в какую именно строку существующей формы Декларации по НДС следует включить отрицательное значение разницы налогового обязательства и налогового кредита истекшего периода4.

Шаг 2

Вариант А: очень похожий механизм существовал до настоящего времени относительно определения суммы экспортного возмещения. Так, согласно п. 8.2 Закона о НДС, для определения суммы экспертного возмещения в состав налогового кредита включались суммы налога, фактически уплаченные средствами в составе цены приобретенных товаров (работ, услуг) начиная с 1-го числа отчетного месяца и заканчивая днем подачи экспортного расчета. Существенное отличие нового порядка возмещения НДС состоит в том, что для расчета следует учитывать суммы налогового кредита, уплаченные в предыдущем отчетном периоде.

Шаг 3

Вариант А: до сих пор налогоплательщики также могли по собственному желанию зачислить полностью или частично сумму бюджетного и экспортного возмещения в счет будущих платежей. И не только в счет уплаты НДС, но и других налогов, сборов и обязательных платежей (п. 8.7 Закона о НДС и п. 4 Указа №857) 5. Теперь сумму возмещения можно зачислить только в счет уменьшения налоговых обязательств будущих периодов именно по налогу на добавленную стоимость и только в полном объеме. Решение о зачислении суммы бюджетного возмещения в счет уменьшения налоговых обязательств по НДС в будущих периодах налогоплательщик отражает в Декларации по НДС, которую подает по итогам отчетного периода, в котором возникло право на подачу заявления о получении бюджетного возмещения. При принятии такого решения указанная сумма не учитывается при расчете сумм бюджетного возмещения последующих налоговых периодов.

Вариант Б: раньше налогоплательщики, имевшие право на бюджетное возмещение (кроме имевших право на экспортное возмещение), должны были зачислять отрицательное значение налога в счет уменьшения налоговых обязательств в течение трех последующих налоговых периодов. И только после этого они получали право заявить о получении возмещения из Госбюджета (п. 4 Указа №857). Внесенные в Закон Украины о НДС изменения уравняли налогоплательщиков (экспортеров и всех остальных) в правах относительно получения бюджетного возмещения по НДС.

Шаг 4

Раньше основанием для получения бюджетного возмещения при осуществлении операций, облагаемых налогом по ставке 20%, были только данные налоговой декларации (пп. 7.7.3 Закона о НДС в его бывшей редакции) и Расчет доли бюджетного возмещения. К экспортерам требований было больше. Для получения экспортного возмещения, кроме соответствующего Расчета, также следовало подать ГТД, которые подтверждали бы вывоз (экспорт) товаров, или акты (другие документы), которые бы удостоверяли экспорт работ (услуг), и копии платежных документов, заверенных банком, о перечислении средств в оплату приобретенных товаров (работ, услуг), ввозных таможенных деклараций (п. 8.1 Закона о НДС). Позже от экспортеров потребовали предоставления оригинала пятого основного листа ГТД 6. Отныне на законодательном уровне установлено, что вместе с другими документами 7 налогоплательщику следует подать в соответствующий орган ГНС только копии оригиналов пятого основного листа (экземпляр декларанта) ГТД. Правда, остается неясным, должен ли налогоплательщик и в дальнейшем для получения возмещения НДС обращаться в таможенные органы за совершением на обратной стороне пятого листа ГТД надписи о вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины?

Пример   Предприятие "Украинский экспортер" осуществило в июне 2005 года следующие операции (см. таблицу 1).

Таблица 1

Операции предприятия "Украинский экспортер" в июне 2005 года
(условия примера 1)

Хозяйственные операции
Сумма
Налоговые обязательства
Налоговый кредит
Сумма для исчисления бюджетного возмещения
Объем (без НДС)
НДС
Отгружены товары на территории Украины
15000
3000
3000
-
-
Отгружены товары на экспорт (оформлены ГТД)
300000
-
-
-
-
Приобретены товары для экспорта
200000
40000
-
40000
-
Осуществлена частичная оплата приобретенных товаров для экспорта
150000
30000
-
-
30000
Получены услуги от плательщика НДС
4000
800
-
800
-
Итого    
3000
40800
30000

Таким образом, по результатам июня 2005 года наше предприятие получило отрицательное значение разницы налогового обязательства и налогового кредита. Поскольку у предприятия отсутствует налоговый долг по НДС (в т. ч. отсроченный и рассроченный), полученное отрицательное значение Декларации по НДС за июнь 2005 года в сумме 37800 грн (3000 - 40800) зачисляется в налоговый кредит следующего периода - июля 2005 года.

