(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...
Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Документы для работы № 05 (2.2.2009)
Приложения к печатному ДК

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Наказ ДПС України от 19.12.2008 № 784

Об утверждении Методических рекомендаций относительно полноты охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов

Смотри комментарий

По сути. Если у налогоплательщика налоговые обязательства возникают на территории территориальной общины не по своему местонахождению, то в органе ГНС, обслуживающем эту территорию, такой налогоплательщик зачисляется в категорию плательщиков отдельных налогов.

! Налогоплательщикам

В соответствии с абзацем четвертым статьи 2 и пунктом 2 статьи 8 Закона Украины от 4 декабря 1990 года №509-ХІІ «О государственной налоговой службе в Украине», статьей 5 Закона Украины от 25 июня 1991 года №1251-XII «О системе налогообложения», разделом 9 Порядка учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденного приказом ГНА Украины от 19.02.98 г. №80, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 16.03.98 г. под №172/2612 (в редакции приказа ГНА Украины от 17.11.98 г. №552) с изменениями, с целью полного охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации относительно полноты охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов (далее — Методические рекомендации).

2. Председателям государственных налоговых администраций по Автономной Республике Крым, областям, городам Киеву и Севастополю обеспечить:

2.1. проведение подчиненными органами государственной налоговой службы инвентаризации плательщиков отдельных видов налогов и приведение их учета в соответствие с требованиями Методических рекомендаций с целью обеспечения достоверности, полноты и актуальности учетных дел плательщиков отдельных видов налогов и сведений о таких плательщиках в Едином банке данных о налогоплательщиках — юридических лицах или Реестре физических лиц — налогоплательщиков — предпринимателей;

2.2. зачисление налогоплательщиков в категорию плательщиков отдельных видов налогов по местонахождению их подразделений или объектов налогообложения, расположенных на территории иной территориальной общины, нежели такие налогоплательщики, в подчиненных органах государственной налоговой службы в соответствии с Методическими рекомендациями.

3. Департаменту массово-разъяснительной работы и обращений граждан (Косарчук В. П.) обеспечить обнародование настоящего приказа через средства массовой информации и размещение на веб-сайте ГНА Украины.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Регурецкого В. В.

Методические рекомендации относительно полноты охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов
(далее — Методические рекомендации)

1. Общие положения

Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения единой методологии учета плательщиков отдельных видов налогов и предназначены для использования органами ГНС при решении вопросов зачисления налогоплательщика в категорию плательщиков отдельных видов налогов по местонахождению его подразделений или объектов налогообложения, расположенных на территории иной территориальной общины, нежели такой налогоплательщик.

Если в соответствии с законодательством у налогоплательщика, кроме обязанностей по представлению налоговых деклараций (расчетов, отчетов) и/или начислению, удержанию или уплате (перечислению) налогов, сборов, других обязательных платежей на территории территориальной общины по своему местонахождению, возникают такие обязанности на территории иной территориальной общины, то в органе ГНС, обслуживающем эту территорию, такой налогоплательщик зачисляется в категорию плательщиков отдельных налогов.

Зачисление налогоплательщика в категорию плательщиков отдельных налогов по местонахождению подразделений или объектов налогоплательщика, расположенных на территории иной территориальной общины, нежели юридическое лицо, осуществляется в порядке, определенном пунктом 7.11 раздела 7 и разделом 9 Порядка учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденного приказом ГНА Украины от 19.02.98 г. №80, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 16.03.98 г. под №172/2612 (в редакции приказа ГНА Украины от 17.11.98 г. №552) с изменениями.

В Методических рекомендациях термины употребляются в определенных действующим законодательством Украины значениях.

Сокращения употребляются в следующих значениях:

органы ГНС — органы государственной налоговой службы Украины;

ЕГР — Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей;

Единый банк данных — Единый банк данных о налогоплательщиках — юридических лицах;

Реестр физических лиц — Реестр физических лиц — налогоплательщиков — самозанятых лиц.

2. Виды налогов и сборов (обязательных платежей), для уплаты которых юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц и физические лица — предприниматели могут быть зачислены в категорию плательщиков отдельных налогов по местонахождению их подразделений и объектов

2.1. Налог с доходов физических лиц

Обязанности по начислению, удержанию и уплате (перечислению) налога с доходов физических лиц в бюджет в соответствии с подпунктом 8.1.1 пункта 8.1 статьи 8 Закона Украины от 22 мая 2003 года №889-ІV «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон №889) возложены на налогового агента, который начисляет (выплачивает) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, удерживает налог с суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в соответствующих пунктах статьи 7 Закона №889.

Порядок уплаты (перечисления) налога в бюджет определен статьей 16 Закона №889 и применяется юридическими лицами, в том числе имеющими филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, расположенные на территории иной территориальной общины, нежели такое юридическое лицо, а также обособленными подразделениями юридических лиц, которым в установленном порядке предоставлены полномочия по начислению, удержанию и уплате (перечислению) в бюджет налога (далее — уполномоченное подразделение).

Если обособленным подразделениям, образованным для осуществления хозяйственной деятельности, в установленном порядке не предоставлены полномочия по начислению, удержанию и уплате (перечислению) в бюджет налогов и сборов (обязательных платежей), в том числе налога с доходов физических лиц, то на учете в органах ГНС по местонахождению таких обособленных подразделений (структурных единиц) должны состоять хозяйственные организации как плательщики отдельных налогов (Приказ ГНА Украины от 22.04.2004 г. №232 «Об утверждении Налогового разъяснения относительно порядка уплаты (перечисления) налога с доходов физических лиц в бюджет»).

В соответствии с пунктом 5.3. раздела 5 Порядка заполнения и представления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного с них налога, утвержденного приказом ГНА Украины от 29.09.2003 г. №451, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 22.10.2003 г. под №960/8281, в случае когда юридическое лицо имеет филиал или иное обособленное подразделение с отдельным идентификационным кодом по ЕГРПОУ и другим местонахождением, нежели головное предприятие, которые наделены полномочиями начисления, удержания и уплаты (перечисления) налога с доходов физических лиц, налоговый расчет по форме №1ДФ таким уполномоченным подразделением подается в орган ГНС по своему местонахождению. В случае когда филиал не является уполномоченным подразделением, налоговый расчет по форме №1ДФ в виде отдельной порции за филиал подает головное предприятие в орган ГНС по своему местонахождению.

