(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Документы для работы № 50 (16.12.2013)
Налоговое администрирование

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства относительно трансфертного ценообразования

Утверждена приказом Миндоходов от 22.11.2013 г. №699

Смотри комментарий

По сути. Миндоходов в форме обобщающей налоговой консультации ответил на ряд вопросов о применении норм налогового законодательства относительно трансфертного ценообразования.

! Субъектам трансфертного ценообразования

Вопрос 1: Каков первый отчетный период для представления Отчета о контролируемых операциях, который подается налогоплательщиком в соответствии с требованиями пп. 39.4.2 п. 39.4 ст. 39 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс)?

Ответ: Поскольку Закон Украины от 4 июля 2013 года №408 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» вступил в силу 1 сентября 2013 года, то первым отчетным периодом для представления Отчета о контролируемых операциях будет 2013 год. Для определения объема контролируемых операций учитывается стоимостный показатель всех операций отдельно с каждым контрагентом в целом за календарный год, то есть с 1 января по 31 декабря 2013 года. В отчете за 2013 год налогоплательщик должен указать контролируемые операции, осуществленные в период с 01.09.2013 г. по 31.12.2013 г.

Например, общая сумма операций в 2013 году с одним связанным лицом составляет 50,5 млн грн (без НДС), и все эти операции были осуществлены до 01.09.2013 г. В этом случае отчитываться не нужно.

Если общая сумма операций в 2013 году с одним связанным лицом составляет 50,0 млн грн (без НДС), из них 20,0 млн грн осуществлено до 01.09.2013 г., остальные — после, то в этом случае объем операций рассчитывается в целом за год, то есть с 1 января по 31 декабря 2013 года. Соответственно такие операции являются контролируемыми. В отчете отражают контролируемые операции, осуществленные в период с 01.09.2013 г. по 31.12.2013 г.

Вопрос 2: Учитываются ли при определении стоимостного критерия — 50,0 млн грн контролируемой операции в целях применения пп. 39.2.1.4 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса суммы кредита, депозита, займа, процентов по такому кредиту, депозиту, займу, суммы возвратной финансовой помощи, стоимость товара по договорам комиссии, поручительства, агентским и другим аналогичным договорам, суммы комиссионного (агентского) вознаграждения, стоимость инвестиций?

Ответ: Да, учитываются.

Вопрос 3: По каким ценам исчисляется объем контролируемых операций?

Ответ: По договорным (контрактным) ценам.

Вопрос 4: Если в отчетном периоде были операции как по приобретению, так и по продаже товаров (работ, услуг) с одним контрагентом, каким образом учитываются такие операции для определения стоимостного критерия контролируемой операции и какие из этих операций будут считаться контролируемыми и указываться в Отчете?

Ответ: В этом случае учитывается общий объем (суммарное значение) операций по продаже и операций по приобретению с таким контрагентом. В случае признания операций контролируемыми в соответствии с критериями, установленными пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, такие операции отражаются в Отчете о контролируемых операциях.

Вопрос 5: По какой дате операции отражаются в Отчете как контролируемые?

Ответ: В Отчете контролируемые операции отражаются по дате перехода прав собственности на товары или дате составления акта или иного документа, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, который подтверждает выполнение работ или оказание услуг.

Вопрос 6: Считается ли представление Отчета о контролируемых операциях с опозданием — непредставлением Отчета в целях применения штрафа, предусмотренного п. 120.3 ст. 120 Кодекса?

Ответ: В соответствии с положениями пп. 39.4.2 п. 39.4 ст. 39 Кодекса налогоплательщики, которые в течение отчетного периода осуществляли контролируемые операции, обязаны подавать Отчет о контролируемых операциях до 1 мая года, следующего за отчетным. Таким образом, представление Отчета с опозданием приравнивается к непредставлению Отчета и влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные п. 120.3 ст. 120 Кодекса.

Вопрос 7: Какая предусмотрена ответственность за то, что в своевременно поданном Отчете не указаны отдельные контролируемые операции?

Ответ: В соответствии с п. 120.3 ст. 120 Кодекса применяется штраф в размере 5 процентов от суммы контролируемой операции, не указанной в поданном Отчете.

Вопрос 8: Какую первичную документацию на запрос контролирующего органа в соответствии с пп. 39.4.7 п. 39.4 ст. 39 Кодекса обязаны предоставлять налогоплательщики: оригиналы или их заверенные копии?

