(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Документы для работы № 07 (16.2.2009)
Контролирующие органы и аудит

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Комментарий. Новая редакция Положения о госзакупках

Смотри документ:
О внесении изменений в Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства

Постанова Кабінет Міністрів України от 19.11.2008 № 1017

Постановлением от 19.11.2008 г. №1017 Кабмин Украины изложил в новой редакции Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, которое вступило в силу 25 ноября. Проанализируем новый документ.

Сфера деятельности нового Положения

Новое Положение, как и предыдущее, применяется ко всем закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии что стоимость закупки составляет:

1) для товара (товаров), услуги (услуг) — не менее 100 тыс. грн;

2) для работ — не менее 300 тыс. грн.

В новой редакции Положения конкретизировано понятие услуг как предмета закупки. В частности, к ним отнесен текущий ремонт, а также консультационные услуги.

Новым правилом является то, что закупка товаров, работ и услуг теперь должна осуществляться исключительно у непосредственных производителей товаров, исполнителей работ и предоставителей услуг или у их официальных представителей (дилеров, агентов, дистрибьюторов и т. п.) (п. 6 Положения). Этот пункт вызывает удивление, ведь пока неясно, каким образом будут применяться схемы выполнения строительных работ (где традиционно привлекались разные участники: генподрядчик, подрядчики, субподрядчики). Кроме того, согласно ст. 902 ГК исполнитель должен оказать услугу лично1. В соответствии же с п. 61 Положения в случае, когда участник не представил документального подтверждения того, что он является производителем товаров, исполнителем работ и предоставителем услуг или его официальным представителем, заказчик отклоняет тендерное предложение.

1 Дело в том, что речь идет именно об услугах в понимании Положения (к ним относятся и некоторые виды обязательств, которые, в сущности, не являются услугами).

В перечне товаров, работ, услуг (предметов закупки), на которые не распространяется действие Положения, опять отсутствует аренда. Поэтому к аренде нужно будет применять процедуры, предусмотренные этим положением. Зато в таком перечне теперь есть горючее для автотранспортных средств, закупаемое в розницу на автозаправочных станциях. Поэтому горючее на АЗС теперь можно закупать без процедуры торгов.

Организационные изменения

Среди процедур закупки теперь нет редукциона, а применение процедуры торгов с ограниченным участием требует обязательного согласования с Минэкономики. Официально определено, что решение Минэкономики об отказе в согласовании применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника оформляется письмом (п. 22 Положения).

В соответствии с п. 18 новой редакции Положения председатель, заместитель председателя и секретарь тендерного комитета должны получить документ о прохождении обучения (повышения квалификации) в сфере закупок в порядке, установленном Минэкономики.

В новом Положении отсутствует упоминание о Консультативно-методологическом совете по вопросам государственных закупок при Минэкономики, который был его консультативно-совещательным органом.

Обратите внимание на то, что согласно пп. 8, 11 п. 10 Положения к функциям Минэкономики отнесена разработка и утверждение стандартной тендерной документации и обнародование образцов тендерной документации и другой информации об осуществлении закупок.

Тендерное обеспечение и обеспечение выполнения договора

Заказчик, как и раньше, имеет право указать в тендерной документации информацию о необходимости предоставления тендерного обеспечения, его размерах, формах, а также случаях, когда тендерное обеспечение не возвращается участнику. Однако теперь из текста Положения исключена норма, согласно которой в случае, когда тендерное обеспечение вносится за участника каким-либо иным предприятием, учреждением или организацией, участник должен согласовать такое решение с заказчиком до подачи тендерного предложения.

Изменилась и редакция нормы Положения о формах тендерного обеспечения. Раньше среди отдельных его форм указывались банковские гарантии, резервные аккредитивы, чеки, согласно которым первичное обязательство несет любой банк, а также депозиты и векселя. Сейчас указываются поручительство, гарантия, залог, задаток. Тем не менее, и предыдущие виды тендерного обеспечения, по нашему мнению, возможны.

Денежные средства, поступившие в качестве тендерного обеспечения (в случае когда они не возвращаются участнику), теперь подлежат перечислению в общий фонд соответствующего бюджета. При закупке же за счет государственных, но не бюджетных средств — на определенные в соответствии с законодательством счета заказчика (п. 46 Положения).

