ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...
Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Школа бухгалтера № 7 (7.4.2008)
Документы

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua

либо выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Законодательные и нормативные документы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПИСЬМО от 17.03.2003 г. № 3-221/1486

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел вопрос относительно продажи объек­та основных фондов, использовавшегося предприятием в течение периода, не превышающего 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию, и сообщает.

В соответствии с Законом Украины от 24 декабря 2002 года № 349-IV, которым внесены изменения в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий», под термином «основные фонды» следует понимать материальные ценности, которые предназначаются плательщиком налога для использования в хозяйственной деятельнос­ти плательщика налога в течение периода, превышающего 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию таких материальных ценностей, и стоимость которых постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом. Следовательно, с момента вступления в силу Закона Украины от 24 декабря 2002 года № 349-IV для определения актива как объекта основных фондов имеет значение не фактический срок его эксплуатации, а предусматриваемый.

Таким образом, продажа таких основных фондов отражается в учете по правилам, установленным Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» для продажи основных фондов, а не товаров, и в связи с этим не требует корректировок амортизационных отчислений в налоговом учете.

Заместитель Председателя Г. Билоус


ПИСЬМО от 28.12.2007 г. № 9779

Относительно особенностей в налогообложении при переходе с упрощенной системы налогообложения на общую (Извлечение)

<...> Согласно пункту 5.9 Закона Украины от 28.12.94 г. № 334/ 94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» налогоплательщик ведет налоговый учет прироста (убытка) балансовой стоимости товаров (кроме подлежащих амортизации и ценных бумаг), сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, малоценных предметов (далее — запасов) на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции, расходы на приобретение и улучшение (преобразование, хранение) которых включаются в состав валовых расходов согласно данному Закону (за исключением полученных бесплатно).

Субъект хозяйствования ведет налоговый учет прироста (убытка) балансовой стоимости товаров и учитывает стоимость запасов товаров в валовых расходах лишь с момента перехода с соответствую­щего периода на общую систему налогообложения с обретением статуса плательщика налога на прибыль.

Необходимо принять во внимание, что налогоплательщик, который находится на упрощенной системе налогообложения, не формирует валовые расходы и соответственно не ведет налоговый учет прироста (убытка) балансовой стоимости товаров.

Поэтому, по мнению Госпредпринимательства, нет оснований для учета стоимости запасов товаров, приобретенных в налоговом периоде во время пребывания на упрощенной системе налогообложения, в валовых расходах налогового периода после перехода на общую систему налогообложения.

Заместитель Председателя О. Сахненко


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО от 21.03.2008 г. № 5565/7/ 16-1117

Относительно внесения изменений в налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость (Извлечение)

Государственная налоговая администрация Украины отправляет к сведению и руководства в работе приказ Государственной налоговой администрации Украины от 17.03.2008 г. № 159 «О внесении изменений в налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость» (далее — приказ), зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 19.03.2008 г. за № 224/14915, Приказ разработан согласно Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон), с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», и во исполнение распоряжения Кабинета Министров Украины от 06.02.2008 г. № 262-р «О мероприятиях по усовершенствованию системы администрирования налога на добавленную стоимость» с целью обес­печения своевременного и полного возмещения налога на добавленную стоимость, сокращения сроков проведения и количества документальных проверок по вопросам достоверности начисления бюджетного возмещения.

Вышеупомянутым приказом изложена в новой редакции форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденная приказом ГНА Украины от 30.05.97 г. № 166, зарегист­рированным в Министерстве юстиции Украины 09.07.97 г. за № 250/2054 (с изменениями), а также форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (сокращенной), утвержденная приказом ГНА Украины от 23.10.98 г. № 499, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 10.11.98 г. за № 715/3155 (с изменениями).

