(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...
Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Документы для работы № 08 (23.2.2009)
Приложения к печатному ДК

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Наказ ДПС України от 31.12.2008 № 827

Об утверждении Методических рекомендаций по централизованному принятию и компьютерной обработке налоговой отчетности налогоплательщиков в ОГНС Украины (извлечение)

Вступил в силу с 31.12.2008

Смотри комментарий

По сути. Методрекомендации разработаны с целью внедрения в государственных налоговых органах единой методологии ведения и защиты документов налоговой отчетности налогоплательщиков с учетом различных способов поступления документов в ОГНС, в том числе средствами телекоммуникационной связи.

! Налогоплательщикам

С целью внедрения централизованной системы принятия и компьютерной обработки налоговой отчетности налогоплательщиков и реестров полученных и выданных налоговых накладных с учетом различных способов поступления документов в органы государственной налоговой службы Украины, в том числе в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, и в соответствии со статьей 2 Закона Украины от 12 декабря 1990 года №509-XII «О государственной налоговой службе в Украине» приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Методические рекомендации по централизованному принятию и компьютерной обработке налоговой отчетности налогоплательщиков в ОГНС Украины (далее — Методические рекомендации) (приложение 1);

1.2. Регламент выполнения работ и взаимодействия подразделений на районном уровне в системе централизованной подачи налоговой отчетности в электронном виде (приложение 2);

1.3. Описание алгоритма контроля (приложение 3);

1.4. Временный реестр форм отчетных документов налогоплательщиков юридических и физических лиц — предпринимателей для занесения в электронную базу отчетных документов ГНА Украины (приложение 4);

1.5. Форму Квитанции о состоянии расчетов с бюджетом (приложение 5).

<...>

4. Председателям ГНА по АР Крым, областям, гг. Киеву и Севастополю:

4.1. организовать работу по применению Методических рекомендаций после введения их в действие в подчиненных государственных налоговых инспекциях;

4.2. обеспечить контроль за соблюдением установленных Методических рекомендаций;

4.3. принять меры по своевременному и качественному введению налоговой отчетности с учетом увеличения количества обрабатываемых документов.

5. Разрешить органам ГНС на местах привлекать физических лиц для обработки документов налоговой отчетности согласно гражданско-правовым договорам.

6. Ввести в действие настоящий приказ после ввода в промышленную эксплуатацию централизованной системы принятия и компьютерной обработки налоговой отчетности налогоплательщиков в ОГНС Украины.

7. Приказ ГНА Украины от 15.04.2008 г. №250 «Об утверждении новой редакции Методических рекомендаций по принятию и компьютерной обработке налоговой отчетности налогоплательщиков в ОГНС Украины» считать утратившим силу с момента введения в действие настоящего приказа.

<...>

Приложение 1 к приказу ГНАУ от 31.12.2008 г. №827

Методические рекомендации по централизованному принятию и компьютерной обработке налоговой отчетности налогоплательщиков в ОГНС Украины

1. Принятые сокращения

АО - адресат отчетности
АИС - автоматизированная информационная система
АИСОУ - автоматизированная информационная система областного уровня
АРМ - автоматизированное рабочее место
БД - базы данных
БДАО - базы данных адресата отчетности
ГНА - государственная налоговая администрация
ГНИ - государственная налоговая инспекция
ГНС - государственная налоговая служба
ГРФЛ - Государственный реестр физических лиц
ЭЦП - электронная цифровая подпись
ВЭД - внешнеэкономическая деятельность
КМУ - Кабинет Министров Украины
КЛС - карточка лицевого счета
КОАТУУ - Классификатор объектов административно-территориального устройства Украины
ОГНС - органы государственной налоговой службы
НДС - налог на добавленную стоимость
ПС - программное средство
РРО - регистратор расчетных операций
СПД - субъект предпринимательской деятельности
СПДФЛ - субъект предпринимательской деятельности - физическое лицо
СПО - специализированное программное обеспечение
ВРГНАУ - временный реестр Государственной налоговой администрации Украины
ЦБД - Центральная база данных
ЦОЭС - центр обработки электронных отчетов
ЦСЭО - централизованная система электронной отчетности

2. Термины и их определения

В Методических рекомендациях термины употребляются в следующем значении:

