(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...
Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Документы для работы № 05 (2.2.2009)
Приложения к печатному ДК

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Закон України от 25.12.2008 № 800-VI

О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства (извлечение)

Вступил в силу с 14.01.2009

Смотри комментарий

Опубликован в «УК» 14.01.2009 г.

Вступил в силу 14.01.2009 г., кроме положений абз. 2-9 пп. 15 п. 4 раздела III, которые вступают в силу 14.04.2009 г

По сути. Государственная поддержка строительства доступного жилья заключается в уплате государством 30 процентов стоимости строительства (приобретения) доступного жилья и/или предоставлении льготного ипотечного жилищного кредита в уполномоченном банке.

! Строительным организациям

Настоящий Закон принят с целью стабилизации строительства, повышения платежеспособности населения, обеспечения реализации жилищных прав граждан, нуждающихся в государственной поддержке, стимулирования развития строительной и смежных отраслей в условиях мирового финансового кризиса.

Настоящий Закон направлен на преодоление кризисных явлений в строительной отрасли и регулирование правоотношений, возникающих в связи со строительством жилья.

I. Пути преодоления кризисных явлений в строительной отрасли и жилищном строительстве

Статья 1. Организационные меры по решению неотложных проблем в сфере жилищного строительства

1. Преодоление кризисных явлений в строительной отрасли и жилищном строительстве осуществляется в соответствии с настоящим Законом путем:

выкупа у застройщиков и/или финансовых учреждений нереализованного жилья в объектах строительства, сооружавшихся с привлечением денежных средств физических лиц, в случае неспособности застройщиков продолжать строительство жилья в связи с недостаточным объемом денежных средств для формирования фондов социального и служебного жилья; оказания гражданам государственной поддержки на строительство (приобретение) доступного жилья путем уплаты государством части его стоимости;

получения гражданами жилья в аренду с выкупом за счет собственных средств граждан и средств государственной поддержки;

предоставления физическим и юридическим лицам льготных кредитов на строительство жилья и компенсаций процентной ставки по этим кредитам;

увеличения уставных капиталов государственных банков и Государственного ипотечного учреждения для предоставления кредитов на завершение строительства многоквартирных жилых зданий;

выкупа государством у кредиторов ипотечных кредитов, полученных физическими лицами на строительство и приобретение жилья до вступления в силу настоящего Закона и отнесенных к категории рискованных.

2. Средства на осуществление мер, определенных частью первой настоящей статьи, направляются в первую очередь на завершение строительства объектов, отвечающих определенным Кабинетом Министров Украины требованиям и имеющих следующую степень строительной готовности:

в 2009 году — на достройку жилья, имеющего степень готовности свыше 70 процентов;

в 2010 году — на достройку жилья, имеющего степень готовности свыше 50 процентов.

Средства на финансирование достройки объектов градостроения со степенью готовности менее 50 процентов выделяются только после полного окончания финансирования объектов со степенью готовности соответственно свыше 70 процентов и свыше 50 процентов.

Определение степени строительной готовности таких объектов производится в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти по вопросам строительства и архитектуры.

Статья 2. Финансирование антикризисных мер в строительстве жилья

1. Основными источниками финансирования мер, определенных настоящим Законом, являются:

денежные средства, предусмотренные законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, в частности: средства Стабилизационного фонда, по займам международных финансовых организаций, по государственным внутренним займам;

средства местных бюджетов;

инвестиции юридических и физических лиц; другие источники финансирования, не запрещенные законодательством.

2. Бюджетные средства, предусмотренные для финансирования антикризисных мер в строительстве, определенных настоящим Законом, используются с учетом оптимизации количества бюджетных программ путем концентрации расходов за единым главным распорядителем бюджетных средств, который определен законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

3. Стоимость объектов строительства, финансируемых в соответствии с настоящим Законом, устанавливается согласно проектно-сметной документации, которая соответствует государственным строительным нормам по определению стоимости.