Изменения касаются, в частности, следующего:

декларация по налогу на добавленную стоимость после строки 23.4 дополнена строкой 23.5 «уменьшен/увеличен остаток отрицательного значения по результатам проверки налогового органа»;

изменено приложение 2 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, а именно: вместо Расчета суммы, подлежащей уплате (перечислению) в бюджет, введена Справка относительно сумм остатка отрицательного значения преды­дущих налоговых периодов, который остается не погашенным после бюджетного возмещения, полученного в отчетном налоговом периоде, и подлежит включению в состав налогового кредита следующего налогового периода;

внесены изменения в Расчет суммы бюджетного возмещения (приложение 3 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость) относительно критериев, регулирующих право плательщика на подачу Расчета (подпункт 7.7.11 пункта 7.7 статьи 7 Закона), и определение суммы налогового кредита предыдущего налогового пе­риода, фактически уплаченной получателем товаров (услуг) в предыдущих налоговых периодах поставщикам таких товаров (услуг) (подпункт «а» подпункта 7.7.2 пункта 7.7 статьи 7 Закона);

введено приложение 5 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и, соответст­венно, приложение 2 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (сокращенной), которыми предусмотрена расшифровка налогового кредита и налоговых обязательств в разрезе контрагентов;

приложение к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (сокращенной) заменено в приложении 1 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (сокращенной).

Кроме того, внесены соответствующие изменения в Порядок заполнения и подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНА Украины от 30.05.97 г. № 166, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 09.07.97 г. за № 250/2054 (с изменениями).

Заместитель Председателя С. Чекашкин


ПИСЬМО от 28.09.2004 г. № 8586/6/ 15-1416

ГНАУ рассмотрела письмо относительно вопроса отнесения к валовым расходам суммы выплат, осуществляемыих предприятием согласно договорам по оказанию услуг относительно предпродажной подготовки продукции, и сообщает.

Предприятие импортирует продукцию определенных торговых марок и осуществляет ее реализацию потребителям через сеть дистрибьюторов по договорам (купли-продажи), согласно которым право собственности на (товары) продукцию переходит дистрибьюторам на дату поставки.

Подпунктом 5.2.1 ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон о прибыли) определено, что в состав валовых расходов включаются суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) на протяжении отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда, в том числе расходы по приобретению электрической энергии (включая реактивную), с учетом ограничений, установленных пунктами 5.3 – 5.7 данной статьи.

Согласно пп. 5.4.4 ст. 5 Закона о прибыли установлено, что в валовые расходы включаются расходы налогоплательщика на проведение предпродажных и рекламных мероприятий по товарам (работам, услугам), продаваемым (предоставляемым) таким налогоплательщиком.

Вместе с тем п. 5.11 ст. 5 Закона о прибыли не разрешается устанавливать дополнительные ограничения относительно отнесения расходов в состав валовых расходов налогоплательщика, кроме указанных в данном Законе.

Пунктом 1 ст. 11 «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей» Гражданского кодекса Украины определено, что гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, не предусмот­ренных этими актами, но по аналогии порождают гражданские права и обязанности.

То есть законодательством Украины не запрещено составление договоров на получение услуг по предпродажной подготовке продукции.

На основании изложенного и при наличии заключенных сторонами договоров между предприятиями и предприятиями розничной сети на услуги по предпродажной подготовке (товаров) продукции (в форме наиболее удобного сравнительно с конкурентами размещения или позиционирования на торговом, кассовом и другом оборудовании или конструкции и т.п.), актов предоставленных (выполненных) услуг (работ), платежных поручений предприятие имеет право относить стоимость указанных услуг в валовые расходы для исчисления и уплаты налога на прибыль.

Заместитель Председателя С. Лекарь


ПИСЬМО от 17.03.2003 г. № 1931/6/ 15-2116

ГНАУ рассмотрела письмо ООО относительно отражения в налоговом учете расходов на исследование рынка сбыта товаров и сообщает.

Согласно подпункту 5.2.1 ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон о прибыли) в состав валовых расходов относятся суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) на протяжении отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда, в том числе расходы по приобретению электрической энергии (включая реактивную), с учетом ограничений, установленных пп. 5.3 - 5.8 данной статьи.

