(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...
Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Документы для работы № 50 (10.12.2012)
Приложения к печатному ДК

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Обобщающая налоговая консультация по вопросам обеспечения единого подхода к применению штрафных санкций

Утверждена приказом ГНСУ от 22.11.2012 г. №1046

Смотри комментарий

По сути. За несвоевременную уплату предпринимателем авансового взноса по единому налогу в 2012 году налагается штраф — 50% суммы налога. За неподачу финансовой отчетности — штраф в размере 8 — 15 н. м. д. г.

! Налогоплательщикам

Конституция Украины как правовой акт с наивысшей юридической силой, закрепляя принцип верховенства права (статья 8 Конституции Украины), последовательно проводит принцип верховенства закона в системе нормативно-правовых актов.

Конституционный правовой порядок в сфере налогообложения основывается на положениях части первой статьи 67, согласно которой каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законами. Каждому гарантируется право знать свои права и обязанности (ст. 57 Конституции Украины), каждый обязан неуклонно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, незнание законов не освобождает от юридической ответственности (ст. 68 Конституции Украины).

Совершение налогоплательщиками, их должностными лицами и должностными лицами контролирующих органов нарушений законов по вопросам налогообложения и нарушений требований, установленных иным законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, влечет за собой ответственность, предусмотренную Налоговым кодексом Украины (далее — Кодекс) и другими законами Украины (п. 109.2 ст. 109 Кодекса).

Кодексом определены такие виды юридической ответственности за нарушение законов по вопросам налогообложения и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, как: финансовая; административная; уголовная.

При этом налоговыми правонарушениями являются противоправные деяния (действие или бездеятельность) налогоплательщиков, налоговых агентов и/или их должностных лиц, а также должностных лиц контролирующих органов, которые привели к невыполнению или ненадлежащему выполнению требований, установленных Кодексом и иным законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

К лицам, которые привлекаются к ответственности за совершение правонарушений в указанной сфере согласно статье 110 Кодекса, относятся: налогоплательщики; налоговые агенты; и/или должностные лица налогоплательщиков, налоговых агентов.

Финансовая ответственность за нарушение законов по вопросам налогообложения и иного законодательства устанавливается и применяется согласно Кодексу и другим законам, в т. ч. в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени.

Привлечение к финансовой ответственности налогоплательщиков за нарушение законов по вопросам налогообложения, иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в соответствии со статьей 112 Кодекса не освобождает их должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от привлечения к административной или уголовной ответственности.

Вопрос 1: Учитываются ли нарушения, совершенные налогоплательщиком до вступления в силу Кодекса и обнаруженные после 1 января 2011 года, при определении повторности и соответственно применении более жесткой штрафной санкции (50 процентов).

Ответ: Нет, не учитываются.

Нормами статей 117, 119 — 121, 123, 127 — 128 Кодекса предусмотрено применение санкций за повторное нарушение налогоплательщиками налогового законодательства.

В частности, пунктом 123.1 статьи 123 Кодекса предусмотрено, что в случае если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства, уменьшения суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика на основаниях, определенных подпунктами 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4, 54.3.5, 54.3.6 пункта 54.3 статьи 54 этого Кодекса, влечет за собой наложение на налогоплательщика штрафа в размере 25 процентов суммы определенного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения.

При повторном определении контролирующим органом суммы налогового обязательства по этому налогу, уменьшения суммы бюджетного возмещения, то есть совершении нарушения в течение 1095 дней, налагается штраф в размере 50 процентов.

При применении части второй пункта 123.1 статьи 123 Кодекса следует учесть положения статьи 58 Конституции Украины, согласно которой Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Следовательно, повторность применяется только к тем отношениям, которые имели место во время действия данной нормы.

Таким образом, повторным нарушением для целей понимания этой статьи является начисление налоговых обязательств за нарушения налогового законодательства, имевшие место с 1 января 2011 года. Начисления налоговых обязательств при проведении проверок после 01.01.2011 г. за нарушения, осуществленные до 1 января 2011 года, не учитываются при определении повторности правонарушения.

Следует заметить, что повышенные размеры штрафов в случае повторного выявления налоговых нарушений (50%) применяются не за сам факт выявления каких-либо нарушений, а за повторное совершение деяний и обстоятельств, предусмотренных подпунктами 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4, 54.3.5, 54.3.6 пункта 54.3 статьи 54 Кодекса.

