(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Документы для работы № 34-35 (29.8.2011)
Контролирующие органы и аудит

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров

Вступил в силу с 15.07.2011
Утвержден постановлением КМУ от 15.06.2006 г. №833 С изменениями и дополнениями, внесенными постановлением КМУ от 29.06.2011 г. №706

Смотри комментарий

Изменения опубликованы в «ОВУ» 15.07.2011 г.

Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров1

По сути. При оптовой продаже хозсубъект может осуществлять полный или ограниченный цикл сбытовых операций с переходом права собственности на товар или ограниченный цикл операций обслуживания без перехода права собственности на товар.

! Субъектам торговли

Общая часть

1. Настоящие Порядок и правила определяют общие условия осуществления торговой деятельности субъектами оптовой торговли, розничной торговли, учреждениями ресторанного хозяйства, основные требования к торговой сети, сети учреждений ресторанного хозяйства и торгового обслуживания потребителей (покупателей), приобретающих товары у предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физических лиц — предпринимателей и иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Украины (далее — субъекты хозяйствования).

2. В настоящих Порядке и правилах термины употребляются в значении, приведенном в ДСТУ 4303-2004 «Роздрібна та оптова торгівля. Терміни та визначення понять» і ДСТУ 4281-2004 «Заклади ресторанного господарства. Класифікація».

3. Торговая деятельность осуществляется субъектами хозяйствования в сфере розничной и оптовой торговли, а также ресторанного хозяйства.

4. Торговая деятельность регулируется Хозяйственным и Гражданским кодексами Украины, Законом Украины «О защите прав потребителей», другими актами законодательства, а также настоящим Порядком.

41. Особенности продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, осуществления различных видов торговли, работы учреждений ресторанного хозяйства регулируются правилами, которые утверждаются Минэкономики по согласованию с Минфином, кроме случаев, установленных законом.

1 Курсивом выделены изменения, внесенные постановлением КМУ от 29.06.2011 г. №706.

Порядок осуществления торговой деятельности

5. Субъект хозяйствования осуществляет торговую деятельность после его государственной регистрации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензии, торгового патента и т. п.).

6. Субъект хозяйствования может иметь:

торговые объекты оптовой торговли, складское помещение или сеть складов — для осуществления оптовой торговой деятельности;

розничную, мелкорозничную торговую сеть — для осуществления розничной торговой деятельности;

сеть учреждений ресторанного хозяйства (рестораны, кафе, кафетерии и т. п.) — для осуществления ресторанного обслуживания.

7. Торговыми объектами являются:

1) в сфере оптовой торговли:

склад товарный (универсальный, специализированный, смешанный);

магазин-склад;

2) в сфере розничной торговли:

магазин, который может быть:

— продовольственным, непродовольственным, смешанным (по товарной специализации);

— универсальным, специализированным, узкоспециализированным, комбинированным, неспециализированным (по товарному ассортименту);

— с индивидуальным обслуживанием, самообслуживанием, торговлей по образцам, торговлей по заказу (по методу продажи товаров);

павильон;

киоск, ларек;

шатер, палатка;

лоток, рундук;

склад товарный;

лака-склад, магазин-склад.

8. Учреждение ресторанного хозяйства размещается в специально предназначенном и оборудованном помещении.

9. Торговые объекты размещаются в установленном порядке.

10. Субъекты хозяйствования должны обеспечить:

соответствие помещения (места) для осуществления деятельности в сфере торговли и ресторанного хозяйства необходимым санитарным нормам, а технического состояния помещения (места), здания и оборудования — требованиям нормативных документов по хранению, производству и продаже соответствующих товаров, а также охране труда;

наличие на видном и доступном месте уголка покупателя, в котором размещаются информация о наименовании собственника или уполномоченного им органа, книга отзывов и предложений, адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей;

размещение торгового патента, лицензии в соответствии с установленными законодательством требованиями;

продажу товаров и их обмен согласно установленным правилам и нормам.

По требованию потребителя (покупателя) ответственный работник субъекта хозяйствования должен предоставить ему настоящий Порядок, Закон Украины «О защите прав потребителей», санитарные нормы, ветеринарные документы, правила продажи отдельных видов товаров в соответствии со специализацией субъекта хозяйствования.