Как и раньше, согласно п. 52 Положения при осуществлении закупки заказчик вправе требовать от участника — победителя процедуры закупки внесения им при заключении договора о закупке обеспечения выполнения договора согласно условиям, указанным в тендерной документации. Размер обеспечения выполнения договора о закупке не может превышать 10% (а не 15%, как раньше) его сметной стоимости при осуществлении закупки товаров и услуг и соответственно 5% при закупке работ. Эти денежные средства подлежат возврату участнику согласно договору. Если же они не возвращаются, то подлежат направлению в бюджет либо на счета заказчика, как и тендерное обеспечение.

Обнародование информации

Как и раньше, объявление о запланированной закупке или о проведении предварительной квалификации публикуется бесплатно в «Вестнике государственных закупок» и бесплатно размещается на веб-портале по вопросам госзакупок, созданном Минэкономики. Однако в новой редакции Положения отсутствует условие о том, что «Вестник» публикует упомянутые объявления в срок не позднее 7 дней с даты регистрации соответствующего объявления в этом бюллетене. Зато в п. 13 Положения теперь есть правило, согласно которому годовой план госзакупок и изменения к нему обнародуются в течение 10 календарных дней с даты их утверждения в Интернете (на собственном веб-сайте2 или при его отсутствии на веб-сайте главного распорядителя государственных средств).

2 Очевидно, речь идет о собственном веб-сайте заказчика.

Подача тендерного предложения

В п. 36 Положения установлено, что срок для подачи тендерных предложений должен составлять 30 к. дн. с даты опубликования объявления о проведении торгов или отправки приглашения к участию в них (раньше было не менее 30 дней). Также наряду с этим определено, что в отдельных случаях этот срок может быть уменьшен до 21 к. дн. (до 14 к. дн. — в случае проведения торгов с ограниченным участием). Причины сокращения срока в таком случае должны указываться в отчете о результатах проведения процедуры закупки и не должны свидетельствовать о намерениях заказчика ослабить конкуренцию между участниками.

В пп. 16 п. 38 теперь определено, что срок, в течение которого тендерные предложения являются действительными (который обязательно определяется в тендерном предложении), не может быть меньше 120 дней.

Изменился перечень информации, предоставления которой может потребовать заказчик от участника, информации, подтверждающей соответствие участника необходимым квалификационным требованиям (п. 24 Положения). В этом перечне осталось такое требование как наличие опыта в исполнении аналогичных договоров и добавлена возможность требовать информацию о балансовой стоимости активов и финобороте.

Согласно п. 58 заказчик теперь имеет право потребовать от участников подтверждения достоверности информации о соответствии участника квалификационным требованиям.

Лицо, получившее тендерную документацию, как и раньше, имеет право не позднее чем за 7 к. дн. до истечения срока подачи тендерных предложений обратиться к заказчику за разъяснениями по тендерной документации. Заказчик, в свою очередь, в течение 3 раб. дн. должен дать ответ на запрос лица, получившего тендерную документацию. В случае несвоевременного предоставления в таком случае заказчиком разъяснений по содержанию тендерной документации или ее изменений3 или если внесенные в тендерную документацию изменения являются существенными, заказчик должен продлить срок подачи тендерных предложений. Решение о продлении срока подачи тендерных предложений принимается заказчиком с учетом того, что такой срок должен быть достаточным для учета лицами, получившими тендерную документацию, указанных изменений, дополнений или разъяснений и своевременной подачи тендерных предложений, но не меньше 7 раб. дн.

3 Согласно п. 40 Положения не позднее чем за три рабочих дня до истечения срока подачи тендерных предложений заказчик имеет право по собственной инициативе или по результатам запросов лиц, получивших тендерную документацию, внести изменения в тендерную документацию и уведомить об указанных изменениях в письменном виде всех лиц, которым заказчик предоставил тендерную документацию.

Такое продление срока для подачи тендерных предложений теперь обязательно даже в случае подачи запросов по разъяснениям относительно тендерной документации от двух и более лиц, получивших тендерную документацию.

При применении процедуры запроса ценовых предложений (котировок) изменился срок подачи ценовых предложений (п. 74): он должен быть меньше 10-ти (раньше 5-ти) раб. дн. с даты приглашения участника.

Раскрытие и оценка тендерных предложений

При раскрытии тендерных предложений проверяется наличие всех необходимых документов, предусмотренных тендерной документацией (раньше проверялась также правильность их оформления). Также оглашается наименование и адрес каждого участника, цена каждого тендерного предложения.

Согласно п. 66 заказчик акцептует тендерное предложение, признанное наиболее экономически выгодным по результатам оценки.