Ответственность за своевременное и полное перечисление сумм налога в соответствующий местный бюджет несет юридическое лицо или его уполномоченное подразделение, которое начисляет (выплачивает) налогооблагаемый доход.

Учитывая изложенное, если обособленное подразделение является уполномоченным подразделением по начислению, удержанию и уплате (перечислению) в бюджет налога с доходов физических лиц, то оно состоит на учете в органе ГНС по своему местонахождению, и головное предприятие, в составе которого находится такое подразделение, не подлежит зачислению в категорию плательщиков отдельных видов налогов в таком органе ГНС.

Если обособленное подразделение не является уполномоченным подразделением по начислению, удержанию и уплате (перечислению) в бюджет налога с доходов физических лиц, то в органе ГНС по местонахождению такого подразделения должно находиться головное предприятие как плательщик налога с доходов физических лиц.

При этом внесение сведений в Единый банк данных о зачислении головного предприятия в категорию плательщиков отдельных видов налогов в качестве плательщика налога с доходов физических лиц осуществляется подразделением регистрации и учета налогоплательщиков в случае поступления от подразделений налогообложения юридических лиц служебной записки об уплате таким налогоплательщиком налога с доходов физических лиц и необходимости зачисления в категорию плательщиков отдельных видов налогов.

2.2. Плата за торговый патент

Частью первой статьи 1 Закона Украины от 23 марта 1996 года №98/96-ВР «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» (далее — Закон №98) установлено, что объектом правового регулирования согласно этому Закону является торговая деятельность за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов и кредитных карточек на территории Украины, деятельность по обмену наличных валютных ценностей (включая операции с наличными платежными средствами, выраженными в иностранной валюте, и кредитными карточками), а также деятельность по оказанию услуг в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг.

В соответствии с частью второй статьи 1 Закона №98, являющегося специальным законом по вопросам налогообложения относительно патентования, субъектами правоотношений, подлежащих регулированию согласно данному Закону, являются юридические лица и субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица, резиденты и нерезиденты, а также их обособленные подразделения (филиалы, отделения, представительства и т. п.), которые занимаются предпринимательской деятельностью, предусмотренной частью первой этой статьи.

Согласно статье 2 Закона Украины от 28 декабря 1994 года №334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» (далее в настоящем пункте — Закон №334) плательщиками этого налога, в частности, являются субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие деятельность, направленную на получение прибыли, и их филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, расположенные на территории иной территориальной общины.

Налог на прибыль, полученную от деятельности, подлежащей патентованию в соответствии с Законом №98, подлежит уплате в бюджет в сумме, определенной в соответствии с Законом №334, в частности пунктом 16.3 Закона №334. Согласно этому пункту налогоплательщик, осуществляющий деятельность, подлежащую патентованию в соответствии с Законом №98, обязан вести отдельный учет и определять налог на прибыль от каждого отдельного вида такой деятельности с отражением в приложении К6 к строке 13 декларации по налогу на прибыль предприятия.

То есть специальным Законом №98 и Законом №334 установлен круг субъектов правоотношений в сфере патентования, к которым наряду с юридическими лицами относятся и филиалы, другие обособленные структурные подразделения юридического лица.

Таким образом, в органах ГНС плательщиками платы за торговый патент являются юридические лица или физические лица — предприниматели, осуществляющие торговую деятельность, деятельность по обмену наличных валютных ценностей, а также деятельность по оказанию услуг в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, а также филиалы юридических лиц, другие обособленные структурные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, в случае если они являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с требованиями Закона №334 или если сведения о таких обособленных подразделениях внесены в ЕГР в соответствии с требованиями Закона Украины от 15 мая 2003 года №755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».

При этом внесение сведений в Единый банк данных или Реестр физических лиц о зачислении в категорию плательщиков отдельных видов налогов в качестве плательщика платы за торговый патент осуществляется подразделением регистрации и учета налогоплательщиков в случае поступления от подразделений налогообложения юридических (физических) лиц учетного дела такого налогоплательщика, которое содержит поданное плательщиком заявление на приобретение торгового патента, оформленное в соответствии с частью четвертой статьи 2 Закона №98.

2.3. Местные налоги и сборы

В соответствии со статьей 143 Конституции Украины территориальные общины села, поселка, города непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления в частности устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с законом.

Пунктами 24 и 28 статьи 26 Закона Украины от 21 мая 1997 года №280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее — Закон №280) установлено, что к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относится установление местных налогов, сборов и размеров их ставок в пределах, установленных законом, принятие решений о предоставлении в соответствии с действующим законодательством льгот при уплате местных налогов и сборов. Статьей 69 Закона №280 определено, что местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие местные бюджеты.

Пунктом 3 статьи 15 Закона Украины от 25 июня 1991 года №1251-XII «О системе налого­обложения» (далее — Закон №1251) определено, что местные налоги и сборы (обязательные платежи), механизм взимания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с перечнем и в границах предельных размеров ставок, определенных законами Украины.

Виды местных налогов и сборов, предельные размеры ставок, порядок исчисления и уплаты, категории плательщиков определены Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года №56-93 «О местных налогах и сборах» (далее — Декрет). Нормами Декрета предусмотрено, что плательщиками сбора за парковку автомобилей, рыночного сбора, сбора за участие в бегах на ипподроме, налога на рекламу, сбора за право на использование местной символики, сбора за право на проведение местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей, сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли, налога с продажи импортных товаров, коммунального налога являются юридические лица и граждане.

Таким образом, в органах ГНС в качестве плательщиков местных налогов и сборов должны учитываться лица, уполномоченные уплачивать эти сборы, с учетом требований решений органов местного самоуправления об установлении местных налогов и сборов. При этом внесение сведений в Единый банк данных или Реестр физических лиц о зачислении в категорию плательщиков отдельных видов налогов в качестве плательщика местных налогов и сборов осуществляется подразделением регистрации и учета налогоплательщиков в случае поступления от подразделений налогообложения юридических (физических) лиц учетного дела такого налогоплательщика, содержащего представленный плательщиком налоговый расчет.

В случае если на территории таких общин осуществляют деятельность обособленные подразделения юридического лица и юридическое лицо приняло решение о делегировании полномочий по представлению налоговых расчетов и уплате местных налогов и сборов такому подразделению, в письменном виде уведомив об этом орган ГНС по месту своей регистрации и орган ГНС по местонахождению обособленного подразделения, то на учете в органе ГНС соответствующей территориальной общины должно состоять обособленное подразделение. При этом юридическое лицо не нужно ставить на учет в качестве плательщика местных налогов и сборов.