11. Субъект хозяйствования самостоятельно решает вопрос обеспечения торговых помещений (мест) оборудованием (холодильным, подъемно-транспортным, весоизмерительным и т. п.), регистраторами расчетных операций в соответствии с законодательством и нормативными документами.

Средства измерительной техники, используемые в торговой деятельности, должны быть в исправном состоянии, иметь поверочное клеймо и проходить периодическую поверку в установленном законодательством порядке.

12. На фасаде торгового объекта размещается вывеска с указанием наименования субъекта хозяйствования. У входа в торговый объект на видном месте размещается информация о режиме работы.

В случае осуществления выездной (выносной) торговли, а также продажи товаров с использованием других нестационарных средств на рабочем месте продавца устанавливается табличка с указанием фамилии, имени и отчества продавца, а также сведения о субъекте хозяйствования, организовавшем торговлю:

для юридического лица — наименования, адреса и номера телефона;

для физического лица — предпринимателя — фамилии, имени и отчества, номера свидетельства о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего такую регистрацию.

Все сведения оформляются в соответствии с законодательством о языках.

13. Режим работы торгового объекта и учреждения ресторанного хозяйства, относящихся к коммунальной собственности, устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.

Для учреждения ресторанного хозяйства, обслуживающего потребителей на предприятиях, в учреждениях и организациях, режим работы устанавливается субъектом хозяйствования по договоренности с их администрацией.

В случае закрытия торгового объекта для проведения санитарных мероприятий, ремонта, технического переоснащения и проведения других работ субъект хозяйствования должен разместить рядом с информацией о режиме работы объявление о дате и периоде закрытия.

При оптовой продаже субъект хозяйствования может осуществлять полный или ограниченный цикл сбытовых операций с переходом права собственности на товар или ограниченный цикл операций обслуживания без перехода права собственности на товар.

Оптовая продажа потребительских товаров может осуществляться на оптовых ярмарках, выставках-продажах, оптовых продовольственных рынках, товарных аукционах и с помощью средств связи.

14. Учреждение ресторанного хозяйства:

обеспечивает наличие ассортимента продукции, который утверждается в соответствии с типом учреждения или классом (ресторан, бар) его собственником (руководителем);

изготовляет продукцию с соблюдением требований, предусмотренных нормативными документами, а также имеет право разрабатывать и изготовлять фирменные блюда, технологическая документация которых утверждается в установленном порядке.

15. Торговая деятельность субъекта хозяйствования прекращается в порядке, установленном законодательством.

Правила торгового обслуживания потребителей (покупателей)

16. Работники субъекта хозяйствования обязаны обеспечить реализацию прав потребителей, определенных Законом Украины «О защите прав потребителей», выполнять эти правила и требования других нормативно-правовых актов, регулирующих торговую деятельность. Работники, привлеченные к изготовлению, хранению и реализации пищевых продуктов и продовольственного сырья, обязаны иметь специальную подготовку.

17. Запрещается продажа товаров, не имеющих соответствующей маркировки, надлежащего товарного вида, на которых срок годности не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, срок годности которых истек, а также товаров, поступивших без документов, предусмотренных законодательством, в частности, удостоверяющих их качество и безопасность.

18. В документах на товары, подлежащие обязательной сертификации, должны указываться регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом.

19. Запрещается безосновательное изъятие, сокрытие или задержка реализации выставленных для продажи товаров.

Запрещается принуждать покупателя приобретать товары ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента.

Не допускается продажа товаров, свободная реализация которых запрещена.

Обслуживание отдельных категорий граждан, которым согласно законодательству предоставляются соответствующие льготы, как правило, осуществляется в специально отведенных торговых помещениях (отделах, секциях).

20. Продажа товаров и продукции, изготовленной в учреждении ресторанного хозяйства, осуществляется субъектом хозяйствования по ценам, устанавливаемым в соответствии с законодательством.

Цены на товары и продукцию указываются на ярлыках (ценниках) или в указателях цен, в сфере ресторанного хозяйства — на ярлыках (ценниках) на закупленные товары и в прейскурантах и меню на продукцию, изготовленную в учреждении ресторанного хозяйства.

