(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Документы для работы № 13 (30.3.2009)
Бухучет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Комментарий. Госзакупки: новые приказы Минэкономики

Смотри документ:
Об утверждении Порядка согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника

Наказ Мінекономіки от 30.1.2009 № 64

Минэкономики утвержден ряд нормативных документов, направленных на совершенствование и обновление правового регулирования процедур государственных закупок1. Приказы зарегистрированы в Минюсте 10 марта 2009 г. и вступили в силу 21 марта 2009 г. Рассмотрим некоторые положения этих документов.

Изменение существенных условий договора

Существенные условия договора2 о закупке не должны изменяться после подписания договора, кроме случаев, определенных порядком изменения условий договора о закупке, который утверждается уполномоченным органом. Приказом Минэкономики от 30 января 2009 г. №62 утвержден Порядок изменения существенных условий договора о закупке (далее — Порядок изменения существенных условий).

1 Приказы Минэкономики от 30.01.2009 г. №60, №62, №63, №64, №65 (см. в «ДК» №13/2009 в разделе «Документы для работы»).

2 Существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые определены законом как существенные или являются необходимыми для договоров данного вида, а также все те условия, по которым по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор является заключенным, если сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 638 ГК Украины).

Порядок устанавливает правила изменения существенных условий, исключения из этих правил и порядок их применения. Так, по общему правилу существенные условия договора о закупке могут изменяться в следующих случаях:

1) уменьшение количества (объема) товаров, работ, услуг — в зависимости от реальной потребности и финансирования расходов заказчика, с соответствующим уменьшением цены договора;

2) в случае необходимости изменения отдельных номенклатурных позиций.

Что касается второго случая, то изменение отдельных номенклатурных позиций должно соответствовать следующим требованиям:

1) общая стоимость изменяемых номенклатурных позиций товара (услуги) должна составлять не более 5% от цены договора о закупке. И новая номенклатурная позиция по своим характеристикам должна соответствовать условиям тендерной документации (запросу ценовых предложений);

2) такие изменения не должны приводить к увеличению затрат заказчика, то есть цена договора при изменении отдельных номенклатурных позиций не должна расти.

Изменение цены договора

Обратите внимание на любопытный момент. Порядок изменения существенных условий допускает изменение цены товара (услуги, работы) без изменения количества этого товара (объема) в случае, если произошли изменения в:

1) ставках обязательных платежей, которые непосредственно повлияли на цену договора пропорционально таким изменениям (учитываются только изменения, произошедшие с даты вступления в силу договора о закупке, в пределах предусмотренных сроков его выполнения);

2) конъюнктуре рынка на товары, услуги (такое изменение должно быть подтверждено документально, однако при этом порядок подтверждения пока не определен);

3) индексах инфляции;

4) курсах иностранной валюты (в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены в зависимости от изменения такого курса);

5) биржевых индексах (котировках), обусловленных в договоре о закупке;

6) размере минимальной заработной платы, в частности он возрос.

При каких условиях возможно изменение цены контракта

Изменение цены допускается также в таких случаях:

1) если ее изменение происходит в сторону уменьшения;

2) имеются основания, предусмотренные порядком, определенным строительными нормами, установленными органами государственной власти;

3) при изменении количества (объема) товаров, работ, услуг в следующих случаях:

а) увеличение количества (объема) товаров, работ, услуг в пределах 20 процентов цены договора возможно единовременно в течение срока действия договора, если до даты выполнения этого договора возникла не предусмотренная на дату вступления договора в силу необходимость в дополнительном количестве (объемах) этих товаров, работ и услуг и при условии что стоимость указанного дополнительного количества (объема) товаров, работ, услуг меньше 100 тыс. грн для товаров, услуг и 300 тыс. грн для работ;

б) увеличение количества (объема) товаров, работ, услуг в пределах 15% стоимости, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, возможно единовременно, если расходы на эти цели утверждены в установленном порядке.

Пункт 8 Порядка изменения существенных условий договора о закупке,
утвержденного приказом Минэкономики от 30.01.2009 г. №62

Изменение других существенных условий

Изменение существенных условий в части порядка осуществления оплаты не допускается в части, которая влечет увеличение срока от предоставления аванса со стороны заказчика до момента выполнения второй стороной принятых на себя обязательств. Другие существенные условия договора о закупке могут изменяться в случае, если эти условия не относились к критериям и методике оценки при определении победителя процедуры закупки и их изменения не влекут за собой дополнительных затрат со стороны заказчика.

Уведомление Минэкономики

Согласно п. 11 Порядка изменения существенных условий заказчик уведомляет об изменении существенных условий договора Минэкономики путем направления ему основного и дополнительного договоров о закупке в течение 3-х рабочих дней с даты заключения дополнительного договора вместе с обоснованием изменения существенных условий договора для осуществления контроля.

