(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Документы для работы № 08 (25.2.2013)
Налоговое администрирование

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Положение о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы

Вступил в силу с 29.12.2012
Утверждено приказом Минфина Украины от 19.11.2012 г. №1203

Смотри комментарий

Зарегистрировано в Минюсте Украины 07.12.2012 г. под №2046/22358
Опубликовано в «ОВУ» 29.12.2012 г.

По сути. Минфин определил порядок подачи и рассмотрения органами ГНС жалоб налогоплательщиков при обжаловании в административном порядке налоговых уведомлений-решений или каких-либо иных решений органов ГНС.

! Налогоплательщикам

1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 19-1 раздела I, статьями 55 и 56 главы 4 раздела II Налогового кодекса Украины, статьями 6 — 8, 18 Закона Украины «Об обращениях граждан» и определяет порядок подачи и рассмотрения органами государственной налоговой службы жалоб налогоплательщиков при обжаловании в административном порядке налоговых уведомлений-решений об определении сумм денежных обязательств налогоплательщика или каких-либо иных решений органов государственной налоговой службы.

2. Органы государственной налоговой службы рассматривают жалобы налогоплательщиков на налоговые уведомления-решения об определении сумм денежных обязательств налогоплательщика или какие-либо иные решения органов государственной налоговой службы относительно налогов, сборов, взимаемых в бюджеты и государственные целевые фонды, а также относительно законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на органы государственной налоговой службы, кроме пошлины, акцизного налога, налога на добавленную стоимость и других налогов, сборов, которые в соответствии с налоговым законодательством взимаются в случае ввоза (пересылки) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или территорию свободной таможенной зоны или вывоза (пересылки) товаров и предметов с таможенной территории Украины или с территории свободной таможенной зоны.

Не подлежит обжалованию налогоплательщиком налоговое обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком в налоговой декларации (расчете).

3. Действие настоящего Положения не распространяется на рассмотрение жалоб налогоплательщиков на налоговые уведомления-решения и решения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего Положения, которые обжалованы в судебном порядке.

Отказ в принятии жалобы налогоплательщика запрещается. Регистрация жалобы должна происходить в день ее подачи или поступления в орган государственной налоговой службы.

Налогоплательщик одновременно с подачей жалобы вышестоящему контролирующему органу обязан в письменном виде уведомлять контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято иное решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или какого-либо иного решения.

4. В жалобе должны быть указаны:

а) фамилия, имя, отчество, место жительства физического лица — плательщика налога, для юридического лица — плательщика налога — наименование, местонахождение, а также адрес, по которому необходимо направить решение по жалобе;

б) наименование органа государственной налоговой службы, которым выдано налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства налогоплательщика или какое-либо иное обжалуемое решение органа государственной налоговой службы, дата и номер, название налога, сбора или штрафной (финансовой) санкции и сумма;

в) суть затронутого вопроса, просьбы или требования и обоснование несогласия налогоплательщика с суммой денежного обязательства, определенной органом государственной налоговой службы в налоговом уведомлении-решении, или несогласия с иным решением органа государственной налоговой службы;

г) сведения об уведомлении или неуведомлении соответствующего органа государственной налоговой службы о подаче жалобы вышестоящему органу государственной налоговой службы;

ґ) подпись физического лица — плательщика налога, для юридического лица — плательщика налога — подпись руководителя или лица, исполняющего обязанности руководителя юридического лица — плательщика налога. Если жалоба в интересах физического лица — плательщика налога или юридического лица — плательщика налога подается ее представителем, то к жалобе приобщается копия доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства;

д) перечень прилагаемых к жалобе документов и расчетов. В случае направления жалобы по почте прилагается опись вложенного и уведомление о вручении.

5. Жалоба, оформленная без соблюдения требований, указанных в подпункте «ґ» пункта 4, либо оформленная без соблюдения требований, указанных в подпунктах «а» — «г» пункта 4 настоящего Положения, что не позволяет рассмотреть жалобу по существу, возвращается подавшему (направившему) ее лицу с соответствующими разъяснениями не позднее пяти дней со дня получения такой жалобы.