2.4. Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов

Статьей 1 Закона Украины от 11 декабря 1991 года №1963-XII «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» (далее — Закон №1963) определено, что плательщиками налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов являются предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами, иностранные юридические лица (далее — юридические лица), а также граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства (далее — физические лица), осуществляющие первую регистрацию в Украине, регистрацию, перерегистрацию транспортных средств и/или имеющие зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные транспортные средства, которые в соответствии со статьей 2 данного Закона являются объектами налогообложения.

Статьей 3 Закона №1963 определено, что налог с определенных данным Законом владельцев наземных транспортных средств уплачивается юридическими и физическими лицами по месту регистрации таких транспортных средств.

Таким образом, в органах ГНС по месту регистрации транспортных средств должно состоять на учете юридическое лицо в качестве плательщика налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов. При этом внесение сведений в Единый банк данных о зачислении в категорию плательщиков отдельных видов налогов в качестве плательщика налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов осуществляется подразделением регистрации и учета налогоплательщиков в случае поступления от подразделений налогообложения юридических (физических) лиц учетного дела такого налогоплательщика, содержащего представленный плательщиком расчет суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.

В случае если на таких транспортных средствах осуществляют деятельность обособленные подразделения юридического лица и юридическое лицо приняло решение о делегировании полномочий по представлению налоговых расчетов и уплате налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов такому подразделению, в письменном виде уведомив об этом орган ГНС по месту своей регистрации и орган ГНС по местонахождению обособленного подразделения, на учете в органе ГНС по месту регистрации транспортного средства должно состоять обособленное подразделение. При этом юридическое лицо не нужно ставить на учет в качестве плательщика налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.

2.5. Сбор за специальное водопользование в части использования воды

В соответствии с абзацем десятым статьи 30 Водного кодекса Украины плательщиками сбора за специальное использование водных ресурсов являются предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, а также граждане-предприниматели, использующие воду, полученную путем сбора воды (первичные водопользователи) и/или из водозаборных сооружений первичных водопользователей (вторичные водопользователи), и пользующиеся водами для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Согласно пункту 2.3 Инструкции о порядке исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденной совместным приказом Минфина, ГНА, Минэкономики, Минэкобезопасности Украины от 01.10.99 г. №231/539/118/219, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 19.10.99 г. под №711/4004, если в состав предприятия-водопользователя входят филиалы, которые не имеют банковских счетов, не ведут отдельный бухгалтерский учет деятельности, не составляют отдельный баланс, то сборы вносятся предприятием-водопользователем, в состав которого входят такие филиалы, по местонахождению таких филиалов.

Внесение сведений в Единый банк данных или Реестр физических лиц о зачислении субъекта хозяйствования в категорию плательщиков отдельных видов налогов в качестве плательщика сбора за специальное водопользование в части использования воды осуществляется подразделением регистрации и учета налогоплательщиков в случае поступления от подразделений налогообложения юридических (физических) лиц учетного дела такого налогоплательщика, содержащего представленный плательщиком расчет сбора за специальное водопользование в части использования воды.

3. Виды налогов и сборов (обязательных платежей), в целях уплаты которых юридические лица и физические лица — предприниматели могут быть зачислены в категорию плательщиков отдельных налогов по местонахождению подразделений и объектов

3.1. Плата за землю (земельный налог и арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности)

Законом Украины от 25 июня 1991 года №1251-XII «О системе налогообложения» установлено, что плата за землю (земельный налог, а также арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) является общегосударственным налогом и взимается в порядке, установленном Законом Украины от 3 июля 1992 года №2535-XII «О плате за землю» (далее — Закон №2535).

В соответствии со статьей 5 Закона №2535 объектом платы за землю является земельный участок, а также земельная доля (пай), находящаяся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды. Субъектом платы за землю (плательщиком) является собственник земельного участка, земельной доли (пая) и землепользователь, в том числе арендатор, то есть непосредственно те юридические лица, физические лица — предприниматели и граждане (в том числе резиденты и нерезиденты), которые в соответствии с законодательством приобрели право собственности на землю в Украине или которым законодательством предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды.

Собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, кроме арендаторов и инвесторов — участников соглашения о распределении продукции, уплачивают земельный налог. За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата (статья 2 Закона №2535).

Основанием для начисления земельного налога служат данные государственного земельного кадастра, а арендной платы за земельный участок, находящейся в государственной или коммунальной собственности, — договор аренды такого земельного участка.

Плательщики земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности (кроме граждан) самостоятельно исчисляют сумму земельного налога и арендной платы ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года подают соответствующему органу ГНС по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на календарный год по форме, установленной центральным налоговым органом, с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций (статья 14 Закона №2535).

Если за юридическим лицом числятся в собственности или пользовании земельные участки в нескольких административно-территориальных единицах, на которых осуществляют деятельность обособленные подразделения юридического лица, то в государственные налоговые инспекции такой административно-территориальной единицы подается юридическим лицом налоговый расчет земельного налога в разрезе земельных участков, то есть где находятся такие земельные участки. По каждому представленному расчету в налоговых инспекциях открываются карточки лицевых счетов, где производится начисление земельного налога.

Следовательно, в органах ГНС по местонахождению земельных участков юридическое лицо (физическое лицо — предприниматель) должно состоять на учете в качестве плательщика платы за землю и соответственно подавать в орган ГНС налоговый расчет. При этом внесение сведений в Единый банк данных или Реестр физических лиц о зачислении в категорию плательщиков отдельных видов налогов в качестве плательщика платы за землю осуществляется подразделением регистрации и учета налогоплательщиков в случае поступления от подразделений налогообложения юридических (физических) лиц учетного дела такого налогоплательщика, содержащего представленный плательщиком налоговый расчет.

3.2. Сбор за специальное использование лесных ресурсов

Пунктом 2.1 Инструкции о механизме взимания сбора за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда, утвержденной приказом Государственного комитета лесного хозяйства Украины, Министерства финансов Украины, Министерства экономики Украины, Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, ГНА Украины от 15.10.99 г. №91/241/129/236/565, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 15.11.99 г. под №785/4078 (далее — Инструкция), определено, что плательщиками сбора за специальное использование лесных ресурсов являются юридические и физические лица, которым предоставлены в постоянное или временное пользование земельные участки лесного фонда (далее — лесопользователи).