  • адресат отчетности — органы государственной налоговой службы;
  • база данных адресата отчетности — база данных в электронном виде, созданная у адресата отчетности на основе показателей отчетных документов налогоплательщиков и предназначенная для централизованного накопления и многократного использования в информационных системах адресата отчетности;
  • открытый ключ — термин определен Законом Украины от 22.05.2003 г. №852-IV «Об электронной цифровой подписи» (далее — Закон №852);
  • «единое окно» — рабочее место для принятия различных форм налоговой отчетности налогоплательщиков. Отчетные документы плательщиков принимаются на едином рабочем месте как в электронном, так и бумажном виде;
  • отчеты, отчетность — документы, которые в соответствии с законодательством подаются налогоплательщиками адресату отчетности;
  • отчет, отчетность в электронной форме (электронный отчет, электронная форма) — отчеты, информация в которых зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты отчетов;
  • квитанция о получении отчета в электронной форме (далее — первая квитанция) — электронный документ, формируемый АО или оператором и удостоверяющий факт и время получения отчета в электронной форме;
  • квитанция о принятии отчета в электронной форме (далее — вторая квитанция) — электронный документ, формируемый программным обеспечением ЦОЭО и удостоверяющий факт и время принятия (непринятия) отчета в электронной форме и внесения его данных в БДАО;
  • логическое удаление — удаление налогоплательщика из электронной базы данных без физического удаления (можно лишь просмотреть введенные ранее отчеты, а создать новые отчеты у такого плательщика невозможно);
  • оператор электронной отчетности (далее — оператор) — юридическое лицо — посредник, являющийся субъектом электронного документооборота и оказывающий услуги по обмену электронными отчетами и квитанциями в ЦСЭО;
  • операционный (банковский) день — термин определен Законом Украины от 21.12.2000 г. №2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», с изменениями и дополнениями (далее — Закон №2181);
  • личный ключ — термин определен Законом №852;
  • подписатель — термин определен Законом №852;
  • налогоплательщики — термин определен Законом №2181;
  • представление отчетности в электронном виде — представление налоговой отчетности в электронном виде по электронному адресу оператора или АО средствами телекоммуникационной связи с применением ЭЦП в формате, утвержденном Приказом ГНА Украины от 03.05.2006 г. №242 «Об утверждении формата (стандарта) электронного документа отчетности налогоплательщиков», с изменениями и дополнениями;
  • налоговая декларация, расчет — термин определен Законом №2181;
  • налоговая отчетность — совокупность документов, подаваемых налогоплательщиками в органы государственной налоговой службы в сроки, установленные законодательством, на основании которых осуществляются начисление и/или уплата налогов, сборов (обязательных платежей);
  • налоговый агент — термин определен Законом Украины от 22.05.2003 г. №889-IV «О налоге с доходов физических лиц»;
  • налоговое обязательство — термин определен Законом №2181;
  • программное средство — программное обеспечение, предназначенное для создания налогоплательщиком электронных отчетов соответствующего формата (стандарта);
  • специализированное программное обеспечение — программное обеспечение, предназначенное для формирования, наложения ЭЦП, шифрования и передачи налоговой отчетности соответствующего формата (стандарта) в электронном виде АО, в том числе через оператора;
  • субъекты электронного документооборота — АО, налогоплательщик, посредник (оператор), которые приобретают предусмотренные законом или договором права и обязанности в процессе электронного документооборота;
  • сертификат открытого ключа — термин определен Законом №852;
  • транспортное уведомление — электронный документ, содержащий транспортное заглавие для оператора или АО и электронный отчет, подписанный ЭЦП, зашифрованный согласно требованиям действующего законодательства;
  • транспортное заглавие — обязательные реквизиты транспортного уведомления согласно унифицированному формату, установленному адресатом, которые идентифицируют субъектов электронного документооборота при передаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи;
  • унифицированный формат — структура транспортного уведомления, утвержденная АО;
  • формат (стандарт) отчета в электронной форме (далее — формат) — формализованное описание состава и структуры показателей отчета в электронной форме, утвержденное в установленном законодательством порядке;
  • централизованная система электронной отчетности — совокупность нормативно-правовых и организационных мер; программных, программно-аппаратных и телекоммуникационных средств, обеспечивающих формирование, передачу, контроль прохождения, обработку данных, хранение электронных отчетов и квитанций подписателей, операторов и адресата отчетности;
  • электронная цифровая подпись — термин определен Законом №852.

Прочие термины в Методических рекомендациях употребляются в значении, приведенном в законах Украины от 22.05.2003 г. №851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте», от 22.05.2003 г. №852-IV «Об электронной цифровой подписи» и других нормативно-правовых актах.

3. Общие положения

3.1. Методические рекомендации по ведению и защите налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками в органы государственной налоговой службы (далее — Методические рекомендации), охватывают полный цикл ведения и защиты документов налоговой отчетности (далее — документы налоговой отчетности), которые подаются в органы государственной налоговой службы предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и физическими лицами — предпринимателями (далее — налогоплательщики).

3.2. Методические рекомендации разработаны с целью внедрения в государственных налоговых органах единой методологии ведения и защиты документов налоговой отчетности налогоплательщиков с учетом различных способов поступления документов в ОГНС, в том числе средствами телекоммуникационной связи. Для обеспечения единой методологии ведения и защиты документов налоговой отчетности должны выполняться следующие процедуры:

  • прием и регистрация документов налоговой отчетности от налогоплательщиков;
  • перенос информации из документов налоговой отчетности на бумажных носителях в электронные базы налоговой отчетности;
  • перенос информации, представленной налогоплательщиками в электронном виде, в электронные базы налоговой отчетности;
  • проведение автоматизированных проверок документов налоговой отчетности, в частности, сверка данных документов налоговой отчетности с информацией соответствующих реестров, перечней и т. п., согласно предоставленным техническим заданиям;
  • верификация данных налоговой отчетности, представленной на бумажных носителях, которые переносятся в КЛС налогоплательщиков;
  • перенос показателей о начисленных суммах из электронных баз налоговой отчетности в КЛС налогоплательщиков;
  • контроль за данными при переносе сумм из баз налоговой отчетности в КЛС налогоплательщиков;
  • обработка налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного из них налога по ф. №1ДФ;
  • обработка налоговой отчетности (в том числе представленной в электронном виде), данные из которой не заносятся в КЛС налогоплательщиков;
  • формирование и передача реестров на основе обработанной налоговой отчетности;
  • оформление и передача на хранение бумажных носителей налоговой отчетности;
  • администрирование системы принятия и компьютерной обработки налоговой отчетности.

3.3. Методические рекомендации определяют методологию обеспечения достоверности ввода данных, специфические требования к обработке отдельных групп документов и т. п.