21. Субъект хозяйствования обязан:

предоставлять потребителю (покупателю) в доступной форме необходимую, достоверную и своевременную информацию о товарах;

всячески содействовать потребителю (покупателю) в свободном выборе товаров и дополнительных услуг, по его требованию произвести проверку качества, безопасности, комплектности, меры, веса и цены товаров с предоставлением ему контрольно-измерительных приборов, документов, подтверждающих качество, безопасность, цену товаров;

обеспечить возможность использования специальных платежных средств при осуществлении расчетов за проданные товары (оказанные услуги) в соответствии с законодательством;

проверить исправность изделия, продемонстрировать, по возможности, его работу и ознакомить потребителя с правилами пользования;

обеспечить приемку, хранение и продажу товаров и продукции, изготовленной в учреждении ресторанного хозяйства, в соответствии с законодательством;

обеспечить доступ потребителей к торговым объектам без сдачи на хранение личных вещей, кроме товаров, реализация которых осуществляется в таких торговых объектах;

создать условия для хранения вещей потребителей, в случае когда вход в торговый объект с товарами, реализуемыми в таких учреждениях, запрещен.

22. Расчеты за проданные товары и оказанные услуги могут осуществляться наличностью и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) в соответствии с законодательством. Вместе с товаром потребителю в обязательном порядке выдается расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции, который удостоверяет факт покупки товара и/или оказания услуги.

В учреждении ресторанного хозяйства, в котором обслуживание осуществляют официанты, оплата производится непосредственно официанту в соответствии со счетом, который выписывается на бланке установленной формы. После расчета официант выдает потребителю расчетный документ (кассовый чек, расчетная квитанция).

23. Кассир и другой работник, с которыми потребитель рассчитывается за товар, при проведении расчета должен четко назвать сумму, подлежащую уплате, сумму, полученную от потребителя, и положить деньги отдельно на видном месте, оформить расчетный документ на полную сумму покупки, назвать потребителю причитающуюся ему сумму сдачи и выдать ее вместе с расчетным документом.

Кассир и другой работник, имеющие право получать от потребителя деньги за проданный товар, обязаны принимать без ограничений банкноты и монеты Национального банка (в том числе памятные, юбилейные монеты, изношенные банкноты и монеты), являющиеся средствами платежа, по номинальной стоимости, а также обеспечивать наличие в кассе банкнот и монет для выдачи сдачи.

Правильность расчета потребитель проверяет на месте, не отходя от кассы.

Запрещается хранение на месте проведения расчета (в кассе, денежном ящике, сейфе и т. п.) наличности, не принадлежащей субъекту хозяйствования, а также личных вещей кассира или других работников.

24. Выбранные потребителем непродовольственные товары по договоренности с администрацией торгового объекта могут храниться в торговом зале с указанием на выписанном товарном чеке времени оплаты. Если потребитель не внес плату в определенное время, товар поступает в продажу.

25. Приобретенные крупногабаритные товары (мебель, строительные материалы, пианино, холодильники, стиральные машины и т. п.) потребитель вправе оставить на хранение у субъекта хозяйствования на согласованный срок путем заключения договора хранения соответствующего товара. К оставленному на хранение товару прилагается копия расчетного документа, на которой указывается срок хранения, а на самом товаре размещается табличка с надписью «Продано». Субъект хозяйствования в течение указанного срока несет ответственность за хранение и качество товара.

26. Для осуществления продажи непродовольственных товаров для личного пользования (одежда, обувь, трикотажные изделия и т. п.) субъект хозяйствования должен создать условия для их примерки, а технически сложных и других товаров, требующих проверки, — условия для ее проведения.

27. Требования потребителя к качеству, безопасности и обмену товаров удовлетворяются субъектом хозяйствования в соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей».

28. В случае отпуска недоброкачественного или изготовленного с нарушением технологии блюда (изделия) потребитель имеет право по своему выбору требовать от субъекта хозяйствования заменить его или уплатить стоимость.

29. В учреждении ресторанного хозяйства запрещается устанавливать минимум стоимости заказа и предлагать потребителю обязательный ассортимент продукции, произведенной в таком учреждении.

30. Продажа продовольственных товаров, готовых к потреблению, а также скоропортящихся, других продовольственных товаров (в том числе овощей и фруктов) за пределами торгового помещения (выездная, выносная торговля) осуществляется в отведенных для этого местах при наличии у субъекта хозяйствования разрешения на размещение передвижных малых архитектурных форм и при условии соблюдения установленных для таких товаров температурного режима хранения и санитарных норм.