Согласно ст. 4 «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей» Гражданского кодекса УССР гражданские права и обязаннос­ти возникают на основаниях, предусмотренных законодательством Украины, а также из дейст­вий граждан и организаций, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и содержания гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Согласно этому гражданские права и обязанности возникают, в частности, из соглашений, преду­смотренных законом, а также из соглашений, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Законодательством Украины не запрещено заключение договора на получение услуг по исследованию рынка сбыта своих товаров (продукции).

Учитывая то, что расходы налогоплательщика на исследование конъюнктуры рынка сбыта и/или анализ динамики спроса на продукцию (далее — услуги) имеет непосредственное отношение к организации продажи товаров, то такие документально подтвержденные (есть договоры, акты, отчеты) расходы налогоплательщика ООО имеет право отнести в состав валовых расходов, как расходы на приобретение товаров (работ, услуг) и отразить их в строке 04.1 декларации по налогу на прибыль предприятия.

При этом, в случае если налогоплательщик (дистрибьютор), предоставляющий указанные услуги, имеет статус плательщика налога на прибыль на общих условиях, то он должен включить эти суммы за предоставленные услуги в состав валового дохода на основании пп. 4.1.1 ст. 4 Закона о прибыли и отразить их в строке 01.1 декларации по налогу на прибыль предприятия.

В случае, если налогоплательщик, предоставляю­щий услуги, не имеет статуса налогоплательщика на прибыль на общих условиях, то ООО согласно пп. 11.2.3 ст. 11 Закона о прибыли сможет отнести в состав валовых расходов расходы на приобретение услуг по дате их фактического получения, независимо от наличия их оплаты (в том числе частичной или авансовой).

Одновременно сообщаем, что в случае приобретения указанных услуг в связанных или приравненных к ним согласно пп. 7.4.3 ст. 7 Закона о прибыли лиц, валовые расходы должны быть определены с учетом норм подпункта 7.4.2 ст. 7 Закона о прибыли.

Заместитель Председателя Г. Оперенко


ПИСЬМО от 19.03.2008 г. № 5242/7/ 15-0217

Относительно уплаты авансового взноса при выплате дивидендов институтом общего инвестирования

Государственная налоговая администрация Ук­раины рассмотрела письмо ГНА в Харьковской области от 18.02.2008 № 1686/8/ 15-124 относительно уплаты авансового взноса при выплате дивидендов институтом общего инвестирования и сообщает.

Согласно ст. 3 Закона Украины «Об институтах общего инвестирования (паевых и корпоративных инвестиционных фондах)» (далее — Закон № 2299) институт общего инвестирования (далее — ИОН) — это корпоративный инвестиционный фонд или пае­вой инвестиционный фонд, осуществляющий деятельность, связанную с объединением (привлече­нием) денежных средств инвесторов с целью получения прибыли от вложения их в ценные бумаги других эмитентов, корпоративные права и недвижимость.

Согласно ст. 4 Закона № 2299 «Классификация институтов общего инвестирования» одним из видов института общего инвестирования является венчурный паевой инвестиционный фонд недиверсифицированого вида закрытого типа.

Законом Украины от 30.11.2006 № 398-V «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения», вступивший в силу с 1 января 2007 года, внесены изменения в пп. 7.8.5 п. 7.8 ст. 7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон), которым определяется порядок и условия при которых не платится авансовый взнос при выплате дивидендов.

Согласно пп. 7.8.5 п. 7.8 ст. 7 Закона по учету изменений, внесенных Законом № 398, авансовый взнос, предусмотренный пп. 7.8.2 п. 7.8 ст. 7 Закона, не взимается, в частности, в случае выплат дивидендов институтами общего инвестирования.

Исходя из изложенного, начиная с 01.01.2007, при выплате дивидендов институтами общего инвестирования, в том числе и венчурным паевым инвестиционным фондом недиверсифицированого вида закрытого типа, авансовый взнос по налогу на прибыль такими институтами не платится.

Согласно пп. 7.8.6 п. 7.8 ст. 7 Закона юридичес­кие лица - резиденты, получающие дивиденды, не включают их суммы в состав валового дохода (кроме постоянных представительств нерезидентов). При этом, пп. 4.2.11 п. 4.2 ст. 4 Закона определены условия такого не включения, а именно не включаются в состав валового дохода дивиденды, полученные налогоплательщиком от других налогоплательщиков, которые обложены налогом в порядке, установленном пунктом 7.8 данного Закона.