3.4. Методические рекомендации разработаны с учетом требований законов Украины от 21 декабря 2000 года №2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», с изменениями и дополнениями, от 22 мая 2003 года №889-IV «О налоге с доходов физических лиц», от 22 мая 2003 года №851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте», с изменениями и дополнениями, от 22 мая 2003 года №852-IV «Об электронной цифровой подписи», от 4 декабря 1990 года №509-XII «О государственной налоговой службе в Украине», с изменениями и дополнениями, от 20 февраля 2003 года №551-IV «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения», Приказа ГНА Украины от 24.06.2005 г. №228 «О введении в действие Регламента эксплуатации АИС ГНА Украины», с изменениями и дополнениями, Типовой инструкции по делопроизводству в органах государственной налоговой службы Украины, утвержденной приказом ГНА Украины от 01.06.98 г. №315, с изменениями и дополнениями (далее — Типовая инструкция по делопроизводству), и других нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения.

3.5. Обработка «Деклараций о доходах физического лица» выполняется средствами АИС «Учет налогов и платежей» подразделениями по налогообложению физических лиц согласно отдельному порядку.

4. Прием и регистрация налоговой отчетности

Налоговая отчетность в органы налоговой службы подается (отсылается):

  • на бумажных носителях — лично;
  • на бумажных носителях — почтовыми отправлениями;
  • на электронных носителях с приобщением распечатанных оригиналов документов налоговой отчетности на бумажных носителях — лично;
  • средствами телекоммуникационной связи с наложением электронной цифровой подписи — в ЦОЭО, в том числе через оператора.

4.1. Для приема документов налоговой отчетности в ОГНС требуется специально выделенное и оборудованное по принципу операционного зала помещение с установленными рабочими станциями с системой приема и компьютерной обработки налоговой отчетности (по технологии «единого окна»).

4.2. Налоговая отчетность принимается подразделением по ведению и защите налоговой отчетности (при необходимости, в последний день срока представления отчетности с привлечением работников других подразделений) без предварительной проверки указанных показателей от налогоплательщика или другого лица, на которое возложены обязанности представления органам ГНС налоговой отчетности.

Как указано в Законе №2181, отказ служебного (должностного) лица ОГНС принять налоговую декларацию по каким-либо причинам или выдвижение им каких-либо предпосылок для такого принятия (включая изменение показателей такой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконное увеличение налоговых обязательств и т. п.) запрещается и расценивается как превышение служебных полномочий таким лицом, что влечет за собой его дисциплинарную и материальную ответственность в порядке, определенном законодательством.

В случае если служебное (должностное) лицо ОГНС нарушает нормы абзаца первого подпункта 4.1.2 пункта 4.1 статьи 4 Закона №2181, налогоплательщик обязан до истечения предельного срока представления декларации отправить такую декларацию по почте с описью вложенного и уведомлением о вручении, к которой приобщается заявление на имя руководителя соответствующего ОГНС, составленное в произвольной форме, с указанием фамилии служебного (должностного) лица, отказавшегося принять декларацию, и/или с указанием даты отказа. При этом декларация считается представленной в момент ее вручения почте, а предельный десятидневный срок, установленный для почтовых отправлений подпунктом 4.1.7 пункта 4.1 статьи 4 Закона №2181, не применяется.

Налогоплательщик может также обжаловать действия служебного (должностного) лица контролирующего органа по отказу в принятии налоговой декларации в судебном порядке.

4.3. Налоговая отчетность должна быть:

  • представлена адресату отчетности по формам установленного образца, которые действуют на момент представления документа, с обязательными приложениями;
  • полностью заполненной, а именно: имеются обязательные реквизиты и отметка о представленных приложениях, значения показателей, которые не заполняются ввиду отсутствия информации, должны быть прочеркнуты;
  • документы налоговой отчетности, подаваемые на бумажных носителях, должны быть заполнены чернилами, пастой шариковых ручек, с помощью печатных машинок, принтеров, средств механизации или других средств, обеспечивающих сохранение записей в течение установленного срока хранения отчетности;
  • без подчисток, помарок, малозаметных исправлений;
  • подписана соответствующими должностными лицами, скреплена печатью налогоплательщика.

В случае утери налогоплательщиком печати на момент представления отчетности в налоговые органы такая отчетность подается вместе с соответствующим документом, выданным органом внутренних дел, удостоверяющим утерю печати.

4.4. Работники ОГНС при приеме налоговой отчетности на бумажных и электронных носителях с приобщением распечатанных оригиналов контролируют наличие:

  • подписей должностных лиц;
  • печати налогоплательщика;
  • обязательных реквизитов;
  • обязательных приложений к налоговой отчетности, предусмотренных порядком заполнения соответствующей отчетности;
  • прочерков в значениях показателей, не заполняемых ввиду отсутствия информации.

В этом контексте под обязательными реквизитами понимаются:

  • тип документа (отчетный, уточняющий, отчетный новый);
  • отчетный (налоговый) период;
  • название налогоплательщика;

код налогоплательщика согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 22 января 1996 года №118 «О создании Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины» или регистрационный (учетный) номер из ВРГНАУ;

  • идентификационный номер согласно ГРФЛ или, в случае отказа от него, — серия и номер паспорта для физического лица;
  • местонахождение налогоплательщика;
  • название ОГНС, в который подается отчетность;
  • дата представления отчета (или дата заполнения — в зависимости от формы);
  • подписи должностных лиц, засвидетельствованные печатью.

Для отчетов, в которых это предусмотрено формой:

  • уточняемый отчетный (налоговый) период в случае представления налогоплательщиком уточняющего расчета;
  • инициалы, фамилии и идентификационные номера должностных лиц;
  • код вида экономической деятельности (КВЭД);
  • код органа местного самоуправления по КОАТУУ;
  • индивидуальный налоговый номер и номер свидетельства о регистрации для плательщиков НДС.

