(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Документы для работы № 05 (2.2.2009)
Отдельные виды деятельности

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Комментарий. Проверки органов ПФУ

Смотри документ:
О порядке оформления результатов проверок, осуществляемых органами Пенсионного фонда Украины

Постанова Пенсійний фонд от 1.12.2008 № 21-1

Постановлением правления ПФУ от 01.12.2008 г. №21-1 утвержден Порядок оформления результатов проверок плательщиков по вопросам соблюдения действующего законодательства относительно начисления, исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины1. Он приведен в соответствие с Законом о госнадзоре. Порядок зарегистрирован в Минюсте 24.12.2008 г. и вступил в силу с 04.01.2009 г. Рассмотрим его основные положения.

Сфера действия

Несмотря на название комментируемого документа, он регулирует не только оформление акта, но и другие отношения, возникающие при проведении проверок плательщиков органами Пенсионного фонда. Согласно Порядку термин «плательщик» употребляется в нем в значении, установленном законами Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование». Известно, что согласно ст. 15 Закона №1058 плательщиками страховых взносов в солидарную систему являются страхователи и застрахованные лица, указанные в ст. 14 и в ч. 1 ст. 12 этого Закона. Означает ли это, что органы ПФУ планировали таким образом получить возможность проверять и застрахованных лиц, сейчас неизвестно. Ведь проведенный анализ комментируемого нормативного акта показывает, что в нем речь идет именно о субъектах хозяйствования, то есть страхователях.

Виды проверок

Порядок устанавливает, что органы ПФУ осуществляют меры государственного контроля путем проведения плановых и внеплановых проверок. Порядок, как и Закон о госнадзоре, не разграничивает выездные и невыездные проверки плательщиков. А указывает, что их осуществляют органы ПФУ по местонахождению плательщика или в помещении органа фонда в случаях, предусмотренных законом, о чем указывается в приказе и направлении на проведение проверки.

Плановая проверка

Плановая проверка — это проверка соблюдения плательщиком требований законодательства относительно своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты им страховых взносов в ПФУ, а также относительно формирования и предоставления сведений о застрахованных лицах, предусмотренная в квартальном плане работы (утверждаемом самим органом ПФУ) до 25-го числа последнего месяца квартала, который предшествует плановому2. Об осуществлении плановой проверки плательщики извещаются путем направления им письменного уведомления не позднее чем за 10 дней до дня ее осуществления по форме, установленной в приложении 1 к Порядку.

1 Документ можно найти на нашем сайте www.dtkt.com.ua в «ДК» №5 в разделе «Документы для работы».

2 Периодичность проведения плановых проверок определяется в зависимости от степени риска согласно критерию, по которому оценивается степень риска, утвержденному постановлением Кабмина от 03.09.2008 г. №775.

Как и по Закону о госнадзоре, уведомление отсылается заказным письмом или телефонограммой за средства органа ПФ Украины или вручается лично руководителю либо уполномоченному лицу плательщика под расписку. Пенсионный фонд Украины фактически не определил в комментируемом Порядке приоритетные формы отправки уведомления, поэтому письменное уведомление теперь может быть направлено фактически устно (по телефону).

В связи с этим напомним, что согласно ч. 4 ст. 5 Закона о госнадзоре субъект хозяйствования имеет право не допускать должностное лицо органа Пенсионного фонда до проведения плановой проверки в случае неполучения уведомления о ее осуществлении.

Срок проведения плановой проверки не может превышать 15-ти рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства1 — пяти рабочих дней.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводятся органами ПФУ в случаях, предусмотренных ст. 6 Закона о госнадзоре . При их проведении выясняются лишь те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для их осуществления. Эти вопросы обязательно указываются в направлении на проверку. С основанием проведения внеплановой проверки должен ознакомиться плательщик, которому обязательно предоставляется копия направления на проведение проверки (обращаем внимание, что копия направления, согласно Закону, должна предоставляться и при проведении плановой проверки).

Основания для проведения органами ПФУ внеплановых проверок:

  • подача субъектом хозяйствования письменного заявления соответствующему органу ПФУ об осуществлении проверки по его желанию;
  • выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйствования;
  • проверка исполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, изданных по результатам проведения плановых проверок;
  • обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства (внеплановая проверка в данном случае осуществляется только при наличии согласия ПФУ на ее проведение);
  • неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, препятствовавших представлению таких документов.

Срок осуществления внеплановой проверки не может превышать 10-ти рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — двух рабочих дней. Напомним, что о проведении внеплановой проверки плательщик может заблаговременно не извещаться.

Продление сроков плановых и внеплановых проверок запрещается Законом о госнадзоре.

Направление на проверку

На проведение плановой или внеплановой проверки на основании приказа2 органа ПФУ оформляется направление (по форме согласно приложению 2 к Порядку), которое подписывается руководителем или заместителем руководителя такого органа (с указанием фамилии, имени и отчества) и удостоверяется печатью.