В соответствии с пунктом 6.1 Инструкции лесопользователи ежеквартально составляют расчет сбора за специальное использование лесных ресурсов нарастающим итогом с начала года по установленной форме, служащей основанием для постановки их на учет в органах ГНС и начисления суммы сбора в лицевом счете плательщика. Расчет лесопользователями подается органам ГНС по месту административного расположения участков лесного фонда.

Пунктом 6.2 Инструкции определено, что сбор за специальное использование лесных ресурсов уплачивается лесопользователями ежеквартально равными частями от суммы, указанной в разрешении, в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления расчета сбора (то есть в течение 50 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала), за исключением граждан, получивших ордера на мелкий отпуск древесины или лесные билеты; предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, религиозных организаций, иностранных юридических и физических лиц, если сумма сбора в лесорубном или лесном билетах не превышает пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; лесопользователей из другой области.

Согласно пункту 6.5 Инструкции до получения лесорубных билетов (ордеров) и лесных билетов сбор вносится в кассы лесопользователей, которые их выдают:

гражданами — вся сумма, указанная в ордере или лесном билете;

предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан, религиозными организациями, иностранными юридическими и физическими лицами — если сумма сбора в лесорубном или лесном билетах не превышает пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Плательщики сбора за специальное использование лесных ресурсов учитываются в органе ГНС по месту расположения участков лесного фонда. При этом внесение сведений в Единый банк данных о зачислении в категорию плательщиков отдельных видов налогов в качестве плательщика сбора за специальное использование лесных ресурсов осуществляется подразделением регистрации и учета налогоплательщиков в случае поступления от подразделений налогообложения юридических лиц учетного дела такого налогоплательщика, содержащего представленный плательщиком налоговый расчет сбора за специальное использование лесных ресурсов.

3.3. Фиксированный сельскохозяйственный налог (ФСН)

В соответствии со статьей 2 Закона Украины от 17 декабря 1998 года №320-XIV «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» (далее — Закон №320) лица могут быть зарегистрированы в качестве плательщиков ФСП, если такие лица являются сельскохозяйственными предприятиями разных организационно-правовых форм, предусмотренных законами Украины, крестьянские и другие хозяйства, занимающиеся производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, а также рыбоводческие, рыбацкие и рыболовецкие хозяйства, занимающиеся разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах), у которых сумма, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год, превышает 75 процентов общей суммы валового дохода.

Если лицо создается путем слияния, присоединения, разделения (выделения), преобразования или выделения согласно соответствующим нормам Гражданского кодекса Украины, то норма о соблюдении не менее чем 75 процентов общей суммы валового дохода от реализации (поставки) сельскохозяйственной продукции (сопутствующих услуг) в течение последнего налогового периода распространяется на:

всех лиц солидарно, которые сливаются или присоединяются;

каждое отдельное лицо, созданное путем разделения или выделения;

лицо, созданное путем преобразования.

Согласно статье 5 Закона №320 объектом налогообложения для плательщиков ФСН является площадь сельскохозяйственных угодий, переданных сельскохозяйственному товаропроизводителю в собственность или предоставленных ему в пользование, в том числе на условиях аренды, а также земель водного фонда, которые используются рыбоводческими, рыбацкими и рыболовецкими хозяйствами для разведения, выращивания и вылова рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах).

Для получения регистрации в качестве плательщиков ФСН лицо должно представить соответствующему органу ГНС документы согласно перечню, который устанавливается по процедуре, предусмотренной законом для представления налоговой отчетности.

В условиях действия Закона №320 и законов, определяющих статус сельскохозяйственных производителей, плательщиками ФСН могут быть только юридические лица, выполняющие условия законов Украины «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», «О фермерском хозяйстве», Закона №320, Постановления Кабинета Министров Украины от 23 апреля 1999 года №658 «Об утверждении Положения о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога» с изменениями и других нормативных актов. То есть плательщиками ФСН являются юридические лица, занимающиеся производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, а также разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах).

Налогоплательщики определяют сумму ФСН на текущий год в порядке и размерах, предусмотренных Законом №320, и подают общий расчет ФСН на всю площадь земельного участка органу ГНС по месту своей регистрации до 1 февраля календарного года. В те же сроки налогоплательщик подает расчет ФСН отдельно по каждому земельному участку органа ГНС по месту нахождения такого земельного участка.

Следовательно, в органах ГНС по месту своей регистрации и месту нахождения земельных участков юридическое лицо должно состоять на учете в качестве плательщика ФСН и, соответственно, подавать в орган ГНС налоговые расчеты. При этом внесение сведений в Единый банк данных о зачислении в категорию плательщиков отдельных видов налогов в качестве плательщика ФСН осуществляется подразделением регистрации и учета налогоплательщиков в случае поступления от подразделений налогообложения юридических лиц учетного дела такого налогоплательщика, содержащего представленный плательщиком расчет ФСН.

3.4. Сбор за проведение гастрольных мероприятий

Законом Украины от 10 июля 2003 года №1115-IV «О гастрольных мероприятиях в Украине» определено, что плательщиками сбора за проведение гастрольных мероприятий на территории Украины являются организаторы гастрольных мероприятий, то есть субъекты хозяйствования, которые занимаются организацией гастрольных мероприятий на территории Украины и уставными документами которых предусмотрена такая деятельность.

Объектом обложения сбором за проведение гастрольных мероприятий на территории Украины является выручка от реализации билетов на гастрольное мероприятие.

Порядком организации и проведения гастрольных мероприятий, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 15 января 2004 года №35, определено, что организатор гастрольных мероприятий должен в органе, который ведет учет гастрольных мероприятий, проводимых на соответствующей территории (Министерство культуры Автономной Республики Крым, Главное управление культуры и искусств Киевской городской госадминистрации, управления культуры областных и Севастопольской городской госадминистраций), получить свидетельство о проведении гастрольного мероприятия. Проведение гастрольных мероприятий без свидетельства не разрешается.

Плательщики сбора за проведение гастрольных мероприятий в течение десяти календарных дней после даты проведения гастрольного мероприятия подают в орган ГНС по месту его проведения расчет сбора за проведение гастрольных мероприятий по форме, установленной центральным налоговым органом.

