ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...

Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 28 (11.7.2005)
Суть дела :: Практика

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Вывески — не реклама!

Наверное, ни одно предприятие не обходится без вывески, на которой, в частности, изображено название организации. А считается ли вывеска рекламой и нужно ли в таком случае платить налог на рекламу? Попытаемся ответить. 1


Что такое вывеска и где она применяется?

По определению, приведенному в Толковом словаре украинского языка2, вывеска - это доска из любого материала, на которой сделана надпись, иногда с рисунком, обозначающая род деятельности или название предприятия, учреждения и т. п., табличка. В более узком значении под вывеской подразумевается элемент оформления фасада, содержащий информацию о наименовании лица, включая гербы, эмблемы, торговые марки (знаки для товаров и услуг), или о его продукции в витрине сооружения, где это лицо занимает помещение.

На площади внешней поверхности здания, сооружения, где осуществляет свою деятельность юридическое лицо или предприниматель, могут находиться:

1) сведения о производителе продукции, работ (услуг) или продавце товара;

2) обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц (знак);

3) информация о товарах или услугах, предлагаемых к продаже (предоставлению).

Как указано в п. 3 ст. 19 Закона о защите прав потребителей, продавец и/или исполнитель (предприятие, учреждение, организация или гражданин-предприниматель, реализующие товары и/или выполняющие работы или предоставляющие услуги), обязан предоставить потребителю достоверную и доступную информацию о наименовании, принадлежности и режиме работы своего предприятия. Требование о том, что на фасаде торгового помещения субъекта хозяйственной деятельности должна быть вывеска с указанием названия субъекта хозяйственной деятельности и собственника или уполномоченного им органа, содержится также в п. 10 Порядка занятия торговой деятельностью. А согласно пп. 2.2 Закона о рекламе, его действие не распространяется на отношения, связанные с распространением информации, обязательность размещения и обнародования которой определена другими законами Украины. Таким образом, размещение на вывеске информации о продавце не является рекламой.

В сфере хозяйствования использованием торговой марки 3, в частности, признается применение ее: в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, во время показа экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Украине, в проспектах, счетах, на бланках и в другой документации, связанной с введением указанных товаров и услуг в хозяйственное (коммерческое) обращение (ст. 157 ХК). Как следует из вышеприведенного, а также из п. 4 статьи 16 Закона об охране прав на знаки, нанесение знака на вывеску и применение его в рекламе - это различные формы использования знака владельцем свидетельства. По мнению автора, изображение на вывеске обозначения, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц (знака), нельзя отождествлять с использованием этого знака в рекламе. Кроме того, слово "вывеска", которое в старой редакции Закона о рекламе упоминалось только в контексте того, что на нее не нужно получать разрешение, в редакции Закона от 11.07.2003 г. не употребляется вообще. Также нет этого термина и в Типовых правилах размещения внешней рекламы. А значит, формулировка надписей на вывеске не регламентируется положениями законодательства о рекламе.

Место, где реализуется товар, - исключение?

Согласно Закону о рекламе, размещение информации о производителе товара и/или товаре в местах, где этот товар реализуется или предоставляется потребителю, не считается рекламой (п. 7 статьи 8 Закона о рекламе). Под словом "товар" здесь подразумевается: любой предмет хозяйственного обращения, в том числе продукция, работы, услуги, ценные бумаги, объекты права интеллектуальной собственности.

Комитет ВРУ по вопросам свободы слова и информации в письме от 01.10.2003 г. высказал мнение, что в части седьмой статьи 8 Закона о рекламе речь идет об "информации о товаре и/или его производителе, которая объективно необходима потребителю для осуществления сознательного выбора товара, его надлежащего использования, защиты своих потребительских прав и т. п. (информация о настоящих потребительских качествах товара, о порядке его использования, утилизации и т. п., о надлежащих действиях потребителя в тех или иных случаях в связи с приобретением и использованием товара, контактная информация о производителе и т. п.). Такая информация не может содержать призывов к приобретению или не приобретению того или иного товара, призывов воспользоваться услугами того или иного производителя и т. п.". С этим соглашается и Госпредпринимательство в Письме №6253 4.

Поскольку информация на вывеске объективно необходима потребителю для осуществления сознательного выбора и, не призывая к приобретению, носит лишь информационный характер, считаем, что позицию официальных органов можно использовать в нашу пользу. Хотя не исключено, что здесь имели в виду "уголок потребителя", поскольку о настоящих потребительских качествах товара, о порядке его использования, утилизации, о надлежащих действиях потребителя в тех или иных случаях в связи с использованием товара на вывесках не пишут.