1 Согласно ст. 1 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства» субъектами малого предпринимательства являются физические лица — субъекты предпринимательской деятельности и юридические лица — субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50-ти человек и объем годового валового дохода не превышает 70 млн грн.

2 Согласно Закону о госнадзоре как плановые, так и внеплановые проверки могут осуществляться только на основании соответствующего распорядительного документа. Сейчас это приказ органа ПФУ, который должен содержать наименование плательщика, относительно которого будет осуществляться проверка, и предмет проверки. В приказе о проведении плановой проверки, кроме того, указывается перечень вопросов, которые необходимо проверить, в зависимости от степени риска.

Согласно п. 2.2 комментируемого Порядка направление действует только в течение указанного в нем срока осуществления проверки.

Напомним, что согласно ч. 5 ст. 7 Закона о госнадзоре перед началом осуществления мероприятия должностные лица органа ПФУ обязаны предъявить руководителю субъекта хозяйствования (или уполномоченному им лицу) не только направление, но и служебное удостоверение, удостоверяющее должностное лицо такого органа, и предоставить субъекту хозяйствования копию направления. Без направления и служебного удостоверения должностное лицо не имеет права осуществлять проверку субъекта хозяйствования. То есть субъект хозяйствования имеет право не допускать должностных лиц органа ПФУ к осуществлению проверки, если они не предъявили вышеназванные документы.

Акт или справка проверки

Согласно результатам проверки органы ПФУ составляют справку (при отсутствии нарушений требований законодательства) или акт (в случае выявления таких нарушений).

Акт определен в п. 2.4 Порядка как документ, подтверждающий факт проведения проверки по вопросам соблюдения действующего законодательства плательщиками страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование. Акт должен содержать:

1) систематизированное изложение обнаруженных при проверке фактов нарушений норм законодательства:

а) по начислению и уплате страховых взносов и других платежей;

б) по формированию и предоставлению сведений о застрахованных лицах;

2) подробное описание обнаруженных нарушений с ссылкой на соответствующее требование законодательства;

3) информацию о невыполнении плательщиком законных требований должностных лиц органов ПФУ, проводивших проверку.

Требования к акту проверки

Общие требования к акту проверки определены в ч. 6 ст. 7 Закона о госнадзоре. Форма акта плановой проверки, осуществляемой органами ПФУ, определена в приложении 3 к комментируемому Порядку.

Должностным лицам субъекта хозяйствования будут интересны основные требования, выдвигаемые упомянутым Порядком к акту проверки, ведь в случае возникновения спорных вопросов ими стоит воспользоваться для отстаивания своих интересов.

Факты обнаруженных нарушений законодательства должны излагаться в акте проверки четко, объективно и в полной мере, с ссылкой на первичные или иные документы, зафиксированные в бухгалтерском учете, которые подтверждают наличие указанных фактов. В случае отсутствия первичных документов, подтверждающих факт нарушения, к акту прилагаются объяснения должностных лиц либо уполномоченных лиц плательщика (в пределах их компетенции) или физического лица, использующего труд наемных работников, которое проверяется. Порядком запрещается отражение в акте необоснованных данных, а также субъективных предположений проверяющими, не имеющих подтвержденных доказательств, и разного рода заключений о действиях должностных лиц плательщика (например, «описка», «ошибка бухгалтера» и т. п.).

Если проверкой не установлены нарушения по отдельным показателям, в описательной части акта делается соответствующая запись «Проверкой нарушения показателей (определить каких и в какой отчетности указанных) не установлены».

К акту проверки могут прилагаться расчеты доначисленных (уменьшенных) сумм страховых взносов в разрезе отчетных периодов и другие материалы, подтверждающие наличие фактов нарушений законодательства. Причем все приложения подписываются должностными лицами органа ПФУ, осуществившими проверку, и должностными лицами плательщика (руководителем, главным бухгалтером или уполномоченным ими лицом) или физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности либо уполномоченным им лицом.

Подписание акта. Замечания к нему

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается в последний день проверки должностными лицами органа ПФУ, осуществлявшими проверку, и руководителем и главным бухгалтером плательщика (а при их отсутствии — заменяющими их лицами), физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности либо уполномоченным ими лицом. В этот же день акт регистрируется в специальном журнале регистрации актов и один его экземпляр (с соответствующими приложениями) вручается руководителю (физлицу — субъекту предпринимательской деятельности) или уполномоченному лицу плательщика. Об этом на последней странице акта делается соответствующая отметка за подписью лица, получившего акт, с указанием его должности, фамилии и инициалов, а также даты получения акта.