В п. 56 нового Положения изменен подход к правилам оценки тендерных предложений: если раньше были определены основные критерии оценки, то теперь их можно идентифицировать под обозначением «в частности». Однако осталось правило, согласно которому в случае, когда для определения наиболее экономически выгодного тендерного предложения используются иные критерии, чем цена, в тендерной документации должен быть определен (если это возможно) их стоимостный эквивалент или удельный вес этих критериев в общей оценке тендерных предложений. При этом, как и раньше, удельный вес ценового критерия не может быть ниже 70%.

Согласно п. 62 Положения торги отменяются заказчиком в следующих случаях:

1) если подано меньше двух тендерных предложений;

2) если отклонены все тендерные предложения;

3) если к оценке допущены тендерные предложения менее чем двух участников (этого основания не было в редакции Постановления №921).

Договор о закупке

Договор о закупке, как и раньше, должен заключаться в письменной форме в соответствии с положениями ГК и ХК Украины. Условия договора не должны отличаться от условий тендерного (ценового) предложения участника — победителя процедуры закупки, а существенные условия договора не должны изменяться после его подписания. Однако теперь Минэкономики должно утверждать порядок изменений условий договора о закупке (раньше этот порядок должен был утверждаться по согласованию с Минфином).

Действие договора о закупке теперь опять может продлеваться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года на сумму денежных средств не больше 15% стоимости, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году (если расходы на эти цели утверждены в установленном порядке).

Обжалование процедур

Согласно п. 87 Положения в случае подачи жалобы заказчик или уполномоченный орган (Минэкономики) приостанавливает процедуру закупки на срок, который не может превышать 20 раб. дн. с даты получения жалобы заказчиком или уполномоченным органом. Об этом уведомляется в течение одного рабочего дня Госказначейство (обслуживающий банк). Датой приостановления процедуры закупки считается дата принятия заказчиком или уполномоченным органом решения о приостановлении процедуры закупки. По истечении указанного срока заказчик вправе продолжить соответствующую процедуру закупки, кроме случая, когда уполномоченный орган принял в установленный срок решение об отмене торгов или признании результатов торгов недействительными.

В Положении есть новая норма, согласно которой договор о закупке, заключенный в период приостановления процедуры закупки в связи с подачей жалобы, признается недействительным в соответствии с законом. Отметим, что прямых указаний на этот случай в качестве основания для признания договора недействительным в законах не содержится.

Заказчик или уполномоченный орган принимает в течение 20-ти рабочих дней (раньше — 15) со дня получения жалобы обоснованное решение, в котором указываются:

1) причины принятия такого решения — когда жалоба не удовлетворена;

2) меры, которые будут приниматься для урегулирования конфликта, — когда жалоба удовлетворена полностью или частично.

Если по жалобе участников выявлены нарушения установленного порядка проведения процедуры закупки, оказывающие влияние на объективность определения победителя процедуры закупки или приводящие к дискриминации участников, уполномоченный орган вправе отменить процедуру закупки, признать результаты такой процедуры закупки недействительными, обязать заказчика начать новую процедуру закупки.

Согласно новой редакции Положения решение уполномоченного органа о признании результатов процедуры закупки недействительными является обязательным как для заказчика, так и для участников.

Алексей КРАВЧУК, к. ю. н., аудитор



Следующая статья:  Смотри документ...  В начало статьи 





Включение в состав командировочных расходов затрат на горюче-смазочные материалы при командировке Фрагмент статьи (только начало)
Лист ДПС України від 9.12.2008 № 12119/6/17-0716
Бухучет
Расходы на ГСМ и другие расходы, связанные с техническим обслуживанием автомобиля, возмещаются командированному только в случае командировки работника за границу на служебном автомобиле....
Комментарий ДК...

В рубрике: 


О применении требований постановления Правления Национального банка Украины от 03.03.2015 г. №160 Фрагмент статьи (только начало)
Лист Національний банк від 12.3.2015 № 29-209/16284
№ 20 (18.5.2015) :: Контролирующие органы и аудит
Нацбанк разъяснил некоторые нюансы применения требований своего постановления
от 03.03.2015 г. №160. ...

О перечне документов, удостоверяющих личность, которые служат основанием для осуществления кассовых операций Фрагмент статьи (только начало)
Лист Національний банк від 13.3.2015 № 50-03014/16550
№ 20 (18.5.2015) :: Контролирующие органы и аудит
Банк вправе самостоятельно определять перечень официальных документов
клиента, на основании которых, по его мнению, можно достоверно установить
все необходимые сведения, требующиеся при заполнении кассовых документов. ...

0.016635