Кроме того, размещение информации о товаре на вывесках не подпадает под действие Типовых правил размещения внешней рекламы. В соответствии с этими правилами внешняя реклама размещается на основании разрешений и в порядке, установленном исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов. Реклама должна быть четко отделена от другой информации, независимо от форм или способов распространения, таким образом, чтобы ее можно была идентифицировать как рекламу (п. 1 ст. 9 Закона о рекламе). Согласно этой же статье 9, рекламой является: информационный, авторский или редакционный материал, в котором привлекается внимание к конкретному лицу или товару и который формирует или поддерживает осведомленность и интерес зрителей (слушателей, читателей) к этому лицу или товару. Из вышеприведенного можно сделать вывод, что вывеска с надписью "Ткани", установленная на фасаде магазина, торгующего тканями, не является рекламоносителем.

Последнее слово - за органом местного самоуправления?

Статьей 18 Декрета о местных налогах органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно устанавливать и определять порядок уплаты местных налогов и сборов. Так, например, в Положении о налоге на рекламу в г. Киеве сказано, что от обложенияналогом на рекламу согласно настоящему положению освобождаются: "Информационные вывески, которые размещаются в помещениях, используемых для реализации товаров, включая витрины".

Однако ГНА Украины высказывается по этому поводу довольно загадочно. В Письме №15031 указано: "Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики письмом от 27.11.2003 г. №3-3/16-8556 уведомил ГНАУ, что предоставление ответа на вопрос наподобие: является ли информация рекламой или соответствует ли реклама требованиям Закона Украины "О рекламе", возможно только при условии рассмотрения всех обстоятельств дела с соблюдением необходимой процедуры".

Налоговый и бухгалтерский учет

Вывеска может быть изготовлена как собственными силами предприятия, так и с привлечением подрядных организаций. Расходы на приобретение любых материальных ценностей, стоимость которых не превышает 1000 грн и которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика больше года, включаются в состав валовых расходов согласно пп. 5.9 Закона о прибыли. Для цели налогового учета прироста (убыли) оценка балансовой стоимости запасов (в том числе товаров (кроме подлежащих амортизации) и малоценных предметов), выбывающих со склада, определяется по методам бухгалтерского учета. В отчетном периоде ввода в эксплуатацию стоимость понесенных расходов на изготовление и установку вывески списывается со стоимости остатков. Таким образом, если расходы на изготовление вывески не превышают одной тысячи гривень, они будут отражены в таблице 1 "Расчета прироста (убыли) балансовой стоимости запасов" приложения К1/1 к Декларации по налогу на прибыль предприятия в строке по коду А4.

Если же стоимость изготовления вывески составляла более 1000 грн, то в налоговом учете эту операцию необходимо отразить как увеличение балансовой стоимости основных фондов группы 3. Амортизацию следует начинать начислять с квартала, следующего за тем, в котором оприходован объект или ценности, входящие в состав группы 3, независимо от фактического осуществления расчетов за такие основные фонды 5.

Что касается НДС, уплаченного при изготовлении вывески, то согласно пп. 7.4.1 Закона о НДС налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) налогоплательщиком в течение такого отчетного периода в связи с приобретением (сооружением) основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов), с целью дальнейшего использования в производстве и/или поставки товаров (услуг) для налогооблагаемых операций в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика. Таким образом, основные требовании для наличия у предприятия права на налоговый кредит - использование товара (основного фонда):

1) в налогооблагаемых операциях;

2) в хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В бухгалтерском учете до момента ввода в эксплуатацию затраты на приобретение (изготовление) следует учитывать на счете 153. В первоначальную стоимость актива, с отражением в учете капитальных инвестиций, включаются расходы на доставку, установку, монтаж, наладку и другие расходы для обеспечения ввода в эксплуатацию таких основных средств. Расчеты с поставщиками необоротных активов стоит отражать отдельно от расчетов с поставщиками запасов. Для отражения задолженности перед поставщиками необоротных активов целесообразно использовать счет 685 "Расчеты с другими кредиторами". Рассмотрим на примере.

Пример

Предприятие-заказчик услуг является плательщиком НДС и осуществляет только налогооблагаемые операции.

Стоимость услуг по изготовлению и установке вывески составила 1260 грн (в т. ч. НДС - 210 грн).