4.5. Если налоговая отчетность, представленная органу ГНС налогоплательщиком, заполнена вопреки правилам, определенным в утвержденном порядке ее заполнения, то она может быть не признана органом ГНС в качестве налоговой отчетности. Основанием для непризнания налоговой отчетности служит:

  • отсутствие подписи соответствующих должностных лиц (факсимиле не разрешается);
  • отсутствие скрепления печатью подписей налогоплательщика;
  • отсутствие обязательных реквизитов налогового документа;
  • отсутствие обязательных приложений к налоговой отчетности, предусмотренных порядком заполнения соответствующей отчетности;
  • невозможность прочитать текст или цифры в результате повреждения (например, документы, залитые чернилами или другой жидкостью, потертые);
  • наличие порванных листов, подчисток, помарок, исправлений, дописок и зачеркиваний;
  • представление ксерокопии отчетных документов;
  • нарушение общих требований к оформлению документов налоговой отчетности.

В таких случаях работники подразделений по ведению и защите налоговой отчетности должны в устной форме предупредить налогоплательщика об обнаруженных недостатках и последствиях принятия органами ГНС такой налоговой отчетности и предложить представить новую, оформленную надлежащим образом.

Для информирования налогоплательщиков об ответственности и последствиях возврата налоговой отчетности на доске объявлений или других информационных стендах в операционных залах размещается выписка из Закона №2181 (пп. 4.1.2 п. 4.1 ст. 4).

Если налогоплательщик настаивает на принятии отчетности, то отчетность принимается, регистрируется и вместе со служебной запиской передается в отраслевое подразделение для дальнейшего хранения в отчетной части личного дела налогоплательщика. На экземпляре, остающемся у налогоплательщика, проставляется штамп «ОТРИМАНО, попереджено про можливість невизнання» (образец штампа приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям).

Налогоплательщику в трехдневный срок со дня получения отчетности (но не позднее следующего дня после предельного срока представления) структурным подразделением, в функции которого входит прием налоговой отчетности, направляется уведомление о непризнании ОГНС декларации в качестве налоговой с указанием оснований и предложением представить новую, оформленную надлежащим образом (пп. 4.1.3 п. 4.1 ст. 4 Закона №2181).

В БДАО данная налоговая отчетность лишь регистрируется (без внесения показателей) и получает статус «До відома», а в комментариях проставляется регистрационный номер уведомления (о непризнании ОГНС декларации в качестве налоговой) и дата его отправления.

4.6. В случае определения подразделением по налогообложению юридических или физических лиц неправомерности представления налоговой отчетности налогоплательщиком на основаниях, не предусмотренных пунктом 4.5, работник этого подразделения в течение 3-х рабочих дней с момента получения реестра принятой отчетности направляет:

  • налогоплательщику уведомление о непризнании такой отчетности в качестве налоговой с указанием оснований непринятия такой отчетности и предложением представить новую, оформленную надлежащим образом;
  • подразделению по ведению и защите налоговой отчетности служебные записки с резолюцией руководителя ОГНС для присвоения такой отчетности в электронных базах статуса «До відома»;
  • подразделению по учету и отчетности служебные записки с резолюцией руководителя ОГНС для удаления данных, занесенных в КЛС датой служебной записки.

4.7. Если по результатам судебного обжалования действий служебного (должностного) лица относительно отказа в принятии налоговой отчетности удовлетворяются требования налогоплательщика, то:

— в электронных базах налоговой отчетности статус «До відома» снимается на основании решения суда, вступившего в законную силу;

— в информационной учетной системе налоговое обязательство (уменьшение налоговых обязательств, суммы бюджетного возмещения) налогоплательщика проводится датой поступления решения суда в подразделение.

Решение суда об обжаловании действий служебного (должностного) лица относительно отказа в принятии налоговой отчетности расписывается на подразделение по налогообложению юридических или физических лиц, юридическое, по ведению и защите налоговой отчетности и по учету и отчетности.

4.8. При отсутствии замечаний к оформлению налоговой отчетности она регистрируется и считается принятой. Этот факт удостоверяют соответствующие отметки: штамп, дата регистрации документа и регистрационный номер.

Отметки проставляются на полях, определенных утвержденными формами налоговой отчетности, как основного документа, так и приложения к нему.

На экземпляре, представляемом в государственную налоговую инспекцию, проставляется штамп «Конфіденційно» (образец штампа приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям).

На экземпляре, остающемся у плательщика, проставляется штамп «ОТРИМАНО» (образец штампа приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям).

Данные налоговой отчетности вносятся в электронные базы районного уровня в соответствующие формы налоговой отчетности и периоды, которые соответствуют полям: тип периода, месяц и год отчетного периода эталонного справочника «Сроки представления налоговых документов» и Временного реестра форм отчетных документов налогоплательщиков юридических и физических лиц — предпринимателей, с изменениями и дополнениями, в том числе доведенными письмами ГНА Украины.

Регистрационный номер формируется при автоматической нумерации отчетов в системе принятия и компьютерной обработки налоговой отчетности, каждый документ или приложение к нему имеет собственный номер.

4.9. Зарегистрированные документы налоговой отчетности не подлежат возврату налогоплательщику.

4.10. Если после подачи декларации за отчетный период налогоплательщик подает новую декларацию с исправленными показателями до истечения предельного срока представления декларации за такой же отчетный период, то штрафы, предусмотренные п. 17.2 ст. 17 Закона №2181, не применяются.

Такая декларация заносится в БДАО с признаком «звітна нова» (если это предусмотрено формой) и «звітна» (если это не предусмотрено формой), а представленная ранее отчетность получает статус «До відома».