Плательщик сбора за проведение гастрольных мероприятий ставится на учет в органе ГНС по месту проведения гастрольного мероприятия. При этом внесение сведений в Единый банк данных о зачислении в категорию плательщиков отдельных видов налогов в качестве плательщика сбора за проведение гастрольных мероприятий осуществляется подразделением регистрации и учета налогоплательщиков в случае поступления от подразделений налогообложения юридических лиц учетного дела такого налогоплательщика, содержащего представленный плательщиком налоговый расчет сбора за проведение гастрольных мероприятий.

3.5. Плата за пользование радиочастотным ресурсом Украины

Статьей 5 Закона Украины от 1 июня 2000 года №1770-III «О радиочастотном ресурсе Украины» (далее — Закон №1770) определено, что пользователи радиочастотного ресурса Украины в зависимости от направлений его использования делятся на специальные и общие.

К специальным пользователям радиочастотного ресурса Украины относятся подразделения и организации Министерства обороны Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, Министерства внутренних дел Украины, Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, Администрации Государственной пограничной службы Украины, Управления государственной охраны, Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний, ГНА Украины (в части применения радиоэлектронных средств налоговой милицией), если их деятельность связана с использованием радиоэлектронных средств исключительно для исполнения функциональных обязанностей и при условии их финансирования за счет Государственного бюджета Украины, а также Министерства транспорта Украины в части применения радиоэлектронных средств объединенной гражданско-военной системы организации воздушного движения Украины и обеспечения полетов, а также в части применения радиоэлектронных средств Государственной специальной службой транспорта.

К общим пользователям радиочастотного ресурса Украины относятся пользователи, не внесенные в перечень, определенный предыдущим абзацем.

Общие пользователи радиочастотного ресурса Украины делятся на следующие группы:

субъекты хозяйствования, пользующиеся радиочастотным ресурсом Украины для оказания телекоммуникационных услуг, за исключением распространения телерадиопрограмм;

субъекты хозяйствования, осуществляющие распространение телерадиопрограмм с применением собственных или арендованных радиоэлектронных средств;

технологические пользователи и радиолюбители — юридические или физические лица, пользующиеся радиочастотным ресурсом Украины без оказания телекоммуникационных услуг.

От уплаты за пользование радиочастотным ресурсом Украины освобождаются специальные пользователи и радиолюбители.

Пользователи радиочастотного ресурса Украины уплачивают ежемесячный сбор за пользование предоставленным радиочастотным ресурсом, который вносится в установленные соответствующими законодательными актами сроки, и ежемесячно в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца, подают в органы ГНС налоговые декларации, форма которой определяется центральным налоговым органом (статья 57 Закона №1770).

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 31 января 2001 года №77 «О ставках ежемесячных сборов за использование радиочастотного ресурса Украины» с изменениями ежемесячный сбор уплачивается отдельно по каждому региону Украины — Автономной Республике Крым, областям, гг. Киеву и Севастополю.

Следовательно, пользователи радиочастотного ресурса Украины, которым предоставлено право пользоваться радиочастотным ресурсом Украины на основании лицензии на пользование радиочастотным ресурсом Украины, удостоверяющей право субъекта хозяйствования на пользование радиочастотным ресурсом Украины в течение определенного срока в конкретных регионах и границах определенных полос, номиналов радиочастот с выполнением лицензионных условий или разрешения, удостоверяющего право владельца конкретного радиоэлектронного средства или излучающего устройства на его эксплуатацию в течение определенного срока в определенных условиях, должны состоять на учете в органах ГНС в качестве плательщиков сбора радиочастотного ресурса Украины. Внесение сведений в Единый банк данных о зачислении в категорию плательщиков отдельных видов налогов в качестве плательщика сбора радиочастотного ресурса Украины осуществляется подразделением регистрации и учета налогоплательщиков в случае поступления от подразделений налогообложения юридических лиц учетного дела такого налогоплательщика, содержащего представленную плательщиком налоговую декларацию.

3.6. Рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат

Пунктом 2 Порядка исчисления и внесения в Государственный бюджет Украины рентной платы за нефть, природный газ и газовый конденсат, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22 марта 2001 года №256 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 26 марта 2008 года №261) (далее — Порядок), определено, что плательщиками рентной платы являются субъекты хозяйствования, добывающие углеводородное сырье на основании специальных разрешений на пользование недрами, полученных в установленном законодательством порядке.

Пунктом 7 Порядка установлено, что плательщик рентной платы за нефть, природный газ и газовый конденсат подает налоговый расчет органу ГНС по местонахождению участка недр, границы которого определены в полученном плательщиком специальном разрешении на пользование недрами для добычи (в том числе при геологическом изучении) углеводородного сырья, в случае размещения такого участка в пределах территории Украины или по месту нахождения на учете в качестве плательщика налогов и сборов (обязательных платежей) в случае размещения участка недр, границы которого определены в полученном плательщиком специальном разрешении на пользование недрами для добычи (в том числе при геологическом изучении) углеводородного сырья, в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны Украины.

Таким образом, если субъект хозяйствования, получивший специальное разрешение на пользование недрами для добычи углеводородного сырья, осуществляет добычу углеводородного сырья с участка недр в пределах территории Украины, то такой плательщик должен состоять на учете в качестве плательщика отдельных налогов — рентной платы за нефть, природный газ и газовый конденсат в органах ГНС по местонахождению такого участка недр. Внесение сведений в Единый банк данных о зачислении в категорию плательщиков отдельных видов налогов в качестве плательщика рентной платы за нефть, природный газ и газовый конденсат осуществляется подразделением регистрации и учета налогоплательщиков в случае поступления от подразделений налогообложения юридических лиц учетного дела такого налогоплательщика, содержащего представленный плательщиком налоговый расчет.

3.7. Платежи за пользование недрами для добычи полезных ископаемых

Пунктом 2 Порядка взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26 марта 2008 года №264 (далее — Порядок), определено, что платежи за пользование недрами для добычи полезных ископаемых взимаются с субъектов хозяйствования, осуществляющих добычу полезных ископаемых или геологическое изучение недр с последующей опытно-промышленной разработкой.

В соответствии с пунктами 15 и 17 Порядка плательщик подает налоговые расчеты по платежам и выполняет обязательство по внесению платежей в сумме, определенной в расчете по платежам, представленном им органу ГНС:

по местонахождению участка недр — в случае размещения участка недр, с которого добыты полезные ископаемые, в пределах территории Украины;

по месту учета плательщика — в случае размещения участка недр, с которого добыты полезные ископаемые, в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны Украины.

