(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары :
Все семинары ...         
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext
Межбанковские курсы валют

Автоматически с Дт-Кт № 37 (15.9.2008)
Не «1С»-ОМ единым

Профессиональный налоговый учет

В программном комплексе «Инфо-Бухгалтер»

Предприятия бывают разные — большие и малые. Соответственно и хозяйственные задачи, стоящие перед ними, порой отличаются кардинальным образом. Для их выполнения разработчики автоматизированных программ предлагают продукты от простых до суперсложных. Но в этом ряду есть программы, которые могут учесть специфику практически любого конкретного пользователя и эффективно решать налоговые проблемы первостепенной важности.

Видное место среди них занимает программа «Инфо-Бухгалтер», предназначенная для автоматизации бухгалтерского и налогового учета на малых и средних предприятиях. Это своего рода бухгалтерский конструктор, позволяющий для облегчения труда бухгалтера встраивать необходимые приложения, автоматизирующие решение определенных учетных задач.

«Ядерные» возможности программы

Программа состоит из 2-х основных частей: базового «ядра» (разработчик «Инфо-Бухгалтер», г. Москва) и комплекта приложений, учитывающих особенности законодательства страны и специфику учета конкретного пользователя. Приложение — это небольшая прикладная программка (например «типовая операция», «документы», «бланки»), позволяющая значительно упростить занесение операций и проводок в журнал хозяйственных операций (ЖХО), попутно выполнив необходимые расчеты.

С программой «Инфо-Бухгалтер» можно работать и без приложения, используя только «ядро» программы. Но для этого придется создать План счетов с необходимыми субсчетами (для ведения аналитики) и вручную вводить хозяйственные операции и бухгалтерские проводки к ним (кстати, в этой программе это очень просто!). Проделав таким образом рутинную работу с первичными документами, бухгалтер без труда подготовит на основании введенной информации разнообразные отчеты с любой степенью детализации. Все они встроены в «ядро» программы. Любой отчет легко настраивается на нужный вид. Из одного внутреннего отчета можно получить другие. Если сумма в ячейке таблицы отчета вызывает сомнение, можно сразу определить, как она получилась (вплоть до того, что дойти до конкретной проводки, исправить ее и тут же посмотреть, как изменился после этого отчет). Программа позволяет выводить информацию не только в табличной, но и в графической форме (графики и различные диаграммы). При работе с ЖХО можно временно отключить некоторые хозоперации и отдельные проводки (они не будут учитываться во встроенных отчетах), а также применить мощный фильтр и распространить его действие и на встроенные отчеты или графики.

Но все же далеко не каждый бухгалтер согласится вводить проводки вручную — нужно в совершенстве знать методологию учета, да и времени потребуется много на ввод первичных документов, создание регламентированных отчетов. Такие операции с успехом автоматизируются приложениями, которые разрабатывают многочисленные дилеры программы. Для этого используются встроенные в программу редактор и язык программирования, позволяющие делать это быстро и на высоком уровне. Недаром «Инфо-Бухгалтер» неоднократно признавался победителем и призером в конкурсах бухгалтерских программ-конструкторов.

Учитывая многообразие существующих приложений к «Инфо-Бухгалтеру», для иллюстрации его возможностей рассмотрим приложения, разработанные фирмой «Софтсервис» (г. Харьков), которые охватывают практически все участки учета. Решения на основе программы «Инфо-Бухгалтер», созданные фирмой «Софтсервис», могут использоваться предприятиями различных видов деятельности: производство, оптовая, розничная и комиссионная торговля, общепит, услуги, ВЭД, в т.ч. большинством внебюджетных предприятий.

Можно все настроить, даже удалить двойника

Программа лишь тогда становится любимым инструментом бухгалтера, когда она способна гибко подстраиваться под учетную специфику предприятия. Есть, конечно, универсальные системы, которые изначально все умеют. Но такие монстры дорого стоят. Для многих логичнее пользоваться программой, которую можно легко настроить «под себя». Именно такой системой является «Инфо-Бухгалтер» от «Софтсервис». В ней применяются несколько типов настроек:

  • глобальные настройки ко всей программе;
  • общие настройки к какому-то разделу;
  • общие настройки к документам определенного типа (например ко всем приходным накладным);
  • настройки для конкретного документа.