В июле 2005 года предприятие "Украинский экспортер" осуществило следующие операции (см. таблицу 2).

Таблица 2

Операции предприятия "Украинский экспортер" в июле 2005 года
(условия примера 1)

Хозяйственные операции
Сумма
Налоговые обязательства
Налоговый кредит
Сумма для исчисления бюджетного возмещения
Объем (без НДС)
НДС
Сумма отрицательного значения разницы налогового обязательства и налогового кредита прошлого месяца - июня 2005 года
-
-
-
37800
-
Получены товары для продажи на территории Украины
2500
500
-
500
-
Предоставлены услуги на территории Украины
35000
7000
7000
 
-
Оплачены услуги плательщика НДС, полученные в июне 2005 года
4000
800
-
-
800
Итого    
7000
38300
800

По результату июля 2005 года также получено отрицательное значение разницы налогового обязательства и налогового кредита в сумме 31300 грн (7000 - 38300). Для определения суммы бюджетного возмещения предприятию следует исчислить сумму налога, фактически уплаченную в предыдущем налоговом периоде, т. е. в июне 2005 года, поставщикам полученных им товаров (услуг). В июне 2005 года такая сумма равна 30000 грн (см. таблицу 1). Именно по данной сумме предприятие может принять решение о возврате средствами из Госбюджета или зачислении в счет налоговых обязательств будущих периодов. Остаток отрицательного значения 1300 грн (31300 - 30000) будет зачислен в налоговый кредит августа 2005 года. Для исчисления бюджетного возмещения августа 2005 года будет "использована" сумма уплаченного в июле 2005 года поставщикам налога в размере 800 грн.

Что должны делать налоговики и казначеи Госбюджета

На схеме 2 отражен порядок действий налоговых органов и органов Государственного казначейства по возмещению налогоплательщикам бюджетного возмещения НДС.

Схема 2

Порядок действий налоговых органов и органов Государственного казначейства по возмещению НДС

Шаг 1

Скорее всего, органы налоговой службы при проведении такой камеральной проверки будут руководствоваться Методическими рекомендациями по предварительному рассмотрению деклараций по НДС, утвержденными приказом ГНАУ от 03.09.2004 г. №515, в которых изложены общие положения камеральной проверки Декларации по НДС.

Шаг 2

Таким образом, Заявление о получении бюджетного возмещения НДС всегда (или почти всегда) станет основанием для внеплановой выездной проверки. Но пока неясно, какие именно 30 дней отводятся для проверки - рабочие или календарные?

При этом следует помнить, что ст. 11-1 Закона Украины от 04.12.90 г. №509-ХII "О государственной налоговой службе в Украине" определяет как одно из оснований для внеплановой проверки декларирование налогоплательщиком отрицательного значения НДС на сумму больше 100 тыс. грн. Таким образом, встреча с налоговиками в данном случае не будет зависеть от того, заявлено ли бюджетное возмещение.

Шаг 3

Форма и порядок направления налоговых уведомлений утверждены приказом ГНАУ от 21.06.2001 г. №253. Их можно обжаловать в административном и судебном порядке согласно пп. 6.4.1 Закона №2181.

Пример 1   22 августа 2005 года 8 предприятия "А" и "Б" вместе с Декларацией по НДС за июль 2005 года подали Заявление о бюджетном возмещении, расчетами бюджетного возмещения и другими документами, определенными пп. 7.7.4 Закона о НДС (см. схему 1, шаг 4). Заявленные ими суммы бюджетного возмещения составили 20 и 40 тыс. грн соответственно.

Для определения достоверности заявленного бюджетного возмещения налоговый орган в течение 30-ти дней после подачи деклараций проводит проверки (камеральные и выездные) предприятий "А" и "Б". Срок окончания проверок - 21 сентября 2005 года. 22 сентября 2005 года налоговый орган предоставляет органу Госказначейства, где уже имеются копии Деклараций по НДС за июль 2005 года предприятий А и Б, свои заключения с указанием суммы, подлежащей возмещению из бюджета.

В ходе проверки предприятия "А" обнаружено, что сумма бюджетного возмещения составляет не 20, а 35 тыс. грн. Но заключение относительно предприятия "А" подтверждает право на бюджетное возмещение этого налогоплательщика только в сумме 20 тыс. грн, так как сумма занижения заявленной суммы бюджетного возмещения в размере 15 тыс. грн учитывается в уменьшение налоговых обязательств по НДС. В этом случае считается, что налогоплательщик добровольно отказывается от получения такой суммы занижения бюджетного возмещения (пп. 7.7.7 Закона о НДС).