Итак, плательщики, получающие дивиденды от институтов общего инвестирования, которые согласно пп. 7.8.5 п. 7.8 ст. 7 Закона не облагаются налогами, включают их в состав валового дохода согласно пп. 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона.

Заместитель Председателя С. В. Чекашкин


ПИСЬМО от 19.03.2008 г. № 5234/7/ 15-0317

О порядке применения подпункта 7.8.9 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий»

Государственная налоговая администрация Украины с целью надлежащей организации администрирования налога на прибыль сообщает о порядке применения подпункта 7.8.9 Закона Украи­ны «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон).

Согласно подпункту 7.8.9 п. 7.8 ст. 7 Закона в случае если во время распределения ликвидационной комиссией средств или имущества ликвидируемого налогоплательщика, владелец корпоративных прав получает средства или имущество, сумма (для имущества — обычная стоимость) которых отличается от суммы расходов, понесенных таким плательщиком на приобретение таких корпоративных прав, то сумма такого превышения включается в состав валовых доходов такого налогоплательщика, а отрицательная сумма включается в состав его валовых расходов.

Одновременно подпунктом 7.6.1 п. 7.6 ст. 7 Закона определено, что налогоплательщик ведет отдельный налоговый учет финансовых результатов операций с ценными бумагами (в том числе ипотечными сертификатами участия, ипотечными сертификатами с фиксированной доходностью и сертификатами фондов операций с недвижимостью) и деривативами в разрезе отдельных видов ценных бумаг, а также фондовых и товарных деривативов. При этом учет операций с акциями ведется вместе с иными, чем ценные бумаги, корпоративными правами.

Согласно подпунктам 7.6.3 и 7.6.4 п. 7.6 ст. 7 Закона под термином «расходы» понимают сумму средств или стоимость имущества, уплаченную (начисленную) налогоплательщиком продавцу ценных бумаг и деривативов как компенсаций их стоимости, а под термином «доходы» следует понимать сумму средств или стоимость имущества, полученную (начисленную) налогоплательщиком от продажи, обмена или других способов отчуждения ценных бумаг и деривативов, увеличенную на стоимость любых материальных ценностей или нематериальных активов, передаваемые налогоплательщику в связи с такой продажей, обменом или отчуждением.

Поскольку доходы и расходы от операций с корпоративными правами отражаются в отдельном учете, определенном пунктом 7.6 ст. 7 Закона, то дальнейшее включение в состав валовых доходов сумм превышения полученных при ликвидации средств или стоимости имущества над расходами на приобретение корпоративных прав или соответствующего отрицательного значения в состав валовых расходов приведет к удвоению доходов или расходов в налоговом учете, противоречащему экономическому содержанию налога на прибыль.

Итак, при ликвидации предприятия налогоплательщик - владелец корпоративных прав этого предприятия применяет нормы подпункта 7.8.9 Закона с учетом специального порядка налогообложения ценных бумаг, установленного пунктом 7.6 Закона.

Таким образом, сумма превышения полученных плательщиком средств или стоимости имущества при ликвидации предприятия над расходами на приобретение корпоративных прав этого предприятия включается в состав валового дохода такого плательщика согласно подпункту 7.8.9 Закона как положительный финансовый результат от операций с ценными бумагами, определенный согласно пункту 7.6 Закона.

Если сумма средств или стоимость имущества, полученная плательщиком при ликвидации предприятия, меньше расходов, понесенных этим плательщиком на приобретение корпоративных прав такого предприятия, то такая отрицательная сумма согласно подпункту 7.6.1 п. 7.6 ст. 7 Закона принимает участие в уменьшении финансовых результатов от операций с ценными бумагами соответствую­щего вида будущих отчетных периодов в порядке, определенном статьей 6 данного Закона.

Главам Государственных налоговых админист­раций в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе доказать указанное разъяснение к сведению налогоплательщиков и подчиненных подразделений и обеспечить его учет при проведении контрольно-проверочной работы и вынесении решений в процессе апелляционных согласований.