Согласно Порядку в случае отказа плательщика (должностного лица) от подписания акта должностными лицами органа ПФУ в такой акт вносится соответствующая запись и не позднее следующего рабочего дня один экземпляр акта отсылается плательщику по почте с уведомлением о вручении. Если орган ПФУ или предприятие почтовой связи не может вручить плательщику один экземпляр акта в связи с отсутствием должностных лиц по местонахождению плательщика, их отказом принять акт, то в день поступления в орган ПФУ такой информации работник, осуществлявший проверку, оформляет соответствующий акт. В нем указывается причина, обусловившая невозможность вручения акта проверки1 . Такой акт регистрируется в специальном журнале и приобщается к акту проверки.

1 Как видим, отказ от подписания и отказ принять акт рассматриваются комментируемым документом как отдельные юридические факты.

При наличии замечаний со стороны плательщика его руководитель и главный бухгалтер (физлицо) подписывают акт с замечаниями, которые подаются органу ПФУ в письменной форме. В то же время должностное лицо плательщика или физлицо — субъект предпринимательской деятельности делает в акте соответствующую отметку.

Комментируемым порядком не определены сроки для представления замечаний и не установлен порядок их рассмотрения или принятия решений по их результатам. Установлено только, что замечания плательщика по осуществлению проверки являются неотъемлемой частью акта органа ПФУ. А значит, результаты рассмотрения замечаний не повлияют на сроки принятия решений о наложении финансовых санкций по результатам проверки. Поэтому стоит ли их подавать вместе с актом или отсылать в порядке обжалования решений ПФУ — выбирать плательщику пенсионных взносов.

Применение санкций. Распоряжения об устранении нарушений

При наличии в акте нарушений, за которые законодательством предусмотрена ответственность плательщиков страховых взносов, начальник (его заместитель) управления ПФУ в районе, городе или районе в городе принимает решение о применении финансовых санкций в установленном порядке.

Напомним, что согласно Закону о госнадзоре распоряжение или иной распорядительный документ органа ПФУ — это обязательное для исполнения письменное решение такого органа по устранению обнаруженных нарушений в определенные сроки. Такое распоряжение издается и подписывается руководителем органа ПФУ или его заместителем. Требования к такому документу определены в ч. 9 ст. 7 упомянутого Закона.

При наличии в акте проверки доначисленных сумм страховых взносов плательщику в течение пяти рабочих дней со дня завершения проверки предоставляется (отсылается) распорядительный документ об устранении нарушений. Таким документом является требование, форма которого предусмотрена приложениями 9 или 10 к Инструкции об уплате сбора.

При наличии в акте факта нарушений относительно достоверности формирования сведений о застрахованном лице предоставляется (отсылается) распоряжение об устранении нарушений, обнаруженных во время осуществления проверки, в определенные сроки. Данное распоряжение составляется в двух экземплярах: один экземпляр не позднее 5-ти рабочих дней со дня составления акта предоставляется плательщику, а второй с подписью плательщика относительно согласованных сроков устранения нарушений требований законодательства остается в органе ПФУ.

Как и указывалось выше, проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, изданных по результатам проведения плановых проверок — один из законных случаев, при которых допускается проведение внеплановой проверки органом ПФУ.

Нормативная база

  • Закон №1058 — Закон Украины от 09.07.2003 г. №1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
  • Закон о госнадзоре — Закон Украины от 05.04.2007 г. №877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».
  • Инструкция об уплате сбора — Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления ПФУ от 19.12.2003 г. №21-1.

Алексей КРАВЧУК, к. ю. н., аудитор



Следующая статья:  Смотри документ...  В начало статьи 





О максимальной величине фактических расходов на оплату труда наемных работников, на которую начисляются страховые взносы (извлечение) Фрагмент статьи (только начало)
Лист Фонд соціального страхування від нещасних випадків на виробництві і професійних захворювань від 9.1.2009 № 09-07-2
Налогообложение
Страховые взносы в 2009 году начисляются в пределах суммы 10035 грн....
Комментарий ДК...

В рубрике: 


О внесении изменений Фрагмент статьи (только начало)
Лист Інші від 16.1.2015 № 1040/7/99-99-17-03-01-17
№ 08 (23.2.2015) :: Отдельные виды деятельности
ГФСУ напоминает подчиненным фискальным органам, что в связи с реформой соцстрахования необходимо внести изменения в договоры о добровольном участии в системе общеобязательного государственного страхования. ...

Относительно назначения материального обеспечения работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, в случае их гибели (извлечение) Фрагмент статьи (только начало)
Лист Фонд соціального страхування з тимчасової втрати працездатності від 24.11.2014 № 2.4-15-3124
№ 08 (23.2.2015) :: Отдельные виды деятельности
В случае гибели мобилизованного работника страхователь имеет право назначить пособие на погребение за счет средств ФСС по ВПТ семье умершего или лицу, осуществившему погребение. ...

0.014399