Ответ: Налогоплательщики должны подать должным образом заверенные копии первичных документов, фиксирующих осуществление отдельных контролируемых операций, которые указываются в запросе о таких контролируемых операциях.

Вопрос 9: Применяются ли штрафные санкции в случае самостоятельной корректировки налоговых обязательств налогоплательщиком?

Ответ: В соответствии с положениями пп. 39.5.4.3 пп. 39.5.4 п. 39.5 ст. 39 Кодекса самостоятельная корректировка производится в налоговой декларации или путем представления соответствующих уточняющих расчетов в порядке, определенном ст. 50 Кодекса. В случае осуществления самостоятельной корректировки в уточняющих расчетах на сумму заниженного обязательства начисляется штраф в размере 3 процента.

Кроме того, на сумму налогового долга начисляется пеня за каждый день просрочки из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Нацбанка (пп. 129.1.1 п. 129.1 ст. 129 Кодекса).

В случае если плательщик осуществляет самостоятельную корректировку налоговых обязательств в связи с корректировкой цены контролируемой операции, проведенной в отчетном периоде, в налоговой декларации за этот отчетный период, которую плательщик подал с учетом корректировок контролирующему органу до окончания установленного Кодексом предельного срока для представления декларации, штрафные санкции, предусмотренные ст. 50 Кодекса, не применяются.

Вопрос 10: Для целей применения пп. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса нахождение на каких специальных режимах налогообложения налогоплательщика определяет операцию контролируемой?

Ответ: К специальным налоговым режимам относятся определенные статьями 209, 210 и разделом ХIV Кодекса:

специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства;

специальный режим налогообложения деятельности относительно изделий искусства, предметов коллекционирования или антиквариата;

упрощенная система налогообложения, учета и отчетности;

фиксированный сельскохозяйственный налог.

Вопрос 11: Учитывается ли при определении объема контролируемых операций сумма акцизного налога?

Ответ: Да, учитывается.

Вопрос 12: Теряет ли плательщик право на самостоятельную корректировку цены контролируемой операции, предусмотренное пп. 39.5.4.3 пп. 39.5.4 п. 39.5 ст. 39 Кодекса, если такая корректировка в течение календарного года не осуществлена?

Ответ: Нет, не теряет. Такой плательщик может осуществить самостоятельную корректировку в течение следующего(их) календарного(ых) года(ов) с учетом сроков исковой давности, предусмотренных ст. 102 Кодекса.

Вопрос 13: Попадает ли операция под определение контролируемой с объемом 50,0 и более млн грн (без НДС) в соответствии с требованиями пп. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, если контрагент — связанное лицо (резидент) на момент осуществления операции согласно поданной контролирующему органу декларации по налогу на прибыль за предыдущий год не является убыточным, но в последующем показатели декларации предыдущего отчетного года по результатам проверки или после уточнения изменились и возникли убытки?

Ответ: Если контрагент — связанное лицо (резидент) самостоятельно обнаружил ошибку и в текущей декларации или уточненном расчете уточнил показатели за предыдущий год, приведшие к возникновению отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль, операции с таким контрагентом считаются контролируемыми.

Если отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий отчетный год контрагента — связанного лица (резидента) обнаружено по результатам проверки контролирующего органа, операции с таким контрагентом не считаются контролируемыми при условии отсутствия других условий для признания операций контролируемыми.

Вопрос 14: Предприятие согласно договору купли-продажи в отчетном году осуществило поставку товара связанному лицу на сумму 60,0 млн грн (без НДС) (произошел переход права собственности на товар покупателю), но до конца этого года или в следующем году согласно этому договору или дополнительному договору предприятие вернуло продавцу часть ранее полученного товара на сумму 20,0 млн грн (без НДС) в связи с ненадлежащим качеством поставленного товара (право собственности на товар перешло продавцу). Каким образом учитываются эти операции для определения стоимостного критерия контролируемых операций?

Ответ: Если приобретение и возврат товара осуществлены в течение одного отчетного календарного года, то при определении стоимостного критерия контролируемой операции (50,0 млн грн) в этом отчетном году учитывается стоимость поставки — 60,0 млн грн, уменьшенная на стоимость возвращенного товара — 20,0 млн грн, то есть — 40,0 млн гривень. В случае если продажа произошла в одном календарном году, а возврат произошел в следующем году, то при определении стоимостного критерия контролируемой операции (50,0 млн грн) в календарном году, в котором произошла поставка, учитывается вся стоимость поставленного товара в сумме 60,0 млн гривень.

