(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...
Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Школа бухгалтера № 11 (2.6.2008)
Налоговый учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Интернет-магазин

В прошлом номере мы рассмотрели общие требования к дистанционной торговле и один из ее видов, а именно торговлю по каталогам. В данной публикации рассмотрим «усовершенствованный» метод торговли на расстоянии — торговлю через Интернет-магазин.

Интернет-магазин — один из наиболее перспективных видов торговли в плане снижения накладных расходов и увеличения прибыли предприятия. Он представляет собой интерактивный сайт, на котором рекламируются товары и услуги, принимаются заказы, предлагаются различные варианты оплаты заказанных товаров и услуг, включая и мгновенную оплату «электронными» деньгами. Потребителю, как и в любом другом магазине, предоставляется гарантия на оплаченные товары и услуги, а также имеется возможность оформить банковский кредит. Сделки могут совершать как физические, так и юридические лица. Такой магазин работает 24 часа в сутки, 365 дней в году, без перерыва на обед, без выходных и праздничных дней, не имеет ограничений на виртуальную площадь и количество размещаемых на ней товаров. Доступ к виртуальным витринам магазина в режиме реального времени получает любой потенциальный покупатель, независимо от того, где он в данный момент находится.

Виртуальные торговые площади уже существующего Интернет-магазина можно взять в аренду так же, как и в обычном магазине, что может быть на первом этапе более выгодным, чем создание собственного магазина и раскрутка его «с нуля».

Срок и стоимость создания Интернет-магазина гораздо ниже, чем обычного магазина. И для этого не требуется получение многочисленных разрешений, его не проверяет пожарная инспекция и санитарно-эпидемиологическая служба. Но, с другой стороны, создание такого магазина имеет свои специфические особенности, которые мы и рассмотрим на примере торгового предприятия, работающего на общей системе налогообложения и являющегося плательщиком НДС. Из положений пп. 2.3.3 Закона № 168 следует, что, во-первых, лицо, поставляющее товары на таможенной территории Украины с использованием глобальной или локальной компьютерных сетей, обязано зарегистрироваться в качестве плательщика НДС, независимо от объема налогооблагаемых операций, а, во-вторых, лицо-нерезидент может осуществлять такую деятельность только через свое постоянное представительство, зарегистрированное на территории Украины. Плательщики единого налога, как юрлица на ставке 10%, так и физлица, от такой регистрации освобождены на основании п. 6 Указа № 727. ГНАУ в Письме № 5173 это подтвердила, указав, что субъекты упрощенной системы налогообложения, независимо от общей суммы осуществленных операций по поставке товаров и услуг, имеют право не регистрироваться в качестве плательщиков НДС на основании пп. 2.3.1 Закона № 168, за исключением юрлиц - плательщиков единого налога по ставке 6 %.

Рассмотрим, как в бухгалтерском и налоговом учете отразить расходы на создание Интернет-магазина и получаемые им доходы.

Предоставить в Интернете информацию о себе и продаваемых товарах предприятие может или путем создания Web-страницы, на которой размещается реклама продаваемых товаров, а также прайс-листы, или разработав WWW-сервер, дающий гораздо большие возможности, так как на нем можно разместить стандартное или специализированное обеспечение, визуальное изображение товара, что, в свою очередь, позволяет привлечь большее количество потенциальных потребителей. Рассмотрим, как учитывать расходы на создание и содержание Web-страницы и WWW-сервера.

Создание и поддержка Web-страницы

С технической точки зрения создать Web-страницу — это разместить заранее написанную в определенном формате группу файлов на сервере провайдера. Достоинство такой страницы — невысокая стоимость ее технического сопровождения. Работы по содержанию Web-страницы (разработка макета, дизайн, обновление информации и т.п.) довольно часто выполняют специализированные фирмы-разработчики (Web-студии). В бухучете затраты на создание и сопровождение Web-страницы отражаются на счетах расходов, связанных со сбытом продукции.

Создание Интернет-магазина на WWW-сервере

Первый шаг — создание Web-сайта. Сделать это предприятие может различными способами: разработать самостоятельно (если в штате имеется специалист соответствующей квалификации), заказать разработку специализированной организации или физлицу, приобрести готовый проект или арендовать сайт. В любом случае предприятие вначале должно определиться с его структурой, дизайном, принципом работы и расположением информации, в соответствии с которыми подбирается необходимое программное обеспечение. Обычно этим занимаются профессиональные Web-дизайнеры, а дальнейшее информационное и программное сопровождение ведет само предприятие.