6. Если вопросы, затронутые в жалобе, полученной органом государственной налоговой службы, не относятся к компетенции органов государственной налоговой службы, то такая жалоба в срок не более пяти дней пересылается по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем уведомляется лицо, подавшее жалобу. Жалоба, поданная с нарушением порядка, установленного настоящим Положением, не подлежит рассмотрению по существу и возвращается лицу, подавшему жалобу, с разъяснением порядка и сроков обжалования налоговых уведомлений-решений или каких-либо иных решений органов государственной налоговой службы.

Не рассматриваются повторные обращения в один и тот же орган государственной налоговой службы от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если первое решено по существу.

7. Днем подачи жалобы считается день фактического получения жалобы соответствующим органом государственной налоговой службы, а в случае направления жалобы по почте — дата получения отделением почтовой связи от налогоплательщика почтового отправления с жалобой, указанная отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления или на конверте.

В случае отсутствия уведомления о вручении и описи вложения почтового отправления и оттиска календарного штемпеля отделения почтовой связи на почтовом отправлении (конверте, бандероли), что не позволяет установить дату получения отделением почтовой связи жалобы, датой подачи жалобы считается дата поступления жалобы в орган государственной налоговой службы.

8. Подача первичной жалобы.

8.1. Если налогоплательщик считает, что орган государственной налоговой службы неверно определил сумму денежного обязательства или принял какое-либо иное решение, противоречащее законодательству или выходящее за пределы полномочий органов государственной налоговой службы, установленных Налоговым кодексом Украины или другими законами Украины, такой налогоплательщик имеет право обратиться в вышестоящий орган государственной налоговой службы с жалобой о пересмотре данного решения, которая подается в письменной форме с надлежаще засвидетельствованными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает нужным представить.

8.2. Жалоба подается в орган государственной налоговой службы в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или какого-либо иного обжалуемого решения органа государственной налоговой службы.

Жалобы на решения органов государственной налоговой службы районного уровня подаются в органы государственной налоговой службы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Жалобы на решения специализированных органов государственной налоговой службы подаются в органы государственной налоговой службы в округах.

Жалобы на решения органов государственной налоговой службы округов подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику.

Жалобы на решения региональных управлений Департамента по контролю за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий подаются в Департамент по контролю за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику.

Жалобы на решения Департамента по контролю за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику.

8.3. Если в соответствии с Налоговым кодексом Украины орган государственной налоговой службы самостоятельно определяет денежное обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование решений органа государственной налоговой службы в течение тридцати календарных дней, следующих за днем поступления налогового уведомления-решения (решения) органа государственной налоговой службы.

8.4. Указанный в подпункте 8.3 настоящего пункта тридцатидневный срок для обжалования распространяется, в том числе, на:

а) суммы денежного обязательства по плате за землю, начисленного органами государственной налоговой службы физическим лицам;

б) решение о:

распределении суммы денежных обязательств или налогового долга между налогоплательщиками, которые возникают в результате реорганизации;

погашении денежных обязательств или налогового долга, обеспеченных налоговым залогом, до проведения такой реорганизации;

установлении солидарной ответственности за уплату денежных обязательств реорганизуемого налогоплательщика в отношении всех лиц, образованных в процессе реорганизации, что влечет за собой применение режима налогового залога ко всему имуществу таких лиц;

распространении права налогового залога на имущество налогоплательщика, создаваемого путем объединения других налогоплательщиков, если один или больше из них имели денежные обязательства или налоговый долг, обеспеченный налоговым залогом.

9. Подача повторной жалобы.

9.1. В случае если орган государственной налоговой службы принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы, налогоплательщик вправе обратиться в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с повторной жалобой в вышестоящий орган государственной налоговой службы.

Жалобы на решения государственной налоговой службы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, округах подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику.

Жалобы на решения Департамента по контролю за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику.

9.2. Налогоплательщики к жалобе могут прилагать надлежаще засвидетельствованные копии документов, расчеты и доказательства, которые налогоплательщик считает нужным представить.