Таким образом, повторность определения контролирующим органом в течение 1095 дней суммы налогового обязательства, уменьшения суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость применяется в разрезе каждого отдельного налогового нарушения (однотипное нарушение), предусмотренного подпунктами 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4, 54.3.5, 54.3.6 пункта 54.3 статьи 54 Кодекса.

Вопрос 2: Предусмотрена ли ответственность за несвоевременную уплату авансового взноса по единому налогу ФЛП — плательщиком ЕН в 2012 году?

Ответ. Да.

Согласно пункту 122.1 статьи 122 Кодекса, неуплата (неперечисление) физическим лицом — плательщиком единого налога, определенным подпунктами 1 и 2 пункта 291.4 статьи 291 этого Кодекса, авансовых взносов единого налога в порядке и в сроки, определенные этим Кодексом, влечет за собой наложение штрафа в размере 50 процентов ставки единого налога, избранной плательщиком единого налога в соответствии с этим Кодексом.

Абзацем вторым пункта 7 подраздела 10 раздела ХХ Переходных положений определено, что штрафные санкции к плательщикам единого налога за нарушение в 2012 году порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций плательщика единого налога и полноты уплаты сумм единого налога плательщиками не применяются.

Анализ вышеупомянутых норм налогового законодательства свидетельствует, что пункт 122.1 статьи 122 Кодекса применяется в случае неуплаты (неперечисления) налога, а пункт 7 подраздела 10 раздела ХХ Переходных положений ограничивает применение штрафных санкций за нарушение порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций и полноты уплаты сумм единого налога.

Четко определенное понятие «полнота уплаты сумм единого налога» ни Кодексом, ни иным налоговым законодательством не предусмотрено, но его предписаниями разграничиваются понятия: своевременность, достоверность, полнота начисления и уплата (например, подпункт 75.1.2 пункта 75.1 статьи 75 Кодекса).

По результатам анализа предписаний Кодекса под своевременной уплатой следует понимать уплату согласованной суммы денежного (налогового) обязательства и/или авансовых взносов по соответствующим налогам в течение сроков, определенных этим Кодексом. В статье 31 Кодекса закреплено общее понятие срока уплаты и несвоевременной уплаты налога. Также сроки уплаты налогового обязательства устанавливаются в статье 57 Кодекса.

Учитывая приведенное, под понятием «полная уплата» законодатель понимает уплату налога в полном объеме (статья 38 Кодекса) — стопроцентную уплату налога. Следовательно, за несвоевременную уплату (неперечисление) физическим лицом — плательщиком единого налога, определенным подпунктами 1 и 2 пункта 291.4 статьи 291 Кодекса, авансовых взносов единого налога применяется ответственность, предусмотренная статьей 122 Кодекса.

Вопрос 3: Предусмотрена ли ответственность плательщиков налога на прибыль за непредставление финансовой отчетности и составляют ли контролирующие органы протоколы об административных правонарушениях?

Ответ. В соответствии с пунктом 46.2 статьи 46 Кодекса плательщик налога на прибыль подает вместе с соответствующей налоговой декларацией квартальную или годовую финансовую отчетность (кроме малых предприятий) в порядке, предусмотренном для представления налоговой декларации.

Плательщики налога на прибыль, малые предприятия, отнесенные к таковым в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины, подают вместе с годовой налоговой декларацией годовую финансовую отчетность в порядке, предусмотренном для представления налоговой декларации.

В составе финансовой отчетности налогоплательщик указывает временные и постоянные налоговые разницы по форме, установленной Министерством финансов Украины.

Непредставление финансовой отчетности, внесение недостоверных данных в финансовую отчетность, согласно статье 164 прим. 2 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП), влекут за собой наложение штрафа от восьми до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Те же действия, совершенные лицом, которое на протяжении года подвергалось административному взысканию за одно из указанных нарушений, влекут за собой наложение штрафа от десяти до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

КУоАП не предусматривает право органов государственной налоговой службы составлять протоколы об административных правонарушениях за непредставление или несвоевременное представление финансовой отчетности налогоплательщиками, но положениями статьи 234 прим. 1 КУоАП установлено, что органы государственной контрольно-ревизионной службы в Украине (с 23.11.2011 г. органы государственной финансовой инспекции) рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства по финансовым вопросам (статья 164 прим. 2), нарушением порядка прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя (части третья — седьмая статьи 166 прим. 6).