При этом в будущем году стоимость возвращенного товара в сумме 20,0 млн грн не учитывается при определении стоимостного критерия контролируемой операции и не уменьшает стоимость других операций при определении такого критерия.

Вопрос 15: Как для целей применения пп. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса рассчитать опосредованное владение компанией А корпоративными правами компании В, если компания А владеет 80 процентами корпоративных прав компании Б, а компания Б владеет 30 процентами корпоративных прав компании В?

Ответ: Опосредованное владение рассчитывается путем перемножения долей владения корпоративными правами. Компания А опосредованно владеет корпоративными правами компании В в размере 24 процентов (80 х 30 / 100).

Вопрос 16: В ноябре 2013 года налогоплательщик осуществил поставку товара, договорная стоимость которого составляет 85,0 млн грн, и произошел переход права собственности в момент поставки. В январе 2014 года плательщик получил плату за поставленный товар на сумму 61,0 млн гривень. По какому событию исчислять стоимостный критерий (50,0 млн грн) и как отражать эту операцию в Отчете?

Ответ: Учитывая то, что переход права собственности на товар произошел в 2013 году, при определении стоимостного критерия (50 млн грн) контролируемых операций учитывается договорная (контрактная) стоимость проданного товара за 2013 год. В случае признания такой операции в соответствии с требованиями пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса контролируемой операцией, такая операция отражается в Отчете за 2013 год.

При этом факт оплаты указанного товара в 2014 году не приводит к повторному учету стоимости товара при определении стоимостного критерия и отражении в Отчете.

Вопрос 17: В ноябре 2013 года налогоплательщик осуществил предоплату за товар нерезиденту — вязанному лицу на сумму 200,0 млн грн, поставка которого будет осуществлена в апреле 2014 года (переход права собственности произойдет в момент поставки). В каком периоде эта операция учитывается при определении стоимостного критерия (50 млн грн) контролируемой операции?

Ответ: Учитывая то, что переход права собственности на товар происходит в 2014 году, при определении стоимостного критерия (50 млн грн) контролируемой операции за 2013 год сумма предоплаты за товар не учитывается. Эта операция учитывается при определении стоимостного критерия (50 млн грн) контролируемой операции за 2014 год.

Вопрос 18: К каким именно нарушениям по контролируемым операциям применяется штраф в размере 1 гривня в соответствии с п. 20 подр. 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса?

Ответ: Штраф в размере 1 гривня применяется за занижение налогового обязательства за период с 1 сентября 2013 года по 1 сентября 2014 года в результате применения плательщиком в контролируемых операциях цен, не соответствующих уровню обычных цен, обнаруженного самостоятельно налогоплательщиком или по результатам проверки контролирующим органом.

Вопрос 19: Считается ли компания-резидент, созданная в середине года (например, в июле), которая с даты регистрации является плательщиком налога на прибыль и НДС, не применяет специальные режимы налогообложения и платит эти налоги по базовой (основной) ставке, компанией, операции с которой подпадают под критерии контролируемых, определенных пп. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ: Не считается, поскольку для такой компании началом налогового (отчетного) года будет дата ее создания (регистрации) и у нее отсутствуют задекларированные показатели на начало такого года.

Вопрос 20: Какие ставки налога на прибыль и НДС считаются базовыми (основными) в целях применения пп. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ: Основная ставка налога на прибыль определена п. 151.1 ст. 151 Кодекса и с учетом положений п. 10 подраздела 4 раздела ХХ Кодекса в 2012 году составляет 21 процент, в 2013 году — 19 процентов, в 2014 году — 16 процентов.

Основная ставка налога на добавленную стоимость определена пп. «а» п. 193.1 ст. 193 и п. 194.1 ст. 194 Кодекса и с учетом положений пункта 10 подраздела 2 раздела ХХ Кодекса в 2012 — 2013 годах составляет 20 процентов, с 2014 года — 17 процентов.

Вопрос 21: Предприятие «А» — резидент, задекларировавшее отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год, осуществляет поставку товаров в объеме более 50 млн грн связанному лицу предприятию «Б» — резидент, задекларировавший положительное значение объекта налогообложения. Являются ли указанные поставки контролируемыми операциями для предприятия А и Б и обязаны ли такие предприятия подавать Отчет о контролируемых операциях? Как быть, если убыточными являются предприятия А и Б?

Ответ: В соответствии с пп. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса контролируемыми операциями являются хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемые налогоплательщиками со связанными лицами — резидентами, которые задекларировали отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год.