Заместитель Председателя С. Чекашкин


ПИСЬМО от 12.03.2008 г. № 4627/7/ 15-0217

О рассмотрении письма

Государственная налоговая администрация Украи­ны рассмотрела письмо ГНА в г. Киеве <...> относительно отнесения в состав валовых расходов обязательных платежей в виде паевых взносов на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры города и уплаты средств в целевой фонд специального фонда городского бюджета на развитие жилищного строительства до момента сдачи в эксплуа­тацию построенной жилой площади и сообщает.

Согласно статьи 23 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699 (далее — Закон № 1699) строительство объектов градостроительства осуществляется согласно законодательству, государственным стандартам, нормам и правилам, региональным и местным правилам застройки, градостроительной и проектной документации.

При этом государственные строительные нормы и другие нормативно-правовые акты по вопросам планирования и застройки территорий являются обязательными для субъектов градостроительства (статья 20 Закона № 1699).

Согласно статьи 22 Закона № 1699 местными правилами застройки, разрабатываемым для городов Киева и Севастополя, городов областного значения, республиканского значения Автономной Республики Крым, устанавливается порядок решения вопросов расположения, предоставления разрешения на строительство объектов градострои­тельства, предоставления разрешения во исполнение строительных работ Статьей 24 Закона № 1699 определено, что физические и юридические лица, которые намерены осуществить строительство объектов градостроительства на земельных участках, принадлежащих им на правах собственности или пользования, обязаны получить от исполнительных органов соответствующих советов, Киевской и Севастопольской городской государственной администраций, в случае делегирования им таких полномочий соответствующими советами, разрешение на строи­тельство объекта градостроительства.

В случае принятия сельским, поселковым или городским советом решения о предоставлении земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для размещения объекта градостроительства в порядке, определенном земельным законодательством, указанное решение одновременно является разрешением на строительство данного объекта. Такое разрешение дает право заказчикам на получение исходных данных на проектирование, осуществление проектно-изыскательских работ и получение разрешения во исполнение строительных работ.

Исходными данными могут определяться также требования к долевому участию заказчиков на развитие транспортной-инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов. Предельный размер средств на развитие соответствующей инфраструктуры и порядок его определения устанавливаются Кабинетом Министров Украины (статья 27 Закона № 1699).

Таким образом, если согласно местным правилам застройки получение разрешения на строительство предусматривает уплату застройщиком паевого взноса на развитие транспортной-инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов (согласно соответствующему решению сельского, поселкового или городского совета), такая уплата является необходимым условием для строительства.

Согласно подпункту 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон) в состав валовых расходов включаются суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) на протяжении отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда, в том числе расходы по приобретению электрической энергии (включая реактивную), с учетом ограничений, установленных пунктами 5.3 – 5.8 данной статьи.

Согласно подпункту 8.2.1 п. 8.2 ст. 8 Закона под термином «основные фонды» следует понимать материальные ценности, назначаемые налогоплательщиком для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика на протяжении периода, который превышает 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию таких мате­риальных ценностей, и стоимость которых превышает 1000 гривен и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом.

Хозяйственная деятельность — это любая деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае если непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным (пункт 1.32 ст. 1 Закона).

Подпунктом 8.4.2 п. 8.4 ст. 8 Закона установлено, что в случае осуществления расходов на самостоя­тельное изготовление основных фондов налогоплательщиком для собственных производственных нужд балансовая стоимость соответствующей группы основных фондов увеличивается на сумму всех производственных расходов, понесенных налогоплательщиком, связанных с их изготовлением и вводом в эксплуатацию, а также расходов на изготовление таких основных фондов, которые имеют другие источники финансирования, без учета уплаченного налога на добавленную стоимость, в случае если плательщик налога на прибыль предприятий зарегистрирован плательщиком налога на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное, расходы плательщика, связанные с уплатой паевого взноса на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов, обязательность которой предусмотрена местными правилами застройки и соответственно Законом № 1699, принадлежат к расходам, связанным с созданием этих объектов и хозяйственной деятельностью плательщика.