Следующий этап — размещение сайта в Интернете. Предприятие, как правило, размещает свой сайт на оборудовании провайдера (провайдер телекоммуникаций — это субъект хозяйствования, имеющий право на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций без права на техническое обслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей и предоставление в пользование каналов электросвязи).

Третий шаг — утвердить и зарегистрировать доменное имя сайта (в соответствии со ст. 1 Закона № 1280 доменом является часть иерархического адресного пространства сети Интернет, которая имеет уникальное название, обслуживается группой серверов доменных имен и централизованно администрируется). Порядок регистрации зависит от вида имени. Адресное пространство украинского сегмента в сети Интернет обозначается доменом второго уровня «ua». Регистрацию доменов этого уровня осуществляют специализированные коммерческие компании-регистраторы, авторизированные в ICAAN. И для нее необходимо подать заявку, в которой указать предполагаемое имя сайта, организацию, администратора домена, его реквизиты и пр. Проверив уникальность доменного имени и работоспособность DNS-серверов, имя регистрируют, и предприятию передается домен, который необходимо ежегодно перерегистрировать. Если предприятие создает свой Web-сайт в домене более низкого уровня, то тогда домен не регистрируют, а только согласовывают его с администратором домена более высокого, чем у предприятия, уровня.

Последний этап — обеспечение работы зарегистрированного домена. Здесь необходимы IP-ад-реса. Их выделяют локальные Интернет-регистраторы. Как правило, подобные вопросы решает тот провайдер, услугами которого пользуется предприятие. Кроме сайта с доменным именем предприятие должно иметь сервер, который необходимо установить на технической площадке Интернет-провайдера. В этом случае предприятие чаще всего пользуется услугой аренды сервера — его Web-сайт размещается на сервере провайдера или компании, специализирующейся на предоставлении услуг хостинга (аренды дискового пространства), и размер арендной платы (платы за хостинг) зависит от размера сайта.

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на создание Web-сайта

Web-сайт — это (п. 1.3 Приказа № 327) совокупность программных и аппаратных средств с уникальным адресом в сети Интернет вместе с информационными ресурсами, которые находятся в распоряжении определенного субъекта и обеспечивают доступ юридических и физический лиц к этим информационным ресурсам и другие информационные услуги через сеть Интернет.

Пунктом 4 П(С)БУ 8 определено, что нематериальный актив (далее — НМА) — это немонетарный актив, который можно идентифицировать, который не имеет материальную форму и содержится предприятием с целью использования в течение периода более одного года для торговли или с целью предоставления в аренду другим лицам. Полученный или приобретенный НМА отражается в балансе, если существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с его использованием, и его стоимость может быть достоверно определена. Не признаются активом и подлежат отражению в составе расходов отчетного периода, в котором были понесены затраты, в частности, затраты на рекламу и продвижение продукции на рынке (п. 9 П(С)БУ 8). В связи с этим возможны два варианта отражения затрат на изготовление Web-сайта в учете предприятия (признать его НМА или списать затраты на разработку сайта на расходы отчетного периода). Так как в нашем случае на созданном Web-сайте размещается Интернет-магазин, то Web-сайт можно признать НМА, а понесенные на его создание затраты капитализировать. Сумма всех расходов, понесенных предприятием на создание Web-сайта, аккумулируется на субсчете 154 «Приобретение (создание) НМА», а затем при вводе в эксплуатацию списывается на субсчет 125 «Авторское право и смежные с ним права». Ввод НМА в эксплуатацию производится на основании «Акта ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» по форме НА-1, утвержденной Приказом № 732. Начисление амортизации НМА осуществляется на протяжении срока полезного использования, который устанавливается приказом при зачислении его на баланс, но не более 20 лет. Метод амортизации НМА также выбирается предприятием самостоятельно, исходя из условий получения в дальнейшем экономической выгоды (п. 27 П(С)БУ 8). Если эти условия определить невозможно, применяется прямолинейный метод списания. Начисление амортизации НМА начинается с месяца, следующего за месяцем ввода его в эксплуатацию.