9.3. Если налогоплательщик к жалобе не приложил копии документов, указанных в подпункте 9.2 настоящего пункта, вышестоящий орган государственной налоговой службы, уполномоченный рассматривать жалобу, истребует ксерокопии данных документов от органа государственной налоговой службы, решение которого обжалуется.

10. Обязанность доказывания того, что любое начисление, осуществленное органом государственной налоговой службы в определенных Налоговым кодексом Украины случаях, или какое-либо иное решение органа государственной налоговой службы является правомерным, возлагается на органы государственной налоговой службы.

11. Жалоба, поданная с соблюдением порядка и сроков, определенных подпунктами 8.2 и 8.3 пункта 8 и подпунктом 9.1 пункта 9 настоящего Положения, приостанавливает исполнение налогоплательщиком денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок со дня подачи такой жалобы в орган государственной налоговой службы до дня окончания процедуры административного обжалования.

В течение указанного срока обжалуемые налоговые требования по налогу не направляются, а сумма обжалуемого денежного обязательства считается несогласованной.

В случае когда последний день сроков, указанных в подпунктах 8.2 и 8.3 пункта 8, подпункте 9.1 пункта 9, пункте 13 настоящего Положения, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

12. Жалоба, поданная с нарушением порядка и сроков, определенных подпунктами 8.2 и 8.3 пункта 8 и подпунктом 9.1 пункта 9 настоящего Положения, не подлежит рассмотрению органами государственной налоговой службы.

Сроки подачи заявлений о пересмотре решений органов государственной налоговой службы подлежат продлению руководителем органа государственной налоговой службы (заместителем руководителя) по письменному запросу налогоплательщика, если такой налогоплательщик в течение указанных сроков:

1) находился за пределами Украины;

2) находился в плавании на морских судах за рубежом Украины в составе команды (экипажа) таких судов;

3) находился в местах лишения свободы по приговору суда;

4) имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением или пленом на территории других государств или в силу иных обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально;

5) был признан по решению суда безвестно отсутствующим или находился в розыске в случаях, предусмотренных законом.

Продление предельных сроков для подачи заявлений о пересмотре решений органов государственной налоговой службы по указанным основаниям осуществляется для налогоплательщиков — физических лиц, а также для должностных лиц юридического лица — плательщика налога, если в течение предельных сроков, определенных в подпунктах 8.2 и 8.3 пункта 8 и подпункте 9.1 пункта 9 настоящего Положения, у такого юридического лица — плательщика налога не было других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством начислять, взимать и вносить в бюджет налоги, сборы, а также вести бухгалтерский учет, составлять и представлять налоговую отчетность.

13. Орган государственной налоговой службы обязан принять мотивированное решение и направить его в течение двадцати календарных дней, следующих за днем получения жалобы налогоплательщика, по адресу налогоплательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.

Руководитель органа государственной налоговой службы (заместитель руководителя) может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика сверх срока, определенного в абзаце первом настоящего пункта, но не больше шестидесяти календарных дней, и в письменном виде уведомить об этом налогоплательщика до истечения срока, определенного в абзаце первом настоящего пункта.

В случае если руководитель органа государственной налоговой службы (заместитель руководителя) в соответствии с процедурой административного обжалования принимает решение о продлении сроков рассмотрения жалобы налогоплательщика сверх сроков, определенных в абзаце первом настоящего пункта, пеня не начисляется в течение таких дополнительных сроков независимо от результатов административного обжалования.

14. Орган государственной налоговой службы при рассмотрении жалобы налогоплательщика проверяет правомерность начисления, произведенного органом государственной налоговой службы, в случаях, определенных Налоговым кодексом Украины, или принятия какого-либо обжалуемого решения органа государственной налоговой службы и принимает одно из следующих решений:

а) оставляет налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства налогоплательщика или какое-либо иное обжалуемое решение органа государственной налоговой службы без изменений, а жалобу без удовлетворения;

б) отменяет в определенной части налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства налогоплательщика или какое-либо иное обжалуемое решение органа государственной налоговой службы и не удовлетворяет жалобу налогоплательщика в определенной части;

в) отменяет налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства налогоплательщика или какое-либо иное обжалуемое решение органа государственной налоговой службы и удовлетворяет жалобу налогоплательщика полностью;

г) увеличивает сумму денежного обязательства или налогового долга;

ґ) оставляет в случаях, предусмотренных статьей 8 Закона Украины «Об обращениях граждан», жалобу без рассмотрения и возвращает автору.

