(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Документы для работы № 27 (8.7.2013)
Отдельные виды деятельности

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Лист Інші от 27.5.2013 № 3642/6/99-99-19-04-01-15

О признании правочинов недействительными

Смотри комментарий

Письмо Министерства доходов и сборов Украины от 27.05.2013 г. №3642/6/99-99-19-04-01-15

По сути. По мнению Миндоходов, органы ГНС могут отражать в акте проверки признаки ничтожности правочинов, но доначисление налоговых обязательств должно осуществляться исключительно за нарушение норм налогового законодательства.

! Налогоплательщикам

Министерство доходов и сборов Украины рассмотрело письма <...> относительно признания правочинов недействительными и в пределах компетенции сообщает следующее.

О праве органов ГНС Украины устанавливать факт недействительности/ничтожности правочинов

Нормами действующего законодательства Украины на органы государственной налоговой службы Украины возложена задача осуществлять контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов (других обязательных платежей) в бюджеты.

Частью первой ст. 203 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК Украины) определено, что содержание правочина не может противоречить, в частности, моральным принципам общества. Следовательно, правочин, заключенный с целью, противоречащей интересам государства и общества, противоречит и моральным принципам общества. Правочин должен быть направлен на реальное наступление правовых последствий, которые обусловлены им (часть пятая ст. 203 ГК Украины). Несоблюдение в момент совершения правочина стороной (сторонами) данного требования служит основанием для признания правочина недействительным.

В ГК Украины разделены недействительные правочины на две группы: оспариваемые и ничтожные. Разница между ними заключается в том, что оспариваемый правочин является недействительным в силу признания его судом, а ничтожный — в силу предписания закона. В этом случае признание такого правочина недействительным судом не требуется (ст. 215 ГК Украины).

В соответствии с частью второй ст. 228 ГК Украины ничтожным, в частности, является правочин, нарушающий публичный порядок.

Правочин считается нарушающим публичный порядок, если он был направлен на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, уничтожение, повреждение имущества физического или юридического лица, государства, Автономной Республики Крым, территориальной общины, незаконное завладение им.

В соответствии со ст. 216 ГК Украины недействительный правочин не создает юридических последствий, кроме тех, которые связаны с его недействительностью. При этом требование о применении последствий недействительности ничтожного правочина может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

Согласно части третьей ст. 228 ГК Украины в случае несоблюдения требования о соответствии правочина интересам государства и общества, его моральным принципам такой правочин может быть признан недействительным. Если признанный судом недействительный (оспариваемый, ничтожный) правочин был совершен с целью, которая заведомо противоречит интересам государства и общества, то в случае наличия умысла у обеих сторон — в случае выполнения правочина обеими сторонами — в доход государства по решению суда взыскивается все полученное ими по соглашению, а в случае выполнения правочина одной стороной с другой стороны по решению суда взыскивается в доход государства все полученное ею и все причитающееся с нее первой стороне в возмещение полученного. При наличии умысла лишь у одной из сторон все полученное ей по правочину должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней или причитающееся ей в возмещение выполненного по решению суда взыскивается в доход государства.

Согласно пунктам 4 — 6 Порядка оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и иного законодательства, утвержденного приказом ГНА Украины от 22.12.2010 г. №984 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 12.01.2011 г. под №34/18772, акт документальной проверки должен содержать систематизированное изложение выявленных при проверке фактов нарушений норм налогового, валютного и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы. Факты выявленных нарушений этого законодательства излагаются в акте документальной проверки четко, объективно и в полной мере со ссылкой на первичные или другие документы, зафиксированные в бухгалтерском и налоговом учете, которые подтверждают наличие указанных фактов со ссылкой на соответствующие нормы действующего законодательства.

Таким образом, в случае выявления при осуществлении контрольно-проверочной работы правочинов, противоречащих интересам государства и общества, орган ГНС должен отразить это в акте проверки.

В то же время необходимо учитывать, что согласно позиции Высшего административного суда Украины, изложенной в письме от 02.06.2011 г. №742/11/13-11, наличие надлежащим образом заключенного договора между субъектами хозяйствования (действующего) предварительно не может свидетельствовать об осуществлении субъектом хозяйствования законной хозяйственной деятельности. В случае выявления органом ГНС нарушения налогоплательщиком норм действующего законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности такому налогоплательщику доначисляются соответствующие суммы налоговых обязательств.

В силу указанного органы ГНС при осуществлении контрольно-проверочной работы могут отражать в акте проверки признаки недействительности (ничтожности) правочинов, при этом доначисление налоговых обязательств должно осуществляться исключительно за нарушение норм налогового законодательства.