При этом если нововыстроенные объекты предназначены налогоплательщиком для использования в собственной хозяйственной деятельности, то согласно ст. 8 Закона расходы на их строительство увеличивают балансовую стоимость такого основного фонда и подлежат амортизации.

Если предприятие осуществляет строительство с целью дальнейшей продажи, то стоимость расхода на их строительство относится в состав валовых расходов согласно ст. 5 Закона.

Итак, письма ГНА Украины от 19.12.2005 г. № 25163/7/ 15-0317 и от 26.12.2005 г. № 9498/Х/ 15-0314 соответствуют нормам действующего законодательства.

Заместитель Председателя С. Чекашкин


ПИСЬМО от 29.02.2008 г. № 4081/7/ 16-1515-05

ГНАУ рассмотрела письмо теплосети относительно формирования налогового кредита по НДС при одновременном применении в учете предприятия двух способов учета налоговых обязательств (по кассовому методу и по первому событию) и сообщает.

Согласно п. 11.11 ст. 11 Закона об НДС временно, до вступления в силу Налогового кодекса Украины, налогоплательщики, продающие тепловую энергию, газ природный (кроме сжиженного), включая стоимость его транспортировки, предоставляют услуги водоснабжения, водоотвод или предоставляют услуги, стоимость которых включается в состав квартирной платы или платы за содержание жилья, физическим лицам, бюджетным учреждениям, не зарегистрированным плательщиками данного налога, а также жилищно-эксплуатационным конторам, квартирно-эксплуатационным частям, обществам совладельцев жилья, другим подобным плательщикам налога, осуществляющим сбор средств от указанных покупателей с целью дальнейшего их перечисления продавцам таких товаров (услуг) в компенсацию их стоимости (далее — ЖЭКи), определяют базу налогообложения операций по поставке ТАКИХ товаров (услуг) кассовым способом. Кассовым способом определяется также база налогообложения операций по поставке УКАЗАННЫХ товаров (услуг) для ЖЭКов и бюджетных учреждений, получающих эти товары (услуги), в случае если они зарегистрированы как налогоплательщики.

Указанным пунктом определен перечень товаров (услуг) и категории потребителей, при осуществлении операций с которыми применяется особый порядок налогового учета (кассовый метод).

Поставка УКАЗАННЫХ в этом пункте товаров (услуг) другим категориям потребителей или поставка других товаров (услуг) категориям потребителей, определенным в данном пункте, осуществляются в общем порядке (по правилу первого события).

Законодательное определение понятия «кассовый метод» приведено в п. 1.11 ст. 1 Закона об НДС, согласно которому кассовый метод — это метод налогового учета, по которому дата возникновения налоговых обязательств определяется как дата зачисления (получения) средств на банковский счет (в кассу) налогоплательщика или дата получения других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) им товаров (услуг), а дата возникновения права на налоговый кредит определяется как дата списания средств с банковского счета (выдачи из кассы) налогоплательщика или дата предоставления других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) ему товаров (услуг).

Таким образом, если налогоплательщик осуществляет операции, перечисленные в п. 11.11 ст. 11 Закона об НДС, то кассовым способом таким плательщиком определяются и налоговые обязательства, и налоговый кредит по операциям по поставке товаров (услуг), ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ в данном пункте, использованных в пределах осуществления таких операций.

А потому если налогоплательщик приобретает (изготовляет) товары (услуги) и основные фонды, которые назначаются для их использования в операциях, определенных в п. 11.11 ст. 11 Закона, по которым налоговые обязательства определяются по кассовому методу, то суммы налога, уплаченные в связи с таким приобретением (изготовлением), в налоговый кредит включаются также кассовым методом.

По операциям, по которым налоговые обязательства начисляются кассовым методом, право на налоговый кредит возникает на дату перечисления средств со счета или кассы налогоплательщика в оплату стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) или дату поставки других видов компенсации их стоимости.

По операциям, по которым налоговые обязательства начисляются в общеустановленном порядке (по дате осуществления первого из событий — отгрузка товара или получение средств), право на налоговый кредит возникает по тем же правилам (по дате осуществления первого из событий — получение товара или оплата его).