В случае когда нормы Налогового кодекса Украины или иного нормативно-правового акта, изданного на основании этого Кодекса, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего существует возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.

При рассмотрении жалобы налогоплательщика при административном обжаловании могут учитываться налоговые консультации, предоставленные такому налогоплательщику органами государственной налоговой службы с учетом положений статьи 53 главы 3 раздела II Налогового кодекса Украины.

Уменьшенная или увеличенная сумма денежного обязательства (налогового долга) может быть обжалована налогоплательщиком в порядке и сроки, определенные настоящим Положением.

15. По результатам проведения процедуры административного обжалования принимается решение, которое оформляется в соответствии с требованиями законодательства о языках. Содержание решения состоит из вступительной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Решение оформляется на бланке органа государственной налоговой службы, который рассматривал жалобу.

Во вступительной части решения указываются полное наименование юридического лица, подавшего жалобу, фамилия и инициалы должностного лица налогоплательщика — юридического лица или физического лица — плательщика налога, сведения о предмете обжалования, дата принятия жалобы к рассмотрению (дата и номер указываются по данным журнала регистрации входящей корреспонденции).

Описательная часть решения должна содержать перечень документов, которые были приняты во внимание при рассмотрении жалобы, дату и номер налогового уведомления-решения об определении суммы денежного обязательства налогоплательщика или какого-либо иного решения органа государственной налоговой службы и наименование органа государственной налоговой службы, выдавшего указанные документы, и краткое изложение требований и ходатайства, указанных в жалобе.

В мотивировочной части решения должны быть приведены результаты исследования материалов жалобы и доказательства, на которых основываются выводы органа государственной налоговой службы, рассматривавшего жалобу, а также ссылка на конкретные статьи и пункты Налогового кодекса Украины и других нормативно-правовых актов, которыми обоснован ответ на жалобу.

Резолютивная часть решения должна содержать заключение об удовлетворении или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в удовлетворении требований или ходатайства, изложенных в жалобе, об увеличении суммы налогового обязательства или налогового долга или оставлении жалобы без рассмотрения.

В решении также указывается, что в случае несогласия лица, подавшего жалобу, с принятым решением такое решение может быть обжаловано в вышестоящий орган государственной налоговой службы в сроки, определенные в настоящем Положении, или в судебном порядке.

Решение по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика принимает руководитель органа государственной налоговой службы (заместитель руководителя). Оригинал решения после указания регистрационного номера исходящей корреспонденции направляется (предоставляется) налогоплательщику.

Решение считается направленным (предоставленным) юридическому лицу — налогоплательщику, если оно вручено должностному лицу или уполномоченному лицу такого юридического лица — налогоплательщика под расписку или отправлено по почте с уведомлением о вручении по адресу, указанному юридическим лицом — налогоплательщиком непосредственно в жалобе в качестве адреса, по которому необходимо направить решение по результатам рассмотрения жалобы.

Решение считается направленным (предоставленным) физическому лицу — налогоплательщику, если оно вручено лично физическому лицу или его представителю под расписку или отправлено по почте с уведомлением о вручении по адресу, указанному физическим лицом — налогоплательщиком в жалобе в качестве адреса, по которому необходимо направить решение по результатам рассмотрения жалобы.

Копия решения, принятого вышестоящим органом государственной налоговой службы по результатам рассмотрения первичной жалобы налогоплательщика, направляется для исполнения в орган государственной налоговой службы по месту постановки на учет налогоплательщика и хранится в деле с материалами рассмотрения жалобы, которые приобщаются к делу налогоплательщика.

Копия решения, принятого вышестоящим органом государственной налоговой службы по результатам рассмотрения повторной жалобы налогоплательщика, направляется для исполнения в орган государственной налоговой службы по месту постановки на учет налогоплательщика и в вышестоящий орган государственной налоговой службы, который рассматривал первичную жалобу налогоплательщика.