Таким образом, если субъект хозяйствования осуществляет добычу полезных ископаемых с участка недр в пределах территории Украины, то такой плательщик должен состоять на учете в качестве плательщика отдельных налогов — плательщика платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в органах ГНС по местонахождению такого участка недр. Внесение сведений в Единый банк данных о зачислении в категорию плательщиков отдельных видов налогов в качестве плательщика платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых осуществляется подразделением регистрации и учета налогоплательщиков в случае поступления от подразделений налогообложения юридических лиц учетного дела такого налогоплательщика, содержащего представленный плательщиком налоговый расчет по платежам.

3.8. Сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета

Пунктом 1 Порядка установления нормативов сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и его взимания, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 29 января 1999 года №115, определено, что сбор за выполненные геологоразведочные работы взимается с недропользователей независимо от формы собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, добывающие полезные ископаемые на ранее разведанных месторождениях, а также на расположенных в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны месторождениях с предварительно оцененными запасами, которые с согласия заинтересованных недропользователей переданы им для промышленного освоения.

В соответствии со статьей 13 Кодекса Украины о недрах пользователями недр могут быть предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также иностранные юридические лица и граждане.

Пунктом 2.2 Инструкции о порядке взимания сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, утвержденной приказом Комитета Украины по вопросам геологии и использования недр и ГНА Украины от 23.06.99 г. №105/309, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 16.07.99 г. под №474/3767 (далее — Инструкция) определено, что если в состав предприятия-недропользователя входят структурные подразделения, не имеющие статуса юридического лица и осуществляющие добычу полезных ископаемых (шахты, рудники, карьеры, цеха и т. п.), то плательщиком сбора является предприятие-недропользователь, в состав которого входят такие структурные подразделения.

В соответствии с пунктом 6.2 Инструкции расчеты сбора подаются недропользователями органам ГНС по местонахождению месторождения полезных ископаемых.

Пунктом 6.3 Инструкции установлено, что предприятие-недропользователь, в состав которого входят структурные подразделения, не имеющие статуса юридического лица и осуществляющие добычу полезных ископаемых (шахты, рудники, карьеры, цеха и т. п.), составляет расчеты и уплачивает сбор в разрезе этих подразделений и подает их в органы ГНС по месту своей регистрации.

В соответствии с пунктом 6.4 Инструкции недропользователь, состоящий на налоговом учете в органах ГНС иного района (города), нежели местонахождение эксплуатируемого им месторождения полезных ископаемых, дополнительно подает (направляет) в орган ГНС, в котором он зарегистрирован, копию расчета сбора за геологоразведочные работы с отметкой органа ГНС, принявшего оригинал расчета.

По решению нефтегазодобывающего предприятия расчет сбора могут подавать в органы ГНС непосредственно его филиалы, имеющие текущие счета, по месту налоговой регистрации таких филиалов.

Таким образом, недропользователь должен состоять на учете в качестве плательщика отдельных налогов — плательщика сбора за выполненные геологоразведочные работы в органах ГНС по местонахождению месторождений полезных ископаемых. Внесение сведений в Единый банк данных о зачислении в категорию плательщиков отдельных видов налогов в качестве плательщика сбора за выполненные геологоразведочные работы осуществляется подразделением регистрации и учета налогоплательщиков в случае поступления от подразделений налогообложения юридических лиц учетного дела такого налогоплательщика, содержащего представленный расчет сбора за геологоразведочные работы.

4. Виды налогов и сборов (обязательных платежей), плательщики которых не зачисляются в категорию плательщиков отдельных налогов по местонахождению подразделений и объектов

4.1. Налог на прибыль

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Закона Украины от 28 декабря 1994 года №334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон) плательщиками налога на прибыль являются:

из числа резидентов — субъекты хозяйствования, бюджетные, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, осуществляющие деятельность, направленную на получение прибыли как на территории Украины, так и за ее пределами;

из числа нерезидентов — физические или юридические лица, созданные в любой организационно-правовой форме, получающие доходы с источником их происхождения из Украины, за исключением учреждений и организаций, имеющих дипломатический статус или иммунитет согласно международным договорам Украины или закону;

филиалы, отделения и другие обособленные подразделения налогоплательщиков (далее — филиалы), указанные в подпункте 2.1.1 этого пункта, не имеющие статуса юридического лица, расположенные на территории иной, нежели такой налогоплательщик, территориальной общины;

постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы из источников их происхождения из Украины или выполняющие агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей.

Налогоплательщик, имеющий такие филиалы, может принять решение об уплате консолидированного налога и уплачивать налог в бюджеты территориальных общин по местонахождению филиалов, а также в бюджет территориальной общины по своему местонахождению, определенный согласно нормам данного Закона и уменьшенный на сумму налога, уплаченного в бюджеты территориальных общин по местонахождению филиалов.

Филиалы являются плательщиком налога на прибыль по своему местонахождению независимо от того, уплачивает ли такой филиал налог на прибыль самостоятельно, или этот налог уплачивается консолидированно. Однако при консолидированной уплате ответственность за уплату налога, в том числе и уплату штрафных санкций за неисполнение, несвоевременное исполнение или исполнение не в полном объеме обязательств по уплате налога, возлагается на головное предприятие.

При консолидированной уплате налога на прибыль начисление этого налога осуществляется в Расчете налоговых обязательств по уплате консолидированного налога на прибыль предприятия (далее — Расчет), форма которого утверждена приказом ГНА Украины от 10.02.2003 г. №68, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 05.03.2003 г. под №182/7503. В графе 4 «Ідентифікаційний код за ЄДПРОУ» указывается код ЕГПРОУ филиала, представляющего Расчет.

Для осуществления уплаты налога на прибыль за филиал головное предприятие в соответствующем платежном документе об уплате налога на прибыль в поле «Призначення платежу» должно указать идентификационный код ЕГПРОУ филиала, за который уплачивается налог (Памятка о порядке заполнения расчетных документов в случае уплаты (взыскания) платежей в бюджет или возврата платежей из бюджета, утвержденная приказом ГНА Украины от 01.07.2002 г. №301, зарегистрированная в Министерстве юстиции Украины 06.09.2002 г. под №735/7023).

Учитывая изложенное, плательщик налога на прибыль должен состоять на учете только в органе ГНС по своему местонахождению.