Порядок согласования отдельных процедур

Приказом Минэкономики от 30 января 2009 г. №64 утверждена новая редакция Порядка согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника (далее — Порядок согласования отдельных процедур). Приложениями к этому Порядку, в частности, являются формы технико-экономического обоснования применения процедуры закупки у одного участника, письма-согласования процедуры закупки и письма-отказа в процедуре закупки.

Согласно п. 34 действующего Положения о госзакупках1 процедура торгов с ограниченным участием может применяться в случае, когда товары, работы или услуги в силу их сложного или специализированного характера могут быть предложены ограниченным количеством участников.

1 Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное постановлением Кабмина от 17.10.2008 г. №921 (в редакции Постановления от 19.11.2008 г. №1017).

При проведении торгов с ограниченным участием тендерные предложения вправе подавать только те участники, которые приглашены заказчиком участвовать в процедуре закупки. При проведении таких торгов заказчик приглашает к участию в процедуре закупки участников, количество которых могло бы обеспечить выбор наиболее выгодного предложения и конкуренцию, но не менее двух.

Пункт 82 вышеупомянутого Положения определяет процедуру закупки у одного участника как процедуру, в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения с ним переговоров. Случаи применения этой процедуры определены в п. 83 Положения о госзакупках.

В п. 2 Порядка согласования отдельных процедур установлен перечень документов, представляемых в Минэкономики для получения согласования.

Как и прежде, решение Министерства о согласовании или отказе оформляется в виде письма. В таком же виде оформляется и решение об оставлении письма-обращения без рассмотрения (при наличии обстоятельств, предусмотренных п. 11 Порядка согласования отдельных процедур).

В соответствии с п. 18 указанного Порядка в течение пяти рабочих дней со дня принятия Минэкономики соответствующего решения письмо-согласование вместе с сопроводительным письмом и письмо-отказ выдаются (или высылаются по почте) уполномоченному лицу заказчика при условии предъявления им:

1) документов, удостоверяющих личность;

2) оригиналов документов, подтверждающих предоставленные заказчиком полномочия на получение от Минэкономики указанных документов.

Порядок контроля в сфере госзакупок

Приказом Минэкономики от 30 января 2009 г. №63 утвержден Порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства о государственных закупках (далее — Порядок контроля).

Так, в соответствии с Положением о госзакупках государственный надзор (контроль) в сфере закупок в пределах их полномочий осуществляется уполномоченным органом, органами государственной контрольно-ревизионной службы, Государственным казначейством, Госкомстатом, Антимонопольным комитетом, а также Счетной палатой и правоохранительными органами. Утверждение Порядка контроля определено данным Положением в числе основных функций Минэкономики как уполномоченного органа в сфере госзакупок.

Однако этот Порядок контроля за сферой действия определяет лишь механизм осуществления Минэкономики контроля за соблюдением заказчиками требований законодательства о государственных закупках. Очевидно, что другие названные выше органы пока будут осуществлять соответствующий контроль по установленному для каждого из них общему порядку.

Формы контроля Минэкономики определены в п. 1 главы 2 Порядка контроля. Это:

1) плановые проверки, проводимые не чаще одного раза в год в соответствии с утвержденным годовым планом их проведения (о чем сообщается на веб-сайте Минэкономики);

2) внеплановые проверки, проводимые:

— на основании решения Кабмина, поручения Премьер-министра о проведении проверки, которые не могут быть выполнены в плановом порядке;

— по решению Минэкономики, которое вызвано жалобами участников на действия или бездеятельность заказчиков в сфере госзакупок, носящими систематический характер (поступление в Минэкономики не менее трех жалоб от разных участников на действия или бездеятельность конкретного заказчика в сфере госзакупок);

3) истребование документов и/или информации.

Плановые и внеплановые проверки

Плановые проверки проводятся по местонахождению заказчика. Внеплановые проверки могут быть также и невыездными.

Проведение плановой или внеплановой проверки по местонахождению заказчика осуществляется в соответствии с приказом Минэкономики. При этом заказчику предоставляется копия решения Минэкономики о проведении проверки. Должностные лица Минэкономики в случае проведения проверки по местонахождению заказчика обязаны расписаться в журнале регистрации проверок заказчика (при его наличии) с указанием периода, в который осуществляется проверка.

О плановой проверке заказчик уведомляется в письменном виде не позднее чем за 10 дней. Срок проведения плановой проверки не может превышать 30 р. д., а внеплановой проверки — 20 р. д.

В приложениях 1 и 2 к Порядку контроля приведены ориентировочные перечни вопросов, подлежащих рассмотрению при проведении проверок соблюдения требований законодательства в сфере государственных закупок. Также приведен перечень документов и материалов, которые проверяются на соответствие законодательству о государственных закупках.

Результаты проведенной Минэкономики плановой проверки излагаются в акте проверки, а результаты внеплановой проверки — в акте проверки по отдельным вопросам.