Глобальные настройки, в основном, задаются в реквизитах программы (например порядок использования счетов 8-го и 9-го классов, система налогообложения и т.д.). Другие настройки позволяют уточнить характер налогообложения и иные особенности операции, настроить вывод документов на печать, воспользоваться разнообразными сервисными возможностями программы.

Например, для некоторых документов есть параметр настройки Проверить наличие аналогов хозопераций? (рис. 1). Если указать здесь ДА, то при расчете документа программа сначала проверит, нет ли в ЖХО операций-аналогов (совпадает по трем существенным признакам: дате, номеру документа и субсчету контрагента) или похожих (отличается только один из трех существенных признаков) на данный документ. Список аналогичных и похожих операций выводится на экран в виде специального отчета, и можно проверить, не была ли допущена ошибка (например документ уже занесен в ЖХО, но неправильно введен субсчет контрагента или дата).

Если вариант с расширенным поиском аналогов операций отключен, то в большинстве документов программа будет отслеживать только операции-двойники. При выявлении предложит их удалить (можно настроить автоматическое удаление и без запроса).

Есть и другие сервисные возможности:

  • предзаполнение полей документов для ускорения работы пользователя;
  • учет налоговых цен импортных товаров при постоплатах, а также других расхождений цен товаров в налоговом и бухучете;
  • анализ рентабельности продаж;
  • расчет себестоимости готовой продукции, коэффициентов индексации и компенсации за задержку зарплаты;
  • сводные отчеты (например взаиморасчеты с партнерами одновременно на разных счетах, сопоставление данных в налоговом и бухучете).

Чтобы не пропустить «первое событие»

Но основная головная боль бухгалтера связана все же с налоговым учетом. От того, насколько он отлажен, будет зависеть не только самочувствие самого бухгалтера, но и финансовое здоровье всего предприятия. Программа автоматически определит «первое событие», одновременно с бухгалтерскими проводками подготовит проводки для налогового учета и внесет нужные записи в реестры налоговых накладных. Бухгалтер может довериться в этом программе или наоборот, активно управлять всем процессом.

Например, с целью определения «первого события» плательщики налога на прибыль или НДС могут ввести сумму задолженности вручную. Если она не совпадет с суммой задолженности, рассчитанной программой, то будет предоставлен выбор: какую из них использовать при расчете налоговых последствий. При необходимости бухгалтер самостоятельно будет добавлять и корректировать «налоговые» проводки или записи в реестрах НН.

Описанная технология налогового учета предусматривает, что хозоперации обрабатываются строго в хронологической последовательности — тогда программа правильно определит «первое событие». Для проверки, не нарушена ли последовательность обработки операций, в программе имеются сводные отчеты, отражающие взаимоотношения с контрагентами одновременно в бухгалтерском и налоговом учете. Если выявлена ошибка, бухгалтеру достаточно выбрать в архиве нужный документ и повторно его пересчитать. Сумму первого события программа определит заново, соответственно изменится отражение операции в налоговом учете.

Важно отметить, что при повторном пересчете документа программа определяет задолженность строго на момент совершения конкретной операции, а не просто даты. Это актуально, если в течение одного дня было несколько операций с контрагентом.

Полный порядок в налоговых накладных

Организация учета НДС в «Инфо-Бухгалтере» направлена на максимальное ускорение работы, а также предупреждение возможных ошибок, облегчение их выявления и исправления. Для этого предусмотрены следующие средства:

1) записи в реестры выданных и полученных налоговых накладных программы заносятся автоматически при подготовке или обработке тех первичных документов, когда возникают налоговые обязательства или налоговый кредит по НДС. То есть это пока предварительные, а не окончательные записи, заполнены они так, как рассчитала программа, причем часто еще до реальных событий выписки или получения НН;

2) при выводе реестров на печать или в электронный файл для налоговой соблюдается форма, строго соответствующая требованиям ГНАУ. Реально же по сравнению со стандартными формами реестров, утвержденными ГНАУ, электронные реестры в программе содержат ряд дополнительных информационных и служебных полей, важных для автоматических расчетов и облегчающих работу бухгалтера с реестрами.

Например, в реестре выданных НН есть информация о номере, дате и общей сумме первичного документа, к которому «привязана» НН (платежного поручения покупателя, акта или расходной накладной), ссылка на подчиненный документ (счет-фактура, расходная накладная и др.), в котором содержится перечень товаров/услуг для НН. Также отметим поле НН выписана, где вначале записано НЕТ, и поле Номер НН, который сразу определяется программой. При вклинивании записи в реестр задним числом номера НН автоматически сдвигаются, но только для тех записей, для которых НН еще не выписывалась.