4.2. Налог на добавленную стоимость

Пунктом 1.3 статьи 1 Закона Украины от 03 апреля 1997 года №168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон о НДС) определено, что плательщиком НДС является лицо, которое согласно этому Закону обязано осуществлять удержание и внесение в бюджет налога, уплачиваемого покупателем, либо лицо, импортирующее товары на таможенную территорию Украины. В соответствии с пунктом 1.2 статьи 1 Закона о НДС таким лицом является любое из нижеуказанных лиц независимо от того, является ли такое лицо резидентом или нет, а именно:

субъект предпринимательской деятельности, в том числе предприятие с иностранными инвестициями, независимо от формы и времени внесения этих инвестиций;

другое юридическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательской деятельности;

физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства), осуществляющее деятельность, отнесенную к предпринимательской согласно законодательству, или импортирующее товары на таможенную территорию Украины;

представительство нерезидента, не имеющее статуса юридического лица;

налогоплательщик, уполномоченный вести учет результатов общей (совместной) деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 95 Гражданского кодекса Украины филиал не является ни юридическим лицом, ни субъектом предпринимательской деятельности, а следовательно, не является плательщиком НДС.

Согласно пункту 2 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом ГНА Украины от 30.05.97 г. №165, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 23.06.97 г. под №233/203, если не зарегистрированные в качестве плательщиков НДС филиалы и другие структурные подразделения налогоплательщика самостоятельно осуществляют поставку товаров (услуг) и производят расчеты с поставщиками/потребителями, то зарегистрированный налогоплательщик, в состав которого входят такие филиалы, может делегировать филиалу или структурному подразделению право выписки налоговых накладных. Для этого налогоплательщик должен каждому филиалу и структурному подразделению присвоить отдельный код (номер, шифр), о чем в письменном виде уведомить орган ГНС по месту регистрации в качестве плательщика НДС. Ответственность за несоблюдение требований данного Порядка филиалами и структурными подразделениями несет плательщик НДС.

Учитывая изложенное, плательщик НДС должен состоять на учете только в органе ГНС по своему местонахождению (месту жительства).

4.3. Единый налог

Указом Президента Украины от 3 июля 1998 года №727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (в редакции от 28 июня 1999 года №746/99) установлено, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится для следующих субъектов малого предпринимательства: физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, в течение года состоит не более 10 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривень; юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн гривень.

Субъекты малого предпринимательства вправе избрать способ налогообложения доходов по единому налогу путем получения свидетельства об уплате единого налога в органе ГНС по месту государственной регистрации.

Учитывая изложенное, плательщик единого налога должен состоять на учете только в органе ГНС по своему местонахождению (месту жительства).

4.4. Акцизный сбор

Статьей 2 Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года №18-92 «Об акцизном сборе» определено, что плательщиками акцизного сбора являются субъекты предпринимательской деятельности, а также их филиалы, отделения (другие обособленные подразделения) — производители подакцизных товаров на таможенной территории Украины, в том числе из давальческого сырья по товарам (продукции), на которые установлены ставки акцизного сбора в твердых суммах, а также заказчики, по поручению которых изготовляется продукция на давальческих условиях по товарам, на которые установлены ставки акцизного сбора в процентах к обороту, уплачивающие акцизный сбор производителю; нерезиденты, осуществляющие изготовление подакцизных товаров (услуг) на таможенной территории Украины непосредственно или через их постоянные представительства или лиц, приравненных к ним согласно законодательству; любые субъекты предпринимательской деятельности, другие юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, импортирующие на таможенную территорию Украины подакцизные товары, независимо от наличия внесенных в них иностранных инвестиций; физические лица — резиденты или нерезиденты, ввозящие (пересылающие) подакцизные вещи или предметы на таможенную территорию Украины в виде сопровождаемого или несопровождаемого багажа, а также физические лица, получающие такие подакцизные вещи (предметы), пересланные (отправленные) из-за таможенной границы Украины в виде почтовых или других отправлений или несопровождаемого багажа, в объемах или стоимостью, превышающих нормы беспошлинного провоза (пересылки) для таких физических лиц, установленные таможенным законодательством; юридические или физические лица, покупающие (получающие в других формах владения, пользования или распоряжения) подакцизные товары у налоговых агентов.

В соответствии с пунктом 4.1 раздела 4 Положения о порядке начисления, сроках уплаты и представления расчета акцизного сбора, утвержденного приказом ГНА Украины от 19.03.2001 г. №111, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 02.04.2001 г. под №295/5486, плательщики акцизного сбора самостоятельно исчисляют сумму налогового обязательства, которую указывают в расчете акцизного сбора. Расчет акцизного сбора подается плательщиком акцизного сбора не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, в органы ГНС по месту их регистрации.

Учитывая изложенное, плательщик акцизного сбора должен состоять на учете только в органе ГНС по своему местонахождению.

4.5. Сбор за загрязнение окружающей природной среды

В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденной приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, ГНА Украины от 19.07.99 г. №162/379, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 09.08.99 г. под №544/3837 (далее — Инструкция №162/379), плательщиками этого сбора являются субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, включая их объединения, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, расположенные на территории иной территориальной общины; бюджетные, общественные и другие предприятия, учреждения и организации; постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы в Украине; граждане, осуществляющие на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

Плательщики сбора согласно пунктам 7.1 и 7.3 Инструкции №162/379 подают налоговые расчеты по сбору и уплачивают сбор по месту налоговой регистрации (месту нахождения на налоговом учете в органах ГНС).

В соответствии с пунктами 2.2, 7.2 и 7.4 Инструкции №162/379, если в состав предприятий (учреждений, организаций) — плательщиков сбора входят филиалы, отделения и другие обособленные подразделения (далее — филиалы), которые не имеют банковских счетов, не ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, не составляют отдельный баланс, то такие предприятия (учреждения, организации) подают налоговые расчеты сбора за произведенные такими филиалами выбросы, сбросы и размещенные отходы и уплачивают сбор за произведенные этими филиалами выбросы, сбросы и размещенные отходы по месту своей налоговой регистрации (месту нахождения на налоговом учете в органах ГНС).

Если филиал имеет свой банковский счет, ведет отдельный бухгалтерский учет своей деятельности и составляет отдельный баланс, то такой филиал самостоятельно подает расчеты сбора и уплачивает сбор по месту нахождения на налоговом учете в органах ГНС.