Истребование документов

Что касается третьей формы контроля (истребование документов и/или информации), то четкого механизма ее реализации в Порядке контроля нет. Очевидно, речь идет о представлении заказчиком документов и/или информации на запрос Минэкономики при рассмотрении жалоб, поданных участниками до момента заключения договора о закупке. Минэкономики в порядке контроля подает запрос заказчику с требованием о получении документов и/или информации, а также определяет сроки представления соответствующих документов и/или информации1. В случае непредставления заказчиком документов и/или информации в установленный в запросе срок Минэкономики вправе принять решение о признании результатов процедуры закупки недействительными в соответствии с пунктом 11 Положения о госзакупках.

Порядок подачи и рассмотрения жалоб

В соответствии с п. 85 Положения о госзакупках любой участник, считающий, что он понес или может понести убытки в результате нарушения заказчиком процедур закупок, установленных этим Положением, может обжаловать действия, решения, бездеятельность заказчика.

С 21 марта 2009 г. вступил в силу новый Порядок рассмотрения жалоб, поданных участниками до момента заключения договора о закупке, утвержденный приказом Минэкономики от 30 января 2009 г. №65 (далее — Порядок рассмотрения жалоб).

Объектом обжалования не могут быть: сделанный заказчиком выбор процедуры закупки и решение заказчика об отклонении всех тендерных предложений.

Как и раньше, жалоба подается участником процедуры закупки, принимающим в ней участие, Минэкономики или заказчику. Жалоба должна быть изложена на украинском языке и оформлена участником-юрлицом на бланке за подписью уполномоченного лица и скреплена печатью. Участником-физлицом жалоба должна быть оформлена за подписью участника или уполномоченного им лица.

Требования к жалобе предусмотрены в п. 6 Порядка рассмотрения жалоб. В п. 7, в частности, установлено, что все копии документов, прилагаемых к жалобе, заверяются печатью участника, подавшего жалобу, если этот участник является юридическим лицом.

Срок рассмотрения жалобы и приостановления процедуры закупки

Срок принятия решения по жалобе в Минэкономики составляет 20 рабочих дней. Однако течение срока рассмотрения жалобы может приостанавливаться. О приостановлении и возобновлении течения срока рассмотрения жалобы Минэкономики уведомляет письмами заказчика и участника.

В связи с этим обращаем внимание на то, что согласно п. 86 Положения о госзакупках в случае подачи жалобы заказчик или уполномоченный орган2 приостанавливает процедуру закупки на срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты получения жалобы заказчиком или уполномоченным органом. О таком приостановлении уведомляется в течение одного рабочего дня Государственное казначейство (обслуживающий банк). При этом по истечении указанного срока заказчик вправе продлить соответствующую процедуру закупки, кроме случая, когда Минэкономики приняло в установленный срок решение об отклонении торгов или признании результатов торгов недействительными.

1 В соответствии со ст. 33 Закона Украины «Об информации» срок изучения запроса о доступе к официальным документам относительно возможности его удовлетворения не должен превышать десяти календарных дней. В течение этого срока государственное учреждение в письменном виде доводит до сведения запрашивающего, что его запрос будет удовлетворен или что запрашиваемый документ не подлежит представлению для ознакомления. Запрос удовлетворяется в течение месяца, если иное не предусмотрено законом. Приказом Минэкономики №61 утверждены новые формы документов в сфере госзакупок.

2 Согласно Порядку рассмотрения жалоб решение Минэкономики о приостановлении процедуры оформляется письмом.

Таким образом, в случае непринятия данного решения через 20 рабочих дней заказчик может продлить процедуру закупки. Однако стоит отметить, что установленный Министерством экономики порядок отсчета приостановления срока процедуры может иметь важное значение, ведь договор о закупке, заключенный в период приостановления процедуры закупки в связи с подачей жалобы, признается недействительным в соответствии с законом.

Алексей КРАВЧУК, к. ю. н., аудитор



Следующая статья:  Смотри документ...  В начало статьи 





Тематический постраничный перечень публикаций за 1-й квартал 2009-го года Фрагмент статьи (только начало)
Бухучет
Тематический постраничный перечень публикаций выпусков полиграфического издания бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит" (раздел "Документы для работы") за 1-й квартал 2009-го года...

В рубрике: 


О предоставлении информации Фрагмент статьи (только начало)
Лист Інші від 23.2.2015 № 565/10/10-36-11-01-10
№ 22 (1.6.2015) :: Бухучет
Исчерпывающий перечень требований по аннулированию регистрации плательщика
налога на добавленную стоимость и требований к представлению и приему
налоговой отчетности приведен в НКУ. ...
Комментарий ДК...

Об учете транспортных средств, переданных на нужды Вооруженных сил Украины (извлечение) Фрагмент статьи (только начало)
Лист Інші від 24.2.2015 № 3821/6/99-99-19-02-02-15
№ 22 (1.6.2015) :: Бухучет
Амортизационные отчисления на законсервированную технику и транспортные
средства мобилизационного назначения, которые не эксплуатируются, не
производятся. ...

0.023631