С учетом изложенного к налогоплательщикам в случае непредставления финансовой отчетности предусмотрена административная ответственность.

Органы государственной финансовой инспекции имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях на основании статьи 164 прим. 2 КУоАП в случаях непредставления финансовой отчетности подконтрольными ей учреждениями и субъектами хозяйствования.

Вопрос 4: Какие случаи подпадают под определение нецелевого использования в соответствии с требованиями статьи 209 Кодекса с целью применения штрафной санкции, определенной пунктом 123.2 статьи 123 Кодекса, и можно ли ее применять самостоятельно?

Ответ. Пунктом 209.2. статьи 209 Кодекса установлено, что согласно специальному режиму налогообложения сумма налога на добавленную стоимость, начисленная сельскохозяйственным предприятием на стоимость поставленных им сельскохозяйственных товаров/услуг, не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельскохозяйственного предприятия для возмещения суммы налога, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов, за счет которых сформирован налоговый кредит, а при наличии остатка такой суммы налога — для прочих производственных целей.

Указанные суммы налога на добавленную стоимость аккумулируются сельскохозяйственными предприятиями на специальных счетах, открытых в учреждениях банков и/или в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.

Нормами пункта 123.2. статьи 123 Кодекса определено, что использование налогоплательщиком (должностными лицами налогоплательщика) сумм, не уплаченных в бюджет в результате получения (применения) налоговой льготы, не по назначению и/или вопреки условиям либо целям ее предоставления согласно закону по вопросам соответствующего налога, сбора (обязательного платежа) дополнительно к штрафам, предусмотренным пунктом 123.1 этой статьи, — влечет за собой взыскание в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей), подлежавших начислению без применения налоговой льготы. Уплата штрафа не освобождает таких лиц от ответственности за умышленное уклонение от налогообложения.

То есть штрафная санкция применяется за использование налогоплательщиком сумм, не уплаченных в бюджет в результате получения налоговой льготы не по назначению и/или вопреки условиям либо целям ее предоставления, в частности, последние не направлены:

— на возмещение суммы налога, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов (определение последних приведено в подпункте 209.15.1);

— на другие производственные цели (при наличии остатка), дополнительно к санкциям, предусмотренным в пункте 123.1 статьи 123 Кодекса.

Вопрос 5: Будет ли считаться нарушением целевого использования денежных средств случай, когда с/х предприятие задекларировало сумму к уплате на спецсчет в размере 2000 гривень, а фактически уплатило 3000 гривень и использовало их по целевому назначению?

Ответ. Нет.

В соответствии с положениями пункта 123.2 статьи 123 Кодекса штрафная санкция применяется за использование налогоплательщиком сумм, не уплаченных в бюджет в результате получения налоговой льготы не по назначению и/или вопреки условиям либо целям ее предоставления.

Вопрос 6: С/х предприятие занизило сумму НДС в декларации по НДС (сокращенной), которая должна была быть перечислена на спецсчет, задекларировав к уплате 3000 гривень, а фактически (по результатам документальной проверки) должно уплатить 4000 гривень. Будет ли считаться данный факт нарушением целевого использования денежных средств и если да, то какие санкции будут применены?

Ответ. Нет, такие действия не будут считаться нарушением целевого использования денежных средств.

В соответствии с положениями пункта 123.2 статьи 123 Кодекса, штрафная санкция применяется за использование налогоплательщиком сумм, не уплаченных в бюджет в результате получения налоговой льготы не по назначению и/или вопреки условиям либо целям ее предоставления.

Таким образом, к плательщику будут применены штрафные санкции, предусмотренные пунктом 123.1 статьи 123 Кодекса. Определенная сумма денежного обязательства по результатам такой проверки будет подлежать уплате в государственный бюджет.

Вопрос 7: Будут ли начислены с/х предприятию при оплате им стоимости услуг, не связанных с его деятельностью, со спецсчета на сумму 2000 гривень штрафные санкции?

Ответ. Использование налогоплательщиком (должностными лицами налогоплательщика) сумм, не уплаченных в бюджет в результате получения (применения) налоговой льготы, не по назначению и/или вопреки условиям либо целям ее предоставления согласно закону по вопросам соответствующего налога, сбора (обязательного платежа) дополнительно к штрафам, предусмотренным пунктом 123.1 этой статьи, — влечет за собой взыскание в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей), подлежавших начислению без применения налоговой льготы.