Учитывая изложенное, плательщик сбора за загрязнение окружающей природной среды (предприятие или филиал, если такой филиал имеет банковский счет, ведет отдельный бухгалтерский учет своей деятельности и составляет отдельный баланс) должен состоять на учете только в органе ГНС по своему местонахождению.

4.6. Рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктоводам, транзитная транспортировка по трубопроводам природного газа и аммиака по территории Украины

Пунктом 3 Порядка исчисления и внесения в государственный бюджет рентной платы за транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктоводам, транзитная транспортировка по трубопроводам природного газа и аммиака по территории Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.06.2005 г. №424 (далее — Порядок №424), определено, что плательщиками рентной платы за транспортировку трубопроводным транспортом является:

ОАО «Укртранснефть» — за оказание услуг по транспортировке нефти;

государственное предприятие «Укрхимтрансаммиак» — за оказание услуг по транзитной транспортировке аммиака по территории Украины;

НАК «Нефтегаз Украины» — за оказание услуг, в частности транспортных и/или транспортно-экспедиторских, при транзитной транспортировке природного газа по территории Украины;

субъекты хозяйствования, эксплуатирующие объекты магистральных нефтепродуктоводов, имеющие лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировке природного и нефтяного газа по трубопроводам и его распределению и оказывающие транспортные услуги по транспортировке нефтепродуктов.

В соответствии с пунктом 5 Порядка №424 расчет суммы налоговых обязательств по рентной плате за отчетный период подается плательщиком органу ГНС по месту его налоговой регистрации.

Учитывая изложенное, плательщик рентной платы за транспортировку трубопроводным транспортом должен состоять на учете только в органе ГНС по своему местонахождению.

5. Заключительные положения

5.1. При необходимости Государственной налоговой администрацией Украины может быть предоставлены дополнительное разъяснение или рекомендации по вопросам применения настоящих Методических рекомендаций. Главными исполнителями таких документов определяются структурные подразделения, в компетенцию которых входит обеспечение администрирования соответствующих налогов, сборов (обязательных платежей).

5.2. В случае внесения изменений в законодательные и нормативно-правовые акты, на которые ссылаются настоящие Методические рекомендации, последние применяются в части, не противоречащий законодательным и нормативно-правовым актам.

5.3. Если на территории иной территориальной общины, нежели местонахождение налогоплательщика, у налогоплательщика возникают обязанности по уплате нескольких налогов, внесение сведений в Единый банк данных или Реестр физических лиц о зачислении в категорию плательщиков отдельных видов налогов осуществляется подразделением регистрации и учета налогоплательщиков в случае поступления от подразделений налогообложения юридических (физических) лиц или других отраслевых подразделений первого учетного дела такого налогоплательщика. При этом в Едином банке данных или Реестре физических лиц в поле «дата взяття на облік» указывается дата зачисления налогоплательщика в категорию плательщиков отдельных налогов.

5.4. Если у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налогов на территории иной территориальной общины, нежели его местонахождение, но срок их уплаты и представления налогового расчета еще не наступили, налогоплательщик может заблаговременно уведомить орган ГНС о зачислении его в категорию плательщиков отдельных налогов, подав заявление по форме №1-ОПП (5-ОПП) с отметкой «зачисление в категорию плательщиков отдельных налогов». В таком случае внесение сведений в Единый банк данных или Реестр физических лиц о зачислении в категорию плательщиков отдельных видов налогов осуществляется подразделением регистрации и учета налогоплательщиков после поступления от подразделений налогообложения юридических (физических) лиц или других отраслевых подразделений учетного дела такого налогоплательщика с поданным заявлением по форме №1-ОПП (5-ОПП).

5.5. Если по результатам проверки органы ГНС выявили налогоплательщика, у которого имеются обязанности по уплате налогов на территории иной территориальной общины, нежели его местонахождение, но он на территории данной общины не состоит на учете, внесение сведений в Единый банк данных или Реестр физических лиц о зачислении в категорию плательщиков отдельных видов налогов осуществляется подразделением регистрации и учета налогоплательщиков после поступления от подразделений налогообложения юридических (физических) лиц или других отраслевых подразделений служебной записки о необходимости зачисления в категорию плательщиков отдельных видов налогов на основании соответствующего акта документальной проверки органа ГНС.

5.6. Структурное подразделение, определяющее принадлежность плательщика к категории плательщиков отдельных налогов, служебной запиской об уплате таким плательщиком соответствующих налогов уведомляет согласно подпункту 3.7 Приказа ГНА Украины от 28.02.2007 г. №110 «Об утверждении Порядка взаимодействия между структурными подразделениями органов государственной налоговой службы по вопросам регистрации и учета налогоплательщиков» подразделение учета и отчетности для открытия карточек лицевых счетов.

5.7. Если налогоплательщик является неприбыльной организацией или плательщиком единого или фиксированного сельскохозяйственного налога и исполняет обязанности по уплате всех налогов за обособленное подразделение, расположенное на территории иной территориальной общины, нежели местонахождение налогоплательщика, то в органе ГНС по местонахождение такого обособленного подразделения должно учитываться головное предприятие в качестве плательщика отдельных налогов, а обособленное подразделение должно находиться на учете с состоянием 37 — «не є платником податків» и причиной снятия с учета 22 — «обов’язки податкового агента виконує головне підприємство».

Начальник Управления регистрации и учета налогоплательщиков Н. КАЛЕНИЧЕНКО

Председатель С. БУРЯК



Следующая статья:  Комментарий ДК...  В начало статьи 





О максимальной величине фактических расходов на оплату труда наемных работников, на которую начисляются страховые взносы (извлечение) Фрагмент статьи (только начало)
Лист Фонд соціального страхування від нещасних випадків на виробництві і професійних захворювань від 9.1.2009 № 09-07-2
Налогообложение
Страховые взносы в 2009 году начисляются в пределах суммы 10035 грн....
Комментарий ДК...

В рубрике: 


Рекомендації щодо ознак ризикових операцій Фрагмент статьи (только начало)
Лист Національний банк від 6.4.2015 № 25-04001/22852
№ 14-15 (6.4.2015) :: Приложения к печатному ДК
Нацбанк визначив ознаки ризикових операцій з готівкою...

Проблемні питання щодо застосування податкового компромісу Фрагмент статьи (только начало)
Лист Інші від 23.2.2015 № 5996/7/99-99-20-07-03-17
№ 14-15 (6.4.2015) :: Приложения к печатному ДК
Податківці розяснили понад 50 проблемних питань щодо застосування податкового
компромісу....

0.01936