II. Меры по поддержке строительной отрасли и жилищного строительства

Статья 3. Поддержка строительства жилья

Установить, что до 1 января 2012 года:

1. Кредитно-финансовые учреждения осуществляют льготное кредитование субъектов хозяйственной деятельности, ведущих строительство (застройщиков), для строительства жилья и других объектов строительства под залог ценных бумаг, имущественных прав и других активов. Порядок предоставления таких кредитов определяется Кабинетом Министров Украины совместно с Национальным банком Украины.

В этом Порядке предусмотреть, что:

в стоимости такого жилья и других объектов строительства сметная прибыль не может превышать 15 процентов прямых и общепроизводственных расходов по строительству, а рентабельность производства строительных материалов и изделий, используемых в строительстве, также не может составлять больше 15 процентов;

такое льготное кредитование обеспечивается Национальным банком Украины путем долгосрочного рефинансирования кредитно-финансовых учреждений и компенсации кредитно-финансовым учреждениям разницы, возникающей между ставкой по указанным кредитам и текущей рыночной ставкой. В случае применения такого механизма компенсации процентная ставка по таким кредитам не может быть выше двух процентов уровня учетной ставки Национального банка Украины;

в случае неспособности возврата субъектом хозяйственной деятельности, осуществляющим строительство (застройщиком), такого кредита в предусмотренный договором срок, кредитно-финансовое учреждение в порядке, определенном законодательством, приобретает имущественные права на построенное жилье и имеет право продать его органам государственной власти, органам местного самоуправления или Государственному ипотечному учреждению с целью обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством, или осуществить его свободную продажу на рынке жилья; кредитно-финансовые учреждения не осуществляют формирование резервов для покрытия рисков по ипотечным кредитам, предоставленным в соответствии с настоящим Законом для финансирования антикризисных мер в строительстве.

2. Кредитно-финансовым учреждениям по заключенным договорам запрещается увеличивать процентную ставку по кредитам, полученным физическими и юридическими лицами на приобретение или строительство жилья. Такая ставка может быть изменена исключительно по соглашению сторон.

3. Субъектам хозяйственной деятельности, осуществляющим строительство (застройщикам), разрешается производить государственную регистрацию права собственности в бюро технической инвентаризации на объекты незавершенного строительства и их части с целью последующей продажи или передачи в ипотеку.

4. Запрещается расторжение физическими и юридическими лицами каких-либо договоров, результатом которых является передача застройщиками завершенного объекта (части объекта) жилищного строительства при условии, что по таким договорам произведена уплата 100 процентов стоимости объекта (части объекта) жилищного строительства, кроме случаев, если такое расторжение осуществляется по соглашению сторон.

Возврат денежных средств, внесенных физическими и юридическими лицами в пользу застройщиков по расторгнутым договорам, по которым произведена частичная уплата стоимости объекта (части объекта) жилищного строительства, производится после последующей реализации такого объекта (части объекта) жилищного строительства. Начисление и выплата застройщиком штрафных санкций, предусмотренных договорами, и взыскание денежных средств, предусмотренных статьей 625 Гражданского кодекса Украины, на срок действия настоящей статьи не проводится. Этот запрет не применяется, если установленный срок принятия в эксплуатацию объекта строительства переносится более чем на 18 месяцев.

5. Субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие строительство (застройщики), имеют право на отсрочку по уплате паевых взносов на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов и взносов в целевые фонды местных бюджетов.

Основанием для отсрочки таких платежей и отчислений служит письменное заявление субъекта хозяйственной деятельности, ведущего жилищное строительство, в органы, осуществляющие учет и администрирование соответствующих платежей и отчислений.

Заявление должно содержать информацию о сумме и сроке отсрочки по уплате соответствующих платежей и отчислений. Срок отсрочки не может превышать срок действия этой статьи.

Заявление подается не позднее срока, установленного для представления отчетности по таким платежам и отчислениям, а если срок платежа установлен ранее представления отчетности, — не позднее наступления срока такого платежа.

Органы, осуществляющие учет и администрирование, ведут отдельный учет отсроченных платежей и отчислений нарастающим итогом. При этом начисление пени и применение штрафных санкций не производится, а нормы статей 8, 9 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» не применяются.