На каждую партию таких товаров, если это предусмотрено законом, выдается сопроводительный документ, которым подтверждается их качество и безопасность, с указанием наименования товара, производителя, его адреса, даты производства (изготовления), срока годности.

31. Учреждение ресторанного хозяйства обязано обеспечить хранение вещей потребителя в гардеробе (при его наличии). Ответственность за сохранность вещей потребителя в гардеробе несет учреждение согласно законодательству.

Основные санитарные требования к предприятию торговли и его работникам

32. Субъект хозяйствования должен содержать торговые и складские помещения, а также прилегающую к ним территорию в соответствии с санитарными нормами.

Во время продажи товаров и по окончании выездной (выносной) торговли субъект хозяйствования обязан принять меры для соблюдения чистоты на месте торговли и вокруг него.

Администрация торгового объекта, в котором осуществляется продажа продовольственных товаров, обязана обеспечить каждого работника одеждой, отвечающей санитарным нормам.

Для хранения верхней одежды и личных вещей работников оборудуется отдельное помещение.

33. В случае хранения товаров в складских помещениях и размещения их в торговых залах или на объектах мелкорозничной сети работники субъекта хозяйствования обязаны соблюдать принцип товарного соседства, санитарные нормы, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.

34. Торговый объект оборудуется в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда, здоровья и окружающей природной среды, противопожарной безопасности, а также санитарных норм.

35. Субъект хозяйствования обязан обеспечить наличие у работников, осуществляющих продажу продовольственных товаров, личных медицинских книжек установленного образца, организацию и своевременность прохождения ими медицинских освидетельствований и контроль за допуском их к работе при наличии необходимого медицинского заключения. Медицинские книжки предъявляются по требованию работников санитарно-эпидемиологической службы.

Контроль за соблюдением настоящих Порядка и правил

36. Контроль за соблюдением настоящих Порядка и правил осуществляют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с законодательством.

37. Проверка соблюдения настоящих Порядка и правил проводится должностным лицом соответствующего органа по предъявлении служебного удостоверения и направления на проверку в присутствии лица, осуществляющего продажу товаров, и представителя проверяемого субъекта хозяйствования.

Результаты проверки оформляются актом, один экземпляр которого остается у субъекта хозяйствования.

Лицо, допустившее нарушения настоящих Порядка и правил, обязано дать письменное объяснение, которое прилагается к акту. В случае отказа подписать акт или дать объяснение в акте делается запись о том, что указанное лицо ознакомлено с содержанием акта и от его подписания отказалось.

Работники субъекта хозяйствования обязаны создать условия для проведения проверки и обеспечить осуществление мер по устранению выявленных недостатков и нарушений.

38. Субъект хозяйствования должен иметь журнал регистрации проверок установленного образца, в котором проводящие их лица делают соответствующие записи.

39. За нарушение настоящих Порядка и правил субъект хозяйствования и его работники несут ответственность согласно законодательству.



Следующая статья:  Комментарий ДК...  В начало статьи 





Об отдельных вопросах организации и оплаты труда и отпусков Фрагмент статьи (только начало)
Лист Мінпраці та соцполітики від 17.6.2011 № 190/13/116-11
Бухучет
Непредоставление работнику ежегодных отпусков в определенные законодательством сроки является грубым нарушением законодательства о труде, за что работодатель в установленном порядке может быть привлечен к ответственности....

В рубрике: 


О применении требований постановления Правления Национального банка Украины от 03.03.2015 г. №160 Фрагмент статьи (только начало)
Лист Національний банк від 12.3.2015 № 29-209/16284
№ 20 (18.5.2015) :: Контролирующие органы и аудит
Нацбанк разъяснил некоторые нюансы применения требований своего постановления
от 03.03.2015 г. №160. ...

О перечне документов, удостоверяющих личность, которые служат основанием для осуществления кассовых операций Фрагмент статьи (только начало)
Лист Національний банк від 13.3.2015 № 50-03014/16550
№ 20 (18.5.2015) :: Контролирующие органы и аудит
Банк вправе самостоятельно определять перечень официальных документов
клиента, на основании которых, по его мнению, можно достоверно установить
все необходимые сведения, требующиеся при заполнении кассовых документов. ...

0.017509