Заключение относительно предприятия "Б" подтверждает право на бюджетное возмещение этого налогоплательщика частично - в сумме 30 тыс. грн, поскольку вследствие проверки налоговый орган обнаружил превышение заявленной суммы возмещения в размере 10 тыс. грн 9.

Одновременно с предоставлением заключений органу Госказначейства налоговый орган направляет предприятиям "А" и "Б" налоговые уведомления о результатах проверки заявленных сумм бюджетного возмещения, обнаруженных суммах занижения и превышения и основаниях для вычета таких сумм.

Шаг 4

Заключение о возможности бюджетного возмещения подается в любом случае, даже когда по результатам проверок сумма, заявленная к бюджетному возмещению, оказалась недостоверной.

Согласно изменениям, внесенным в пп. 7.7.5 Закона о НДС Законом от 03.06.2005 г. №2642 "О внесении изменений в некоторые законы Украины" 10, свое заключение относительно бюджетного возмещения налогоплательщику орган налоговой службы должен будет подать Госказначейству в 5-дневный срок после окончания проверки.

Шаг 5

После 1 января 2006 года - даты вступления в силу пп. 7.7.8 Закона о НДС - несвоевременно уплаченная сумма бюджетного возмещения станет бюджетной задолженностью. На ее сумму орган Госказначейства самостоятельно будет рассчитывать и уплачивать пеню на уровне 120% годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения такой задолженности или на день ее (ее части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше, за каждый календарный день просрочки в уплате.

Бюджетное возмещение при осуществлении комиссионных (посреднических) экспортных операций

Осталось неизменным положение бывшего п. 8.3 Закона о НДС, согласно которому право на бюджетное возмещение в цепочке: продавец товаров - посредник, к которому не переходит право собственности на эти товары - покупатель, получает именно продавец товаров. Комиссионное вознаграждение, полученное посредником от продавца товаров, облагается налогом по ставке 20% и не включается в таможенную стоимость экспортируемых товаров (сопутствующих услуг) (пп. 7.7.9 Закона о НДС).

Кому не видать бюджетного возмещения

Согласно пп. 7.7.11 Закона о НДС, не имеют права на бюджетное возмещение лица, которые:

- зарегистрированы плательщиками НДС меньше 12 календарных месяцев до месяца, по итогам которого подается заявление о бюджетном возмещении;

- имеют объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев меньше заявленной суммы бюджетного возмещения (кроме начисления налогового кредита вследствие приобретения (строительства) основных фондов);

- не осуществляли деятельность в течение последних 12 календарных месяцев.

1 Согласно п. 13 Переходных положений Закона №2505, п. 7.7 Закона о НДС, в котором изложен новый порядок бюджетного возмещения, вступает в силу с 1 июня 2005 года, кроме пп. 7.7.8 этого пункта, вступающего в силу с 1 января 2006 года.

2 Статья 8 Закона о НДС, определявшая особенности экспортного возмещения, исключена в соответствии с Законом №2505. Порядок бюджетного возмещения НДС отныне для всех налогоплательщиков определяется п. 7.7 Закона о НДС.

3 Указ №857 утратил силу 31 марта 2005 года в соответствии с абзацем вторым п. 4 раздела ХV Конституции Украины согласно Закону №2505.

4 На момент подготовки материала к печати обновленные формы Декларации по НДС были размещены 30.06.2005 г. в разделе "Новости" на страницах сайта ГНА Украины. В этих формах для суммы, включаемой в состав налогового кредита следующего месяца, предусмотрена строка 22.2, данные из которой переносятся в строку. 23.1 декларации следующего периода.

5 Правда, действие пункта 8.7 Закона о НДС было приостановлено на 2004 год в части осуществления экспортного возмещения налога на добавленную стоимость в счет платежей по акцизному сбору согласно Закону Украины от 27.11.2003 г. №1344-IV "О Государственном бюджете Украины на 2004 год", на I квартал 2005 года - в соответствии с Законом о Госбюджете-2005.

6 См. Постановление КМУ от 01.03.2002 г. №243 "О совершенствовании механизма возмещения бюджетной задолженности по налогу на добавленную стоимость по экспорту продукции" и Порядок подтверждения сведений о фактическом вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины, утвержденный приказом ГТСУ и ГНАУ от 21.03.2002 г. №163/121.