Таким образом, к плательщику будут применены штрафные санкции, предусмотренные пунктами 123.1 и 123.2 статьи 123 Кодекса.

Вопрос 8: Какие штрафные санкции предусмотрены за нарушение установленных законодательством сроков хранения документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов?

Ответ. В соответствии с пунктом 44.3 статьи 44 Кодекса, налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных в пункте 44.1 этой статьи (первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством), а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующих органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления — с предусмотренного Кодексом предельного срока представления такой отчетности.

При ликвидации налогоплательщика документы, определенные в пункте 44.1 статьи 44 Кодекса, за период деятельности налогоплательщика не менее 1095 дней, предшествовавших дате ликвидации налогоплательщика, в установленном законодательством порядке передаются в архив.

Если налогоплательщиком не обеспечено хранение первичных документов учетных и иных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы (в случае ее непредставления — с предусмотренного Кодексом предельного срока представления такой отчетности — 1095 дня) и/или не предоставлены им контролирующим органам оригиналы документов либо их копий при осуществлении налогового контроля в случаях, предусмотренных Кодексом, — такой налогоплательщик уплачивает штраф в размере 510 гривень согласно пункту 121.1 статьи 121 Кодекса.

Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому на протяжении года применялся штраф за такое же нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 гривень.

Вопрос 9: Каков порядок применения пункта 11 подраздела 10 раздела XX Кодекса?

Ответ. При решении вопроса о применении предусмотренных статьей 123 и другими нормами Кодекса штрафных санкций за нарушения налогового законодательства, совершенные до 1 января 2011 года, то есть до вступления в силу Кодекса, но обнаруженные контролирующими органами после указанной даты, следует исходить из следующего.

До 6 августа 2011 года, то есть до вступления в силу Закона Украины от 7 июля 2011 года №3609-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины» (далее — Закон 3609-VI), Кодекс не содержал положений, которые бы регулировали порядок применения штрафных санкций, предусмотренных Кодексом, к правонарушениям, совершенным до 1 января 2011 года.

С 6 августа 2011 года подраздел 10 раздела XX «Переходные положения» дополнен, в частности, пунктом 11. В соответствии с указанной нормой, штрафные (финансовые) санкции (штрафы) по результатам проверок, осуществляемых контролирующими органами, применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений о применении таких штрафных (финансовых) санкций (с учетом норм пункта 7 этого подраздела), а значит, этим предписанием было введено обратное действие норм Кодекса во времени.

Следовательно, с даты вступления в силу Закона 3609-VI штрафные санкции за налоговые правонарушения, совершенные до вступления в силу Кодекса, но обнаруженные после 1 января 2011 года, применяются согласно предписаниям пункта 11 подраздела 10 раздела XX Кодекса.

Кроме того, по содержанию приведенного пункта к налоговым правонарушениям независимо от даты их совершения применяются штрафные санкции в размерах, определенных Кодексом на день принятия решений о применении таких штрафных (финансовых) санкций с учетом того, что штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не более 1 гривни за каждое нарушение.

Директор Департамента правовой работы В. КОЧКАРОВ



Следующая статья:  Комментарий ДК...  В начало статьи 





Об утверждении Требований относительно создания контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных и Порядка передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расч Фрагмент статьи (только начало)
Наказ Мінфін від 8.10.2012 № 1057
Приложения к печатному ДК
Утверждены требования относительно создания контрольной ленты в электронной форме у РРО и модемов для передачи данных, а также порядок передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков в органы ГНС....
Комментарий ДК...

В рубрике: 


Рекомендації щодо ознак ризикових операцій Фрагмент статьи (только начало)
Лист Національний банк від 6.4.2015 № 25-04001/22852
№ 14-15 (6.4.2015) :: Приложения к печатному ДК
Нацбанк визначив ознаки ризикових операцій з готівкою...

Проблемні питання щодо застосування податкового компромісу Фрагмент статьи (только начало)
Лист Інші від 23.2.2015 № 5996/7/99-99-20-07-03-17
№ 14-15 (6.4.2015) :: Приложения к печатному ДК
Податківці розяснили понад 50 проблемних питань щодо застосування податкового
компромісу....

0.016787