О нарушении налогового законодательства третьими лицами, а не самими проверяемыми предприятиями

Согласно положениям Налогового кодекса Украины право субъекта хозяйствования на получение бюджетного возмещения по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС), бесспорно, зависит от уплаты данного налога в цене приобретения товара, использования приобретенного товара в хозяйственной деятельности и подтверждения этой операции соответствующими первичными документами. Субъект хозяйствования не несет ответственности по обязательствам контрагента. Если последним были нарушены нормы действующего законодательства, то именно он должен нести установленную ответственность (решение Европейского суда по правам человека по делу по иску общества «Интерсплав» против Украины (2007 год) и по делу по иску общества «Булвес» против Болгарии (2009 год).

Вместе с тем, если орган ГНС докажет, что при осуществлении хозяйственной деятельности, даже при наличии всех первичных документов, налогоплательщиком осуществлена незаконная хозяйственная деятельность, которая была направлена на получение налоговой выгоды за счет или преимущественно из бюджета, такой налогоплательщик не имеет права на получение бюджетного возмещения по НДС и формирование расходов по налогу на прибыль предприятий (решение Верховного суда Украины по делу по иску ОАО «Киевхимволокно» к ГНИ в Днепровском районе г. Киева (2009 год).

Эта позиция Верховного суда Украины и ГНС Украины отражена также в письме Высшего административного суда Украины от 02.06.2011 г. №742/11/13-11, где, в частности, указано, что для целей определения сумм, которые могут включаться в состав расходов для целей обложения налогом на прибыль, а также налогового кредита для целей определения объекта обложения НДС хозяйственные операции должны быть:

фактически осуществлены;

подтверждены надлежащим образом составленными первичными документами;

документы должны отражать реальность хозяйственной операции, что служит основанием для формирования налогового учета плательщика.

При отсутствии факта приобретения товаров или услуг или в случае, если приобретенные товары или услуги не предназначены для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога, соответствующие суммы не могут включаться в состав расходов для целей обложения налогом на прибыль или налогового кредита по НДС при наличии формально составленных, но недостоверных документов или уплаты денежных средств.

Учитывая указанное, если субъектом хозяйствования осуществлена законная хозяйственная деятельность и по ее результатам правомерно сформирован налоговый кредит по НДС и расходы по налогу на прибыль, бесспорно, такой субъект хозяйствования имеет право на получение бюджетного возмещения по НДС и уменьшение налогооблагаемой прибыли на осуществленные расходы.

Об обжаловании актов проверок налоговых органов

Налогоплательщик, считающий, что решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или интересы, для их защиты в соответствии с п. 1 ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее — КАС Украины) вправе обратиться в административный суд.

В административные суды могут быть обжалованы любые решения, действия или бездействие субъектов властных полномочий, которые порождают, изменяют или прекращают права и обязанности в сфере публично-правовых отношений, совершенные при осуществлении властных управленческих функций на основании законодательства, в том числе во исполнение делегированных полномочий, если налогоплательщик считает, что данными решениями, действиями или бездействием его права или свободы нарушены или нарушаются, созданы или создаются препятствия для их реализации или имеют место другие ограничения прав или свобод (ст. 2, пп. 1 п. 2 ст. 17 КАС Украины).

Из приведенных норм права следует, что налогоплательщик по собственному усмотрению определяет, нарушены ли его права решениями, действием или бездействием субъекта властных полномочий. Однако эти решения, действие или бездействие должны быть такими, которые порождают, изменяют или прекращают права и обязанности в сфере публично-правовых отношений.

Вместе с тем выводы акта проверки и собственно сам акт проверки не являются решением органа властных полномочий, а следовательно — не связаны для налогоплательщика с наступлением каких-либо юридических последствий и не влияют на его права, обязанности и законные интересы, что, в свою очередь, исключает возможность такого налогоплательщика, с учетом ст. 17 КАС Украины, на их обжалование в судебном порядке (письмо ГНС Украины от 31.07.2012 г. №20727/7/10-0217/2986).

Министр А. КЛИМЕНКО



Следующая статья:  Комментарий ДК...  В начало статьи 





Порядок предоставления работодателями территориальным органам Государственной службы занятости информации о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству Фрагмент статьи (только начало)
Бухучет
Работодатели ежегодно не позже 1 февраля будут подавать территориальному органу Госслужбы занятости информацию о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. ...
Комментарий ДК...

В рубрике: 


О внесении изменений Фрагмент статьи (только начало)
Лист Інші від 16.1.2015 № 1040/7/99-99-17-03-01-17
№ 08 (23.2.2015) :: Отдельные виды деятельности
ГФСУ напоминает подчиненным фискальным органам, что в связи с реформой соцстрахования необходимо внести изменения в договоры о добровольном участии в системе общеобязательного государственного страхования. ...

Относительно назначения материального обеспечения работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, в случае их гибели (извлечение) Фрагмент статьи (только начало)
Лист Фонд соціального страхування з тимчасової втрати працездатності від 24.11.2014 № 2.4-15-3124
№ 08 (23.2.2015) :: Отдельные виды деятельности
В случае гибели мобилизованного работника страхователь имеет право назначить пособие на погребение за счет средств ФСС по ВПТ семье умершего или лицу, осуществившему погребение. ...

0.019687