В случае когда товары (услуги) изготовленные и/или приобретенные, предназначенные для частичного использования в операциях, база налогообложения которых определяется кассовыим методом, а частично — методом первого из событий, право на налоговый кредит соответственно будет возникать пропорционально такому назначению и использованию.

Заместитель Председателя С. Чекашкин


ПИСЬМО от 27.06.2003 г. № 5768/6/ 15-1116

О некоторых вопросах налогообложения и проводения расчетов за реализованный товар

С изменениями и дополнениями, внесенными письмом ГНАУ от 27 февраля 2008 года № 1711/6/ 15-0216

Государственная налоговая администрация Украины <...> сообщает.

Что касается обложения подоходным налогом с граждан дивидендов, то разъяснение по указанному вопросу предоставлено письмом Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 04.03.2003 г. № 06-10/155 <...>.

Относительно амортизации на основные средства, используемые в хозяйственной деятельности налогоплательщика мене чем 365 дней.

Согласно подпункту 8.2.1 п. 8.2 ст. 8 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприя­тий» (далее — Закон) под термином «основные фонды» следует понимать материальные ценнос­ти, назначаемые налогоплательщиком для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика на протяжении периода, превышающего 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию таких материальных ценностей, и стоимость которых постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом.

Итак, начиная с 01.01.2003 г. амортизации подлежат и основные фонды, которые находились в эксплуатации менее года, но назначались для использования больше года.

(абзац пятый письма в редакции письма Государственной налоговой администрации Украины от 27.02.2008 г. № 1711/6/ 15-0216)

Одновременно сообщаем, что согласно п. 17.2 ст. 17 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» налогоплательщик, который до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан:

а) или отправить уточняющий расчет и уплатить сумму такой недоплаты и штраф в размере пяти процентов от такой суммы до подачи такого уточняющего расчета,

б) или отразить сумму такой недоплаты в составе декларации по этому налогу, подаваемой за следующий налоговый период, увеличенную на сумму штрафа в размере пяти процентов от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы налогового обязательства по этому налогу.

Если после подачи декларации за отчетный период налогоплательщик подает новую декларацию с исправленными показателями до истечения предельного срока подачи декларации за такой же отчетный период, то штрафы, определенные в этом пункте, не применяются.

При самостоятельном доначислении суммы налоговых обязательств административные штрафы не налагаются.

Что касается применения регистраторов расчетных операций, то Закон Украины от 01.06.2000 г. № 1776 «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон) распространяется на расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг.

Согласно статьи 2 Закона расчетная операция — прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п. по мес­ту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки - оформление соответствующего расчетного документа относительно оплаты в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возвращения товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов относительно перечисления средств в банк покупателя.

Получение комитентом денежной наличности в кассе предприятия за реализованный товар не подпадает под определение «расчетная операция» указанного Закона. Таким образом, расчеты предприя­тия с комитентами могут проводиться с оформлением прибыльных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке.

В данном случае отношения комитентов с комиссионерами регламентируются Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными приказом Министерст­ва внешних экономических связей Украины от 13.03.95 г. № 37 и зарегистрированными в Минис­терстве юстиции Украины 22.03.95 г. за № 79/615 (с изменениями и дополнениями).

Заместитель Председателя Ю. Гриб



Следующая статья:  В начало статьи 



Отражение в учете резерва отпусков Фрагмент статьи (только начало)
Бухгалтерский учет
Готовь сани летом, а резерв отпусков — круглый год! ...

В рубрике: 


Законодательные и нормативные документы Фрагмент статьи (только начало)
№ 24 (16.6.2008) :: Документы
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПИСЬМО от 11.03.2008 г. № 1990 АЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК УКРАИНЫ ПИСЬМО от 05.12.2007 г. № 11-113/4587-12584 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ ПИСЬМО от...

Законодательные и нормативные документы Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (2.6.2008) :: Документы
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВАГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМНАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК УКРАИНЫ ...

0.014033