4.11. Как предусмотрено Законом №2181, при подаче налоговой отчетности почтовыми отправлениями налогоплательщики принимают меры по:

  • оформлению почтовых отправлений в соответствии с Порядком оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28 июля 1997 года №799 (далее — Порядок);
  • отправке не позднее чем за десять дней до истечения предельного срока представления декларации (расчета) по адресу налогового органа по почте с уведомлением о вручении.

Налоговая отчетность принимается к отправлению письмами, посылками, бандеролями с объявленной ценностью с отметкой «Звіт» и с заказным уведомлением о вручении согласно п. 2 Порядка.

В случае утраты или порчи почтового отправления или задержки его вручения налоговому органу ответственность за непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности несет оператор почтовой связи в порядке, предусмотренном законодательством, при этом налогоплательщик освобождается от всякой ответственности за непредставление или несвоевременное представление такой налоговой декларации.

Налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об утрате или порче почтового отправления во исполнение требований подпункта 4.1.7 пункта 4.1 статьи 4 Закона №2181 отправляет по почте или подает лично (по своему выбору) налоговому органу второй экземпляр налоговой отчетности, объяснения и документ (копию документа), которым подтверждает факт почтового отправления первоначального отчета.

Отправленные письма принимаются общими отделами, регистрируются датой поступления в ГНИ и в день получения передаются в подразделения по ведению и защите налоговой отчетности для последующей обработки (согласно пп. 3.2.6 Типовой инструкции по делопроизводству). В БДАО эта налоговая отчетность регистрируется датой поступления в налоговый орган, в комментариях проставляется дата поступления и регистрационный номер общего отдела.

Документы, составляющие часть налоговой отчетности и имеющие иной статус, отличный от «Конфіденційно» (например, «Для службового користування»), обрабатываются согласно действующему законодательству для этой группы документов работниками, наделенными соответствующими полномочиями.

4.12. При приеме налоговой отчетности, которая подается на электронных носителях (магнитных дисках, флеш-картах, компакт-дисках) лично с приложением распечатанных оригиналов документов налоговой отчетности на бумажных носителях, инспектор, осуществляющий прием документов, дополнительно к требованиям пп. 4.3 — 4.10 Методических рекомендаций выполняет:

  • проверку носителя на отсутствие вирусов с помощью антивирусного программного обеспечения, определенного соответствующим приказом ГНА Украины;
  • проверку соответствия представленного электронного отчета формату, утвержденному приказом ГНА Украины;
  • проверку версии программного средства, с помощью которого сформирован отчет;
  • импорт данных электронного отчета с электронного носителя в БДАО;
  • перенос регистрационных номеров на бумажные носители осуществляется согласно п. 4.7 Методических рекомендаций после проверки на соответствие импортированным данным.

В случае несоответствия данных на электронном носителе оригиналам налоговой отчетности на бумажных носителях такая импортированная налоговая отчетность получает статус «До відома» в БДАО и предпочтение отдается представленной на бумажном носителе отчетности.

При наличии вируса на носителе либо несоответствии формата или версии программного средства инспектор, осуществляющий прием документов, регистрирует и обрабатывает отчетность на бумажных носителях.

4.13. Налогоплательщик по добровольному решению подает налоговую отчетность в электронном виде с наложением ЭЦП средствами телекоммуникационной связи без приложения распечатанных оригиналов на бумажных носителях.

4.13.1. Налогоплательщик подает электронные отчеты средствами телекоммуникационной связи в ЦОЭО АО, в том числе через оператора.

4.13.2. Документ, подготовленный с помощью СПО или ПС с наложенным ЭЦП, зашифрованный и представленный в электронном виде АО средствами телекоммуникационной связи, в том числе через оператора, считается оригиналом.

4.13.3. Электронные отчеты от налогоплательщиков подаются за отчетные периоды в сроки, установленные соответственно для отчетов, подаваемых в бумажной форме.

4.13.4. АО или оператор при получении отчетности в электронной форме от налогоплательщика формирует и направляет ему первую квитанцию, которая удостоверяет факт и время получения отчетности.

4.13.5. ЦОЭО АО осуществляет прием отчетов от налогоплательщиков, в том числе через оператора, после чего обрабатывает отчеты, формирует и направляет налогоплательщику вторую квитанцию, которой удостоверяет факт и время приема отчетности.

ЦОЭО работает ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней.

4.13.6. Налогоплательщик для подачи отчетности в электронном виде средствами телекоммуникационной связи:

  • создает электронный отчет в соответствии с утвержденным ГНА Украины форматом (стандартом) с помощью СПО или ПС;
  • налагает ЭЦП должностных лиц в следующем порядке: первой — ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера), второй — ЭЦП руководителя (директора), третьей — ЭЦП, являющуюся аналогом оттиска печати налогоплательщика. При отсутствии у налогоплательщика должности бухгалтера ЭЦП должностных лиц налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП руководителя (директора), второй — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати. Налогоплательщиком — физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности ЭЦП налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП налогоплательщика — физического лица, второй — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати налогоплательщика (при наличии);
  • осуществляет шифровку электронного отчета на ЦОЭО;
  • формирует и отправляет транспортное уведомление с подписанным и зашифрованным электронным отчетом на ЦОЭО, в том числе через оператора;
  • получает первую и вторую квитанции и проверяет достоверность ЭЦП оператора или ЦОЭО на первой квитанции, ЭЦП ЦОЭО на второй квитанции и хранит обе квитанции и второй экземпляр электронного отчета в собственном архиве.

В случае непоступления первой квитанции и/или второй квитанции, невозможности ее расшифровки или проверки ЭЦП, а также в случае обнаружения ошибок и (или) предоставления уточнений налогоплательщик направляет электронный отчет повторно или подает отчет на бумажных носителях.