Что касается налогового учета затрат на создание Web-сайта, то, по мнению ГНАУ, изложенному в его Письме № 385:

... если договор на создание веб-сайта предусматривает переход к налогоплательщику-заказчику права интеллектуальной собственности (авторского права) на этот веб-сайт, то расходы, понесенные таким плательщиком согласно настоящему договору, подлежат амортизации на основании пп. 8.1.2 п. 8.1 ст. 8 Закона.

Госдепартамент интеллектуальной собственности в своем Письме № 16 считает, что, так как Web-сайт — результат творческой деятельности, то он является объектом авторского права. И такое авторское право принадлежит предприятию в соответствии со ст. 16 Закона № 3792.

То есть Web-сайт в налоговом учете является НМА в соответствии с определением, данным п. 1.2 Закона № 334. Начисление амортизации НМА в налоговом учете осуществляется на основании пп. 8.3.9 Закона № 334, в частности расходы на создание (приобретение) НМА амортизируются с использованием прямолинейного метода, по которому НМА амортизируется равными частями исходя из его первоначальной стоимости в течение планового срока полезного использования (но не более 10 лет беспрерывной эксплуатации). Амортизационные отчисления проводятся до достижения остаточной стоимости НМА, равной нулевого значения.

Затраты на оплату услуг хостинга (аренда дискового пространства), коллокейшина (аренда сервера у провайдера), плата за домен (доменное имя не продается, а передается во временное использование) в налоговом учете включается в состав валовых расходов как расходы, связанные с подготовкой и организацией производства, а также продажей продукции, работ и услуг в соответствии с пп. 5.2.1 Закона № 334. Суммы НДС, уплаченные (начисленные) в составе таких платежей, включаются в налоговый кредит по общим правилам Закона № 168. В бухгалтерском учете затраты на содержание Web-сайта предприятие списывает на счет 93 «Затраты на сбыт».

Отражение в бухгалтерском и налоговом учете реализации товаров через Интернет-магазин не отличается от учета операций через курьерскую службу или по почте (подробнее см. «ШБ» № 10).

Нормативная база

  1. Закон № 168 - Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97 –ВР.
  2. Закон № 334 - Закон Украины от 28.12.94 г. № 334/94-ВР «О на-логообложении прибыли предприятия».
  3. Закон № 3792 - Закон Украины от 23.12.93 г. № 3792-XII «Об ав-торском праве и смежных правах».
  4. Закон № 1280 – Закон Украины от 18.11.03 г. № 1280-IV «О те-лекоммуникациях».
  5. Указ № 727 - Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъекта малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.
  6. П(С)БУ 8 - П(С)БУ 8 «Нематериальные активы», утвержденные приказом Минфина от 18.10.99 № 242.
  7. Приказ № 732 – приказ Минфина от 22.11.04 г. № 732 «Об ут-верждении типовых форм первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов».
  8. Приказ № 327 - Приказ Государственного комитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины, Государственного комитета связи и информатизации Украины от 25 ноября 2002 г. № 327/225.
  9. Письмо № 16 – письмо Министерства образования и Госдепартамента интеллектуальной собственности от 22.01.2007 г. № 16-14/231.
  10. Письмо № 5173 – письмо ГНАУ от 20.03.2006 г. № 5173/7/16-1417.
  11. Письмо № 385 – письмо ГНАУ от 12.12.2006 г. № 385/2/15-0310.

Марина Тарасова



Следующая статья:  В начало статьи 



Срочный трудовой договор Фрагмент статьи (только начало)
Урок права
В практике функционирующих предприятий нередко встречаются случаи, когда они вынуждены прибегать к применению срочного договора с учетом интересов работников и работодателей, что обусловливается особым порядком заключения и расторжения таких трудовых дого...

В рубрике: 


Отпускные в Налоговом учете Фрагмент статьи (только начало)
№ 24 (16.6.2008) :: Налоговый учет
Отпуск может быть разный: ежегодный, дополнительный, социальный, оплачиваемый или нет. Как его предоставить вы уже знаете. Теперь рассмотрим, как рассчитать с отпускных налоги....

Дистанционная торговля Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (19.5.2008) :: Налоговый учет
Дистанционная торговля обладает рядом преимуществ. Для продавца — это небольшой штат сотрудников и отсутствие затрат по аренде торговых помещений. Для покупателя — экономия времени и, как правило, более низкие, чем в магазине, цены. ...

0.014991