Наличие задолженности по взносам и платежам не может служить основанием для отмены (отзыва) или отказа в выдаче органами исполнительной власти субъектам хозяйственной деятельности, осуществляющим строительство (застройщикам), согласительных, разрешительных и других документов по объектам жилищного строительства.

6. Договоры аренды земельных участков государственной и коммунальной собственности, на которых осуществляется строительство многоквартирных жилых зданий (в том числе со встроенно-пристроенными помещениями социального назначения) и на которых выполняются строительно-монтажные работы, заключенные до вступления в силу настоящего Закона, подлежат возобновлению на те же сроки и на тех же условиях, которые были предусмотрены этими договорами в порядке, установленном законом.

7. Финансирование операций коммерческих банков в части предоставления гражданам ипотечных кредитов на завершение строительства жилья, осуществляемого в соответствии с действующим законодательством, ведется Национальным банком Украины и/или Государственным ипотечным учреждением за счет: пополнения в 2009 году их уставного капитала. При этом источниками пополнения уставного капитала могут быть, в частности, облигации внутреннего государственного займа, которые передаются Министерством финансов Украины в уставный капитал Государственного ипотечного учреждения и обязательно выкупаются Национальным банком Украины в течение пяти банковских дней со дня поступления предложения об их выкупе по номинальной стоимости с доходностью в размере учетной ставки на срок их обращения; полученных на долгосрочной и возвратной основе целевых средств за счет Государственного бюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины; денежных средств, полученных от размещения ипотечных облигаций Государственного ипотечного учреждения, выпущенных с соблюдением требований законодательства.

Такие ипотечные облигации, выпущенные Государственным ипотечным учреждением, приравниваются к целевым облигациям внутренних государственных займов Украины.

8. Торгово-промышленной палате Украины рассматривать обращения субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих строительство (застройщиков), о выдаче им справки о приостановлении (прекращении деятельности) в результате действия обстоятельств непреодолимой силы.

Статья 4. Государственная поддержка строительства доступного жилья

1. Доступное жилье — построенные и строящиеся при государственной поддержке жилые здания (комплексы) и квартиры.

2. Государственная поддержка строительства доступного жилья заключается в уплате государством 30 процентов стоимости строительства (приобретения) доступного жилья и/или предоставлении льготного ипотечного жилищного кредита в уполномоченном банке.

Право на получение государственной поддержки предоставляется гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.

3. Государственная поддержка предоставляется из расчета не более 21 квадратного метра на одного человека и дополнительно 10,5 квадратных метра общей площади жилья на семью. Остальную стоимость жилья уплачивает гражданин, заключивший договор о строительстве (приобретении) доступного жилья, за собственные средства.

4. Льготный ипотечный жилищный кредит — финансовый кредит, предоставляемый гражданину для строительства или приобретения доступного жилья уполномоченным банком, рефинансирование которого осуществляет Государственное ипотечное учреждение или Национальный банк Украины.

5. Право на получение льготного ипотечного жилищного кредита в уполномоченном банке предоставляется гражданину, который в соответствии с законодательством имеет право на получение такого жилья, с учетом требований уполномоченного банка к заемщику.

6. Государственная поддержка для строительства (приобретения) доступного жилья предоставляется семьям и одиноким гражданам только один раз. Право на получение такой поддержки считается использованным с момента получения гражданином такого жилья в собственность.

7. Государственная поддержка строительства (приобретения) доступного жилья осуществляется за счет средств государственного и/или местных бюджетов. Средства, предусмотренные в государственном бюджете на предоставление государственной поддержки, используются с учетом оптимизации количества бюджетных программ путем концентрации расходов за единым главным распорядителем бюджетных средств, определенных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

8. Контроль за строительством и принятием в эксплуатацию объектов доступного жилья возлагается на Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации и центральный орган исполнительной власти по вопросам строительства и архитектуры.