Если налогоплательщик получил вторую квитанцию, содержащую информацию о непринятии электронного отчета ЦОЭО, он повторно направляет электронный отчет, предварительно откорректировав его при необходимости.

Действующим считается последний электронный или бумажный отчет, представленный налогоплательщиком до истечения сроков представления соответствующей отчетности, определенных законодательством.

4.13.7. В случае представления плательщиком налогов отчетности в электронном виде средствами телекоммуникационной связи непосредственно в ЦОЭО последний:

  • проверяет соответствие транспортного уведомления унифицированному формату и его целостность;
  • фиксирует дату получения как дату представления налогоплательщиком электронного отчета, формирует первую квитанцию, в которой указывает дату и время получения, заверяет ее ЭЦП и отправляет ее налогоплательщику;
  • расшифровывает электронный отчет;
  • проверяет действие и достоверность наложенных на отчет ЭЦП;
  • проверяет соответствие формату (стандарту) электронного отчета;
  • проверяет заполнение обязательных реквизитов электронного отчета;
  • формирует вторую квитанцию, заверяет ее своей ЭЦП и направляет ее налогоплательщику. В указанной квитанции в текстовом формате указываются реквизиты полученного электронного отчета, соответствие формату электронного отчета, результаты проверки ЭЦП и арифметико-логической проверки, регистрационный номер, дата и время получения электронного отчета и данные об отправителе квитанции. Второй экземпляр квитанции хранится в ЦОЭО;
  • импортирует данные электронного отчета, по которому была отправлена налогоплательщику вторая квитанция, в базу данных АО;
  • заверяет электронный отчет налогоплательщика собственной ЭЦП, шифрует и передает его в соответствующие органы АО, где подписатель зарегистрировано.

4.13.8. Факт приема отчета в электронной форме адресатом отчетности от налогоплательщика подтверждается второй квитанцией, в которой определяются реквизиты принятого налогового документа в электронной форме, соответствие налогового документа в электронной форме формату (стандарту) электронного документа, результаты проверки ЭЦП, информация о налогоплательщике (название и код ЕГРПОУ предприятия), дата и время приема отчета, регистрационный номер, налоговый период, за который подается отчет, и данные об отправителе квитанции. На эту квитанцию налагается ЭЦП центром по обработке электронных отчетов, осуществляется ее шифровка, после чего вторая квитанция направляется налогоплательщику средствами телекоммуникационной связи.

Датой и временем представления налогового документа в электронном виде в органы ГНС является дата и время, зафиксированные в первой квитанции.

4.13.9. В случае если налогоплательщик подает отчет в электронной форме в ЦОЭО АО через оператора, то ЦОЭО осуществляет все действия согласно подпункту 4.13.7 пункта 4.13 настоящих Методических рекомендаций, кроме формирования и передачи первой квитанции.

4.13.10. Если налогоплательщик направил АО, в том числе через оператора, несколько экземпляров одного налогового документа (в случае уточнения, неполучения квитанций подтверждения и т. п.), то оригиналом считается электронный документ, полученный последним до истечения предельного срока представления налоговой отчетности, установленного для представления отчетности в бумажном виде.

В базе данных налоговой отчетности районного уровня предоставляется статус «До відома» документам, поступившим не последними или выявленным с помощью сформированного реестра повторно представленных документов.

4.13.11. В случае представления налогоплательщиком отчетности в электронном виде средствами телекоммуникационной связи через оператора на основании заключенных договоров оператор частично выполняет функции ЦОЭО, в том числе:

  • проверяет соответствие транспортного уведомления, сформированного налогоплательщиком, унифицированному формату и его целостность;
  • фиксирует дату получения электронного отчета (как дату его представления налогоплательщиком) и указывает дату и время в первой квитанции, которую формирует, заверяет собственной ЭЦП и отправляет налогоплательщику и ЦОЭО;
  • хранит информацию обо всех полученных электронных отчетах и квитанциях, заверенных ЦОЭО и налогоплательщиками, и осуществляет ее периодическое (не чаще одного раза в месяц) резервное копирование.

4.13.12. Налогоплательщик, представляющий отчетность средствами телекоммуникационной связи, в том числе через оператора, имеет возможность получить информацию о состоянии расчетов с бюджетом.

При поступлении запроса в электронном виде от налогоплательщика подразделением по защите и ведению налоговой отчетности автоматически производится его обработка, формирование и направление ответа по состоянию на момент принятия запроса.

Ответ направляется в виде квитанции по форме согласно приложению 5 к Приказу ГНА Украины «Об утверждении Методических рекомендаций по централизованному принятию и компьютерной обработке налоговой отчетности налогоплательщиков в ОГНС Украины» по электронному адресу налогоплательщика средствами телекоммуникационной связи.

4.14. Прием документов налоговой отчетности, представленных с нарушением сроков представления.

При получении документов налоговой отчетности, подаваемой налогоплательщиками с нарушением сроков представления, такие документы принимаются, регистрируются и для них осуществляется компьютерная обработка согласно общим правилам, указанным в Методических рекомендациях, как для документов налоговой отчетности, представленной своевременно.

Решения о применении финансовых санкций к нарушителям сроков представления и форм документов налоговой отчетности принимаются руководителем ОГНС и оформляются подразделениями по налогообложению юридических и физических лиц по данным реестров непредставленной и несвоевременно представленной отчетности после их анализа (п. 6.2 Методических рекомендаций).

Предельные сроки представления документов налоговой отчетности могут быть продлены согласно п. 15.4 ст. 15 Закона №2181.

4.15. Прием и обработка уточненных документов налоговой отчетности.