7 Форма Заявления о возмещении и форма Расчета бюджетного возмещения определяются по процедуре, установленной центральным налоговым органом.

8 Если предельный срок подачи декларации приходится на выходной или праздничный день, такой срок переносится на следующий операционный (банковский) день (пп. 4.1.5 Закона №2181).

9 Уменьшение суммы, заявленной к возмещению из бюджета, но не возмещенной из бюджета, не приводит к штрафным санкциям - во всяком случае с этим уже давно согласились налоговики в своем приказе от 30.05.97 г. №166 (изменения, внесенные 30.09.2003 г. Приказом №466) и в письме от 04.11.2003 г. №17174/7/11-1216.

10 См. "ДК" №27/2005.


Для подтверждения права на бюджетное возмещение проверке подлежит

Наличие арифметических и методологических ошибок при заполнении Декларации по НДС и приложений к ней.

Правомерность определения базы обложения НДС операций по ставке 20%.

Должным образом оформленные ГТД, подтверждающие вывоз товаров за пределы Украины, или документы, подтверждающие осуществление операций, облагаемых налогом по ставке 0%.

Правомерность определения объемов освобожденных от налогообложения операций и операций, не подлежащих налогообложению.

Должным образом оформленные налоговые накладные или другие подобные документы, которые, согласно пп. 7.2.6 Закона о НДС, предоставляют право на налоговый кредит.

Документы, подтверждающие оплату поставщикам суммы налогового кредита в составе полученных товаров (услуг).


Особенности уплаты и возмещение НДС в 2005 году

На 2005 год (впрочем, как и на 2004-й) приостановлено действие абзаца второго пп. 7.1.1 Закона №2181, согласно которому налоговые обязательства или налоговый долг налогоплательщика (в т. ч. по НДС) может быть погашен путем взаиморасчетов непогашенных встречных денежных обязательств соответствующего бюджета перед таким налогоплательщиком, возникших согласно нормам налогового или бюджетного законодательства или гражданско-правовых соглашений (Закон о Госбюджете-2005 и Закон №2505).

В 2005 году возмещение НДС для экспортера не зависит от полноты получения валютной выручки за экспортированные товары - истек срок действия статьи 9 Закона Украины от 27.11.2003 г. №1344 "О Государственном бюджете Украины на 2004 год".

В 2005 году, согласно статье 8 Закона о Госбюджете-2005, органы государственной налоговой службы Украины:

- будут зачислять суммы бюджетного возмещения по НДС в счет реструктуризированных и/или отсроченных (рассроченных) сумм налога на добавленную стоимость и других налогов, причитающихся государственному бюджету независимо от определенного срока их реструктуризации и/или отсрочки (рассрочки);

- будут осуществлять возмещение НДС налогоплательщику, имеющему просроченную задолженность перед государством по кредитам, займам и финансовой помощи на возвратной основе, исключительно в счет погашения такой задолженности.


Нормативная база

Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.97 г. №168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость".

Закон о Госбюджете-2005 - Закон Украины от 23.12.2004 г. №2285-IV "О Государственном бюджете Украины на 2005 год".

Закон №2505 - Закон Украины от 25.03.2005 г. №2505-IV "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" и некоторые другие законодательные акты Украины".

Закон №2181 - Закон Украины от 21.12.2000 г. №2181-IV "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами".

Указ №857 - Указ Президента Украины от 07.08.98 г. №857/98 "О некоторых изменениях в налогообложении".

Порядок №209 - Порядок возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденный приказом Государственной налоговой администрации, Государственного казначейства Украины от 02.07.97 г. №209/72.

Ирина ЗУБРИЦКАЯ, аудитор, судебный эксперт



Следующая статья:  В начало статьи 



Вывески — не реклама! Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Налоговый учет
Наверное, ни одно предприятие не обходится без вывески, на которой, в частности, изображено название организации. А считается ли вывеска рекламой и нужно ли в таком случае платить налог на рекламу?...

В рубрике: 


НДС с минусом: дальнейшая судьба Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
Февраль 2015 года был тяжелым отчетным периодом для тех плательщиков НДС,
которые имели по состоянию на 01.02.2015 г. отрицательное значение по
данному налогу. Но даже после сдачи отчетности по НДС за февраль у многих
плательщиков налога остае...

Как использовать переплату по НДС Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
На 1 мая 2015 г. у предприятия не было налогооблагаемых операций по НДС в
течение последних 11 месяцев. При этом в карточке лицевого счета по НДС
числится переплата, возникшая за счет излишне уплаченных денежных
обязательств, оставшихся непога...

0.090239