Выписка НН производится с помощью одного из многочисленных бланков в программе, разработанных под различные ситуации. Обычно при работе с такими бланками бухгалтеру достаточно выбрать из архива первичный документ, к которому выписывается НН, и рассчитать налоговую накладную. Если сумма в НН не совпадет с общей суммой первичного (или подчиненного) документа, количество в товарных позициях НН будет автоматически пересчитано. В поле реестра НН выписана появится отметка ДА. При попытке повторной выписки этой же НН будет сделано предупреждение. Перед выпиской НН пользователь может, при необходимости, откорректировать записи в реестре, в т.ч. удалить их или добавить новые.

Примерно такой же подход реализован и при заполнении реестра полученных НН. Записи в нем формируются при обработке хозяйственной операции, когда возникает право на налоговый кредит. В этом реестре тоже предусмотрены дополнительные информационные поля. Причем поле Номер НН вначале, как правило, еще не заполнено. Это означает, что данная НН еще не получена. Такая предварительная запись в формировании отчетности по НДС пока учитываться не будет. После получения НН от поставщика бухгалтеру достаточно только ввести ее номер в реестр, и она теперь будет учитываться при подготовке отчетности. При необходимости можно подправить дату получения НН или внести другие исправления в запись реестра. Чтобы облегчить контроль за своевременным получением и «оприходованием» НН, в программе предусмотрены три варианта вывода на печать этого реестра в заданном интервале дат: Только полученные НН, Только неполученные НН, Полученные и неполученные НН.

Отметим, что наличие вспомогательного поля для даты первичного документа (как правило, это дата, когда поставщик должен был выписать НН) позволила разработчикам без проблем и своевременно подготовить внезапно появившуюся весной этого года новую форму в отчетности — Приложение 5 к Декларации по НДС.

В программе допускается и традиционный подход — занесение записей в реестр непосредственно при выписке или получении НН. Этот вариант более трудоемок для бухгалтера и поэтому рассматривается разработчиками как резервный. Правда, некоторые сервисные возможности реализованы и здесь. Так, в документе «Занесение записи в реестр полученных НН вручную» имеются проверки сопоставимости сумм, записываемых в разные колонки реестра, предусмотрен ряд других проверок и автоматических корректировок.

Если сумма НДС не равна нулю, а поставщик в «Справочнике контрагентов» числится как неплательщик НДС, то программа предложит обнулить сумму НДС. Однако можно отказаться от этого, если на момент выписки НН контрагент был плательщиком НДС.

По умолчанию предполагается, что товары (услуги) приобретены для облагаемой НДС деятельности. Поэтому в большинстве случаев достаточно ввода только одной из сумм — общей суммы по НН, или общей суммы НДС, или одной из колонок реестра. Остальное программа рассчитает автоматически. Но если запись делается на основании чека, когда НН не предусмотрены, то бывают ситуации, что общая сумма НДС не равна 1/6 общей суммы по НН и не равна нулю (например, в одном чеке может быть оплата за облагаемые и не облагаемые НДС товары). Тогда придется заполнить графы бланка более подробно (рис. 2).

Новое приложение — новые возможности

В налоговой отчетности по НДС вызывает интерес новое приложение — «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов». Если с реестрами все в порядке, то получить отчет будет просто. В верхней части соответствующего бланка нужно выбрать код своей налоговой из справочника, поставить ДА в окне Формировать электронный файл? и указать период, за который формировать отчет, а также вариант расчета: По Реестрам.

В приложении есть графы, которые необходимо заполнять вручную (рядом стоит пометка Вводите Вы!). Они касаются продаж и покупок основных фондов (заполняют те, у кого были такие операции) или продаж товаров через посредников (комиссионеров). При расчете бланка эти поля не обнуляются, поэтому перед новым расчетом следует очистить их или ввести новые нужные суммы вручную.

Для облегчения проверки над таблицей раздела 1 есть специальное окно для просмотра налоговых обязательств в разрезе контрагентов. Выбрав конкретного покупателя, можно просмотреть и отредактировать записи в реестре для него. В разделе 2 (налоговый кредит) в бланке есть 3 специальных окна для просмотра реестра полученных НН за период.