9. Архитектурно-планировочные и технические требования к доступному жилью устанавливаются государственными строительными нормами с обязательным учетом требований по энергосбережению.

10. Доступное жилье используется только по назначению в соответствии с установленными Кабинетом Министрами Украины правилами пользования помещениями жилых зданий.

11. Условия удешевления стоимости строительства доступного жилья создаются путем:

предоставления органами местного самоуправления в пользование застройщику земельного участка под строительство доступного жилья без проведения аукциона с установлением годового размера платы за пользование земельными участками на уровне размера земельного налога, устанавливаемого Законом Украины «О плате за землю». Проектные и строительно-монтажные работы на таких земельных участках должны начаться не позднее чем за три года со дня предоставления земельного участка. В случае несоблюдения этого срока земельный участок возвращается в собственность органам местного самоуправления;

освобождения строительства жилья от долевого участия (взноса) на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов;

определения архитектурно-планировочных и технических норм и требований к доступному жилью;

удешевления ипотечных жилищных кредитов путем осуществления рефинансирования уполномоченных банков Национальным банком Украины или Государственным ипотечным учреждением под залог облигаций, эмитированных таким учреждением под государственную гарантию;

уменьшения налоговой нагрузки на граждан путем распространения механизма налогового кредита на расходы, понесенные ими на строительство (приобретение) доступного жилья;

использования экономических и теплоэффективных проектов жилых домов массового применения на основе проектов повторного использования;

привлечения к выполнению работ технопарков, технополисов и зон инвестиционно-инновационного развития, созданных в регионах;

применения рациональных конструктивных и инженерных решений, внедрения энергоэффективных инновационных технологий, в том числе нанотехнологий;

использования местного сырья, материалов и изделий отечественного производства.

12. Порядок предоставления государственной поддержки и обеспечения граждан доступным жильем устанавливается Кабинетом Министров Украины.

13. Уполномоченный банк — финансовое учреждение, соответствующее нормативам, установленным Национальным банком Украины, и методологии Государственного ипотечного учреждения.

14. К участию в финансировании строительства (приобретения) доступного жилья допускаются финансовые учреждения, которые:

имеют опыт ипотечного кредитования на строительство жилья не менее трех лет;

осуществляют ипотечное кредитование согласно методологическим требованиям, установленным Государственным ипотечным учреждением.

15. Процентная ставка финансирования по кредитам на строительство (приобретение) доступного жилья устанавливается в размере учетной ставки Национального банка Украины плюс два процента.

Статья 5. Аренда жилья с выкупом

1. Аренда жилья с выкупом — правоотношения предприятия-арендодателя (далее — арендодатель) и физического лица — арендатора (далее — арендатор), возникающие на основании заключенного ими договора аренды жилья с выкупом и регулирующиеся Гражданским кодексом Украины и настоящим Законом.

2. Арендатор может приобретать жилье на условиях долгосрочной (до 30 лет) аренды с выкупом и правом досрочного погашения арендной платы.

3. Отношения аренды устанавливаются на основании договора аренды жилья с выкупом при условии уплаты арендатором денежных средств начального взноса в соответствии с порядком аренды жилья с выкупом, утвержденным Кабинетом Министров Украины.

4. Порядок аренды жилья с выкупом регулирует механизм:

1) взаимодействия сторон договора;

2) заключения договора аренды жилья с выкупом;

3) определения размера арендной платы;

4) возврата денежных средств в случае прекращения договора по инициативе арендатора;

5) возврата денежных средств в случае расторжения договора аренды жилья с выкупом в связи с его невыполнением;

6) формирования резерва непредвиденных расходов, связанных с обслуживанием обязательств арендатора;

7) осуществления управления жильем арендодателем до полного выкупа жилья арендатором;

8) досрочного прекращения договора аренды жилья с выкупом по инициативе наследника и т. п.

5. Арендатор жилья вносит арендную плату в соответствии с условиями, предусмотренными в договоре аренды жилья с выкупом, в течение срока действия договора до полного выкупа жилья и приобретения жилья в собственность арендатором.