Если убыточным является только предприятие А, операции будут считаться контролируемыми только для предприятия Б, и обязанность по представлению Отчета о контролируемых операциях с указанием в нем соответствующих операций возлагается на предприятие Б. При этом предприятие А в случае отсутствия других операций, подпадающих под определения контролируемых, Отчет подавать не должно.

В случае если за налоговый (отчетный) год убыточными являются и предприятие А, и предприятие Б, Отчет о контролируемых операциях подают оба предприятия.

Вопрос 22: Будут ли считаться связанными лицами в соответствии с пп. 14.1.159 п. 14.1 ст. 14 Кодекса государственные предприятия, относящиеся к сфере управления одного министерства?

Ответ: В соответствии с положениями ст. 73 Хозяйственного кодекса Украины государственное унитарное предприятие образуется компетентным органом государственной власти в распорядительном порядке и входит в сферу его управления.

Орган государственной власти, в сферу управления которого входит предприятие, является представителем собственника и исполняет его функции в пределах, определенных этим Кодексом и другими законодательными актами.

Органом управления государственного унитарного предприятия является руководитель предприятия, назначаемый органом, в сферу управления которого входит предприятие, и является подотчетным этому органу.

В соответствии с пп. «г» пп. 14.1.159 п. 14.1 ст. 14 Кодекса к связанным лицам относятся юридические лица, единоличные исполнительные органы которых назначены (избраны) по решению одного и того же лица (собственника или уполномоченного им органа).

Учитывая это, государственные предприятия, относящиеся к сфере управления одного министерства, являются связанными лицами в соответствии с пп. «г» пп. 14.1.159 п. 14.1 ст. 14 Кодекса.

Вопрос 23: По какой процедуре происходит принятие плательщиком решения о применении одного из методов относительно определения обычных цен в соответствии с п. 21 подр. 10 р. ХХ Кодекса и уведомление об этом решении контролирующих органов?

Ответ: Решение принимается плательщиком самостоятельно, при этом подача отдельного уведомления контролирующему органу не предусмотрена. Информация относительно избранного метода указывается в соответствующей графе Отчета о контролируемых операциях.

Вопрос 24: Какова форма справки, подтверждающей избранную нерезидентом ставку корпоративного налога, в целях применения пп. 39.2.1.3 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ: Форма справки Кодексом не предусмотрена. Такая справка должна быть выдана компетентным органом другой страны (например, налоговым органом или Министерством финансов) и должным образом легализована, переведена в соответствии с законодательством Украины.

Вопрос 25: К каким ценам применяется 5-процентный диапазон цен в соответствии с пп. 1 п. 21 подр. 10 р. ХХ Кодекса?

Ответ: Пятипроцентный диапазон применяется к ценам, определенным в соответствии с требованиями пп. 2 п. 21 подр. 10 р. ХХ Кодекса, а именно: ценам, определенным согласно биржевой котировке, — в случае если товары котируются на бирже, и ценам, определенным согласно справочным ценам, опубликованным в источниках информации (специализированных коммерческих изданиях), в случае если товары не котируются на бирже.

Директор Департамента координации нормотворческой и методологической работы по вопросам налогообложения Н. ПРИВАЛОВА



Следующая статья:  Комментарий ДК...  В начало статьи 





О раскрытии информации о собственном капитале (извлечение) Фрагмент статьи (только начало)
Лист Мінфін від 11.7.2013 № 31-08420-07-29/20833
Бухучет
Стоимость привилегированных акций является составляющей собственного капитала и отражается по статье 1400 «Зарегистрированный капитал» баланса (отчета о финансовом положении) предприятия. ...

В рубрике: 


О международных договорах об избежании двойного налогообложения Фрагмент статьи (только начало)
Лист Інші від 30.1.2015 № 2809/7/99-99-12-01-03-17
№ 17-18 (27.4.2015) :: Налоговое администрирование
ГФСУ проинформировала, с какими странами действуют договоры об избежании
двойного налогообложения. ...

О неприменении органами государственной фискальной службы положений пп. 4.1.4 п. 4.1 ст. 4 и п. 56.21 ст. 56 Налогового кодекса Украины (извлечение) Фрагмент статьи (только начало)
Лист Мін'юст України від 10.10.2014 № 513-0-2-14/8.2
№ 09 (2.3.2015) :: Налоговое администрирование
Министерство юстиции умело уклонилось от ответа на вопрос о неприменении
органами ГФСУ принципа правомерности решений налогоплательщиков. ...

0.019291