4.15.1. Налогоплательщик вправе подать уточняющий расчет, если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 15 Закона №2181) самостоятельно обнаруживает ошибки в показателях представленной ранее налоговой декларации.

4.15.2. Налогоплательщик вправе не подавать такой расчет, если такие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой последующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно обнаружены. Форма уточняющих расчетов определяется в порядках, установленных для налоговых деклараций.

Формы налоговых отчетов, утвержденные соответствующими порядками составления отчетов, не предусматривают формы уточненных расчетов для субъектов хозяйственной деятельности — физических лиц, находящихся на общей или упрощенной системе налогообложения; также не предусмотрены уточняющие формы для отчета об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книжек), отчета по форме №1-ПП «Про суми пільг в оподаткуванні юридичних осіб та фізичних осіб — суб’єктів підприємницької діяльності», декларации о валютных ценностях, Расчета части чистой прибыли (дохода), подлежащей уплате в общий фонд Государственного бюджета Украины по итогам ежеквартальной финансово-хозяйственной деятельности.

Поэтому для указанных отчетов уточнения в пределах текущего года предоставляются нарастающим итогом в следующем отчетном периоде. Уточнения за предшествующие годы, если плательщик настаивает на представлении такого отчета, принимаются общими отделами с сопроводительным письмом с указанием мотивов его составления и передаются в подразделения по администрированию налогов.

4.15.3. Регистрация и обработка уточненных документов налоговой отчетности, в том числе поступивших почтовыми отправлениями, проводится в общем порядке ведения и защиты документов налоговой отчетности, изложенном в настоящих Методических рекомендациях.

4.15.4. Прием документов уточняющей отчетности осуществляется в порядке, определенном пп. 4.1 — 4.4 Методических рекомендаций.

Уточняющая отчетность, состоящая из уточняющего отчета и справки к нему, после регистрации заносится в электронную базу налоговой отчетности в период, показатели которого она уточняет. Справка, изменяющая суммы налогового обязательства, регистрируется и заносится в электронную базу налоговой отчетности в отчетный период текущего месяца, соответствующий дате представления справки.

Уточняющий расчет к декларациям по налогу на прибыль предприятия (банка), по налогу на доходы (прибыль) страховщика, по налогу на добавленную стоимость и т. п. заносится в электронную базу налоговой отчетности в периоде аналогично справке.

Уточняющий расчет, отличающийся от основной декларации только отметкой, включающей в себя и новые показатели, и суммы налоговых обязательств, в результате самостоятельно исправленной ошибки заносится в уточняемый им период (например, отчеты по рентным и ресурсным налогам, платежам).

Импорт уточняющих документов налоговой отчетности в КЛС проводится датой регистрации на следующий день после представления такой отчетности до формирования ежедневного экспортного файла сводных показателей АИС «Отрасль».

В случае принятия решения структурными подразделениями о непризнании уточняющей отчетности налогоплательщика согласно требованиям ст. 17 Закона №2181 соответствующее подразделение в течение 3 рабочих дней с момента получения реестра принятой отчетности направляет налогоплательщику письмо с указанием оснований непризнания, служебные записки с резолюцией руководителя ГНИ в подразделения по ведению и защите налоговой отчетности и учету и отчетности. Внесенные в КЛС данные удаляют по служебной записке соответствующего подразделения, в электронных базах отчетность получает статус «До відома», в комментариях к отчету проставляется признак «згідно із службовою запискою від «____________» №___».

В информационной учетной системе внесенные данные налоговой отчетности удаляются датой поступления служебной записки.

4.16. Прием налоговой отчетности при переходе налогоплательщика в другой орган государственной налоговой службы.

4.16.1. При переходе налогоплательщика в другой ОГНС по уведомлению подразделения по учету налогоплательщиков о снятии с учета подразделением по ведению и защите налоговой отчетности формируются экспортные файлы с имеющейся отчетностью без «логического удаления» из электронной базы налоговой отчетности вместе с реестрами переданной отчетности (приложение 5 к Методическим рекомендациям) за текущий и два предыдущих года.

4.16.2. Сформированные файлы отчетности вместе с реестром передаются в подразделение по учету налогоплательщиков для передачи в другой ОГНС.

4.16.3. При постановке на учет налогоплательщиков, перешедших из другого ОГНС, по уведомлению подразделения по учету плательщиков подразделение по ведению и защите налоговой отчетности осуществляет импорт отчетности плательщиков. Отчетности предоставляется статус «Перехід» и в комментариях проставляется признак района, из которого перешел плательщик. После реализации в программном обеспечении указанный статус и комментарии заполняются автоматически процедурой импорта.

4.17. При ликвидации субъекта хозяйствования налогоплательщиком представляется последний пакет отчетности. Такой отчетности проставляется признак «ліквідаційна». Импорт ликвидационных документов налоговой отчетности в КЛС проводится не позднее следующего дня представления отчетности в ОГНС до формирования ежедневного экспортного файла сводных показателей АИС «Отрасль» согласно реестру, с указанием даты регистрации налоговой отчетности.

4.18. При представлении налогоплательщиком документов налоговой отчетности по иной форме, если он считает, что форма налоговой отчетности, установленная центральным налоговым органом, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства вопреки нормам закона по такому налогу, сбору (обязательному платежу), такой отчет принимается вместе с объяснением мотивов его составления общим отделом. После анализа подразделением по налогообложению юридических или физических лиц правомерности представления такого отчета (в течение двух дней со дня получения такой отчетности) подразделения по ведению и защите налоговой отчетности регистрируют и переносят информацию отчетов в электронную базу при технической возможности (при отсутствии возможности информация о начисленных суммах вносится в КЛС подразделениями по учету и отчетности согласно служебной записке подразделений налогообложения).