Копия решения, принятого вышестоящим органом государственной налоговой службы по результатам рассмотрения повторной жалобы налогоплательщика, хранится в деле с материалами рассмотрения жалобы.

В случае когда почта не может вручить налогоплательщику решение по результатам рассмотрения жалобы ввиду отсутствия по местонахождению должностных лиц, их отказа принять решение по результатам рассмотрения жалобы, ненахождения фактического места расположения (местонахождения) налогоплательщика или по другим причинам, решения по результатам рассмотрения жалобы считаются врученными налогоплательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

16. Если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение двадцатидневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя органа государственной налоговой службы (заместителя руководителя), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков. Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика, если решение руководителя органа государственной налоговой службы (заместителя руководителя) о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено налогоплательщику до окончания двадцатидневного срока.

17. Процедура административного обжалования заканчивается:

днем, следующим за последним днем срока, предусмотренного для подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или какое-либо иное решение соответствующего органа государственной налоговой службы, в случае когда такая жалоба не была подана в указанный срок;

днем получения налогоплательщиком решения органа государственной налоговой службы о полном удовлетворении жалобы;

днем получения налогоплательщиком решения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику;

днем обращения налогоплательщика в контролирующий орган с заявлением о рассрочке, отсрочке обжаловавшихся налоговых обязательств.

Решение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, принятое по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.

День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства налогоплательщика.

18. Обжалование постановлений по делу об административном правонарушении, вынесенных органами государственной налоговой службы, осуществляется в порядке, определенном Кодексом Украины об административных правонарушениях и разделом IV Инструкции по оформлению органами государственной налоговой службы материалов об административных правонарушениях, утвержденной приказом Государственной налоговой администрации Украины от 28 октября 2009 года №585, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 29 декабря 2009 года под №1262/17278.

19. Лицо, подавшее жалобу на налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства налогоплательщика или какое-либо иное решение органа государственной налоговой службы, имеет право:

лично изложить аргументы лицу, проверявшему жалобу, и участвовать в проверке поданной жалобы;

ознакомиться с материалами проверки;

представлять дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом государственной налоговой службы, который рассматривает жалобу;

присутствовать при рассмотрении жалобы;

пользоваться услугами адвоката или представителя, оформив это полномочие в установленном законом порядке;

получить решение по результатам рассмотрения жалобы;

выражать устно или в письменном виде требование о соблюдении тайны рассмотрения жалобы;

требовать возмещения убытков, если они стали результатом неправомерных решений;

отзывать поданную жалобу в любое время до принятия решения по результатам рассмотрения жалобы. Отзыв жалобы производится по письменному заявлению лица, подавшего жалобу.

Директор Департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Н. ЧМЕРУК



Следующая статья:  Комментарий ДК...  В начало статьи 





О доработке электронных контрольно-кассовых аппаратов Фрагмент статьи (только начало)
Лист ДПС України від 26.12.2012 № 12567/0/71-12/22-1317/1425
Регуляторная политика
Производители РРО должны обеспечивать доработку находящихся у пользователей РРО путем обновления версии внутреннего программного обеспечения для создания контрольной ленты в электронной форме. ...

В рубрике: 


О международных договорах об избежании двойного налогообложения Фрагмент статьи (только начало)
Лист Інші від 30.1.2015 № 2809/7/99-99-12-01-03-17
№ 17-18 (27.4.2015) :: Налоговое администрирование
ГФСУ проинформировала, с какими странами действуют договоры об избежании
двойного налогообложения. ...

О неприменении органами государственной фискальной службы положений пп. 4.1.4 п. 4.1 ст. 4 и п. 56.21 ст. 56 Налогового кодекса Украины (извлечение) Фрагмент статьи (только начало)
Лист Мін'юст України від 10.10.2014 № 513-0-2-14/8.2
№ 09 (2.3.2015) :: Налоговое администрирование
Министерство юстиции умело уклонилось от ответа на вопрос о неприменении
органами ГФСУ принципа правомерности решений налогоплательщиков. ...

0.015186