В бухгалтерском учете стоимость вывески, а также расходы, связанные с ее монтажом, как один объект необоротных активов в сумме 1050,00 грн будет учитываться на счете 11 "Другие необоротные материальные активы". Бухгалтерский учет будет таким, как показано в таблице.

Таблица

Отражение операций по условиям примера в бухгалтерском учете

п/п
Хозяйственная операция
Д-т счета
К-т счета
Сумма, грн
Увеличение балансовой стоимости группы 3
1.
Оплачены вперед услуги по изготовлению и монтажу вывески на основании полученного счета
377
311
1260,00
1050,00*
2.
Отражена сумма налогового кредита по НДС
641
644
210,00
-
3.
Получен объект и отражены расходы в составе капитальных инвестиций
153
685
1050,00
-
4.
Списана сумма ранее отраженного налогового кредита (получена налоговая накладная)
644
685
210,00
-
5.
Взаимозачет задолженностей между исполнителем работ и заказчиком
685
377
1050,00
-
* Балансовая стоимость группы 3 увеличивается в периоде, следующем после периода, в котором были осуществлены расходы на приобретение вывески.

1 Ответы на другие вопросы, связанные с рекламой, подписчики найдут в приложении "Реклама на предприятии", которое выйдет в июле вместе с "ДК" №30.

2 Толковый словарь украинского языка. / Составители Ковалева Т. В., Коврига Л. П. - Харьков: Синтекс, 2002. - 672 с.

1 Торговой маркой может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений, пригодных для отделения товаров (услуг), производимых (предоставляемых) одним лицом, от товаров (услуг), производимых (предоставляемых) другими лицами. Такими обозначениями могут быть, в частности, слова, буквы, цифры, изобразительные элементы, комбинации цветов (статья 492 ГК).

1 См. "Дебет-Кредит" №47/2003.

1 См., в частности, письмо ГНАУ от 13.09.2004 г. №7978/6/15-1116 ("Дебет-Кредит" №11/2005).


Нормативная база

ГК - Гражданский кодекс Украины.

ХК - Хозяйственный кодекс Украины.

Закон о рекламе - Закон Украины от 03.07.96 г. №270/96-ВР "О рекламе".

Закон о прибыли - Закон Украины от 28.12.94 г. №334/94-ВР "О налогообложении прибыли предприятий".

Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.97 г. №168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость".

Закон о защите прав потребителей - Закон Украины от 12.05.91 г. №1023-XII "О защите прав потребителей".

Закон об охране прав на знаки - Закон Украины от 15.12.93 г. №3689-XII "Об охране прав на знаки для товаров и услуг".

Декрет о местных налогах - Декрет Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. №56-93 "О местных налогах и сборах".

Порядок занятия торговой деятельностью - Порядок занятия торговой деятельностью и правила торгового обслуживания населения, утвержденные Постановлением КМУ от 08.02.95 г. №108.

Типовые правила размещения внешней рекламы - Типовые правила размещения внешней рекламы, утвержденные постановлением КМУ от 29.12.2003 г. №2067.

Письмо Комитета ВРУ - Письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова и информации от 01.10.2003 г. б/н "О применении отдельных положений Закона Украины "О рекламе" в редакции от 11 июля 2003 года".

Письмо №6253 - Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 31.10.2003 г. №6253 "О рассмотрении письма".

Письмо №15031 - Письмо ГНАУ от 10.08.2004 г. №15031/7/15-3417 "Об определении норм обложения налогом на рекламу информации, размещаемой на веб-сайте".

Положение о налоге на рекламу в г. Киеве - Положение о налоге на рекламу в г. Киеве, утвержденное решением Киевского городского совета от 24.04.2003 г. №360/520.

Любовь ПРИЙМА, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Пособие на погребение — что нужно знать Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Практика
Закон о доходах установил необлагаемый размер пособия на погребение, если оно выплачивается работодателем, а также установил условия, при которых пособие было бы необлагаемым...

В рубрике: 


Страхование имущества предприятия Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
Может ли предприятие застраховать свое имущество? Как такие операции отражаются
в учете в 2015 году? ...

Ответственность за неподачу формы №4 Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
В практике отечественного бизнеса периодически возникают определенные
«дедлайны», в которых при отсутствии надлежащей организации должны принять
участие все или подавляющая часть субъектов хозяйствования, под угрозой
крупного штрафа. В этом го...

0.032558