5. Перенос информации из налоговой отчетности в электронные базы ОГНС

5.1. Обработка и внесение информации в электронные базы выполняется подразделением по ведению и защите налоговой отчетности, при отсутствии указанного подразделения — подразделениями, на которые возложена эта функция.

5.4. За соответствие информации в базах налоговой отчетности данным налоговых документов, представленных налогоплательщиком, несут ответственность подразделения по ведению и защите налоговой отчетности.

6. Формирование сводной информации на основании данных налоговой отчетности налогоплательщиков. Схема взаимодействия подразделений по ведению и защите налоговой отчетности с другими структурными подразделениями

6.1. По окончании обработки налоговой отчетности подразделения по ведению и защите налоговой отчетности:

  • сверяют суммы к начислению или возмещению с данными деклараций (расчетов), кроме отчетности, представленной в электронном виде с наложением ЭЦП, используя режим верификации начисленных сумм;
  • формируют и передают в подразделения по учету и отчетности реестры начисленных сумм в разрезе форм отчетности по налогоплательщикам вместе с выгруженными из электронной базы отчетных документов данными, в частности, данными отчетности по налогу на прибыль за текущий и предшествующие отчетные периоды;
  • формируют реестры представленной отчетности в разрезе форм с учетом различных способов представления отчетности по налогоплательщикам и передают их в подразделения по налогообложению юридических и физических лиц.

7. Импорт начисленных сумм платежей из электронных баз государственных налоговых инспекций в карточки лицевых счетов (КЛС) плательщиков. Контроль внесенных в КЛС начисленных сумм налогов и платежей

7.1. Ежедневно, начиная со следующего за предельным сроком представления налоговой отчетности, но не позднее 1 дня до наступления предельного срока уплаты (кроме отчетности, для которой сроки уплаты установлены до предельного срока представления или отдельным порядком), подразделения по учету и отчетности средствами ПС АИС «Учет налогов и платежей» импортируют выгруженные данные из электронной базы отчетных документов в КЛС налогоплательщиков отдельно для юридических и физических лиц.

Импорт в КЛС в соответствии с реестрами уточняющей, несвоевременно представленной отчетности, реестров налоговой отчетности с задекларированными суммами бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, ликвидационной отчетности выполняется подразделением по учету и отчетности не позднее следующего дня после представления отчетности в налоговый орган до формирования ежедневного экспортного файла сводных показателей АИС «Отрасль» согласно установленному регламенту.

8. Специфические особенности приема, внесения и обработки налогового расчета ф. №1ДФ средствами отдельного программного модуля

8.1. При принятии налогового расчета руководствуются Порядком заполнения и представления налоговыми агентами налогового расчета по форме №1ДФ, утвержденным приказом ГНА Украины от 29.09.2003 г. №451, с изменениями и дополнениями, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 22.10.2003 г. под №960/8281, с учетом нормы Закона №2181.

9. Обработка документов налоговой отчетности, которые автоматически не импортируются в КЛС

По налогам, для которых не реализован алгоритм импорта данных в другие программные продукты, выполняется прием, регистрация и компьютерная обработка представленной отчетности на общих основаниях с передачей реестров принятой отчетности вместе с отчетными документами в подразделение по учету и отчетности для проведения начисленных сумм в КЛС и в соответствующие структурные подразделения, использующие другие АРМы. По документам, представленным в электронном виде с наложением ЭЦП, где бумажные копии не предусмотрены действующим законодательством, передаются только реестры представленной отчетности. Для проведения начисленных сумм в КЛС работниками подразделения по учету и отчетности и других структурных подразделений предоставлена возможность просмотреть или (при необходимости) распечатать соответствующий документ.

10. Оформление и хранение обработанных документов налоговой отчетности

10.1. После обработки налоговой отчетности отработанные документы, кроме формы №1ДФ и документов, представленных в электронном виде с наложением ЭЦП, где бумажные копии не предусмотрены действующим законодательством, вместе с реестрами представленной отчетности передаются в подразделения по налогообложению юридических и физических лиц для проведения документальной невыездной проверки (камеральной) и формирования отчетной части личного дела плательщика.

11. Администрирование системы приема и компьютерной обработки налоговой отчетности

11.1. Распределение прав доступа в электронные базы данных налоговой отчетности.

Для обслуживания системы приема и компьютерной обработки налоговой отчетности в каждом ОГНС в подразделении по информатизации процессов налогообложения должен быть назначен администратор, в функциональные обязанности которого входит администрирование системы.

<...>

Председатель С. БУРЯК



Следующая статья:  Комментарий ДК...  В начало статьи 





О порядке отнесения на валовые расходы безнадежной дебиторской задолженности (извлечение) Фрагмент статьи (только начало)
Лист ДПС України від 10.12.2008 № 25807/7/15-0217
Бухучет
По мнению ГНАУ, неоднократное направление претензий и подача иска в суд не являются мерой по взысканию задолженности, а лишь мерой урегулирования спора....
Комментарий ДК...

В рубрике: 


Рекомендації щодо ознак ризикових операцій Фрагмент статьи (только начало)
Лист Національний банк від 6.4.2015 № 25-04001/22852
№ 14-15 (6.4.2015) :: Приложения к печатному ДК
Нацбанк визначив ознаки ризикових операцій з готівкою...

Проблемні питання щодо застосування податкового компромісу Фрагмент статьи (только начало)
Лист Інші від 23.2.2015 № 5996/7/99-99-20-07-03-17
№ 14-15 (6.4.2015) :: Приложения к печатному ДК
Податківці розяснили понад 50 проблемних питань щодо застосування податкового
компромісу....

0.01417