Арендатор жилья обязан компенсировать арендодателю расходы, связанные с совершением юридических действий: страховые платежи, расходы на оформление прав собственности на недвижимое имущество, на государственную регистрацию обременений недвижимого имущества, нотариальные услуги, резервы непредвиденных расходов, связанные с обслуживанием обязательств арендатора. Размер резервов непредвиденных расходов, связанных с обслуживанием обязательств арендатора, не может превышать трех процентов стоимости жилья.

6. Арендные платежи состоят из платежей на выкуп выбранного арендатором жилья и вознаграждения (дохода) арендодателя. Вознаграждение (доход) арендодателя определяется согласно размеру процентной ставки, установленной в договоре аренды жилья с выкупом.

7. Арендатор самостоятельно уплачивает коммунальные платежи.

8. Арендодатель приобретает право на предварительно выбранное арендатором жилье с целью передачи такого жилья в долгосрочную аренду с выкупом арендатору и осуществляет управление жильем до его полного выкупа.

9. Совершение арендодателями операций уступки права требования по договорам аренды жилья с выкупом не требует лицензирования и внесения сведений об арендодателе в Государственный реестр финансовых учреждений.

III. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования, кроме абзацев второго — девятого подпункта 15 пункта 4 настоящего раздела, которые вступают в силу с 14 апреля 2009 года.

2. Кабинету Министров Украины:

1) сформировать единый государственный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством и состоящих на квартирном учете, как автоматизированную систему сбора, накопления и предоставления информации о таких гражданах;

2) предусмотреть в Государственном бюджете Украины на 2009 год:

целевую субвенцию объемом 0,5 процента валового внутреннего продукта на субсидирование строительства доступного жилья для граждан, осуществляющих его покупку на первичном рынке, введя механизм использования указанных средств в качестве первого взноса граждан при покупке жилья непосредственно и при получении ипотечного кредита;

расходы в объеме 20 процентов поступлений в Стабилизационный фонд на:

строительство жилья для граждан, имеющих право на его получение за счет государства;

оказание государственной поддержки для строительства (приобретения) доступного жилья путем уплаты государством части его стоимости;

льготное долгосрочное государственное кредитование населения на строительство жилья;

выкуп у застройщиков и/или финансовых учреждений нереализованного жилья в объектах строительства, сооружавшихся с привлечением денежных средств физических лиц, в случае неспособности застройщиков продолжать строительство жилья в связи с недостаточным объемом средств для формирования фондов социального и служебного жилья;

формирование и ведение единого реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством и состоящих на квартирном учете;

финансирование других антикризисных мер в строительстве, определенных настоящим Законом;

3) в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

обеспечить формирование единой системы заказчиков строительства жилья, которое осуществляется за бюджетные средства, на принципах организационного единства;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить принятие актов, необходимых для реализации данного Закона;

обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.

3. Законы и другие нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

<...>

Президент Украины В. ЮЩЕНКО



Следующая статья:  Комментарий ДК...  В начало статьи 





О максимальной величине фактических расходов на оплату труда наемных работников, на которую начисляются страховые взносы (извлечение) Фрагмент статьи (только начало)
Лист Фонд соціального страхування від нещасних випадків на виробництві і професійних захворювань від 9.1.2009 № 09-07-2
Налогообложение
Страховые взносы в 2009 году начисляются в пределах суммы 10035 грн....
Комментарий ДК...

В рубрике: 


Рекомендації щодо ознак ризикових операцій Фрагмент статьи (только начало)
Лист Національний банк від 6.4.2015 № 25-04001/22852
№ 14-15 (6.4.2015) :: Приложения к печатному ДК
Нацбанк визначив ознаки ризикових операцій з готівкою...

Проблемні питання щодо застосування податкового компромісу Фрагмент статьи (только начало)
Лист Інші від 23.2.2015 № 5996/7/99-99-20-07-03-17
№ 14-15 (6.4.2015) :: Приложения к печатному ДК
Податківці розяснили понад 50 проблемних питань щодо застосування податкового
компромісу....

0.020222