Если возникла необходимость отредактировать отчет по Приложению 5, то методически правильным будет вначале отредактировать реестры как нужно, а уже затем на их основе вновь рассчитать Приложение 5 с помощью программного бланка. Отредактировать данный отчет можно и из программы «Податкова звітність» (OPZ), бесплатно предоставляемой налоговой инспекцией, после того как файл отчета, будучи сформирован в «Инфо-Бухгалтере», передан в OPZ.

Тем не менее, по просьбе пользователей предусмотрена возможность редактировать отчет непосредственно и в «Инфо-Бухгалтере». Для этого в бланке есть вариант расчета по отредактированной базе Приложения 5 (в верхней части документа имеется окно для выбора варианта расчета). Точнее, даже не по одной, а по трем независимым базам (ведь в Приложении 5 есть три, так сказать, резиновые таблицы, число строк в которых заранее не известно). После первоначального расчета («по реестрам») получившиеся результаты не только выводятся в форму для печати и в файл для налоговой, но и записываются в эти три базы. Над таблицей раздела 1 («Налоговые обязательства») есть специальное окно для редактирования базы НО, а над таблицей раздела 2 («Налоговый кредит») — еще два окна: для редактирования баз приобретений с НК и без НК соответственно.

Рассчитав Приложение 5 «по реестрам», бухгалтер перед печатью просматривает полученный отчет. Если возникла необходимость откорректировать его, но в данный момент это трудно или нежелательно делать путем внесения исправлений в реестры, можно внести необходимые правки прямо в базы Приложения 5 через вышеуказанные 3 окна. Затем пересчитать документ, выбрав вариант расчета «по отредактированной базе приложения».

Нюанс: «справочные» строки Приложения 5 (по ОФ и посредническим операциям) в базы не попадают — их надо заполнять только вручную перед окончательным расчетом бланка.

Как показала практика, одна из распространенных причин необходимости корректировки — ошибки округления. Сейчас, судя по последней версии программы OPZ 1.15, уже все «промежуточные» поля допускается заполнять с точностью до копеек, так что проблема округления частично решена. Но не окончательно — ведь программа OPZ по-прежнему контролирует, чтобы по каждой строке приложения 5 сумма НДС составляла строго 1/5 от суммы без НДС.

Электронная отчетность: от подготовки до расшифровки

Для работы с электронными файлами отчетности, предназначенными к отправке в налоговую инспекцию, в программе есть специальные служебные бланки в разделе «Отчетность в ГНА». В бланке «ХХХ Подготовка электронной отчетности к отправке» можно выбрать отчеты для отправки (рис. 3), указать путь к дискете а: или к любому каталогу, и тогда после расчета файлы к выбранным отчетам будут скопированы на дискету или в нужный каталог.

Если у вас установлена программа «Податкова звітність», рекомендуется задать директорию вывода ту же, что вы указали в программе. В последней вы сможете провести «камеральную проверку» отчетов, такую же, как это будет делаться в налоговой инспекции. Здесь же подготовите новые отчеты, которые не были сделаны в программе «Инфо-Бухгалтер» (в ней формируются в основном только электронные отчеты, автоматически заполняемые на основании проводок в ЖХО или по реестрам налоговых накладных), а также распечатать их.

Бланк «ХХХ Реестр xml-файлов» позволяет вывести на печать реестр xml-файлов в указанном каталоге. Это может быть диск a:, если Вы несете отчетность на дискете, или любой другой каталог на компьютере. В реестре выводится не только имя файла документа, которое сложно «расшифровать» бухгалтеру, но и полное наименование отчетного документа, за какой отчетный период, дата подачи. Бухгалтер убедится, что в каталоге присутствуют все необходимые файлы и нет лишних.



Следующая статья:  В начало статьи 



Компьютер с предустановленной «1С» Фрагмент статьи (только начало)
Твои электронные доспехи
На практике реализовать принцип «купить и забыть» — мечта любого потребителя, который хочет избавить себя от проблем, связанных с эксплуатацией приобретенного товара, в т. ч. и компьютера с программным обеспечением. Для бухгалтера самая сложная —...

В рубрике: 


Как избежать финансовых проблем в строительстве Фрагмент статьи (только начало)
№ 11 (12.3.2012) :: Не «1С»-ОМ единым
С помощью тандема «1С:Бухгалтерия для Украины» и сметного программного комплекса АВК...

Отчет, который включает все Фрагмент статьи (только начало)
№ 42 (17.10.2011) :: Не «1С»-ОМ единым
Модуль консолидации в системе управления «Парус-Предприятие»...

0.009919